Научная статья на тему 'Особенности развития рынка информационных услуг в условиях инновационных преобразований'

Особенности развития рынка информационных услуг в условиях инновационных преобразований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SERVICES'' MARKET / INNOVATIONS / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлачков В. Д.

Статья посвящена рассмотрению особенностей развития рынка информационных услуг в условиях инновационных преобразований. Отдельное внимание уделено особенностям развития рынка информационных услуг в условиях инновационных преобразований, которые играют решающую роль в развитии не только информационного общества, но и страны в целом. Сегодня, рынок информационных товаров и услуг является самым динамично развивающимся. Ставший наиболее прибыльным и перспективным, информационный бизнес, привлекает все больше организаций и предпринимателей. Быстро растущие информационные потребности разных уровней расширяют возможности информационного обмена, что ведет к появлению и развитию уже существующих информационных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of the information services'' market in the conditions of innovative transformations

Article is devoted to consideration of features of development of the market of information services in the conditions of innovative transformations. The separate attention is paid to features of development of the market of information services in the conditions of innovative transformations which play a crucial role in development not only information society, but also the country as a whole. Today, the market of information goods and services is most dynamically developing. Become to the most profitable and perspective, information business, attracts more and more the organizations and businessmen. Quickly growing information requirements of different levels expand possibilities of information exchange that conducts to emergence and development of already existing information products.

Текст научной работы на тему «Особенности развития рынка информационных услуг в условиях инновационных преобразований»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

УДК 330.1

В.Д. Козлачков

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Статья посвящена рассмотрению особенностей развития рынка информационных услуг в условиях инновационных преобразований. Отдельное внимание уделено особенностям развития рынка информационных услуг в условиях инновационных преобразований, которые играют решающую роль в развитии не только информационного общества, но и страны в целом. Сегодня, рынок информационных товаров и услуг является самым динамично развивающимся. Ставший наиболее прибыльным и перспективным, информационный бизнес, привлекает все больше организаций и предпринимателей. Быстро растущие информационные потребности разных уровней расширяют возможности информационного обмена, что ведет к появлению и развитию уже существующих информационных продуктов.

Ключевые слова: рынок информационных услуг, инновации, информационное общество.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время идет процесс активного формирования и развития информационного общества, к которому так стремятся многие развитые страны. Однако, без развития рынка информационных услуг, играющего не мало важную роль, само построение информационного общества невообразимо. Активно формирующаяся по всему миру глобальная сетевая информационная экономика включает в себя наряду с формированием различных составляющих сетевой информационной инфраструктуры, формирование сетевых институциональных управленческих структур, такие как институты государственной власти [1]. Наиболее активно развивающимися сферами информационных услуг являются: электронный бизнес, электронная коммерция, электронное правительство [3]. В экономически развитых странах доля подобных услуг в экономике с каждым годом становится все больше и больше, параллельно с этим происходит формирование новых и развитие старых информационных услуг.

Информационная услуга - действие субъектов информационного рынка по обеспечению пользователей информационными продуктами [2]. Она обладает рядом специфических особенностей:

1 - услуга неотделима от исполнителя;

2 -обладает полезностью;

3 - уникальна и носит интеллектуальный характер;

4 - облегчает доступ потребителя к информации, расширяет возможности ее выбора;

5 - ей не свойственны накопление и хранение.

Информационная деятельность является важным элемент рыночной инфраструктуры. Она играет решающую роль в определении динамики развития современного общества. От уровня развития информационных услуг во многом зависит степень зрелости рыночных отношений в развитых странах, так как он оказывает на них существенное влияние. Рынок информационных услуг, возникший в России в первой половине 90-х годов, активно развивается благодаря современным условиям [4].

Рынок информационных продуктов и услуг представляет собой систему экономических, организационных и правовых взаимоотношений субъектов рынка по торговле продуктами и услугами интеллектуального труда на коммерческой основе.

© Козлачков В.Д., 2014.

17

Новый университет. 2014. № 3(37)

ISSN 2221-7347

Информационный рынок обладает определенным набором продуктов и услуг, условиями и способами их предоставления, а как же ценами на них. В роли предмета продажи или обмена могут выступать информационные технологии и системы, патенты, лицензии, инженернотехнические услуги, товарные знаки и прочие виды информации.

Рынок информационных продуктов и услуг в России, развивается быстрыми темпами. Важнейшими его компонентами являются:

- Информационная составляющая. Представляет собой справочно-навигационные структуры и средства, помогающие в поиске необходимой информации.

- Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, обеспечивающие цивилизованные отношения на информационном рынке. (Закон «О правовой охране топологий интегральных схем»; Закон «Об информации, информатизации и защите информации»; Закон «Об авторском праве и смежных правах»; Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»).

- Техническая и технологическая составляющая. Это мощные компьютеры, современное оборудование, развитая компьютерная сеть и технологии анализа и переработки информации.

- Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

Особенности развития рынка информационных услуг обуславливаются особенностями информационного продукта и услуги, которые кардинально отличают информацию от других товаров.

1) При потреблении информация не исчезает и может быть использована неоднократно. Независимо от частоты использования, информационный продукт будет сохранять содержащуюся в нем информацию.

2) Информационный продукт подвержен «моральному износу». Предоставляемое информацией знание, со временем, перестает быть актуальным, в связи с этим, она начинает терять свою ценность.

3) Так как потребление информационного продукта требует определенных усилий, поэтому каждый потребитель сам определяет для себя наиболее удобные способы предоставления информации.

4) Затраты на тиражирование информации, отличии от материальных товаров, значительно меньше затрат на ее производство.

На сегодняшний день Россия уделяет большое внимание развитию рынка информационных технологий.

Действующая стратегия развития информационного общества в России, утвержденная на заседании Совета безопасности 25 июля 2007года, устанавливает стратегически важные направления развития до 2015 года. Основными целями данной стратегии являются: предоставление равных возможностей в доступе к базовым услугам связи вне зависимости от территориального положения граждан, обеспечение конституционных прав граждан на доступ к информации, стимулирование распространения и применения информационных технологий в социально-экономической сфере.

Сегодня, рынок информационных товаров и услуг является самым динамично развивающимся. Ставший наиболее прибыльным и перспективным, информационный бизнес, привлекает все больше организаций и предпринимателей. Быстро растущие информационные потребности разных уровней расширяют возможности информационного обмена, что ведет к появлению и развитию уже существующих информационных продуктов.

Библиографический список

1. Мамаева Л.Н. Взаимодействие государства и бизнеса в сфере услуг // Наука и общество. 2012.

№6.

2. Мирошниченко Н.В. Интеллектуальные услуги: подходы к определению и типологизация // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. №2.

18

ISSN 2221-7347

Экономика и право

3. Тучина Н.А. Взаимосвязь развития информационных технологий и национальной нанотехнологической сети // Наука и общество. 2011. №3.

4. Устинова Н.Г. Новые типы организаций в информационной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. №1.

Статья поступила в редакцию 31.01.2014.

КОЗЛА ЧКОВ Владимир Дмитриевич - аспирант кафедры институциональной экономики, Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

* * *

UDC 330.1

V.D. Kozlachkov

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SERVICES' MARKET IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE TRANSFORMATIONS

Article is devoted to consideration offeatures of development of the market of information services in the conditions of innovative transformations. The separate attention is paid to features of development of the market of information services in the conditions of innovative transformations which play a crucial role in development not only information society, but also the country as a whole. Today, the market of information goods and services is most dynamically developing. Become to the most profitable and perspective, information business, attracts more and more the organizations and businessmen. Quickly growing information requirements of different levels expand possibilities of information exchange that conducts to emergence and development of already existing information products.

Keywords: information services' market, innovations, information society.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.