Научная статья на тему 'Особенности развития Россйского рынка маркетингового консалтинга'

Особенности развития Россйского рынка маркетингового консалтинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Н.Е., Агаджанян Н.Т.

В данной работе на основе анализа маркетингового консалтинга и особенностей его функционирования в России, анализа современных тенденций, складывающихся на мировом рынке консалтинговых услуг в области маркетинга, определены основные элементы конкурентоспособности российских компаний, оказывающих услуги в области маркетингового консалтинга. Также в работе поднимается вопрос о влиянии мирового продовольственного и финансового кризисов на развитие маркетингового консалтинга в России. Благодаря исследованию динамики объема рынка консалтинговых услуг в области маркетинга и оценкам экспертов, сделаны выводы об эффективности деятельности консалтинговых компаний и перспективности их развития в области маркетинга на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития Россйского рынка маркетингового консалтинга»

дятся в центрах компетенции по соответствующим направлениям, достаточно распространенных на крупных зарубежных предприятиях. Проведение таких объективных исследований (например, экспертиза биллинго-вых систем телекоммуникационных компаний) является уже привычной практикой для западных организаций.

Подводя итог, можно выделить основные особенности маркетинга на деловом рынке. Это в первую очередь, рациональный подход к выбору поставщика, активное использование маркетинга партнерских отношений, поиск действенного УТП, а также применение политики индивидуальных предложений в качестве индивидуализации клиента, создание ощущения его значимости.

Список литературы:

1. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг: учеб. пособие // Маркетинг. Спец. выпуск № 21. - М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2003. - 128 с.

2. Эванс Дж Р., Берман Б. Маркетинг: сокращ. перев. с англ. / Авт. пре-дисл. и науч. ред. A.A. Горячев. - М.: Экономистъ, 1993. - 335 с.

3. Алешина И.В. Деловое покупательское поведение: продажи на деловых (В2В) рынках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.elita-rium.ru.

4. Блейхман О. Особенности маркетинга на рынке B2B [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.marketologi.ru.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССЙСКОГО РЫНКА МАРКЕТИНГОВОГО КОНСАЛТИНГА

© Тарасова Н.Е.*, Агаджанян Н.Т.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В данной работе на основе анализа маркетингового консалтинга и особенностей его функционирования в России, анализа современных тенденций, складывающихся на мировом рынке консалтинговых услуг в области маркетинга, определены основные элементы конкурентоспособности российских компаний, оказывающих услуги в области маркетингового консалтинга. Также в работе поднимается вопрос о влиянии мирового продовольственного и финансового кризисов на развитие маркетингового консалтинга в России. Благодаря исследованию динамики объема рынка консалтинговых услуг в области маркетинга и

* Доцент кафедры Теории и технологий в менеджменте, кандидат экономических наук, доцент.

* Студент.

оценкам экспертов, сделаны выводы об эффективности деятельности консалтинговых компаний и перспективности их развития в области маркетинга на российском рынке.

Маркетинговая деятельность, несомненно, одно из наиболее важных направлений деятельности компании, но ее эффективность существенно зависит от рациональной организации деятельности маркетинговых подразделений, учитывающей особенности обслуживаемого рынка, тенденции его развития, внутреннюю специфику компании и многие другие факторы. Современный российский бизнес доказал, что без существования маркетинговой политики в организации успешное развитие невозможно. Каждая компания стремится управлять рыночным поведением своих потенциальных и актуальных клиентов, давая им множество причин выбрать именно эту компанию именно сейчас и именно для покупки данного товара, или услуги. Управление рыночным поведением потенциальных и актуальных клиентов компании представляет собой комплексную задачу. Решить ее можно только внедрив в деятельность компании функцию системного маркетинга, представляющую собой привнесение маркетингового смысла в каждый контакт с потенциальным клиентом и в саму систему предоставления услуг и продажи товаров.

Безусловно, маркетинговый консалтинг является неотъемлемой частью плана развития компании, более того, он позволяет структурировать все системы на предприятии. По сути, маркетинговый консалтинг - это поиск и внедрение эффективных стратегических и тактических коммерческих решений, таких как определение целевой аудитории, потребительских предпочтений, конкурентов, положения компании на рынке, создание и вывод на рынок новых брендов и других. Однако широкое распространение данный вид деятельности в России получил в последние годы, значительное влияние на это оказал мировой финансовый кризис, который затронул и российскую экономику. В связи с этим, многие консалтинговые компании стали разрабатывать и предлагать ряд антикризисных программ по поддержанию и развитию бизнеса. Кроме того, маркетинговый консалтинг позволяет значительно уменьшить затраты компании на содержание штата специалистов, перераспределяя нагрузку по проектам на специализированные компании. Сегодня консалтинговые компании проводят регулярные и индивидуальные маркетинговые исследования, осуществляют разработку и оптимизацию коммерческой, маркетинговой, сбытовой стратегии, бизнес-планов компаний, готовят базы данных компаний по определенному рынку. На протяжении своей деятельности компания накапливает данные по рынкам, разрабатывает собственные методики, постоянно находится в курсе самых последних тенденций в экономике страны. В таком случае консалтинговая компания играет роль внешнего отдела маркетинга. Это, в свою очередь, дает возможность воспользоваться услугой данной компании не один раз, а подписать постоянное маркетинговое обслуживание.

Необходимо отметить, что существуют не только преимущества, но и некоторые недостатки в плане доверительных отношений на момент перекладывания задач маркетингового обслуживания с собственного отдела на стороннюю компанию. Как правило, отдел маркетинга работает в тесной связи с отделом сбыта, рекламы, PR и другими отделами. Показателями эффективной деятельности отдела маркетинга считают повышение уровня продаж компании. Если речь идет о новом продукте, то задачей отдела маркетинга компании является экономическое обоснование вывода данного продукта на потребительский рынок. Этот отдел играет роль своеобразного буфера между рынком и компанией. Деятельность отдела маркетинга направлена на поддержание стратегии развития компании. Передавая все эти функции сторонней компании нужно быть уверенным в её профессионализме, компетентности и соблюдении режима конфиденциальности.

Следует также добавить, что заказчиками маркетингового и бренд-консалтинга выступают крупные российские компании, проводящие реб-рендинг или рестайлинг [2]. Но поскольку маркетинговый консалтинг в России появился не так давно, как правило, они обращаются в западные агентства. Однако за последние два-три года к услугам маркетингового консалтинга стали обращаться и компании среднего размера. Чаще всего речь идет о разработке упаковки, формировании фирменного стиля, регистрации товарного знака, формировании, или реформировании службы маркетинга в компании, консультациях по стратегии маркетинга, написании маркетинговой части бизнес-плана, построении прогноза развития рынка и других задачах.

Интересен тот факт, что по средним взвешенным оценкам экспертов в 2008-м году количество компаний, оказывающих услуги в области маркетингового консалтинга, стратегического позиционирования и брендинга весьма значительно возросло, на 25 %, и достигло 160 (рис. 1). Аналогичный количественный рост имел место в 2004-м году, когда количество маркетинговых консультантов почти достигло сотни.

190 -

170 -

150 130 110 90 70 50

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Количество консалтинговых компаний, шт. [1]

Объем рынка маркетингового консалтинга в 2008-м году вырос на 55 % и составил около 3,25 миллиардов рублей или 130 миллионов долларов по среднегодовому курсу 25 руб./дол.

Впечатляющие темпы роста объясняются молодостью и неразвитостью этого сегмента рынка. Если в более опытных в этой сфере, развитых экономиках США и Западной Европы на маркетинговый консалтинг приходится от 2 до 4 % от общего объема рынка маркетинговых услуг (включая рекламу, DM, BTL, PR), то в России - менее 1 % [4]. Поэтому потенциал роста у этого рынка как минимум трехкратный.

Особенностью рынка маркетингового консалтинга в России является отсутствие на нем крупных фирм, явных лидеров. Маркетинговым консалтингом занимаются и западные компании, однако ни у кого из них в России нет достаточно крупного офиса или филиала.

Но следует отметить, что уровень доверия как со стороны российских, так и западных потребителей зависит от степени развитости рынка. А в России компании, оказывающие консалтинговые услуги в области маркетинга появились недавно, еще каких-то 7-8 лет назад этого рынка практически не было, по сути, только сейчас происходит его становление.

На Западе консультантами по маркетингу становятся, как правило, опытные специалисты, по 20-25 лет отработавшие в различных отраслях, в крупных компаниях типа С-С, BP, P&G, в то время как на российском рынке маркетингового консалтинга не хватает таких специалистов [3]. Кроме того, заказчики на Западе десятилетиями приучены обращаться к услугам различных специализированных агентств. Тем более что большинство крупных и средних западных компаний управляются наемными топ-менеджерами. Еще 10 лет назад в большинстве средних российских компаний не было ни службы маркетинга, ни менеджера по маркетингу, но сегодня в большинстве компаний такие службы есть.

190 -

1701-

150 130 110 90 70 50

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 2. Динамика изменения оценки числа реально работающих на рынке консалтинговых компаний, шт. [1]

Однако, основываясь на анализе состояния рынка маркетингового консалтинга в условиях мирового финансово-экономического кризиса, необходимо отметить, что по оценкам экспертов в 2009-м году довольно резко сократилось количество компаний, оказывающих услуги в области марке-

тингового консалтинга, которые реально работают на российском рынке: проводят исследования, оказывают консультационные услуги по вопросам, связанным с маркетингом. Так, по итогам 2009 года количество консалтинговых компаний составило 115 (рис. 2).

Несомненно, рынки развиваются и конкуренция усиливается. Россия становится привлекательным рынком для крупных западных компаний. Им необходим консалтинг на предмет российской специфики. Таким образом, необходимо создание условий для привлечения западных инвесторов и опытных специалистов в области маркетингового консалтинга на российский рынок для укрепления позиций на международном рынке и более успешного развития экономики страны в целом.

Список литературы:

1. Маркетинговый консалтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.marketingone.ru.

2. Беквит Г. Продавая незримое. Руководство по современному маркетингу услуг. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

3. Березин И. Маркетинговый анализ: Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. - М.: Вершина, 2007.

4. Иванов М., Фербер М. Руководство по маркетингу консалтинговых услуг. - М.: Альбина Паблишер, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.