Научная статья на тему 'Особенности развития речевой деятельности студентов в рамках изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»'

Особенности развития речевой деятельности студентов в рамках изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
559
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LANGUAGE DEVELOPMENT / METHODS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Русанова Елена Ивановна

В статье раскрывается основная проблематика развития речевой деятельности студентов в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи», основные направления и методы в формировании коммуникативной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SPEECH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE "RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH"

The article covers the main issues of the voice activity of students in the discipline "Russian language and culture of speech", the main trends and methods in the formation of the communicative competence of students.

Текст научной работы на тему «Особенности развития речевой деятельности студентов в рамках изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»»

УДК 372.881.161.1

E. И. Руса нова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «русский ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

В статье раскрывается основная проблематика развития речевой деятельности студентов в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи», основные направления и методы в формировании коммуникативной компетенции студентов.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, речевое развитие, методы

формирования коммуникативной компетенции.

Е. I. Rusanova

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SPEECH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE "RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH"

The article covers the main issues of the voice activity of students in the discipline "Russian language and culture of speech", the main trends and methods in the formation of the communicative competence of students.

Key words: communicative competence, language development, methods of formation of communicative competence.

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» в средних специальных учебных заведениях направлена на формирование у студентов следующих видов компетенций: лингвистическая компетенция - умение проводить лингвистический анализ языковых умений; языковая компетенция - соблюдение языковых норм, овладение практическими навыками русского языка; коммуникативная компетенция - умение обрабатывать услышанную информацию и создавать свою на ее основе, владение разными видами речевой деятельности (письмо, чтение), умение воспринимать чужую речь в устной, и в письменной форме.

Литературный язык существует в двух формах - письменной и устной. Между ними имеются существенные различия, особенности в области синтаксиса. В практике обучения русскому языку в нашем колледже традиционно большое место занимают изложения с элементами сочинений и сочинения. Они являются формами контроля, который определяет уровень владения языком. Абсолютно правильно, что в практике использу-

ются в основном изложения и сочинения на литературную тему, так как они стимулируют понимание классической литературы и этим работают на развитие интеллекта. Изложений и сочинений в колледже пишется достаточное количество. Именно поэтому, на уроках уделяется большое внимание анализу ошибок.

Следует отметить два крупных недостатка изложений и сочинений студентов: орфографическая и пунктуационная неграмотность, неумение раскрыть тему.

Причины несоответствия содержания сочинения теме следующие: непонимание темы, неумение логически мыслить, невнимание к формулировке. Задача педагога -проанализировать ошибки, прежде всего, в способах выражения мысли, в содержании сочинения или изложения и помочь студентам разобраться с ними. Ошибки, которые делают в сочинениях и изложениях, в основном, двух типов:

1. Фактические и логические - это неязыковые ошибки;

2. Лексические, грамматические, стилистические - это языковые ошибки.

Неязыковые ошибки.

Фактические ошибки в письменных работах очень разнообразны - от искажения хронологии до неверной трактовки образа и произведения в целом.

Логические ошибки - логически неверно выстроенное повествование.

Языковые ошибки.

1. Самыми частыми среди языковых ошибок являются лексические.

Они возникает тогда, когда студент не знает значения употребляемого слова или не вдумывается в содержание прочитанного произведения. Сопоставляя сцены вечера у А.П.Шерер и именины у Ростовых в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого, студент 1 курса пишет: «Эпизод именин следует за сценами советского вечера в салоне Шерер».

Основной причиной лексических ошибок служит паронимия, т.е. смешение слов, похожих по звучанию, но разных по значению. Например: «Нельзя же быть таким невежей! Надо учиться, пополнять знания!» существительное невежа (грубый, невоспитанный человек) употреблено вместо необходимого невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Грамматические ошибки - это нарушение правил построения словосочетаний и предложений, образования и употребления форм слова. Например: Автор статьи рассматрива-

ет проблему взаимоотношений отцов и детей.

Студент не знает, что существительное проблема управляет словом в Р.п. (кого? чего?) взаимоотношения.

Исправление стилистических ошибок всегда сложно для студентов, так как требует знаний и развитого языкового чутья. Например: «Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на шёпот дитёнка».

Слово дитёнок имеет просторечный характер и не может применяться в этом предложении.

Работа по предупреждению, исправлению и даже обнаружению таких ошибок бывает для студентов достаточно сложной. Главное в этой работе, чтобы ошибка была не просто исправлена, а осмыслён её характер.

Практика реализации работы позволяет говорить о создании устойчивой мотивации для совершенствования своей устной и письменной речи. У студентов появляется желание писать и говорить, испытывая эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов. Потребуется еще немало усилий по развитию речевой культуры студентов, приобщению их к литературному языку. Только системный, творческий подход к работе даст положительные результаты.

2.

3.

4.

s.

б.

7.

8.

9.

2.

3.

ЛИТЕРАТУРА

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с.

Куницына В.Н. Коммуникативная компетентность и коммуникативный интеллект: структура, функции, взаимоотношения. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - СПб.: Питер, 1995. - 86 с. Михельсон Л. Тест коммуникативных умений. Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха - [Электронный ресурс]

- Режим доступа. - URL: http://azps.ru/tests/5/mihelson.html (дата обращения 01.10.2012).

Капинова Е.С. Отбор коммуникативного минимума на основе анализа болгарских и русских невербальных средств общения [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №2. С.21-27.

Капинова Е.С. Биографический метод в обучении русскому языку студентов-нефилологов в Болгарии [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №4. С.114-118.

Крылова М.Н. Способы поддержания интереса к содержанию учебного материала на занятиях по морфологии русского языка [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №4. С.251-263. Поповицкая Н.В. Современные требования к педагогу в межличностном восприятии [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №5. С.44-48.

Русанова Е.И. Управление педагогической деятельностью по преодолению негативных тенденций в русском языке в учебно-воспитательном процессе колледжа // Государственный советник, 2013. №3. С.84-86. Славгородская Е.Л. Активные средства организации учебно-профессиональной деятельности студентов [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №3. С.96-105.

REFERENCES

Klarin M.V. Innovatsii v mirovoi pedagogike: obuchenie na osnove issledovaniia, igry i diskussii. (Analiz zarubezhnogo opyta) [Innovation in the global pedagogy: learning through research, games and discussions. (Analysis of foreign experience)]. Riga, NPTs «Eksperiment», 1995. 176 p.

Kunitsyna V.N. Communicative competence and communicative intelligence: structure, functions and relationships. Teoreticheskie i prikladnye voprosy psikhologii - Theoretical and Applied Problems of psychology, Saint Perersburg, Piter, 1995. 86 p.

Mikhel'son L. Test communicative abilities. Translation and adaptation Yu.Z. Gilbuh. Available at: http://azps.ru/ tests/5/mihelson.html (accessed 28 November 2012).

Kapinova E.S. Selection of communicative minimum on the basis of the analysis of Bulgarian and Russian non-

S2

ISSN 2307-2447

verbal means of communication. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, №2, pp.21-27. (in Russian)

5. Kapinova E.S. Biographical method in learning Russian language of non-philologist students in Bulgaria. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, №4, pp.114-118. (in Russian)

6. Krylova M.N. Ways to sustain interest in the content of training material during the lessons on the morphology of Russian language. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, №4, pp.251-263. (in Russian)

7. Popovitskaia N.V. Modern requirements to the teacher in the interpersonal perception. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, №5, pp.44-48. (in Russian)

8. Rusanova E.I. Management of educational activities to counter the negative trends in the Russian language in the educational process of college. Gosudarstvennyi sovetnik - State Counsellor, 2013, №3, pp.84-86. (in Russian)

9. Slavgorodskaia E.L. Powered tools training and organization of students professional. Perspektivy nauki i obrazovaniia

- Perspectives of science and education, 2013, №3, pp.96-105. (in Russian)

Информация об авторе Русанова Елена Ивановна (Российская Федерация, Воронеж) - Преподаватель. Воронежский профессионально-педагогический колледж. E-mail: g_samuseva@bk.ru

Information about the author Rusanova Elena Ivanovna (Russian Federation, Voronezh) - Lecturer. Voronezh vocational-training college. E-mail: g_samuseva@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.