Научная статья на тему 'Особенности развития пространственных искусств на Ставрополье в период Древности (i тыс. До Н. Э. )'

Особенности развития пространственных искусств на Ставрополье в период Древности (i тыс. До Н. Э. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОБАНСКОЕ ИСКУССТВО / СКИФСКОЕ ИСКУССТВО / ПОГРЕБАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / KOBAN ART / SCYTHIAN ART / FUNERARY ARCHITECTURE / MONUMENTAL SCULPTURE / DECORATIVE ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крылова Инна Николаевна

В статье раскрываются особенности развития пространственных искусств на территории Ставропольского края в период Древности (I тыс. до н. э.): архитектуры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры на примере художественного наследия кобанской и скифской культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Крылова Инна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of spatial arts in the Stavropol territory in the period of antiquity (the first Millennium BC)

In the article the peculiarities of spatial arts in the Stavropol territory in the period of antiquity, architecture, decorative and applied art, sculpture on the example of the artistic heritage of the Koban and Scythian cultures.

Текст научной работы на тему «Особенности развития пространственных искусств на Ставрополье в период Древности (i тыс. До Н. Э. )»

Секция 3. Искусствоведение

Krilova Inna Nikolaevna, North-Caucasian Federal University, Humanitarian institute, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of design, department of history, philosophy and arts

E-mail: Dizain_sieu@mail.ru

Development of spatial arts in the Stavropol territory in the period of antiquity (the first Millennium BC)

Abstract: in the article the peculiarities of spatial arts in the Stavropol territory in the period of antiquity, architecture, decorative and applied art, sculpture on the example of the artistic heritage of the Koban and Scythian cultures.

Keywords: Koban art, Scythian art, funerary architecture, monumental sculpture, decorative art.

Крылова Инна Николаевна, Северо-Кавказский федеральный университет, Гуманитарный институт, канд. педагогических наук, доцент кафедры дизайна,

факультет истории, философии и искусств E-mail: Dizain_sieu@mail.ru

Особенности развития пространственных искусств на Ставрополье в период Древности (I тыс. до н. э.)

Аннотация: В статье раскрываются особенности развития пространственных искусств на территории Ставропольского края в период Древности (I тыс. до н. э.): архитектуры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры на примере художественного наследия кобанской и скифской культур.

Ключевые слова: кобанское искусство, скифское искусство; погребальная архитектура; монументальная скульптура; декоративно-прикладное искусство.

На территории современного Ставропольского края в период Древности наиболее заметное развитие получили такие виды искусств, как: архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Из культур, существовавших на территории края в I тыс. до н. э. и характеризующихся значительным уровнем художественных достижений можно выделить ко-банскую и скифскую.

Горные области Центрального Кавказа по обе стороны Главного Кавказского хребта, а так же северные склоны предгорий Центрального и частично Северо-Восточного Кавказа в I тыс. до н. э. заселяли племена кобанской культуры, названной так по могильнику, открытому близ аула Кобан в Северной Осетии [1]. Эта культура исконно кавказского населения отличалась высокими достижениями в области обработки бронзы и благородных металлов. Для носителей кобанской культуры эпохи рассвета (XI — VII вв. до н. э.) характерна прочная оседлость. Их поселения располагались на естественно укрепленных возвышенностях (поселение на Крестовой горе в г. Кисловодске). На Ставрополье известно много ко-банских памятников. Это Березовский могильник на р. Березовке, Кисловодский могильник на территории санатория им. Горького, могильники в г. Пятигор-

ске, у горы Бык около г. Минеральные Воды и др. [1]. Кобанцы повсеместно возводили наземные жилища из камня и плетеного деревянного каркаса с глиняной обмазкой. Они, как правило, состояли из двух отделений: жилого и хозяйственного. В хозяйственной половине встречаются предметы, говорящие о существовании домашнего производства: косторезного, гончарного и т. п. На некоторых поселениях археологами прослежены узкие улицы, вымощенные булыжником. Могильники кобанской культуры располагались вблизи поселений. Захоронения производились в простых грунтовых ямах, в ямах со стенками, выложенными булыжником, или плитками, в массивных каменных ящиках, перекрытых целыми плитами или их обломками. В мужских погребениях IX — VII вв. до н. э. иногда вместе с покойным укладывались орудия труда, оружие. В женских захоронениях нередки находки глиняных грузиков веретен, швейных игл, украшений, глиняной посуды. Специфические формы оружия и украшений из бронзы, выполненных в сложных техниках декорирования, с изображениями животных, а так же особенности форм и украшений керамических изделий, подчеркивают уникальности культуры и являются ее маркерами. Для этой культуры характерна посуда определённых форм: миски

21

Section 3. Study of art

с округлым, плавно загнутым внутрь краем, кубки, одноручные кувшинчики и бокалы. Они украшены богатым орнаментом, состоящим из заштрихованных полос в виде геометрических фигур, ёлочек, спиралей. В изображениях орнамента был заложен как декоративный, так и магический смысл [2]. Кобанское прикладное искусство в целом поражает уверенностью рисунка, острой наблюдательностью и поистине блестящим мастерством художников, гравёров, скуль-пторов-литейщиков. Художественные предметы, выполненные ими, стоят на грани высокого искусства. Необычайно яркий расцвет бронзовой металлургии оказался непревзойдённым и в последующие эпохи.

Искусство Ставрополья в VII — IV вв. до н. э. ярко представлено творчеством скифов. Именно скифы оказали заметное влияние на жизнь и культуру древнеадыгейских племен, обитавших по течению реки Гипанис (Кубань) [4]. Скифское изобразительное искусство получило всемирную известность благодаря своему неповторимому звериному стилю. Исследователи выявили прямую связь этой самобытной изобразительной системы с культом военной доблести. Образы хищных животных и птиц или изображения их частей: глаз, когтей, лап, раскрытой пасти — носили сакрально-магический характер. Они как бы усиливали боевое качество оружия и коня, придавали особую смелость, меткость, удачу, быстроту воинам-всадникам. Изображения фантастических и реальных стилизованных зверей встречаются у скифов в декоративных изделиях и в орнаменте. Исследователи полагают, что прародиной звериного стиля явился Ближний Восток, Иран. Стремясь по мере сил подняться до уровня восточных владык, кочевая знать использовала древние и традиционные изображения зверей в организации пышных ритуальных церемоний, в частности, погребальных. Так, в погребениях на Ставрополье археологи часто находят навершия, составляющие одну из достопримечательных категорий вещей скифской материальной культуры. В большинстве случаев навершие представляет собой круглую скульптуру небольших размеров, венчающую металлический деревянный шест, который, скорее всего, устанавливался по четырем углам захоронения.

В коллекции краеведческого музея г. Ставрополя представлены две пары изумительных бронзовых на-верший с образами грифона и оленя. Фигура оленя выполнена в типичной для скифского стиля манере: линии тела округлы, спина животного немного выгнута; глаза и ноздри характеризуется особой рельефностью, общая форма изысканно пластична [6].

В навершие с образом грифона ярко представлена разновидность звериного стиля -тератологический («чудовищный»). Голова грифа с хищно открытым клювом выглядит грозно-устрашающей. Оба навершия отличаются утончённой эстетикой и выразительностью. В их образах удивительно совмещаются фантазия и реальность. Произведения демонстрируют высочайший уровень технологии литья, которым в совершенстве владели скифские мастера. Навер-шие с образом оленя стало своеобразным символом не только краеведческого музея г. Ставрополя, но и всей скифской культуры на Ставрополье. Кроме художественно-эстетических достоинств, навершие имеет интересное звуковое устройство. Так, упомянутые выше образцы обладают не цельным, а полым объемом. Внутри наверший находится маленький металлический шарик. Он подвижен, и при покачивании навершия легко ударяется о боковые стенки полости, рождая глухие мелодичные звуки. В связи с этим, некоторые исследователи предлагают рассматривать навершия как своеобразный музыкальный инструмент шаманов. Отдельные ученые связывают их с культом солнца, идеей плодородия; третьи — наделяют охранной функцией, предполагая, что характерные звуки могли отпугивать нежданных гостей: людей, зверей и птиц от захоронения.

Другими характерными произведениями скифского искусства являются многочисленные каменные изваяния, встречающиеся по всей территории Северного Кавказа, в том числе и Ставрополья [3]. В основу таких скульптурных произведений заложен образ мужчины-воина с его обязательными деталями костюма: шлемом и гривной. Изображение трактуется древними мастерами довольно схематично и выглядит архаичным, но в тоже время демонстрирует высокий уровень обобщения и стилизации, в лучших образцах поднимаясь до символа. Материалом для них служил песчаник. Высота скульптур обычно колеблется от 1,5 до 2-х метров, если не брать во внимание ту часть, которая зарывалась в землю. Размещение изваяний напрямую зависело от мест ставок, где сосредотачивалась общественная и религиозная жизнь племени, или от расположения захоронения. Установка статуи вождя-начальника на его могиле была одним из культовых обрядовых элементов. Являясь прекрасными воинами, скифы большое значение придавали качеству вооружения и снаряжения. У них, помимо технологии обработки черных и цветных металлов, существовала сложная и разнообразная техника изготовления изделий из кожи, особенно таких, как ос-

22

Секция 3. Искусствоведение

нова для металлических наборных панцирей, поясов, различных частей конных уздечек. В связи с кочевым образом жизни у скифов слабо развивались домашние промыслы, такие как производство керамики, косторезное и деревообрабатывающее ремесла.

Из скифской архитектуры наибольшей художественной ценностью обладают курганы. Ярким примером погребального сооружения такого типа является известный Александрийский курган. Археологи датируют его первой четвертью VI века до н. э. До 70-х годов XX века он располагался около хутора Красное Знамя, в 14 километрах к югу от села Александровского [5]. Его высота доходила до отметки 11 метров, диаметр — до 100 метров. Объем кургана был сформирован из земли и глины. Большое количество камня покрывало всю насыпь панцирем. В 1973 году строителям Большого Ставропольского канала пришлось его снести. Это обстоятельство позволило обнаружить внутреннее устройство кургана. Так, на поверхности древней почвы скифскими зодчими была возведена каменная стена. Ее высота достигала двухметровой отметки, а диаметр был равен 45 метрам. Внутри нее, концентрическими кругами, размещались деревянные столбы и плетень. В центре кургана располагалось сооружение с главным погребением. Оно представляло собою круг диаметром 12,5 метра, его стены были выполнены из крупного камня в два ряда с глиняной подушкой между ними. Главное погребение было полностью разграбленным и практически не сохранилось. В восточном секторе размещалось еще одно, довольно оригинальное архитектурное сооружение культового назначения. Оно представляло собой постройку в постройке без кры-

ши и достигало около 3-х метров по высоте. Внутреннее прямоугольное сооружение имело выступ, перед ним находилась низкая глиняная площадка, слегка возвышающаяся над поверхностью почвы. На уровне верха стен располагался каменный жертвенник в виде плиты корытообразной формы. На нем сохранились останки костра. Внешняя линия стен была возведена из камня и сырцового кирпича, причем снаружи поверхность была обработана штукатуркой и выкрашена в красный цвет. В юго-западном секторе кургана было обнаружено помещение для жертвоприношений, огороженное вертикально поставленными каменными плитами. Здесь сохранились кости людей и животных, бронзовые наконечники стрел, фрагменты ювелирных украшений: бусины, бисер, золотые обкладки погребальных носилок, золотые пуговицы, большие сосуды с геометрическим орнаментом и т. д. В многочисленных курганах скифской знати на Ставрополье ученые продолжают находить скопления высокохудожественных золотых и серебряных сосудов, оружия, украшенного золотом и серебряной отделкой.

В завершении краткого обзора развития искусства на Ставрополье в I тысячелетии до н. э. необходимо отметить, что художественные традиции кобанцев — исконно кавказского населения и кочевников-ски-фов оказали заметное влияние на дальнейшее развитие искусства на территории края и региона [7]. Впоследствии они получили своё яркое воплощение в творчестве многих народностей Северного Кавказа, прежде всего адыгов, а сохранившиеся произведения искусства стали достоянием не только общероссийской культуры, но и приобрели всемирное значение.

Список литературы:

1. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года: Регион. учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/А. В. Найденко, И. М. Назарова [и др.]. - Ставрополь: СКИПКРО, 1996. - 304 с.

2. Край наш Ставрополье: Очерки истории/науч. ред. Д. В. Кочура, В. П. Невская. - Ставрополь: Шат-гора,

1999. - 528 с.

3. Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа/Е. И. Крупнов. - М.: Советская Россия, 1960.

4. Нарожный Е. И. Северный Кавказ: этапы исторического развития/Е. И. Нарожный. - Армавир: АГПИ,

2000. - 39 с.

5. Памятники истории и культуры Ставрополья/авт. сост. В. В. Госданкер [и др.]. - Ставрополь: Ставр. фонд культуры, 1993. - 144 с.

6. Ставропольский краеведческий музей им. Г. К. Праве/Л. Феоктистова и др. - Минеральные Воды: Кавказ. здравница, 1990. - 45 с.

7. Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов Северного Кавказа [Текст]: Сборник научных трудов/НИИ худож. пром-сти; [Отв. ред. Н. В. Черкасова]. - М.: НИИХП, 1987. - 136 с.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.