Научная статья на тему 'Особенности развития национальной экономики: институциональные факторы и глобализационные процессы'

Особенности развития национальной экономики: институциональные факторы и глобализационные процессы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ECONOMIC DEVELOPMENT / GLOBALIZATION / CIVILIZATIONAL SPECIFICITIES / SOCIO-ECONOMIC INSTITUTES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков А.В.

В статье рассматриваются институциональные характеристики, определяющие особенности российской экономики, преимущества, предоставляемые изначально имеющейся средой, а также недостатки, представляющие определённые ограничения возможностей использования положительных сторон происходящих в мире глобализационных процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificities in the development of the national economy: institutional factors and globalization processes (Russia, St. Petersburg)

The article discusses institutional features defining specific characteristics of the Russian economy, as well as advantages of the existing environment and the drawbacks that cause certain limitations in the use of the positive tendencies of the current globalization-related processes in the world at large

Текст научной работы на тему «Особенности развития национальной экономики: институциональные факторы и глобализационные процессы»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

А.В. Новиков,

доцент кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета,

кандидат экономических наук a-novikov08@mail.ru

В статье рассматриваются институциональные характеристики, определяющие особенности российской экономики, преимущества, предоставляемые изначально имеющейся средой, а также недостатки, представляющие определённые ограничения возможностей использования положительных сторон происходящих в мире глобализационных процессов.

Ключевые слова: экономическое развитие, глобализация, цивилизационные особенности, социально-экономические институты.

УДК 338.22.01 ББК 65.9 (2Рос)-1

В современной мировой экономической системе глобали-зационные процессы становятся преобладающим вектором развития, играющим главенствующую роль в функционировании практически всех национальных экономик.

Эти глобализационные процессы проявляются во всех сферах жизни общества и имеют последствия, отражающиеся в изменении взаимоотношений между цивилизациями, между религиозными конфессиями, между социальными группами по всей планете.

Причинами такого бурного развития глобализационных процессов можно считать и научно-техническую революцию, и повсеместное внедрение информационных технологий, и качественное изменение человеческого сознания. В целом, глобализация представляет собой интеграционный процесс, объединяющий развитие мировой экономики, преобразование рыночных отношений, научно-технический прогресс. Однако, степень объективности и естественности, наличие как позитивных, так и негативных последствий этих процессов для всех стран и народов можно трактовать неоднозначно.

Глобализацию можно рассматривать как составляющую процесса модернизации — необходимого компонента развития общества, как процесс либерализации национальных экономик, политических систем, усвоение образа жизни, присущего западной цивилизации.

Тип экономики и методы хозяйствования каждой цивилизации вырабатываются на основе имеющегося у неё исторического опыта экономической жизни, различных географических, демографических и других факторов, значительную роль среди которых играет национальный менталитет и взаимосвязанные с ним обычаи, нормы поведения и традиции. В свою очередь, обычаи и традиции являются формой существования норм и эталонов, накапливаемых и передаваемых последующим поколениям, что обеспечивает сохранение с помощью институтов традиционного общества повторяемости определённых общественно значимых ситуаций [5, с. 90].

В соответствии с представлениями, заложенными технологическим типом западной цивилизации, традиции — удел прошлого, а традиционное общество — одна из промежуточных (или даже начальных) стадий прямолинейного движения каждого человеческого сообщества, вне зависимости от особенностей его исторического развития, к идеалу — современному индустриальному обществу, «обществу всеобщего благосостояния». С такой точки зрения, модернизация, рассматриваемая как процесс либерализации национальных экономик и политических систем, направленный на построение специфической цивилизации европейского типа, представляет собой переход от традиционного общества к современному.

По этому единственно возможному и исторически предопределённому пути, по мнению сторонников теории модернизации, должны пройти и идут все нации и страны, однако на путь модернизации они вступают в разное время. От этого зависит их место в ряду развитых стран и степень достижения благосостояния на сегодняшний день. На этой основе все государства подразделяются на эшелоны модернизации.

В странах первого эшелона модернизации, начиная с XV века, находились центры мировой системы капитализма, центры европейского, а потом и мирового «мира-экономики», то есть пространства, очерченного определёнными границами, имеющего некий центр, вокруг которого формируются ближняя и дальняя периферии, являющегося суммой частных экономик с разным уровнем богатства. Из этого построения возник такой вид неравенства, как международное разделение труда, конкретизирующееся в виде пространственной модели развития и отсталости, так как разделение труда в масштабе мира-экономики не было соглашением равных партнёров [1, с. 14].

К началу индустриальной цивилизации возникшее в прошлом состояние зависимости ускоряло процесс модернизации в одних странах и тормозило его в странах — поставщиках сырья. Причём со временем, когда главенство экономики становилось всё более значительным, усиливалось и экономическое неравенство соучастников мира-экономики, что делило мир на привилегированную часть и лишённую привилегий. Со временем такое неравенство переставало удовлетворять страны — периферии мира-экономики, и это неудовлетворение проявилось в стремлении искать и находить модели самостоятельного развития, учитывающие особенности внутренней хозяйственно-культурной жизни страны [7, с. 62].

Реакцией центров мира-экономики на изменившуюся позицию периферийных стран стала идея необходимости для дальнейшего мирового развития глобализации национальных экономик, перехода к единой мировой экономике, основанной на либерализме. Глобализация, по мысли её сторонников, должна стать необратимым процессом интернационализации не только экономической сферы, но и всей общественной жизни, создав условия для свободного перемещения финансовых, материальных и человеческих ресурсов.

Глобализация выводит экономику различных стран на качественно иной уровень, при этом сглаживая и даже уничтожая их культурно-исторические особенности, на что и направлен в результате процесс модернизации, тормозом которого могут являться национальные особенности, традиции.

Глобализация, как и модернизация в целом, внедряя свою культуру, культуру «модернити», разрушая одни традиции, несовместимые с её принципами, вместе с тем устанавливает другие — традиции непрерывного изменения, традиции рационализма.

Теоретики модернизации и глобализации выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы преобразований, утверждая, что в ходе модернизации необходимо устранить неблагоприятные факторы.

Среди всех факторов, влияющих на экономическое развитие, человек, как субъект экономической деятельности и составной элемент общности, рассматривается как фактор наиболее важный. В этой связи сегодня понятию национального менталитета отводится ведущая роль, а изменение сознания человека, его представлений, образа экономического мышления, нормы действий, менталитета является ключевым моментом модернизации общества.

К неблагоприятным факторам преобразований относятся сохранение элементов традиционного общества и отсутствие рационалистического сознания у большинства населения. М. Вебер признавал, что «первым противником, с которым пришлось столкнуться «духу» капитализма и который являл собой определённый стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в этическом обличии, был тип поведения и восприятия, который мог быть назван «традиционализмом» [3, с. 80].

Поэтому некоторые учёные считают, что «развитие нового культурного стереотипа» образует «сердцевину» всего процесса модернизации, а первоочередной задачей в процессе модернизации, её идеологами видится разрушение или, по крайней мере, преобразование традиционного сектора, традиционных социально-экономических и общественно-политических институтов. Отсюда возникает такое определение модернизации как рационализации сознания на основе научных знаний, с отказом от поведения в соответствии с традициями, как смены типов сознания, трансформации субъекта общественного сознания, изменении типа самой общности людей [4, с. 63-73].

Изменение, корректировка сознания, как утверждают «модернизаторы», должна привести к возможности создания и функционирования новых социально-экономических, политических и культурных институтов и отношений, ценностей и норм. Причем эти институты, отношения, ценности, нормы должны соответствовать, или хотя бы не противоречить определенным, принятым в западном обществе идеалам, установлениям и институтам гражданского общества, имеющим основу в римском праве и западном христианстве.

Под воздействием различных природных и социальных факторов формировались разные типы личности, разные национальные менталитеты. Их различия обусловили различное понимание экономических свобод, смысла и основных принципов хозяйственной деятельности. Тем не менее, именно экспансия западноевропейской цивилизации, менталитет представителей которой, основанный на идеях протестантизма, отличается ярко выраженным рационализмом и индивидуализмом, несколько последних столетий определяла главные черты мировой истории.

«Представителям западной цивилизации в силу примата индивидуалистической «я»-психологии, свойственны такие качества, как практицизм, деловитость, расчётливость, изобретательность, способность рисковать, холодность, эмоциональная чёрствость, стремление к независимости, склонность к добросовестности в деле, чувство превосходства над другими народами, способность к самодисциплине и самоорганизации... Ни с какими другими человеческими качествами нельзя ни воспроизвести западную цивилизацию, ни сохранить её в той форме и на том уровне, какого она достигла» [6, с. 46-47].

Социально-политическая и экономическая системы российской цивилизации и российский экономический менталитет исторически формировались в специфических, не свойственных другим народам условиях, совокупность которых не присуща ни одной из стран. Специфика и уникальность России в том, что громадное государство всегда представляло собой особый мир-экономику, внутри которого сформировался определённый стереотип экономического поведения, обусловленный особенностями пространства и течения исторического времени.

На протяжении тысячи лет Россия представляла собой самодостаточную экономическую систему, функционирующую по всем законам подобных макросистем, соприкасающуюся и взаимодействующую с соседними мир-экономиками, но достаточно мало зависящую от них. Производство такой системы, способной к самостоятельному существованию, по необходимости должно быть сложно и разносторонне. Не обеспечивающая себя всем необходимым страна не может существовать самостоятельно.

Эту истину, актуальную для России как в начале XXI века, так и сто лет назад, сформулировал на рубеже XIX — XX веков русский учёный-экономист Л.Тихомиров в следующем виде: «Не может страна, не будучи самостоятельной в экономическом отношении, не зависеть от другой более сильной страны и

в политическом отношении. Между сильными странами может быть только равновесие экономических и политических сил — если экономика становится слабее, для удержания равновесия должна усиливаться политическая составляющая, обычно с помощью военной силы или угрозы таковой. Если этого нет, то более сильная сторона начинает диктовать свои условия при давлении со стороны экономики» [8, с. 23]. И так было всегда на всем более чем тысячелетнем пути развития России.

Всемирно известный современный русский писатель, мыслитель, социолог А.А.Зиновьев, проживший долгое время на Западе и знающий его «изнутри», в одной из своих последних книг, ввёл термин «западнизация», означающий «стремление Запада сделать другие страны подобными себе по социальному строю, экономике, идеологии, психологии и культуре». При этом А.А. Зиновьев предупреждает, что цель этого процесса — довести другие страны «до такого состояния, чтобы они потеряли способность к самостоятельному развитию, включить их в сферу влияния Запада, причем не в роли равноправных и равномощных партнеров, а в роли сателлитов или, лучше сказать, колоний нового типа» [6, с. 416].

Это стремление, этот процесс имеет широко распространённое общепринятое благозвучное название «глобализация», а учение, отражающее закономерность развития этого процесса и объясняющее логику его существования — «глобализм».

Глобализация имеет свои положительные стороны, которые подчёркиваются её апологетами. Это выгоды международного разделения труда, возрастающий обмен технологическими новациями, высокая мобильность капиталов и рабочей силы, расширение товарных рынков.

Но существуют и отрицательные последствия, которые угрожают не только странам второго и третьего эшелонов, но и фаворитам глобализации — экономически развитым странам.

К таким отрицательным последствиям относится углубление социального расслоения, причём как на уровне домашних хозяйств, так и регионов и целых государств, утрата экономического суверенитета и самодостаточности стран, уязвимость страны к финансовым кризисам, причины которых вне контроля, а также деиндустриализация и денационализация промышленности, что выражается в перемещении капитала в государства с дешёвой рабочей силой, и неспособности рабочих экономически развитых стран конкурировать с приезжающей дешёвой рабочей силой развивающихся стран [2, с. 68].

Таким образом, в результате развивающегося процесса глобализации могут пострадать все государства, вне зависимости от их экономического положения. В выигрыше оказываются транснациональные системы, объединяющие производственные, финансовые, научные и информационные структуры, определяющие (или пока только стремящиеся определять) направления экономического, и не только экономического, развития всей мировой системы.

Для ослабления отрицательных последствий глобализации необходимо выбрать собственный вектор развития, основанный на всемерном укреплении национальных экономик, которые должны встать в жёсткую оппозицию свободному рынку, чтобы не лишиться суверенитета и не оказаться в зависимости от транснациональных корпораций.

В реальном мире должны быть национальные экономики, взаимодействующие друг с другом. В отдельных национальных экономиках критически важные решения должны приниматься на основе того, что лучше для нации.

Для России, ослабленной в результате реформ 1990-х годов и разрыва всех социально-экономических и политических связей, присоединение к процессу глобализации может обернуться потерей независимости, обнищанием и вымиранием населения.

Для развития России как великой державы, поднятия экономики, оздоровления общества, появления у народа веры в возможности возрождения страны необходима идеология, отвечающая как социально-экономической и политической реальности, так и учитывающая особенности менталитета русского народа, складывавшегося под влиянием многих

факторов на протяжении всей великой и трагической истории нашего народа.

Так же как с начала XVI века при увеличивающейся зависимости России от влияния Запада, связанного с процессами модернизаций, которые происходили в центрах капиталистической миросистемы, Россия нашла свой ответ происходящим в мире процессам — имперскую модернизацию, так и сейчас должен быть найден свой, Русский, путь, отвечающий интересам народа и государства.

Важно понимать, в каком направлении развивается мировая экономика, какие деформации произошли и происходят в капиталистической системе, несмотря на её победу в соревновании с социализмом. Произошла ли эта победа благодаря великим достоинствам капитализма, или же из-за нарушения принципов социалистического развития в нашей стране.

Во время переходных этапов экономического развития, подобных нынешнему, когда каждый народ, каждое государство по-своему ощущает потребность в обновлении и преобразовании, российское государство ещё больше, чем другие страны нуждается в переменах. Однако когда речь идёт о преобразовании страны, следует действовать как можно бо-

лее обдуманно и осторожно. Ни одна даже частная мера не должна вводиться, пока не будет решён вопрос о том, какое воздействие на все стороны жизнедеятельности народа она может или должна оказать.

Каждый тип, каждый путь экономического развития страны не только предполагает учёт как внутренних, так и внешних факторов, определяемых исторически сложившимися национальными, природно-климатическими и геополитическими характеристиками, но и имеет особенности, относящиеся к разным этапам развития и связанные с базовыми условиями на каждом из них.

Таким образом, одним из ключевых факторов успеха любых социально-экономических преобразований является соответствие стратегии этих преобразований имеющейся в данном обществе институциональной среде, поскольку применение экономической политики, хорошо зарекомендовавшей себя в одном месте и в одно время, необязательно покажет такие же результаты в другом месте и в другое время. Поэтому избираемый путь экономического развития необходимо соотносить с ментальностью, традициями и другими ключевыми элементами институциональной структуры данного общества.

Литература

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. в 3-х тт. т.3. Время мира. — М.: Прогресс, 1992. — 679 с.

2. Бьюкенен П. Экономический национализм или глобальная экономика? // Предпринимательство. — 2001. — № 1. — С. 62-74.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Сб. «Избранные произведения». — М.: Прогресс, 1990. — 808 с.

4. Герасимов И. Российская ментальность и модернизация //Общественные науки и современность. — 1994. — №4. — С. 63-73.

5. Деньгов В.В. Глобализация и проблемы нежелательного отбора на мировых рынках кредитных ресурсов // Globalizacia a Jej Socialno-Ekonomicke Dosledky'11. Zbornik z medzinarodnej vedeckej konferencie. 2011. — С. 89-93.

6. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. — М.: Центрполиграф, 1995. — 461 с.

7. Коростышевская Е.М., Миэринь Л.А., Фахрутдинова Е.В. Инновационная система ЕС и место России в европейском инновационном пространстве // Современное искусство экономики. — 2015. — № 2 (20). — С. 59-67.

8. Тихомиров Л.А. Вопросы экономической политики. — М.: Универс. тип., 1900. — 83 с.

ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Л.А. Махова,

доцент кафедры экономической теории Национального минерально-сырьевого университета «Горный»(г. Санкт-Петербург),

кандидат экономических наук larmax-28@mail.ru

М.М. Хайкин,

зав. кафедрой экономической теории, профессор Национального минерально-сырьевого университета «Горный»(г. Санкт-Петербург),

доктор экономических наук marcmix.spb@gmail.com

В статье рассмотрены две основные трактовки в определении рентного состояния экономики страны. Показано при каких условиях страна может попасть в «ресурсную ловушку». Рассмотрены аспекты системы власти, генерирующих ренту, сформулированы пути решения проблемы изъятия и использования природной ренты с целью финансирования социальных программ и инвестиционных проектов.

Ключевые слова: рента, ресурсы, ресурсная ловушка, голландская болезнь, периферийность экономики, квазирента.

УДК 332.68 ББК 330.821.1

«Рентная экономика» — относительно новое понятие в выявлении особенностей социально-экономической системы России. Ранее использовался термин «рентный капитализм», который употреблялся для характеристики подгрупп стран — экспортеров нефти. Специфика этих стран определяется, во-первых, большой долей (свыше 50%) нефтепродуктов в экспорте, во-вторых, преобладанием среди буржуазии рантье, живущих за счет нефтяной ренты и спекуляции нефтедолларами, направляя полученные доходы не на инвестиции, а на предметы роскоши [9]. В этих странах, как правило, отсутствует сколько-нибудь серьезная обрабатывающая промышленность, а правящая элита имеет компрадорский характер.

На сегодняшний день сложились две основные трактовки в определении рентного состояния экономики страны.

Первое направление исходит из того, что данное состояние формируется объективно, т.е. местом и ролью страны на мировом рынке, международном распределении факторов производства. В данном случае в качестве постоянного ренто-образующего фактора выступает поставка сырья как основной экспортной продукции.

Второе направление представлено неоинституционализ-мом. Оно исходит из методологии рентоориентированного поведения хозяйствующих субъектов и соединяет рентный характер экономики страны с особенностями развития инс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.