Научная статья на тему 'Особенности развития математического мышления школьников в информационном обществе'

Особенности развития математического мышления школьников в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / MATHEMATICAL THINKING / РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ / DEVELOPMENT OF THINKING / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SEARCH AND RESEARCH / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ACTIVITY THE INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рашидова Е.В., Барашко Е.Н.

The article examines the relevance of the development of mathematical thinking in the information society. Characteristics of mathematical thinking of school, children pedagogical conditions of its development, classified as socio-pedagogical, organizational and didactic personality-oriented have been considered. The methods of the development of mathematical thinking have been presented, justified the use of search and research activity as an instrument of formation and development of mathematical thinking with use of information technologies have been based.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development features of the schoolchildren mathematical thinking the information society

The article examines the relevance of the development of mathematical thinking in the information society. Characteristics of mathematical thinking of school, children pedagogical conditions of its development, classified as socio-pedagogical, organizational and didactic personality-oriented have been considered. The methods of the development of mathematical thinking have been presented, justified the use of search and research activity as an instrument of formation and development of mathematical thinking with use of information technologies have been based.

Текст научной работы на тему «Особенности развития математического мышления школьников в информационном обществе»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Рашидова Е.В., Барашко Е.Н.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В условиях информационного общества интеллектуальный капитал является главным фактором социально-экономического развития, который есть более ценный резерв, чем природные ресурсы или накопленные богатства. В связи с этим, качественно изменяются требования социального заказа к системе образования.

Информационное общество испытывает потребность в людях, способных к инновациям, быстро ориентирующихся в незнакомых условиях, способных находить рациональные решения нестандартных задач. Это, в свою очередь, требует трансформации образовательных ориентиров от индустриальных (узкое профессиональное обучение; акцент на воспитание дисциплинированности, трудолюбия, исполнительности, на развитие способностей к пониманию, усвоению и практическому применению информации) к информационным (непрерывное образование в течение всей жизни; самореализация и творчество; формирование инициативности, гибкости и самостоятельности мышления, личной ответственности; способность к смене позиций и видов деятельности, умение делать выбор).

Одной из основных задач общеобразовательной школы в современных условиях является становление и развитие самостоятельного мышления, творческой активности школьников, формирование их мировоззрения. Все более востребованным становится математическое мышление. Оно необходимо при постановке новых задач, в поиске оригинальных подходов и методов их решения, при переносе идей из одной предметной области в другие конкретные условия. Сегодня универсальные математические методы используются практически во всех сферах деятельности, и, в первую очередь, тесно связаны с техникой, компьютерными системами и информационными технологиями. Математическое мышление становится необходимым инструментом активной жизнедеятельности людей в современном обществе.

Поиск новых методов и стратегий обучения не может игнорировать особенности информационного общества, основанные на массовом вхождении социальных сетей (Интернета) в жизнь молодежи. Способ получения информации оказывает непосредственное влияние на психологические особенности личности, поскольку образует то культурное поле, в котором она существует, и это поле в настоящее время принципиально изменилось [3]. Трудности, возникающие при организации процесса обучения, направленного на развитие математического мышления школьников, обусловлены практическими целями учебной деятельности; отсутствием мотивации к познавательной деятельности; дефицитом опыта творчества; недостаточным вниманием к активным деятельностным методам обучения; игнорированием когнитивных особенностей личности учащихся.

В исследованиях по вопросам модернизации образования в условиях информационного общества одна из основных задач посвящена проблеме социального моделирования образовательной системы, реализующей гуманистические нормы

49

ISNN 1029-3338

и идеалы. Гуманизация образования, как форма организации учебного процесса, «направлена на развитие личности, на формирование механизмов ее самовоспитания и самообучения через удовлетворение базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала; в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стратегиями» [4].

В условиях информационного общества современная школа, решающая задачу развития личности, должна быть ориентирована на [1, 3]:

— интерактивность процесса обучения;

— смещение приоритетов в сторону самостоятельной познавательной деятельности;

— обучение в процессе собственных и совместных исследований;

— коллективную поисковую деятельность;

— построение индивидуальных образовательных траекторий;

— развитие творческих способностей школьников;

— создание благоприятного психологического климата в процессе обучения;

— организацию системной работы с информаций в компьютерных сетях, широкое использование динамически образной, эмоционально окрашенной информации;

— проблемно-сетевой подход, характеризующийся самостоятельным поиском информации для решения индивидуальных задач учащихся;

— формирование механизмов самообучения и рефлексии.

На основе анализа различных психолого-педагогических подходов [2, 6-8] к трактовке понятия «математическое мышление», можно выделить основные характеристики математического мышления (ММ). Математическое мышление, как значимая составная часть мышления вообще, обусловлено спецификой отражения реальной действительности и методами ее познания с точки зрения математической науки и характеризуется взаимосвязанными способностями:

— к восприятию, представлению, воображению (В);

— к выявлению связей, количественных величин и соотношений (С);

— оперировать математическими образами, понятиями и суждениями (МО);

— к рефлексии (Р);

— к языковому и знаковому закреплению мысли (Я).

Рис. 1. Вектор развития математического мышления

50

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012

Эффективное развитие математического мышления предполагает системное развитие всех его составляющих, образующих целостную структуру мышления (рис. 1) и определяется педагогическими условиями.

По характеру и отношению к содержанию образовательной деятельности педагогические условия можно классифицировать как социально-педагогические, организационно-дидактические и личностно-ориентированные.

Организационно-дидактические условия характеризуют организационные подходы к обучению, учебный инструментарий, оборудование, коммуникационное, техническое и другое обеспечение образовательного процесса. Предполагают активное включение школьников в исследовательскую работу, познавательную деятельность, направленную на абстрактное представление, установление логических связей и количественных отношений информации.

Личностно-ориентированные условия определяются в соответствии с познавательными интересами школьников на основе их субъективного опыта, с учетом традиций и особенно стей социокультурной среды. Они характеризуются мотивационным окружением и стимулированием, признанием личностных качеств субъектов; предполагают обеспечение возможности для оценки и самооценки, в процессе которых происходит индивидуальное личностное развитие.

Социально-педагогические условия определяют специальное коммуникативное взаимодействие, которое создает особые виды общностей «учащиеся + учащиеся», «учащиеся + педагоги». Исходным постулатом является тот факт, что участие школьников в совместной образовательной деятельности с другими детьми и педагогами, участниками процесса обучения — необходимое условие их личностного развития. Это сотрудничество определяет доверительные межличностные отношения субъектов, благоприятную эмоциональную среду, развивающую совместную деятельность.

Современная молодежь «погружена» в виртуальные пространства социальных сетей, что неизбежно приводит к развитию образно-эмоционального стиля мышления [3]. Компетентностная парадигма предполагает развитие практических видов мышления, однако особенности информационного общества налагают свои требования к их эффективности и качеству, неразрывно связанные с формированием математического мышления.

Представленные противоречия можно преодолеть посредством активного внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, с учетом особенностей их психолого-педагогических воздействий. Виртуальное образовательное пространство имеет свои преимущества: инициативность получения информации субъектом; высокая мотивированность к усвоению; психологический комфорт в получении информации в соответствии с доминирующими у субъекта когнитивными, коммуникационными и аффективными стилями и стратегиями [1, 3]. Поэтому целенаправленная (а не беспорядочная, случайная) работа с информацией в компьютерных сетях (Интернет) способствует воспитанию самостоятельности, развивает способности к анализу, синтезу, обобщению.

Гуманистическому характеру образовательной деятельности соответствуют интерактивные методы развития математического мышления. Место педагога в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей обучения. Характер педагогического воздействия изменяется в сторону сотрудничества, сотворчества, при этом развивающая функция педагога является приоритетной по отношении к обучающей, информационной и контролирующей.

51

ISNN 1029-3338

К интерактивным методам развития математического мышления можно отнести:

— поисково-исследовательские (организация под руководством педагога активного поиска учащимися решения познавательных задач; процесс мышления становится продуктивным);

— исследовательские (после анализа материала, постановки проблемы и исследовательской задачи учащиеся самостоятельно исследуют источники информации, производят наблюдения и измерения, высказывают гипотезы, формулируют выводы; педагог поддерживает проявление инициативы, самостоятельности, творчества);

— проблемные (педагог не подает знания в готовом виде, а осуществляет перед учащимися постановку проблемных задач, побуждает к поиску путей их решения; исследование проблемы требует включения математического мышления).

Организация поисково-исследовательской деятельности школьников способствует активизации их познавательных способностей, развитию математического мышления и мотивации школьников к генерированию собственных научных идей. Такая деятельность включает разнообразные виды самостоятельной работы учащихся исследовательского, поискового, творческого характера.

При поисково-исследовательском подходе к обучению роль педагога изменяется, учитель выстраивает развивающую среду, соответствующую личному опыту обучающегося. Педагог увлекает учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, адресует их к источникам информации, организует опытно-экспериментальные исследования, предоставляет обучающимся возможность для регулярных отчетов и обмена мнениями, стимулирует их творческое мышление, поощряет критическую позицию к исследовательским действиям, поддерживает высказывания по выдвижению новых исследовательских курсов. Задача поисково-исследовательского подхода в обучении состоит в создании таких условий, при которых обучение и учение протекали бы естественно и плодотворно, так, чтобы обучающиеся не могли бы не научиться.

В качестве ожидаемого итогового образовательного продукта поисково-исследовательской деятельности учащихся выступают их исследовательские работы в различных предметных областях, обнаруженная и систематизированная информация, идеи решения поставленной проблемы, представленные в виде мультимедийных проектов.

В основе данной технологии лежат принципы поэтапного формирования умственных действий [5]. Основными этапами организации учебной поисково-исследовательской деятельности школьников являются:

1. Создание мотивационной основы исследования.

2. Проектирование ориентировочной схемы модели исследования.

3. Проведение отдельных этапов исследования в реальной действительности.

4. Построение речевой модели исследования. Освоение каждого этапа исследования в речевой форме.

5. Формирование действия во внутренней речи, «про себя». Перевод действия в умственный план.

6. Преобразование внутренней речи в мысль.

Работа над созданием мультимедийного проекта позволяет учащимся формировать навыки использования современных компьютерных технологий, развивать способности к восприятию, представлению, воображению и творчеству.

Организация поисково-исследовательской деятельности школьников в условиях гуманизации образования обеспечивает не только эффективное формирование

52

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012

математического мышления, но и способствует развитию личностно-смысловой сферы школьников, их познавательной активности, повышает мотивацию учащихся. Гуманизация образования как одна из значимых педагогических концепций позволяет учитывать социальное развитие и культурные потребности молодежи, обеспечивать возможности для становления компетентной личности с хорошо развитым мышлением, способной легко адаптироваться к быстроизменяющимся потребностям информационного общества.

Библиографический список

1. Берулава, Г.А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства [Текст] / Г. А. Берулава // Гуманизация образования. 2010. № 4. С. 8-24.

2. Она же. Психология естественнонаучного мышления [Текст] / Г. А. Берулава. Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1991. 185 с.

3. Она же. Методологические основы развития личности в системе высшего образования [Текст] / Г.А. Берулава // Вестн. практ. психологии образования. 2009. № 4 (21). С. 27-34.

4. Берулава, М.Н. Современные проблемы гуманизации образования : Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации [Текст] / Г. А. Берулава // Аналит. вестн. Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 2 (195). С. 29-37.

5. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. М., 1969. 430 с.

6. Мордухай-Болтовский, Д. Психология математического мышления [Текст] / Д. Мор-духай-Болтовский // Вопросы философии и психологии / Моск. психолог, о-во. 1918. № 94. С. 491-534.

7. Мышление : Процесс, деятельность, общение [Текст] / под ред. А. В. Брушлинского. М. : Наука, 1982. 387 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.