Научная статья на тему 'Особенности развития малого бизнеса в Республике Молдова'

Особенности развития малого бизнеса в Республике Молдова Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7812
785
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ SWOT / ИНФРАСТРУКТУРА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МЕНЕДЖМЕНТ / ПАРТНЕРСТВО / РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА / ТОВАРИЩЕСТВО / THE SWOT ANALYSIS / INFRASTRUCTURE / SMALL BUSINESS / MANAGEMENT / PARTNERSHIP / REPUBLIC OF MOLDOVA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барбарошие Екатерина Александровна, Назар Надежда Михайловна

Проведена группировка малых и средних предприятий Республики Молдова. Выявлены наиболее экономически эффективные предприятия в зависимости от отраслей национальной экономики. Выявлены основные особенности развития малых и средних предприятий Молдовы и перспективы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICULARITIES OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN REPUBLIC OF MOLDOVA

Based on the previous experience of management in the business activity. This article proposes some directions of improvement the functions and methods of management for development in small business in Moldova.

Текст научной работы на тему «Особенности развития малого бизнеса в Республике Молдова»

УДК 334.7:005 (075-8)

Е. А. БАРБАРОШИЕ, Н. М. НАЗАР

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

Ключевые слова: анализ SWOT, инфраструктура, малый бизнес, менеджмент, партнерство, Республика Молдова, товарищество.

Аннотация. Проведена группировка малых и средних предприятий Республики Молдова. Выявлены наиболее экономически эффективные предприятия в зависимости от отраслей национальной экономики. Выявлены основные особенности развития малых и средних предприятий Молдовы и перспективы их развития.

Малые и средние предприятия являются юридическими лицами. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Молдова (раздел П) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебной инстанции [1].

В Республике Молдова действуют следующие юридические

лица.

1. Хозяйственные товарищества и общества - коммерческие организации с состоящим из долей учредителей (участников) уставным капиталом.

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственное товарищество или общество может быть создано одним лицом.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества, а хозяйственные общества - в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества.

© Барбарошие Е. А., Назар Н. М., 2014

26

2. Полное товарищество - хозяйственное товарищество, участники которого в соответствии с учредительным документом занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарную и неограниченную ответственность по его обязательствам. Число участников не может быть менее двух и более 20 физических или юридических лиц. Физическое или юридическое лицо может быть участником только одного полного товарищества.

3. Коммандитное товарищество - товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими солидарно и неограниченно по обязательствам товарищества (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Лицо может быть полным товарищем только в одном коммандитном товариществе. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в коммандитном товариществе. Полный товарищ в коммандитном товариществе не может быть участником полного товарищества.

4. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли и обязательства которого обеспечены имуществом общества. ООО может учреждаться одним или несколькими лицами. Участники ООО не отвечают по его обязательствам. Они несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах размера своих долей в уставном капитале.

5. Акционерное общество - хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на акции и обязательства которого обеспечены имуществом общества. АО может учреждаться одним или несколькими лицами. Акционеры не отвечают по обязательствам общества. Они несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах размера своих долей в уставном капитале.

6. Кооператив - добровольное объединение физических и юридических лиц, организованное на корпоративных принципах в целях защиты и обеспечения совместными действиями своих членов экономических и иных законных интересов. Кооператив не может состоять менее чем из 5 членов. Членом кооператива может быть физическое лицо, достигшее 16 лет, и юридическое лицо.

Член кооператива несет риск, вытекающий из деятельности кооператива, в пределах своей доли в имуществе кооператива.

7. Государственные и муниципальные предприятия.

Государственные предприятиясоздаются и наделяются имуществом правительством или другими органами, уполномоченными законом. Муниципальные предприятия создаются и наделяются имуществом органами местного публичного управления.Государственные и муниципальные предприятия являются юридическими лицами и отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом.

8. Некоммерческая организация- юридическое лицо, преследующее иную цель, нежели извлечение прибыли. Некоммерческими организациями являются:ассоциация (например, профсоюз), фонд (например, фонд поддержки малого бизнеса), учреждение (публичное и частное).

Предприятия всех организационно -правовых форм можно классифицировать по следующим признакам (таблица 1).

Таблица 1 - Классификация предприятий Республики Молдова

Классификационные признаки предприятий

Отрасль Размер Тип Степень Структура тех- Уровень ме-

произ- специали- нической базы ханизации

вод- зации

ства

Промыш Основ- Массо- Универ- Здания и со- Полностью

мыш- ной ка- вые сальные оружения

ленные питал Серий- Энергетическое и силовое обо- Комплексно

Сельско- Объем ные Специали- рудование

хозяй- выпуска зирован- Рабочее обору- Частично

ственные продук- ции Единич- ные ные дование Приборы и ре-

Транс- Комбина- гулирующие

портные Числен- ность ты устройства Подъемно -

Торго- персона- транспортные

вые ла средства Прочее обору-

Прочие дование и инструменты

При изучении предпринимательской деятельности и выявлении различных закономерностей этой деятельности зачастую

предприятия классифицируют по различным признакам. Наибольшее распространение получили следующие группировки предприятий.

В зависимости от видов предпринимательской деятельности в различных сферах национальной экономики, от сферы функционирования и назначения выпускаемой продукции, можно классифицировать предприятия по следующим направлениям (таблица 2). Конечно, в этой классификации рассмотрены наиболее важные и приоритетные направления. Как видно из таблицы 2, самая большая группа - производственная, которая включает научно-техническую и инновационную деятельность, производство товаров и услуг, выполнение строительных, ремонтных и сельскохозяйственных работ, выполнение транспортных работ и информационных связей.

Таблица 2 - Виды предпринимательской деятельности в Республике Молдова

Производственная Коммерческая Финансовая Консультаци- онная

Инновационная Торговая Банковская Общее управ-

ление

Научно-техническая Торгово- Страховая

закупочная Администри-

Производство товаров Лизинговая рование

и оказание производ- Торгово-

ственных услуг посредниче- На фондо- Финансовый

ская вых биржах менеджмент

Производственное (рынок цен-

потребление товаров На товарных ных бумаг) Управление

и услуг биржах кадрами

Выполнение строитель- Маркетинг

ных, ремонтно-

строительных и сельско- Информаци-

хозяйственных работ онные техно-

логии

Выполнение транспорт-

ных операций и операций

связи

Информационная

Кроме того, по типу производственных процессов предприятия делятся на предприятия с массовой, серийной и единичной продукцией. В зависимости от степени специализации можно отметить следующие основные типы предприятий: универсальные, выпускающие разнообразную и не обязательно связанную друг с другом продукцию; специализированные, производящие однородные изделия или услуги.

Под специализацией производства понимается, какое производственное направление имеют отдельные хозяйства, отрасли, то есть производство каких видов продукции преобладает. Специализация производства (specializationoíproduction) - форма общественного разделения труда между различными отраслями и внутри отраслей национальной экономики, и предприятий на различных стадиях производственного процесса.

Существуют следующие виды специализации предприятий Республики Молдова:

- предметная (выпуск конечного продукта);

- подетальная (выпуск отдельных деталей для производства готовой продукции);

- технологическая (отдельных стадий технологического процесса).

Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Это социально -техническая система, на функционирование которой воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды (их учет и предвидение во многом зависят от менеджера).

Таблица 3 - Организационно-правовая классификация организаций в Республике Молдова

Коммерческая организация Некоммерческая организация

Индивидуальные предприятия Товарищества (полные, коммандитные) Общества (акционерные, ООО) Производственные кооперативы Государственные (муниципальные) Арендные предприятия Филиалы и представительства предприятий Объединения предприятий (малых) Общественное движение Общественные организации Общественные учреждения Союзы (ассоциации) Общественные фонды

Как видно из таблицы 3, в Республике Молдова функционируют коммерческие и некоммерческие организации разнообразных форм.

Отметим, что их соотношение из года в год меняется. Так, растет количество некоммерческих предприятий, поскольку растет число негосударственных (nonguvemamentale) предприятий, деятельность которых осуществляется за счет средств различных международных проектов. Например, в социальной сфере республики, и для улучшения благосостояния территорий республики, инфраструктуры рынка и другие (за последние 5 лет увеличились с 1 до 5 %).

В таблице 4 представлена общая классификация организаций республики в зависимости от форм собственности предприятия, его производственного назначения, использования научных достижений в деятельности предприятия, стадийности производственного процесса, а также географической расположенности предприятия.

Таблица 4 - Общая классификация предприятий Республики Молдова

Классификационный признак предприятий

По форме По По произ- По ис- По стади- По располо-

соб- назначе- водствен- пользо- ям произ- жению

ственно- нию ному про- ванию водствен-

сти филю науки ного процесса

Частные Произ- Специализи- Научные Односта- На одной

водство рованные дийные территории

Государ- продук- Произ-

ственные ции Диверсифи- водствен Многоста- В одной гео-

(Муни- цированные ствен- дийные графической

ципаль- Выпол- (универсаль- ные точке

ные) нение ные)

Смешан- работ Научно- производ В различных географиче-

ные Оказа- ние услуг водствен ствен- ные ских точках

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества [3, 48 с.].

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно отметить его следующие преимущества:

- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

- большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

- большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков;

- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- и другие.

В докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капитальных вложений в расчете на одного работника, по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников.

Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения, по сравнению с крупными предприятиями, тем самым способствуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

Малые и средние предприятия, по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых отметим следующие:

- более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке;

- большая зависимость от крупных компаний;

- ошибки в управлении собственным делом;

- слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов);

- и другие.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых и средних

предприятий.

В Республике Молдова к малым предприятиям согласно законодательству относятся предприятия со среднесписочной численностью до 50 человек и годовой суммой чистых продаж до 25 млн лей (табл. 5). Большинство малых предприятий Республики Молдова были созданы в процессе приватизации и реструктуризации государственной собственности. К началу 2014 года в республике насчитывалось 98 % малых и средних предприятий (МСП) в общей совокупности всех хозяйствующих субъектов.

Таблица 5 - Критерии определения субъектов МСП в Республике Молдова

Критерий Среднесписочная численность работников (человек) Годовая сумма чистых продаж (млн лей)

Микропредприятие До 9 До 3

Малое предприятие От 10 до 50 До 25

Среднее предприятие От 51 до 250 До 50

Крупное предприятие Свыше 250 Свыше 50

Отметим, что курс молдавского лея по отношению к американскому доллару в мае 2014 г. составлял 1долл.= 13 лей или по отношению к европейской валюте 1 euro = 19 леев.

Масштабы развития МСП и их вклад в развитие экономики (по сравнению с развитыми странами) еще недостаточны.

В Молдове действуют, в основном, три вида МСП:

- вновь созданные предприятия;

- существующие несколько лет;

- побочные компании государственных предприятий.

Как показали исследования, в последние годы 2005-2013 гг. 38 % МСП функционировали в пищевой промышленности; по 17 % в легкой промышленности и машиностроительной; около 10 % в сельском хозяйстве и около 60 % - в торговле. То есть более половины всех предприятий этого сектора функционируют в коммерческо-торговой сфере, так как она по-прежнему остается наиболее прибыльной для предприятий.

Анализ малого предпринимательства не может быть полным без анализа его деятельности в территориальном разрезе.

Таблица 6 - Распределение малого предпринимательства Республики Молдова в территориальном разрезе в 2013 г.

Регион, территория Структура, %

Муниципий Кишинэу 66

Муниципий Бэльц 4

Гагауз-Ери 3

Районы республики 27

ВСЕГО 100

Из таблицы 6 видно, что муниципий Кишинэу лидирует в данной структуре и составляет более половины всех предприятий -66 %.

Для того, чтобы выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса республики, проанализируем данные, полученные в ходе анкетного опроса предпринимателей. Опрос, проведенный неправительственной организацией ТКАШРАЛЕМСУЮТЕКМАТЮМАЬМОЬБОУА, выявил следующие основные проблемы, встающие перед предпринимателями малого бизнеса республики (табл. 7).

Анализ данных, представленных в таблице 7, показывает, что основная масса опрошенных предпринимателей (более 50 %) малых и

средних предприятий считают среди главных проблем, не только мешающих развивать бизнес, но всячески препятствующих его успешному функционированию следующие: налоговое и трудовое законодательство республики, непредвиденные изменения в законодательстве, коррупцию, инфляционные процессы, политическую нестабильность, слабое развитие инфраструктуры рынка. Конечно, анкетные опросы являются в некоторой степени субъективными, но они все же позволяют определить некоторые тенденции развития данного процесса.

Таблица 7 - Основные проблемы МСП в Республике Молдова

( 2013 г.)

Характеристика проблемы Доля ответов: «да», %

Налоговое законодательство 72,0

Непредвиденные изменения в законодательстве 69,2

Коррупция 66,1

Инфляция 58,9

Политическая нестабильность 55,7

Слабая инфраструктура рынка 55,0

Трудовое законодательство 51,8

Правила создания бизнеса 49,2

Преступность 49,2

Рыночная монополия 48,6

Затрудненный доступ к финансам 48,6

Дефицит квалифицированных кадров 44,0

Нерациональное использование времени 42,1

Нормы регулирования импортно-экспортных операций 41,9

Отсутствие собственности под залог 41,8

Контроль цен 30,7

Притеснения полиции 26,3

Нехватка сырья 24,6

Регулирование обращения иностранной валюты 24,3

Часть малых предприятий, наладив деловое партнерство с зарубежными фирмами, в первую очередь, в Румынии, странах СНГ, Австрии, Турции, Болгарии преобразуются в совместные предприятия.

Авторами была проанализирована деятельность 60 малых предприятий за 2013 г., расположенных в г. Кишинев. Как показал ана-

лиз SWOT, они имеют общие сильные и слабые стороны, возможности и риски.

Сильные стороны:

- нужный для потребителя ассортимент выпускаемой продукции;

- наличие сырьевых ресурсов;

- повышение технического потенциала за счет приобретения нового оборудования;

- возможность освоения выпуска новых видов продукции;

- богатый производственный опыт персонала и высокая квалификация работников;

- хорошо развитая система логистики;,

- долгосрочные наложенные отношения с поставщиками;

- возможности роста объемов производства;

- низкий уровень текучести персонала;

- удобства в размещении относительно рынка сбыта;

- высокая репутации предприятия относительно качества продукции и возможности выхода на рынок сбыта.

Слабые стороны:

В связи с экономическим кризисом в национальной экономике, а также учитывая тот факт, что некоторые предприятия находятся в процессе реорганизации, имеются трудности привлечения общественных и зарубежных инвесторов в развитие производства, а также банковских кредитов для положения собственных текущих активов по выполнению намеченной производственной программы.

Возможности:

- реальная возможность роста спроса на продукцию предприятия на республиканском и зарубежном рынках;

- улучшение условий кредитования для предприятия в связи с участием в государственной программе по поддержке малого предпринимательства, в том числе в тендере на финансовую поддержку;

- существующие внешние и внутренние условия для успешного решения проблемы наращивания объемов производства конкурентной продукции.

Риски:

- конкуренция на внутреннем и внешнем рынке со стороны ряда серьезных крупных конкурентов;

- постоянно растущие цены на энергоносители, газ, воду и другие ресурсы.

По данным Министерства экономики Республики Молдова, Государственная программа поддержки малого бизнеса на 2009-2015

годы предусматривает ряд мероприятий по улучшению условий деятельности малых предприятий.

Отметим, что в республике это уже пятая программа поддержки предприятий малого и среднего сектора. Однако, поскольку они не были в достаточной степени обеспечены финансами, не все мероприятия были пока реализованы в полном объеме, а только на 85 %.

Среди важных достижений реализации этой программы можно отметить: упрощение системы лицензирования и процедуры регистрации предприятий; полное освобождение субъектов малого бизнеса от уплаты подоходного налога на три года со дня учреждения предприятия. Это способствовало некоторому сокращению показателей «теневой экономики», поскольку в 2013 г. у 12 тысяч малых предприятий, по данным их финансовой отчетности, прибыль составила около 400 млн леев (в предыдущие годы многие из этих предприятий являлись «нерентабельными»).

Закон Республики Молдова о местных органах публичного управления предусматривает необходимость поддержки развития малых и средних предприятий в Республике Молдова.

Местные органы публичной власти влияют на деятельность предприятий этого сектора по-разному: прямое вмешательство; регулирование; лицензирование; субсидии; госзаказы; санкции.

При этом основными факторами влияния являются: экономические; политические; правовые; социальные; технологические; природно-географические [2].

В Стратегии поддержки развития малых и средних предприятий на 2015-2020 годы предусматриваются следующие основные направления:

- дальнейшее продвижение благоприятной политики развития сектора через создание стимулирующего законодательства, регламентирующего, институционального и налогового характера;

- упрощение доступа к финансовым ресурсам;

- развитие предпринимательской культуры и современных консультационных услуг в бизнесе;

- повышение конкурентоспособности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- продвижение диалога между Правительством Республики Молдова и частным сектором.

Представляет интерес, накопленный в предпринимательской деятельности малых и средних предприятий, опыт развитых стран.

За рубежом сложились определенные типы малых предприятий, самые распространенные из них:

- бизнес-инкубаторы (создают условия для МП: помещения, оборудование, технические средства и услуги по ведению бизнеса: в США, Европе - более 1 000);

- надомный бизнес (может быть и вне дома: тренер, настройщик, консультант);

- блошиные рынки (fleamarket) - розничные торговцы;

- услуги почтой (по заказам);

- передвижные или временные торговые точки;

- торговля на приемах и по образцам (на выставках);

- партнерство (partnership): равные права на управление и имущество.

В большинстве развитых странах успешному функционированию малого бизнеса способствует государственная поддержка.

Необходимо отметить, что в Республике Молдова также функционируют эти типы предприятий. В Республике Молдова действуют более 20 бизнес-инкубаторов, и ряд предприятий в начале 2014 г. представили документы в Лицензионную палату республики для разрешения этого вида деятельности. Конечно, молдавские бизнес-инкубаторы отличаются от зарубежных, но они оказывают существенную помощь в становлении и развитии предприятия: обучение кадров, оснащение соответствующей литературой, оборудованием и другие.

Существует целый ряд предприятий надомного бизнеса, предприниматели которых имеют лицензию на свою деятельность. В крупных городах республики: Кишиневе, Бельцах и некоторых районных центрах существуют «блошиные рынки», предприниматели время от времени перемещаю свою торговую точку, в зависимости от спроса и предложения покупателей их товара. Услуги почтой по заказам также имеют место, в том числе и с привлечением интернета.

Передвижные и временные точки также имеют место. Например «школьные базары» перед началом учебного года, различные распродажи. Торговля на выставках также широко распространена в последние годы в республике. Несколько раз в году на МолдЭкспо. свободных экономических зонах используются все известные распродажи различных товаров.

И, конечно же, партнерство в деятельности малых и средних предприятий республики давно имеет место, в том числе и в совместных предприятия с зарубежными партнерами.

Перспективы развития малого бизнеса в Республике Молдова связаны с созданием благоприятного предпринимательского климата.

Целесообразно сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса, в том числе на Фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса, местные бюджеты и внебюджетные фонды, на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое развитие лизинга и франчайзинга. Развитию этих форм деятельности на предприятиях малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия. Одновременно с этим необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры малого бизнеса, особенно банковской системы и создания консультационных агентств «помощи» малому бизнесу; льготное налогообложение не только для мелких предприятий в первые годы, но и в последующие годы деятельности всех малых предприятий, в том числе «налоговый кредит».

Опыт развитых стран доказывает неоспоримые преимущества развития малого и среднего бизнеса, по сравнению с крупными предприятиями. Среди них можно отметить: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры (в том числе не только потребительскому рынку, а и рынку производителей, включая и зарубежных), производство продукции малыми партиями (крупным предприятиям это невыгодно), исключение лишних звеньев управления и другие. Кроме того, развитие производства предприятий МСБ создает благоприятные условия для развития экономики: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Вследствие этого расширение и развитие МСБ ведет к насыщению рынка товарами, повышению экспортного потенциала, эффективному использованию местных сырьевых ресурсов.

Определенное место в поддержке и развитии малого предпринимательства играет инфраструктура.

Под инфраструктурой малого предпринимательства понимается совокупность законодательных и исполнительных органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций, занимающихся проблемами малого предпринимательства, кредитных и страховых, аудиторских и консалтинговых организаций, учебных заведений, организующих подготовку кадров для малых предприятий, и других видов организаций (технопарки, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании).

Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет важное значение. Что подтверждается практикой высокоразвитых стран. Важная роль в инфраструктуре поддержки и развития малого предпри-

нимательства отводится бизнес-инкубаторам и технопаркам, обеспечивающим комплексную поддержку малого предпринимательства.

Среди предпосылок и факторов рыночного обустройства инфраструктуры малого бизнеса в Молдове особо выделяются составляющие внутреннего и внешнего порядка. По существу, они являются ключевыми и главными в поле деятельности резервного инвестиционного потенциала подразделений малого бизнеса. И эти факторы и предпосылки сегодня стали приоритетными в условиях всеобщего подъема экономики страны, в обстановке активизации рыночной деятельности всеми подразделениями и организациями территориального и отраслевого назначения.

В решении проблемы улучшения имущественной поддержки малого предпринимательства важнейшая роль принадлежит субъектам Республики Молдова и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в предоставлении малым предприятиям государственного и муниципального имущества на различных условиях. Для успешного развития в стране малого предпринимательства необходима государственная поддержка субъектов малого предпринимательства и в информационной сфере.

Малые предприятия и индивидуальные предприниматели должны получать на льготных условиях информацию о внешней предпринимательской среде, о принятых и вводимых в действие законов и других правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность, о состоянии рынка товаров (работ, услуг), кредитов, ценных бумаг. Несмотря на неоднократные попытки создания единой системы в области информационного обеспечения малого предпринимательства, такая система пока не создана.

Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка. Все это придаст экономике дополнительную стабильность.Как показал анализ состояния и динамики развития малого предпринимательства, в Республике Молдова уже созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития страны.

Поэтому разработка и обоснование комплекса мер, направленных на преодоление негативного влияния факторов, препятствующих эффективному развитию малого и среднего предпринимательства на базе существующих объективных предпосылок, является главной целью концепции дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в Республике Молдова. При этом роль государства в поддержке малого и среднего бизнеса в Республике Молдова должна быть координирующей [4, 88 с.].

Проведенные исследования теории и практики деятельности малого предпринимательства, зарубежного опыта, а также ее поддержки со стороны центральных и местных органов публичного управления Республики Молдова позволяют сформулировать следующий вывод, что любому предприятию малого бизнеса нужна всемерная государственная поддержка как при его создании, так и в процессе его дальнейшего функционирования, то есть улучшение предпринимательского климата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон о предприятиях и предпринимательстве в Республике Молдова №. 845-XII от 03.01.92. Monitorulüficial №.2/33 от 28.02.1994.

2. Закон о поддержке сектора малых и средних предприятий. № 206-XVI от 07.07.2006 Monitorul Oficial № 126-130/ 605

от 11.08. 2006.

3. Барбарошие Е. Менеджмент малого бизнеса. Chi§inau, AAP, 2007. 228 с.

4. Стратегия поддержки развития малых и средних предприятий на 2009-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Республики Молдова №. 295-XVI от 21.12.2009. 115 с.

THE PARTICULARITIES OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN REPUBLIC OF MOLDOVA

Keywords: the SWOT analysis, infrastructure, small business, management, partnership, Republic of Moldova, partnership.

Annotation. Based on the previous experience of management in the business activity. This article proposes some directions of improvement the functions and methods of management for development in small business in Moldova.

БАРБАРОШИЕ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - д.э.н., доцент кафедры экономики и публичногоуправление, Академия публичного управления, Молдова, Кишинев, ([email protected]).

BARBAROSIE EKATERINA ALEKSANDROVNA- doctor of economics sciences, the assistant professor of chair of economy and public management, the Academy of Public Administration, Moldova, Chisinau, ([email protected]).

НАЗАР НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА - д.э.н., доцент кафедры анализа и статистики, Государственный аграрный университет, Молдова, Кишинев, ([email protected]).

NAZAR NADEJDA MIHAILOVNA - doctor of economics sciences, the assistant professor of chair of analyze and statistics, the State Agrarian University, Moldova, Chisinau, ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.