Научная статья на тему 'Особенности развития инфраструктуры лесного хозяйства в республике Коми'

Особенности развития инфраструктуры лесного хозяйства в республике Коми Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
786
765
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ / ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ / TRANSPORT SERVICE / PROTECTION OF FORESTS FROM FIRE / ASSESSMENT OF INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Харионовская И.В.

В статье рассмотрены содержание и особенности развития региональной инфраструктуры лесного хозяйства, исходя из ее системного и полифункционального характера функционирования. На основе предложенных показателей дана сравнительная и интегрированная оценка развития инфраструктуры лесного хозяйства по районам Республики Коми. По результатам оценки выделены группы районов с различным уровнем развития инфраструктуры. Определены основные проблемы и возможные направления развития инфраструктуры лесного хозяйства Республики Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Харионовская И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORESTRY INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN THE KOMI REPUBLIC

The content of the regional forestry infrastructure in terms of its system and multifunctional character of operation is defined. The fixed assets and fire security in the republic were characterized in general. Forestry infrastructure of each of the regions of the Komi Republic is characterized by three parameters: length of roads per 1 thousand ha, the area of forest per a forestry worker, the number of private forestry organizations. In accordance with the system of indicators an integrated assessment of the level of forestry infrastructure development is implemented in regions. The main problems related to the further development of forestry infrastructure are defined, that include: high level of depreciation of fixed assets; low level of development of the transport network; very low level of staffing of forestry enterprises; insufficient technical equipment of fire works, in particular information technology; low level of contractual forms of forestry activities. The established significant relationship between indicators of the level of use of the prescribed cut and the overall coefficient of infrastructure development allowed to conclude that all areas of industrial logging have prospects of forest management through the development of forest infrastructure. Recommended activities include: updating and improving the efficiency of fixed assets; development of a network of forest and logging roads; optimization of headcount standards; introduction of modern information and analytical systems; development of non-state forms of organization of forestry.

Текст научной работы на тему «Особенности развития инфраструктуры лесного хозяйства в республике Коми»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 630*611

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

И.В. ХАРИОНОВСКАЯ

Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера

Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

kharionovskaya@iespn.komisc.ru

В статье рассмотрены содержание и особенности развития региональной инфраструктуры лесного хозяйства, исходя из ее системного и полифункционального характера функционирования. На основе предложенных показателей дана сравнительная и интегрированная оценка развития инфраструктуры лесного хозяйства по районам Республики Коми. По результатам оценки выделены группы районов с различным уровнем развития инфраструктуры. Определены основные проблемы и возможные направления развития инфраструктуры лесного хозяйства Республики Коми.

Ключевые слова: транспортное обеспечение, охрана лесов от пожаров, оценка развития инфраструктуры

I.V.KHARIONOVSKAYA. FEATURES OF FORESTRY INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN THE KOMI REPUBLIC

The content of the regional forestry infrastructure in terms of its system and multifunctional character of operation is defined. The fixed assets and fire security in the republic were characterized in general. Forestry infrastructure of each of the regions of the Komi Republic is characterized by three parameters: length of roads per 1 thousand ha, the area of forest per a forestry worker, the number of private forestry organizations. In accordance with the system of indicators an integrated assessment of the level of forestry infrastructure development is implemented in regions. The main problems related to the further development of forestry infrastructure are defined, that include: high level of depreciation of fixed assets; low level of development of the transport network; very low level of staffing of forestry enterprises; insufficient technical equipment of fire works, in particular information technology; low level of contractual forms of forestry activities. The established significant relationship between indicators of the level of use of the prescribed cut and the overall coefficient of infrastructure development allowed to conclude that all areas of industrial logging have prospects of forest management through the development of forest infrastructure. Recommended activities include: updating and improving the efficiency of fixed assets; development of a network of forest and logging roads; optimization of headcount standards; introduction of modern information and analytical systems; development of non-state forms of organization of forestry.

Keywords: transport service, protection of forests from fire, assessment of infrastructure development

Лесное хозяйство является ресурсообеспе-чивающей отраслью лесного комплекса, поэтому его состояние и развитие имеют стратегическое значение для Республики Коми как многолесного региона. Несмотря на это, уровень развития «низовых» отраслей лесной индустрии - лесного хозяйства и лесозаготовки - значительно отстает от отраслей лесопереработки. Низкий уровень современного экономического развития лесного хозяйства обусловлен совокупностью факторов, среди которых выделяются полное искоренение товарности

лесного хозяйства в советское время, а также нетипично длительный для рыночных условий период выращивания лесной продукции. На этом фоне происходил процесс формирования лесной инфраструктуры, также отразивший в себе, с одной стороны, особенности реализуемой экономической политики, а с другой - специфику функционирования лесного хозяйства как отрасли.

В современном понимании лесное хозяйство как отрасль появилось после создания централизованно планируемой экономики и отраслевой систе-

мы управления экономикой. Результатом реформ стал организационный и технологический разрыв единого процесса использования и воспроизводства леса. Сметно-бюджетное финансирование лишило лесное хозяйство экономических стимулов для развития, в основе которых лежит получение лесного дохода [1].

Последняя предпринятая попытка реформирования лесного хозяйства не привела к повышению эффективности его функционирования. После принятия в 2006 г. Лесного кодекса лесхозы прекратили свою деятельность в качестве производственных предприятий, осуществляющих лесохозяй-ственные мероприятия, а обязанности по ведению лесного хозяйства были возложены на арендаторов лесных участков и государственные и частные предпринимательские структуры. К этому времени лесхозы имели квалифицированный персонал, основные и оборотные средства, а также инфраструктуру, обеспечивающие выполнение лесовосстановитель-ных, противопожарных и других работ. Переформирование управленческой структуры отрицательно сказалось на состоянии производственной базы лесного хозяйства, которая резко сократилась.

На современном этапе "уровень развития" лесной инфраструктуры является не только производной общего состояния лесопользования, но и основным фактором развития всего лесного комплекса. Недостатки в функционировании лесной инфраструктуры сдерживают процессы интенсификации использования лесов в промышленно развитых районах и освоения неиспользуемых лесных ресурсов.

Выявление основных тенденций и определение возможных направлений развития инфраструктуры лесного хозяйства Республики Коми будут способствовать развитию регионального лесопользования.

В известных отечественных исследовательских работах инфраструктура лесного хозяйства как отдельный объект не рассматривалась, однако анализировалась как составная часть лесной инфраструктуры сельских территорий [2, 3], а также инфраструктуры лесопромышленного комплекса региона [4, 5]. При этом во всех исследованиях создание и развитие лесной инфраструктуры было признано одним из решающих факторов обеспечения эффективного лесопользования.

Определение и содержание инфраструктуры лесного хозяйства исходит из первоначального значения понятия инфраструктуры как основания, базиса какой-либо деятельности или системы [6]. Общепринятыми характеристиками функционирования производственной инфраструктуры, к которой принадлежит и лесная, являются внешнее обеспечение процесса производства по отношению к каждому самостоятельному производственному процессу, а также постоянство и взаимосвязь выполняемых функций [7].

Следует отметить, что в последние годы инфраструктура все чаще рассматривается как «ор-

ганизатор пространства» - экономического и социального, а также как потенциал, резерв развития территории [8].

Автор «понимает» инфраструктуру лесного хозяйства как совокупность объектов и видов деятельности, используемых в процессе обслуживания лесного хозяйства и создающих его материальную, техническую, технологическую и организационную основу.

К основным инфраструктурным объектам лесного хозяйства следует отнести: здания, сооружения и транспортные средства; рабочие и силовые машины, оборудование. По степени участия в производстве выделяют производственные и непроизводственные объекты, по отраслевой принадлежности - промышленно-производственные и объекты вспомогательных отраслей. Особым объектом инфраструктуры является сам лесной фонд, выполняющий ресурсовосстановительную и ресур-сообеспечивающую функции.

Основные виды деятельности, обслуживающих лесное хозяйство, включают:

- производственное обслуживание (противопожарные и лесозащитные работы; заготовка, переработка и хранение древесной и недревесной продукции; заготовка и хранение семян; выращивание и подготовка посадочного материала для лесо-восстановления; ремонтно-технические работы; материально-техническое обслуживание);

- транспортное обслуживание;

- институционально-организационное обслуживание (комплекс управленческих и организационных функций);

- информационное обслуживание (передача информации с использованием средств коммуникации);

- социальное обслуживание (медицинское обслуживание, повышение квалификации работников, культурно-бытовое и рекреационное обслуживание).

Характеристика состояния и проблемы развития инфраструктуры лесного хозяйства Республики Коми

Трудностью сбора первичных данных для исследования является то, что до сих пор инфраструктура лесного хозяйства не является единой учетной единицей статистики. Отсутствует система показателей для оценки уровня ее развития и эффективности. В этих условиях сделана попытка выявления основных тенденций развития инфраструктуры лесного хозяйства на основе данных ежегодной отраслевой отчетности Комитета лесов Республики Коми. Были рассмотрены транспортное, производственно-организационное, противопожарное и институциональное обслуживание лесного хозяйства, а также состояние соответствующих этим видам деятельности объектов инфраструктуры.

Транспортная обеспеченность лесного хозяйства

Главным фактором для сырьевого обеспечения лесного производства является наличие транспортной сети. Распределение районов и городских округов по показателю протяженности лесных дорог в километрах на 1 тыс. га показано в табл. 1. Следует признать, что для полноценного развития лесного хозяйства обеспеченность лесными дорогами на 1 тыс. га во всех муниципальных образованиях является недостаточной. Для освоения расчётной лесосеки по рубке лесных насаждений, независимо от породного состава спелых древостоев, в эксплуатационных лесах необходимо иметь не менее 7 км всех видов лесных дорог на 1 тыс. га, а в защитных лесах - 11-14 км. Не менее 30-35% этих дорог должны иметь твердое покрытие, т.е. обеспечивать их гарантированное круглогодовое использование. По плотности дорог круглогодичного использования Республика Коми находится на одном из последних мест в Российской Федерации, расстояние между населенными пунктами превосходит среднероссийские показатели более чем в три раза [9]. В Республике Коми доля дорог с твердым покрытием в среднем составляет 6% [10].

Таблица 1

Протяженность лесных дорог, км/1 тыс. га

Муниципальный район, городской округ

Протяженность лесных дорог на 1 тыс. га

Койгородский

Усть-Вымский

Сыктывдинский

Прилузский

Корткеросский

Усть-Куломский

Сосногорск

Ухта

Троицко-Печорский

Княжпогостский

Вуктыл

Сыктывкар

Удорский

Сысольский

Усинск

Печора

Ижемский

Усть-Цилемский

4,5

4.5

4.0 3,7

3.1

2.6 2,0 1,9 1,5 1,5 1,5 1,5 1,3 1,1 0,9 0,7 0,3 0,3

Для проведения рубок ухода за лесами дорог требуется еще больше, чем для проведения сплошных рубок насаждений. Для полного охвата насаждений лесохозяйственными мероприятиями необходимо иметь 10-15 км дорог на 1тыс. га лесного фонда. Поэтому в перспективе необходимо проводить работы по капитальному ремонту имеющихся грунтовых дорог и по строительству новых дорог лесохозяйст-венного и противопожарного назначения, а также лесовозных дорог с твердым покрытием.

Производственно-организационное обслуживание лесного хозяйства

Для характеристики организационного обеспечения лесохозяйственной деятельности районов использовался показатель, позволяющий определить нагрузку на одного работника лесного хозяйства. Он представляет площадь лесного фонда, которая приходится на одного работника лесного хозяйства. С учетом площади лесничеств и численности работников лесохозяйственного аппарата, на одного работника в среднем по республике приходится 40653 га. По муниципалитетам этот показатель изменяется от 10 тыс. га (Сыктывдинский р-н) до 170 тыс. (Усть-Цилемский р-н).

Как показывает опыт европейских стран и опыт охраны многих российских заповедников, соотношение в пределах до 500 га позволяет обеспечивать эффективную охрану и управление лесами. Очевидно, что в Республике Коми при имеющейся численности лесохозяйственного аппарата, которая в наиболее обеспеченных районах в 20-40 раз меньше оптимальной, эффективное управление лесами является затруднительным.

Еще одной особенностью инфраструктуры лесного хозяйства республики является предельно высокий уровень износа основных средств и оборудования. В оперативном управлении Комитета лесов и государственных учреждений находятся административные здания, конторы - помещения участковых лесничеств, автотранспорт, лесохозяй-ственная техника и иное оборудование, обеспечивающее их работу. Имущество располагается в 17 муниципальных районах Республики Коми, в том числе в удаленных населенных пунктах. По последним имеющимся данным, на 1 января 2011 г. стоимость имущества, находящегося в оперативном управлении Комитета лесов Республики Коми и его государственных учреждений, составляла 498,5 млн. руб., начисленная амортизация - 400,4 млн., или 80% от балансовой стоимости.

Противопожарное обеспечение лесного хозяйства

Особое место в производственном обслуживании лесохозяйственной деятельности занимают противопожарные мероприятия. Ежегодно до начала пожароопасного сезона лесничества совместно с оперативными отделениями Сыктывкарской авиабазы осуществляют разделение территории лесного фонда на зоны космического, авиационного и наземного мониторинга. Главным критерием при определении зоны наземного мониторинга является расчетная возможность доставки средств пожаротушения и людей к месту пожара в течение 3 ч. К зоне наземного мониторинга относятся густонаселенные территории с развитой дорожной сетью, на которых применение авиации нецелесообразно. Обнаружение и тушение лесных пожаров на таких территориях должно производиться наземными способами. Однако площадь зоны наземного мониторинга в последние годы составляет всего 2,5 тыс. га, или 0,7 % от общей площади мониторинга пожарной опасности.

Вся территория лесного фонда республики практически разделена на зону авиационного мониторинга (82%) и зону космического мониторинга первого уровня (18%). В зоне авиационного мониторинга обнаружение и тушение лесных пожаров осуществляется как авиационными силами и средствами, так и, в случае необходимости, наземными силами и средствами. По мере удорожания аренды воздушных судов и снижения частоты полетов происходит постоянное уменьшение процента обнаружения пожаров авиалесоохраной. По этой причине всё чаще площадь пожаров в момент обнаружения достигает десятков гектаров. Тушение таких пожаров сопряжено с множеством трудностей: одномоментная потребность сравнительно большого количества людей и средств пожаротушения, дефицит авиатоплива, недостаток вертолетов и многое другое. В данных условиях все более актуальным становится развитие использования современных средств космического наблюдения за лесным фондом.

На основании изученных данных можно сделать вывод, что недоукомплектованность лесничеств техническими средствами, а также персоналом и лесниками является одной из причин ухудшения эффективности охраны лесов от пожаров и лесонарушений.

Развитие контрактной формы организации лесохозяйственной деятельности

Переход в 2008 г. к договорной основе финансирования обусловил развитие новых форм организации лесохозяйственной деятельности. Во всех районах республики появились самостоятельные коммерческие организации, специализирующиеся на лесохозяйственной деятельности, основной формой которых стали общества с ограниченной ответственностью (ООО). Лесопромышленные

предприятия, занимающиеся лесозаготовками, также начали заключать с государственными органами управления лесным хозяйством контракты на выполнение лесохозяйственных работ. На основе данных о количестве и видах деятельности производственных организаций в Республике Коми на 2014 г. было произведено распределение по районам количества негосударственных лесохозяйст-венных организаций и объема их контрактных работ (рис. 1).

Средняя доля работ по контрактам в общем объеме финансируемых государством лесохозяй-ственных работ по республике составила 21%. Из рис. 1 видно, что объем работ по контракту напрямую не связан с количеством созданных негосударственных предприятий, занимающихся лесохозяй-ственной деятельностью. Неравномерность распределения объемов контрактных работ и количества негосударственных лесохозяйственных предприятий косвенно свидетельствует о недостаточном развитии данной формы организации лесохо-зяйственной деятельности. С другой стороны, большое количество действующих лесных предприятий в наиболее ресурсообеспеченных районах - Койго-родском, Княжпогостском, Удорском, Корткерос-ском, Сыктывдинском - показывает, что такие предприятия рассчитывают на перспективы развития контрактной формы лесохозяйственной деятельности в данных районах.

Оценка уровня развития инфраструктуры по районам

Для оценки уровня развития инфраструктуры по районам в процессе исследования использовано три показателя: протяженность дорог на 1 тыс. га;

= ю

■ число негосударсгЕенных предприятий оеъеыраоот по конгрлсгам. тыс. га Рис. 1. Контрактная лесохозяйственная деятельность.

площадь лесного фонда на одного работника лесного хозяйства; количество негосударственных ле-сохозяйственных предприятий. По каждому показателю был определен ранг, рассчитанный как доля от его максимального (для показателей протяженности дорог на 1 тыс. га и количества негосударственных лесохозяйственных предприятий) или минимального (для показателя площади лесного фонда на одного работника лесного хозяйства) значения, который характеризует положение района в распределении значений показателя в общем ряду. На основе значений рангов по трем показателям для каждого района посредством среднего арифметического определен коэффициент развития инфраструктуры (табл. 2). Была произведена группировка районов по уровню развития инфраструктуры - на группы с высоким, средним и низким уровнем инфраструктуры лесного хозяйства (рис. 2).

Таблица 2

Коэффициент развития инфраструктуры лесного хозяйства

С помощью корреляционного анализа изучена взаимосвязь показателей развития инфраструктуры между собой, а также с уровнем использования расчетной лесосеки по районам. Установлена высокая взаимозависимость между показателями обеспеченности лесными дорогами и площадью лесного фонда на одного работника лесного хозяйства. Также определена частичная взаимосвязь данных показателей с количеством лесных предприятий и объемом контрактных работ.

Влияние показателей инфраструктуры лесного хозяйства на уровень территориального экономического развития оценено на основе показателей уровня использования расчетной лесосеки и общего коэффициента развития инфраструктуры для каждого района. Была установлена высокая степень взаимосвязи данных показателей, коэффициент корреляции составил 0,6.

Изучение состояния транспортного, организационного и производственного обслуживания лесного хозяйства позволило выделить следующие основные проблемы:

- высокий уровень износа основных средств материально-технического обеспечения, снижающий эффективность ведения лесного хозяйства;

- низкий уровень развития транспортной сети при наличии резервов развития лесного хозяйства и лесопользования;

- очень низкий уровень обеспеченности уп-равленческо-производственным персоналом лесо-хозяйственных предприятий, не обеспечивающий эффективное управление лесами;

- недостаточное техническое оснащение противопожарных работ, препятствующее своевременному обнаружению и ликвидации лесных пожаров, в частности, связанное с неразвитостью современного информационного обеспечения;

- низкий уровень развития контрактных форм организации лесохозяйственной деятельности.

Основные направления развития инфраструктуры лесного хозяйства Республики Коми

В 2012 г. Постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. № 415 была утверждена государственная программа Республики Коми «Развитие лесного хозяйства» (далее -Программа), со сроком реализации 2013-2020 гг. В ее составе сформированы три подпрограммы: «Устойчивое управление лесами», «Развитие перспективных технологий в лесном хозяйстве», «Обеспечение реализации государственной программы».

Развитие объектов инфраструктуры лесного хозяйства было предусмотрено подпрограммой «Развитие перспективных технологий в лесном хозяйстве», целью которой является повышение экономического потенциала лесов и лесного хозяйства. Для ее достижения поставлены задачи: модернизация и внедрение инноваций в сфере лесного хозяйства; стимулирование инвестиционной деятельности в лесном секторе; создание единого информационно-коммуникационного пространства в сфере лесоуправления.

Предусматривалась реализация следующих основных мероприятий:

- организация проведения лесоустройства на основе инновационных методик, разработка модельных решений для перехода на устойчивое ле-соуправление;

- создание информационно-аналитических систем с использованием анализа данных дистанционного зондирования Земли;

- организация проведения аукционов купли-продажи лесных насаждений, работ по отпуску древесины гражданам;

- создание финансово-экономических условий для вовлечения в хозяйственный оборот новых лесных участков, увеличения объемов строительства и реконструкции лесных дорог;

Муниципальные районы и городские округа Коэффициент Уровень инфраструктуры

Койгородский 0,75 Высокий

Усть-Вымский 0,51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сыктывдинский 0,49

Сосногорский 0,48

Сыктывкарский 0,44

Прилузский 0,4

Корткеросский 0,39 Средний

Усть-Куломский 0,31

Княжпогостский 0,28

Сысольский 0,22

Ухтинский 0,22

Троицко-Печорский 0,22

Удорский 0,22 Низкий

Вуктыл 0,21

Усинск 0,08

Печора 0,07

Ижемский 0,05

Усть-Цилемский 0,03

Рис. 2. Распределение районов по уровню развития лесной инфраструктуры.

- разработка и внедрение информационных систем по учету лесного фонда и использованию лесных участков, создание единой диспетчерской службы лесного хозяйства.

В процессе реализации программных мероприятий были получены определенные положительные результаты и выявлены новые проблемы и «узкие места».

В частности, достигнуто снижение уровня незаконных рубок, которое стало результатом улучшения материально-технической и транспортной

базы лесной охраны и, соответственно, повышение качества работ по охране и защите лесов.

Благодаря предусмотренному Программой применению на практике средств малой авиации, а также увеличению численности работников парашютно-десантной службы и улучшению их материально-технического обеспечения, произошло повышение эффективности обнаружения и ликвидации лесных пожаров. За исследуемый период создано пять межрегиональных пожарно-химических станций в Кортке-росском, Койгородском, Княжпогостском, Удорском и

Троицко-Печорском районах республики. На качество противопожарных работ положительно повлияло также использование регионального геоинформационного веб-сервиса «Лесные пожары».

Было достигнуто увеличение протяженности построенных за год лесных дорог с 20 км в 2012 г. до 54,6 км в 2014 г. С 20 до 94 % вырос удельный вес лесничеств, ведущих учет лесного фонда, государственный лесной реестр с применением единого программного обеспечения (исключение - Печо-ро-Илычское и Кажимское лесничества).

Не выполнены мероприятия по строительству Лесного селекционно-семеноводческого центра и подрядные работы государственного контракта по проведению лесоустройства на основе инновационных методик. Причиной снижения работ по строительству и реконструкции объектов лесного хозяйства стало недостаточное финансирование, а отсутствия инновационного лесоустройства - невыполнение обязательств по контракту подрядной организацией.

Изучение проблем функционирования инфраструктуры лесного хозяйства, а также опыта реализации мероприятий по развитию лесного хозяйства в Республике Коми позволило обозначить следующие направления развития:

1. Развитие сети лесных и лесовозных дорог, включающее строительство, ремонт и содержание дорог. Для формирования дорожной инфраструктуры наиболее проработанным планом развития обладает «Генеральная схема развития сети лесных дорог Республики Коми» [10].

2. Доведение до оптимальных норм численности управленческо-производственного состава лесохозяйственных предприятий.

3. Обновление устаревшей материально-технической базы лесного хозяйства и повышение эффективности ее использования за счет совершенствования организации лесохозяйственного производства. Учитывая большой износ и особенности размещения, обновление и повышение эффективности использования имущества являются первоочередными задачами управления имуществом лесного хозяйства.

4. Совершенствование системы охраны и защиты лесов посредством повышения технической оснащенности, а также внедрения современных информационно-аналитических систем в процесс управления лесным хозяйством.

5. Развитие негосударственных форм организации лесохозяйственного производства на контрактной основе.

Развитие в соответствии с данными направлениями будет способствовать совершенствованию инфраструктуры лесного хозяйства всех изученных районов и в будущем создаст благоприятные условия для эффективного функционирования региональной экономики.

Литература

1. Петров А.П. Лесхоз в системе государственного и хозяйственного управления лесами: из

прошлого - в будущее // Лесное хозяйство. 2015. M 3. С. 10-17.

2. Войтюк М.М. Стратегия развития лесной инфраструктуры сельских территорий региона: Автореферат дис. докт. экон. наук. М.: Московский государственный университет леса, 2011. 41 с.

3. Гибеж A.A. Направления эффективной трансформации базовых секторов лесохозяйствен-ных районов (пример Республики Коми) // Север: проблемы периферийных территорий/ Отв. ред. В.Н.Лаженцев. Сыктывкар, 2007. С. 248-281 (Научный совет РАН по вопросам регионального развития; Коми НЦ УрО РАН).

4. Гибеж A.A. Типичные проблемы инновационного развития лесопромышленного комплекса // Север: наука и перспективы инновационного развития / Отв. ред. В.Н.Лаженцев. Сыктывкар, 2006. С. 344-347. (Научный совет РАН по вопросам регионального развития; Коми НЦ УрО РАН).

5. Дмитриева Т.Е., Гибеж A.A. Лесопромышленный комплекс республики: проблемы развития // Ежемесячный республиканский деловой журнал «Регион». 2009. M 3. С. 1-4.

6. Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.etymonline.com/ index.php?allowed_in_frame=0&search= infra-structure&searchmode=or (Дата обращения 1.04.2015).

7. Баскин A. К вопросу о сущности и эффективности инфраструктуры (препринт доклада). М.: Научный совет АН СССР по экономическим проблемам научно-технического прогресса, 1978. 21 с.

8. Котлярова С.Н. Концептуальные подходы к оценке влияния инфраструктуры на региональное развитие // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2012. M3 (31). Номер статьи: 3103. URL: http://eee-region.ru/article/3103 (Дата обращения 2.04.2015).

9. Большаков Н.М., Жиделева В.В., Рабкин С.В. Транспортная доступность периферийных сельских территорий: теория, методология, практика (на примере Республики Коми)// Известия Коми научного центра УрО РАН. 2015. M 2(22). С. 95-103.

10. Лесной план Республики Коми (утвержден распоряжением Главы Республики Коми M 246-р, 5 августа 2013 г.). Ч. 3.

References

1. Petrov A.P. Leshoz v sisteme gosudarstvennogo i hozjajstvennogo upravlenija lesami: iz prosh-logo - v budushhee [Forestry in the state and economic forest management: from the past to the future] // Lesnoe hozjajstvo [Forestry]. 2015. M 3. P. 10-17.

2. Voityuk M.M. Strategija razvitija lesnoj infra-struktury sel'skih territorij regiona [The development strategy of forest infrastructure of rural regional territories]: Avtoreferat dis. dokt. jekon. Nauk [Abstract of Diss. Dr. Sci.

(Economy)]. Moscow: Moscow State Forestry Univ., 2011. 41 p.

3. Gibezh AA Napravlenija jeffektivnoj transfor-macii bazovyh sekto-rov lesohozjajstvennyh ra-jonov (primer Respubliki Komi) // Sever: prob-lemy periferijnyh territorij [Directions of effective transformation in the basic sectors of the forestry areas] / Ed. V.N.Lazhentsev. Syktyvkar: Nauchnyj so-vet RAN po voprosam re-gional'nogo razvitija [RAS Sci. Council on regional development]; Komi Sci. Centre, Ural Br., RAS, 2007. P. 248-281.

4. Gibezh AA. Tipichnye problemy innovacionno-go razvitija lesopro-myshlennogo kompleksa [Typical problems of innovative development in the timber industry] // Sever: nauka i per-spektivy innovacionnogo razvitija [The North: science and prospects of innovative development] / Ed. V.N.Lazhentsev. Syktyvkar: Nauchnyj sovet RAN po voprosam regional'nogo razvitija {RAS Sci. Council on regional development]; Komi Sci. Centre, Ural Br., RAS, 2006. P. 344-347.

5. Dmitrieva T.E., Gibezh AA. Lesopromyshlennyj kompleks respubliki: problemy razvitija [Timber industry complex of the republic: development issues] // Ezhemesjachnyj respublikan-skij delovoj zhurnal «Region» [Monthly regional business magazine "Region"]. Syktyvkar, 2009. № 3. P. 1-4.

6. Online Etymology Dictionary. URL:http://www. etymonline.com/index. php?allowed_in_frame= 0&search= infrastructure&searchmode=or (accessed 1.04. 2015).

7. Baskin A. K voprosu o sushhnosti i jeffektiv-nosti infrastruktury (preprint doklada) [To the problem on the nature and effectiveness of infrastructure (preprint of the report)]. Moscow: Nauchnyj sovet AN SSSR po jekonomicheskim proble-mam nauchno-tehnicheskogo progressa [USSR Ac. Sci. Council on economic problems of sci.-techn. progress], 1978. 21 p.

8. Kotlyarova S.N. Konceptual'nye podhody k ocenke vlijanija infra-struktury na region-al'noe razvitie [Conceptual approaches to assessing the impact of infrastructure on regional development] // Regional'naja jeko-nomika i upravlenie: jelektronnyj nauchnyj zhurnal [Regional economy and management: electronic sci. J.]. 2012. №3 (31). Article No: 3103. URL: http://eee-region.ru/article/3103 (accessed 2.04.2015).

9. Bol'shakov N.M., Zhideleva V.V., Pabkin S.V. Transportnaja dostupnost' periferijnyh sel'skih territorij: teorija, metodologija, praktika (na primere Respubliki Komi) [Transport accessibility of peripheral rural areas: the theory, methodology, practice (on the example of the Republic of Komi )]// Proc. of the Komi Sci. Centre, Ural Br., RAS . 2015. № 2 (22). P. 95103.

10. Lesnoj plan Respubliki Komi (utverzhden ras-porjazheniem Glavy Respubliki Komi № 246-r, 5 avgusta 2013 g.). Chast' 3 [Forest plan of the Komi Republic (approved by the Head of the Komi Republic № 246-p, August 5, 2013). Part 3].

Статья поступила в редакцию 05.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.