Научная статья на тему 'Особенности развития и кредитования малых и средних фермерских хозяйств в Республике Татарстан'

Особенности развития и кредитования малых и средних фермерских хозяйств в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / КРЕСТЬЯНСКИЕ ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / КРЕДИТОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСТВА / АГРОХОЛДИНГИ / РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY / PEASANT FARMS / SMALL AND MEDIUM FORMS OF ENTREPRENEURSHIP / PRIVATE FARMS / LOANS / GOVERNMENT PROGRAMS TO SUPPORT THE DEVELOPMENT OF FARMING / AGRO-HOLDINGS / THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бигашев А. Р., Стрекалова Г. Р.

Рассмотрены особенности развития малых и средних форм предпринимательства в отечественном агросекторе. Для обеспечения эффективного развития фермерских хозяйств нужны государственные программы поддержки развития фермерства, изменяющие отношение к молодым, начинающим фермерам, стремящимся реализовать себя в условиях сельской местности и включающие программы кредитования, с разнообразным целевым назначением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of development of small and medium entrepreneurship in the domestic agricultural sector. To ensure the effective development of private farms need state support program for the development of farming, changing the attitude to young farmers seeking to realize themselves in the conditions of rural areas and including lending program with a variety of purpose.

Текст научной работы на тему «Особенности развития и кредитования малых и средних фермерских хозяйств в Республике Татарстан»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 332.142.

А. Р. Бигашев, Г. Р. Стрекалова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ

ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Ключевые слова: аграрный сектор экономики, крестьянские фермерские хозяйства, малые и средние формы предпринимательства, личные подсобные хозяйства, кредитование, государственные программы поддержки развития фермерства,

агрохолдинги, развитие отечественного сельского хозяйства.

Рассмотрены особенности развития малых и средних форм предпринимательства в отечественном агро-секторе. Для обеспечения эффективного развития фермерских хозяйств нужны государственные программы поддержки развития фермерства, изменяющие отношение к молодым, начинающим фермерам, стремящимся реализовать себя в условиях сельской местности и включающие программы кредитования, с разнообразным целевым назначением.

Key words: agrarian sector of economy, peasant farms, small and medium forms of entrepreneurship, private farms, loans, government programs to support the development offarming, agro-holdings, the development of domestic agriculture.

ne features of development of small and medium entrepreneurship in the domestic agricultural sector. To ensure the effective development of private farms need state support program for the development of farming, changing the attitude to young farmers seeking to realize themselves in the conditions of rural areas and including lending program with a variety of purpose.

Если говорить об особенностях развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики, то здесь регулирование юридически основано на нормативных актов аграрного законодательства, одним из которых является федеральный закон № 264 от 29.12.06 «О развитии сельского хозяйства», который наряду с определением в целом аграрной политики российского государства в современных условиях, является основным законодательным документом. В этом же законе определены нормы о предпринимательстве в аграрном секторе по самостоятельному ведению агробизнеса.

Планирование развития малых форм предпринимательства в аграрном секторе экономики основывается на двух показателях:

- увеличение объемов производства сельскохозяйственного сырья и продукции в каждом из субъектов Российской Федерации;

- увеличение доходов и благосостояния сельских жителей.

Первый показатель, в конечном счете, определяет уровень продовольственной безопасности российского государства, а второй на достижение сбалансированности средней заработной платы в сельском хозяйстве с уровнем, существующем в промышленности.

Зарубежный опыт развития аграрного сектора вообще показывает, что лучшие результаты по производительности труда могут быть достигнуты лишь в крупных фермерских хозяйствах, в работе которых используются последние достижения, например, в селекции сельскохозяйственных растений и животных, инновационные технологии, передовое оборудование и техника.

Организационно аграрное производство в России в настоящее время формируется в виде

крупных холдинговых компаний, во главе которых стоит инвестор.

Сравнительный анализ деятельности российских и зарубежных крупных компаний в аграрной сфере показывает, что агрофирмы в зарубежной практике работают с большим числом потребительских кооперативов, которые выполняют заготовительные, обслуживающие, перерабатывающие, сбытовые и другие услуги для головного агрохолдинга. Совместно с ними работают и малые формы предпринимательских структур, занимающиеся производственно-хозяйственной деятельностью на основе диверсификации узкоспециализированного аграрного производства крупной структуры агробизнеса.

Агрохолдинги в российской практике в полном объеме самостоятельно выполняют все функции по организации производства и обслуживания, что не всегда бывает экономически выгодно и эффективно.

В связи с этим актуализируется реальная возможность организации развития малых форм предпринимательства в сельском хозяйстве в составе крупных агрохолднигов и их кредитование.

Как правило, деятельность малого и среднего предпринимательства в аграрной сфере реализуется в формах: сельскохозяйственного кооператива (производственного или потребительского), фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства граждан (ЛПХ). Однако данные формы субъектов сельскохозяйственной деятельности требуют законодательного урегулирования, из-за отсутствия их юридического статуса. Отличием в юридическом плане является то, что крупные субъекты аграрного сектора производства определяются как коммерческие организации, созданные для осуществления предпринимательской деятельности, в то время как сельскохозяйственный потребительский кооператив

и личное подсобное хозяйство имеют статус не коммерческих организационных структур, основной целью которых является оказание услуг крупным предприятиям аграрной сферы. Предпринимательская деятельность перечисленных некоммерческих структур может выполнять только вспомогательную функцию: способствовать достижению уставных целей самих организаций.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ крестьянское фермерское хозяйство является индивидуальной предпринимательской деятельностью, а согласно федеральному закону от 11.06.03 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ рассматривается как структура осуществляющая совместную деятельность всех членов хозяйства без образования юридического лица, но не как индивидуальное предпринимательство его главы. Глава фермерского хозяйства не вправе вести самостоятельную предпринимательскую деятельность, осуществляемую от своего имени вне связи с интересами коллектива. То есть одной из особенности организационной формы является то, что крестьянское фермерское хозяйство обязано вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций как индивидуальный предприниматель. Это особенно важно в случаях получения льгот по кредитованию, при кредитовании в форме лизинга (при заключении договора) и других финансовых взаимоотношений с государственными органами исполнительной власти.

По закону, фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином и (или) группой лиц, находящихся в родстве, что тоже определяет особенность их формирования и развития. Очевидно, требуется определить правовой статус фермерского хозяйства, созданного одним человеком и группой лиц.

Это еще важно потому, что в соответствие с постановлением Правительства РФ № 555 от 22 июля 2008 года «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» определены критерии отнесения конкретного фермерского хозяйства: к микропредприятию, малому или среднему предприятию.

В таблице 1 представлена динамика и доля малых предприятий по виду экономической деятельности сельское хозяйство в общем числе малых форм предприятий в Республике Татарстан.

Как видим, несмотря на то, что общее число малых предприятий в 2011 году в сравнение с 2010 годом выросло количественно на 4438 предприятия или на 10,7%. По виду экономической деятельности сельское хозяйство напротив произошло снижение на 168 предприятия или на 13,2 %. В том и в другом случаях, динамика коснулась в большей степени микропредприятий. Например, в сельском хозяйстве число микропредприятий в 2011 году сократилось на 16,8% по сравнению с 2010 годом. По нашему мнению это в большей степени фермерские или личные подсобные хозяйства, именно те структуры, которые в большей степени подвержены влиянию внешних факторов и нуждаются как в законодательной государственной поддержке, так и в кредитова-

Таблица 1 - Динамика и доля малых предприятий в сельском хозяйстве в РТ

2010 г. 2011 г. Д, 2011/2010 (%)

Малые предприятия по видам экономической

деятельности,всего:

41492 45930 +4438 (10,69)

в том числе: микро-предприятия

35068 39497 +4429 (12,63)

из них сельское хозяйство, охота и лесное хозяй-

ство

1273 1105 -168 (13,19)

в том числе: микро-предприятия

1006 837 -169 (16,79)

в % к итогу всего

3,1 2,4 -0,7

в % к итогу микро-предприятия

2,9 2,1 -0,8

нии своей деятельности. Такой вывод связан с тем, что в последние годы развитие аграрного сектора экономики связывается с активной деятельностью личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственном секторе экономики. Со времен реформ и преобразований, в ходе которых произошла ликвидация крупных хозяйств и спад аграрного производства, которое по объему производства продовольствия отбросило страну на 40-50 лет назад, такое явление как развитие малых и средних фермерских хозяйств является первоочередным явлением. Формирование инфраструктуры для развития личных подсобных хозяйств и, в частности, их экономическая поддержка, будет способствовать повышению благосостояния сельского населения, что повышает социальную значимость данной политики. Однако отметим, что личное подсобное хозяйство по закону не является субъектом предпринимательства, поскольку не соответствует нормам Гражданского Кодекса РФ (п.1ст.2), и не регистрируется в качестве предпринимательской структуры. Но личное подсобное хозяйства выполняет важную задачу вовлечения в трудовую деятельность сельских жителей: поскольку трудоспособные граждане села, не имея работу, уезжают из села или занимаются производством сельскохозяйственной продукции на базе своего личного подсобного хозяйства. В этой связи для владельцев личных подсобных хозяйств, безусловно, следует создавать достойные условия для их жизнедеятельности и обеспечения качества жизни, несомненно, это должно осуществляться при поддержке государства. Для владельцев ЛПХ желающих заниматься предпринимательской деятельностью в агросфере, следует законодательно определить их статус как предпринимателей крестьянских (фермерских) хозяйств. Несмотря на то, что и в ЛПХ и в фермерском хозяйстве привлекаются к работе в качестве своих членов родственников, на наш взгляд все таки следует провести разграничение по правам и обязанностям хозяйств семейно-трудового типа, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Например, после выхода закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и утверждения Целевой программы развития КФХ, были созданы

ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и кооперативов. Результатом также стал тот факт, что фермеров обучали работе в агросфере как в России, так и за рубежом. Однако в настоящее время фермерские хозяйства имеет устойчивую тенденцию к снижению их численности. Между тем, именно фермерские хозяйства представляют собой самые настоящие субъекты малых и средних форм предпринимательства в сельском хозяйстве, и надо только выработать формы и способы развития данной сферы деятельности, в том числе формы поддержки, развития инфраструктуры и инвестирования.

Рассмотрим динамику прибыльных и убыточных предприятий по видам экономической деятельности в Республики Татарстан в период с 2007 по 2011 годы.

Рис. 1 - Динамика удельного веса прибыльных предприятий в Республике Татарстан

Как видно из представленных линейных зависимостей и уравнений регрессии, моделирующих тренд, прогнозировать прибыльность предприятий не представляется возможным, особенно это прослеживается в сельском хозяйстве (коэффициент регрессии низок R2=0,0707). То же самое наблюдается и в случае оценки количества убыточных предприятий, уравнения регрессии повторяются (рис. 2).

Рис. 2 - Динамика удельного веса убыточных предприятий в Республике Татарстан

Общим выводом может стать тот факт, что действительно сельское хозяйство имеет свои особенности развития предпринимательских структур в форме малых и средних фермерских хозяйств, и для обеспечения эффективного его развития нужны це-

левые программы поддержки развития фермерства. Так, например, реализуемая государственная программа развития сельского хозяйства призвана изменить отношение к молодым, начинающим фермерам, стремящимся реализовать себя в условиях сельской местности. Программа включает субсидирование части процентной ставки по кредитам на развитие фермерского хозяйства. В таблице 2 представлены данные по кредитам банков организациям и физическим лицам в Республике Татарстан.

Таблица 2 - Кредиты банков физическим лицам и организациям в РТ

Показатели 2007 2008 2009 2010 2011

КБ в РТ, ед. 26 26 26 26 25

филиалы, ед. 102 95 94 96 96

кредитные 337,6 428,9 437,7 447,4 552,9

вложения,

млрд. руб. в

том числе:

краткосроч- 147,6 169,2 157,8 151,8 149,2

ные

в % к итогу 43,7 39,4 36,1 33,9 27,0

долгосроч- 189,9 259,7 279,9 295,5 403,7

ные 8 7 3 6 7

в % к итогу 56,3 60,9 63,9 66,1 73,0

Как показывают данные, приведенные в таблице 2, количество коммерческих банковских организаций в Республики Татарстан достаточно стабильно. Относительно кредитных вложений можно сказать, что они имеют позитивную динамику роста. Так, например, в 2008 году относительно 2007 года рост составил 27%, далее в кризисные годы рост несколько снизился: в 2009 году относительно 2008 года на 2,05%, в 2010 году относительно 2009 года на 2,2%, а в 2011 году относительно 2010 года рост составил 23,58%. По прежнему привлекательными остаются долгосрочные кредиты на долю которых приходится более 50% всех кредитных ресурсов. Отмечена тенденция роста долгосрочного кредитования до 73% в 2011 году, что на 16,7% увеличилось за четыре года, за счет снижения доли краткосрочного кредитования.

Следует отметить, что процентные ставки по кредитованию сельского хозяйства остаются высокими. И в этой связи рост доли долгосрочного кредитования несколько сглаживает процентные ставки. Кроме того существуют различные схемы выплат кредитного долга, включающие возможность ежеквартальных, а не ежемесячных выплат, а также длительную отсрочку по выплате основного долга. Получить кредит фермер или собственник ЛПХ может в банке, осуществляющем деятельность на территории Республике Татарстан, предварительно выяснив возможность субсидирования суммы, желаемой взять в кредит.

Субсидии и наибольшее количество специализированных кредитов, оказывающих поддержку развития фермерских хозяйств, предлагает Россель-хозбанк. Так, например, в 2012 году Россельхозбанк предложил новую программу «Стань фермером». Согласно программе заемщиком может стать инди-

видуальный предприниматель или крестьянское фермерское хозяйство, которые по представленным документам соответствуют критериям отборочной комиссии. Сумма, которую банк предоставляет в кредит, варьируется от 500 000 и до 15 000 000 рублей, при процентной ставке от 9,0 %, с учетом получения субсидирования, реальная выплата по процентам составит ориентировочно 5 - 6%.

Сегодня Россельхозбанк предлагает фермерам более 40 программ кредитования, с разнообразным целевым назначением. Среди наиболее популярных предложений можно выделить: «грант + льготный кредит», «семейная ферма» и отсрочка основного долга на 18 месяцев. Кредиты в основном даются на приобретение земельного участка, малоэтажное строительство жилья в сельской местности, на покупку молодняка и необходимой сельскохозяйственной техники. В некоторых случаях имущественным залогом становится приобретаемое имущество или предварительно оцененный урожай. Однако, фермеру, начинающему дело, следует знать, что на полную сумму кредита не следует рассчитывать. Например, при покупке техники, для которой нужна регистрация в органах Гостехнадзора или ГИБДД, фермер получит 90% от стоимости. Прицепная или навесная техника, не требующая регистрации, позволит получить 70 %. Для покупки зерноочистительного оборудования банк выдаст не более 60 %. Остальная запрашиваемая стоимость кредита оплачивается бюджетными средствами местных органов управления либо из собственного кармана, либо из кредита под залог данной техники. От фермера, также, потребуют обязательного страхования приобретенного имущества на срок, превышающий срок кредитования на один месяц. При кредитовании предусмотрен льготный срок - 12 месяцев. По этой же схеме приобретается молодняк племенного скота. Сумма выплаты составляет 80 % и льготный срок кредитования равен 24 месяцам.

Кредит на покупку земельного участка с целью организации или расширения фермерского хозяйства предоставляются под залог земли. Срок кредитования в данном случае до восьми лет, сумма до 70 % от оценочной стоимости участка.

Специально для участников пилотной программы, направленной на развитие молочно-животноводческих семейных ферм, определена отдельная схема. Правда, чтобы попасть в программу следует пройти жесткий отбор и соответствовать определенному набору критериев. Существуют варианты получения кредитования без предоставления залогового имущества.

В настоящее время реализуется программа, Поддержки начинающих фермеров, рассчитанная на 2012 - 2014 годы и направленная на решение следующих задач:

- обеспечение соответствующих условий для расширения и модернизации, а также, создания новых фермерских хозяйств;

- обеспечение государственной поддержки для начинающих фермеров;

- предоставление доступных финансовых ресурсов.

- стимулирование перехода владельцев личного подворья в крестьянско-фермерские хозяйства.

Программа призвана помочь начинающим фермерам решить ряд проблем, с которыми они неизбежно сталкиваются, начиная собственную деятельность. Прежде всего, это недостаток финансирования на начальном этапе. Молодое фермерское хозяйство не может взять кредитования, из-за отсутствия залогового имущества. Часто, молодая ферма создается на государственное пособие по безработице. Элементарные вещи, вроде бытового устройства, также, требуют вложения финансовых средств. К этому надо еще прибавить расходы на составление бизнес-плана, проектирование и строительство необходимых хозяйственных помещений, подключение к сетям и первоначальный взнос по лизинговому платежу.

Программа должна помочь молодому фермеру закрепиться в нише сельскохозяйственного рынка. Финансирование программы в общем объеме составляет 15,25 млрд. рублей. В сумме заложены: средства их федерального бюджета в размере 10,4 млрд. рублей и средства от субъектов Российской Федерации в сумме 3, 73 млрд. рублей.

Участник, получивший финансирование по программе должен реализовать за год продукции сельского хозяйства на сумму не менее 30 000 рублей, а также, иметь регистрацию на ферму не меньше 36 месяцев до момента подачи заявки. Владельцы ЛПХ должны осуществлять деятельность не менее трех лет при перерегистрации в КФХ.

Кроме перечисленного предоставляются также гранты. Сумма в 600 000 рублей выделяется на создание новой фермы, а на бытовое устройство грант в размере 500 000 рублей. Гранты для создания фермерского хозяйства могут также направляться на покупку земли, оборудования, скота, составление проектно-сметной документации, подключение объектов к инженерным сетям и оплату начальных взносов по лизингу.

Грант на бытовые условия может быть потрачен на строительство, покупку мебели и прочих предметов, направленных на обеспечение комфорта. Покупка дома на рынке вторичного жилья программой не предусматривается. Грант на бытовое устройство получается лишь однажды.

Ожидается, что программа помощи начинающим фермерам обеспечит сельские территории рабочими местами и обеспечит сбор налогов от индивидуальных предпринимателей и КФХ.

Таким образом, если государство действительно заинтересовано в обеспечении своей продовольственной безопасности и, в связи с этим, в развитии отечественного сельского хозяйства, то наряду с экономической поддержкой холдинговых компаний и других крупных субъектов аграрного производства, необходимо по-новому подойти и к развитию фермерства.

Сегодня можно смело сказать, что предпринимательству как фактору развития рыночной экономики альтернативы нет.

Стать начинающим фермером может любой российский гражданин трудоспособного возраста со

средне специальным или высшим сельскохозяйственным образованием. Также, к этой категории относятся граждане, имеющие практический опыт работы в сельском хозяйстве более 3-х лет, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, или окончившие специализированные курсы. Само хозяйство должно соответствовать требованиям, предъявляемым статьей 4 Федерального закона - «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Таким образом, для обеспечения эффективного развития фермерских хозяйств нужны государственные программы поддержки развития фермерства, изменяющие отношение к молодым, начинающим фермерам, стремящимся реализовать себя в условиях сельской местности и включающие программы кредитования, с разнообразным целевым назначением.

Литература

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 23 июля 2013 г

2. Шинкевич А.И., Варданян Э.А. Проблемы развития малого предпринимательства на региональном уровне // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2013. - № 2. - С.229 -234.

3. Плескачев, Ю.Н., Оводов С.В. Управление системой продовольственного обеспечения и безопасности в регионе // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - № 3. -С.107-111.

4. Максимчук Е.И. Банковские кредиты в развитии малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство, 2008. - № 12 Вып. 2 (125) . - С. 4-8.

5. http://fermer.ru

6. http://www.tatstat.ru

© А. Р. Бигашев - асп. каф. менеджмента, Институт социальных и гуманитарных знаний; Г. Р. Стрекалова - канд. техн. наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии пищевой промышленности ВШЭ КНИТУ, strekalova-9@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.