Научная статья на тему 'Особенности развития экономики знаний в России: теория и практика'

Особенности развития экономики знаний в России: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2010
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ / ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY / BACKGROUND OF KNOWLEDGE ECONOMY FORMATION / SPECIFIC FEATURES OF KNOWLEDGE ECONOMY / NATIONAL TREND OF KNOWLEDGE ECONOMY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Загайнова Анастасия Андреевна

В статье определены основные проблемы экономики знаний в современной России. Уточнено понятие «экономика знаний», выявлены характерные черты, особенности, а также предложены пути ее развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Загайнова Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article identifies the main problems of the knowledge market of modern Russia. The term of "knowledge economy" was clarified. We have also identified characteristic features, specifics, as well as we have proposed the ways of its development

Текст научной работы на тему «Особенности развития экономики знаний в России: теория и практика»

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

1

УДК 330.101.54

08.00.00 Экономические науки

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Загайнова Анастасия Андреевна аспирант

e-mail: ZagainovaAA@volgatech.net

ФГБОУВПО «Поволжский государственный

технологический университет», Йошкар-Ола,

Республика Марий Эл, Россия

424000, Россия, Республика Марий Эл, г.Йошкар-

Ола, пл.Ленина, 3

В статье определены основные проблемы экономики знаний в современной России. Уточнено понятие «экономика знаний», выявлены характерные черты, особенности, а также предложены пути ее развития

Ключевые слова: ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ, ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

UDC 330.101.54 Economics

FEATURES OF KNOWLEDGE ECONOMY IN RUSSIA: THEORY AND PRACTICE

Zagainova Anastasia Andreevna

postgraduate student

e-mail: ZagainovaAA@volgatech.net

Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola,

Mari El Republic, Russian Federation

424000, Russian Federation, Mari El Republic,

Yoshkar-Ola, Lenin sq. 3

The article identifies the main problems of the knowledge market of modern Russia. The term of "knowledge economy" was clarified. We have also identified characteristic features, specifics, as well as we have proposed the ways of its development

Keywords: KNOWLEDGE ECONOMY, BACKGROUND OF KNOWLEDGE ECONOMY FORMATION, SPECIFIC FEATURES OF KNOWLEDGE ECONOMY, NATIONAL TREND OF KNOWLEDGE ECONOMY DEVELOPMENT

Современная отечественная экономика находится в новом качественном состоянии, которое связано с изменением условий хозяйствования, обусловленного: внедрением новых, высокого уровня технологий в производство, расширением информационного пространства, мобильностью капитала, повышенным значением креативного,

творческого труда, возрастанием роли теоретических знаний. Тип экономики, в которой знания и информация становятся главными факторами производства, можно определить как экономику знаний. В теоретических и практических аспектах, как целостная концепция, экономика знаний находится в процессе динамичного развития, и, в зависимости от происходящих политических и экономических процессов, приобретает определенные черты и особенности, поэтому, представляется необходимым в данной работе выявить и уточнить основные черты,

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

2

характерные особенности и основные тренды ее развития в современной России.

Углубленное исследование экономики знаний требует выявления главных предпосылок ее формирования. В современной экономике знание наряду с информацией превращается в фактор производства. Обладателям необходимых обществу знаний, креативного мышления и информации, как ресурса данные факторы производства приносят доход, мультипликативным эффектом которого можно назвать повышение интеллектуально-творческого потенциала общества при активном использовании новых ИКТ-технологий на рынках услуг и информации.

Кроме того, главными предпосылками экономики знаний можно назвать: повышение значимости интеллектуального капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров; превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик [1].

Выявим отличительные черты современной экономики знаний. В монографии «Микроэкономика знаний» ученые-экономисты Г.Б. Клейнер и В. Л. Макаров выделяют значимые черты экономики знаний [2]: знание становится полноценным товаром; любой товар несет в себе уникальные знания; знание становится одним из основных факторов производства наряду с уже известными факторами, такими как: земля, труд, капитал.

Обобщая главные предпосылки формирования экономики знаний и ее отличительные черты можно определить, что в постиндустриальной экономике происходит активное развитие нематериальной сферы хозяйственной деятельности, а современная российская экономика имеет тенденцию к позиционированию себя как экономика знаний. Для подтверждения этого исследуем концептуальные подходы к определению понятия «экономика знаний».

Сущностные характеристики понятия «экономика знаний» можно

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

3

определить как результат эволюции постиндустриальной экономики и рассматривать как инновационную модель производства в виде взаимодополняемости информационно-коммуникативных технологий, человеческого капитала и креативного потенциала фирм с участием социальных сетей, дополняющих и в ряде случаев заменяющих традиционные типы организации рынка. Согласно данному подходу экономика знаний представляет синтез фундаментальных характеристик различных теорий развития экономики, к ним относится:

-увеличение в структуре национального производства доли сферы услуг, которая в большинстве стран уверено доминирует в процентном соотношении над сферой производства (постиндустриальная экономика);

-информация является фактором производства, а информационные технологии создают необходимую инфраструктуру для обработки и передачи информационных потоков делового, финансового и личного назначения (информационная экономика);

-знания являются источником для генерации нововведений во всех сферах национального хозяйства и отвечают непрерывно и динамично изменяющимся потребностям (инновационная экономика) [3].

В этом же направлении проводит свои исследования экономист Е.А. Ярушкина, которая считает, что более высокая по сравнению с прежними периодами эффективность различного уровня экономических организаций обеспечивается наличием и функционированием специфической системы генерации, освоения и распространения новых знаний, рыночное признание которых фиксируется в понятии инновационной деятельности. Распространение компьютерных систем формирует технологическую основу системы управления знаниями, требующую инженерных и менеджерских усилий с целью оценки спроса на знания и реализации коммерческого применения знаний [4].

Для всестороннего исследования понятия «экономика знаний»

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

4

обратимся к исследованию выбранной тематики с позиций некоторых других методологических подходов.

Первый подход акцентирует главное внимание на роли ведущего ресурса в сфере производства, что свидетельствует о переходе хозяйства материального типа к организации общества, основанному на создании и последующем применении знаний [5]. Фокусируясь на особенностях производства и потребления знаний в полезной деятельности людей, экономика знаний дает возможность превращать знания в доход не только в отраслях, непосредственно связанных с высокими технологиями [6].

Второй подход раскрывает сущность экономики знаний с точки зрения критерия эффективности. Экономист-ученый Л.М. Гохберг связывает экономику знаний с интенсивным использованием знаний для ускорения экономического роста [7]. Экономисты М.В.Федоров и Э.В. Пешина отождествляют знания с источниками конкурентоспособности [8].

Третий подход связан с изменениями, произошедшими в трудовой деятельности общества. В рамках этого направления экономика знаний понимается как экономика «человека творческого с открытым сознанием», а также как специфическая сфера человеческой деятельности [9]. В рамках этой экономики происходит процесс воспроизводства знаний, необходимый человеку для решения фундаментальных и прикладных задач.

Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития, понимают под экономикой знаний - экономику, основанную на производстве, обновлении, циркуляции, распределении и применении знаний. Человеческий капитал становится определяющим фактором возникновения и развития экономики знаний [10].

Понятие «экономика знаний» в настоящее время используется для характеристики типа экономики, в которой знания играют решающую роль

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

5

в создании общественного богатства и являются важнейшим фактором экономического роста и конкурентоспособности [11].

Учитывая выше изложенное, дадим авторское определение понятию «экономика знаний» - это очередная стадия общественного развития, ресурсом и фактором производства которого является знание, преобразующееся в воспроизводственном процессе в товар и услуги, присутствующее в каждом виде деятельности индивида и являющаяся человеческим капиталом в информационной и инновационной экономике.

В современной России в рамках хозяйственной деятельности общества экономика знаний динамично активизируется в своем тренде развития. Спецификой российской модели экономики знаний является возрастание роли знания, объединяющего в рамках новых коммерциализированных отношений образование, науку и производство, с активным поощрением государства и бизнеса спроса на науку и знания в рыночном понимании, то есть как оплаченного интереса потребителя. Кроме того, как российские, так и западные ученые считают, что в настоящее время кардинально новым является кодификация теоретического знания и его ключевая роль в инновациях, как в сфере создания новых знаний, так и в сфере производства товаров и услуг [12].

Обратим внимание, что для современной экономики знаний присущи сетевой и глобальный характер ее структуры. С появлением и распространением технологий, использующих сеть Интернет, бизнес становится сетевым. Исследователями доказано, что при прочих равных условиях такие сети уменьшают транзакционные издержки, а потому их развитие представляется весьма целесообразным для совершенствования организации экономической деятельности на всех ее уровнях [13]. В современной экономике знаний ресурсы также имеют сетевую природу, вспомним электронную почту, мобильные телефоны, но основной ресурс экономики знаний - это человеческий капитал, который является

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

6

результатом затрат общества на образование, здравоохранение,

физическую культуру и т.д. Вложение инвестиций в человеческий капитал имеют долгосрочный характер, поэтому значение их для национальной экономики огромно, что осознано в полной мере высокоразвитыми странами, где затраты на социальные нужды достигают 30 % ВВП [14].

Один из важных аспектов развития человеческого капитала -образование. Оно предоставляет услуги в виде обучения, его товар -образовательные услуги. Современная российская система образования формируется в рамках экономической, политической и административной структур, характерных для России. В ряде статей ученых Бутаковой М.М. и Соколовой О.Н. выделены наиболее значимые характеристики и тенденции развития системы высшего образования Российской Федерации:

-изменение направления тренда, характеризующего развитие высшего образования;

-сохранение высокой привлекательности высшего образования для населения и соответственно высокой доли студентов в общей численности населения;

-развитие рынка услуг высшего образования при сохранении доминирующих позиций государственных вузов;

-переход на уровневую систему подготовки;

-активное использование целевого подхода со стороны государства к финансированию образовательных учреждений;

-институциональные изменения в системе высшего образования;

-изменение технологий обучения;

-ориентация образовательных программ на требования рынка труда [15,16].

Добавим также, что непрерывное образование и способность к переквалификации - неотъемлемая часть сохранения социального статуса

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

7

личности [17]. Изменения экономической и социальной сфер общества в условиях роста значимости знания неизбежно ведут к трансформации института высшего образования. Эта трансформация стала следствием целого ряда факторов, среди которых можно отметить рост спроса на высшее образование, глобализацию, изменение функций знаний, использование современных информационных технологий и развитие дистанционного образования. Центральное место теоретического знания напрямую связано с четвертой отличительной особенностью экономики: ее инновационным характером [18].

В качестве немаловажной особенности формирующейся национальной экономики знаний можно выделить тенденцию устойчивого долгосрочного развития, под которым подразумевается становление рациональных, прогрессивных пропорций в экономике, служащих нуждам индивида. Этот новый тип развития, по аналогии с теорией ноосферы русского ученого В.И. Вернадского, можно назвать ноосферным, понимая под этим разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей людей осуществляется без ущерба для интересов конкретных людей, природы и будущих поколений [19].

В современной экономике России с развитием единого информационного пространства экономические и политические границы становятся транспарентными, а экономика отличается доминирующим значением креативного, творческого труда в производстве благ и характеризуется такими чертами, как: приоритет информации и знаний по сравнению с другими ресурсами; преобладание творческой деятельности; развитие информационной экономики; производство, ориентированное на индивидуального клиента; конкуренция в условиях глобального рынка; высокотехнологичные и информационные технологии, приобретающие глобальный характер, охватывают все сферы социальной деятельности

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

8

человека; свободный доступ общества к информационным ресурсам; высокий темп изменений в социальной среде [20].

Обобщая вышеизложенное, можно определить основные направления национального тренда развития экономики знаний.

1. Устойчивое и эффективное развитие наукоемкого сектора, где

главной отличительной особенностью отраслей, занимающихся

производством и распространением знаний, а также отраслей, предъявляющих повышенный спрос на знания, является высокий удельный вес добавленных стоимостей в производимых товарах и услугах. Учитывая, что в ведущих отраслях промышленности развитых стран добавленная стоимость составляет значительную долю в произведенной продукции и услугах, можно утверждать, что развитие наукоемких отраслей экономики в России окажет положительное влияние как на развитие экономики знаний, так и на экономическое благополучие общества в целом.

2. В последние годы ситуация в России в плане воспроизводства

человеческого капитала имеет положительную динамику, однако расходы на науку все еще не достигли необходимого уровня, или финансирование производится преимущественно в крупных научных центрах. Этот фактор является одной из главных причин отсутствия стимулов у российской молодежи для работы в этих основных секторах экономики, ориентированной на знания. Недостаточный объем финансирования исследований приводит к усугублению проблемы преемственности знаний. Происходит значительное обесценение человеческого капитала,

представленного в виде опыта и знаний ученых, инженеров и специалистов. Без принятия адекватных мер в данных сферах в ближайшее время существует возможность сокращения научно-технического потенциала страны.

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

9

3. На данном этапе формирования экономики знании в России необходимо уйти от модели развития экономики с сырьевой направленностью, предпринять адекватные меры на устранение препятствий, тормозящих становление экономики знаний и пойти по модели развития с инновационной направленностью с повышенным вниманием на науку и человеческий капитал. Согласно этой модели, в стране необходимо развивать сферу науки, увеличить ее финансирование, сделать науку привлекательной для инвестирования со стороны бизнеса и иностранных инвесторов, и всячески поддерживать деятелей науки, создав нормативно-правовую базу, направленную на эффективную защиту их интересов и др.

4. Приоритетные направления исследований и разработок должны стимулироваться в соответствии с принципами, которые используются в наиболее развитых странах мира. Эти принципы должны основываться на изменении удельного веса, выделяемых финансовых ресурсов, а не абсолютных объемов, что необходимо для сохранения и увеличения научного потенциала на неприоритетных в данных направлениях, но необходимых для развития научной среды в стране. Все перечисленные меры должны учитывать долгосрочные тенденции развития сферы исследований и разработок. На рисунке 1 представлена российская модель развития экономики знаний.

Современная Россия, из-за возникших внешних неблагоприятных политических и экономических факторов имеет и успешно решает целый ряд возникающих проблем. К современным проблемам можно отнести: введение экономических санкций со стороны стран Евросоюза и США, падение цен на нефть, падение курса рубля, повышение уровня инфляции. Происходят структурные сдвиги в экономике, меняется национальный менталитет общества, экономика знаний приобретает новые черты.

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

Рис.1. Модель развития экономики знаний в России

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

11

Эти тенденции в основном проявляются в экономическом развитии целого ряда наукоемких отраслей машиностроения, таких как электротехническая промышленность, приборостроение и обороннопромышленного комплекса, занимающегося производством военной и гражданской продукции. Накопленный за последнее время объем научнотехнического потенциала позволяет рассчитывать на то, что при правильной экономической, промышленной и научно-технической политике правительства развитие экономики знаний может быть значительно ускорено.

Таким образом, в процессе исследования были сделаны следующие выводы.

Обобщены главные предпосылки формирования экономики знаний и ее отличительные черты. Определено, что в современной постиндустриальной экономике происходит активное развитие нематериальной сферы хозяйственной деятельности, т.е. современная российская экономика имеет тенденцию к позиционированию себя как экономика знаний. В исследовании применен ряд концептуальных подходов, а также синтез фундаментальных характеристик различных теорий развития экономики в тренде экономики знаний.

В первом подходе экономика знаний рассматривается как хозяйство, в котором знания становятся определяющим фактором производства во всех отраслях экономики. Второй подход раскрывает сущность экономики знаний с точки зрения критерия эффективности. Экономика знаний связывается с интенсивным использованием знаний для ускорения экономического роста, а знания отождествляют с источником

конкурентоспособности. В рамках третьего подхода экономика знаний понимается как экономика человека творческого с открытым сознанием, а также как специфическая сфера человеческой деятельности. В рамках этой экономики происходит процесс воспроизводства знаний,

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

12

необходимый человеку для решения фундаментальных и прикладных задач.

В работе сформулировано авторское определение понятия «экономика знаний» - это очередная стадия общественного развития, ресурсом и фактором производства которого является знание, преобразующееся в воспроизводственном процессе в товары и услуги, присутствующее в каждом виде деятельности индивида и являющееся человеческим капиталом в информационной и инновационной экономиках.

Предложена российская модель развития экономики знаний.

Уточнены сущностные характеристики понятия «экономика знаний»: это результат эволюции постиндустриальной экономики в виде инновационной модели производства с применением информационнокоммуникативных технологий, человеческого капитала и креативного потенциала фирм с участием социальных сетей, дополняющих и в ряде случаев заменяющих традиционные типы организации рынка. Согласно данному подходу экономика знаний представляет синтез фундаментальных характеристик, различных теорий развития экономики.

Определены специфические пути развития экономика знаний в современной России в рамках хозяйственной деятельности общества:

-кодификация теоретического знания и его ключевая роль в инновациях, как в сфере создания новых знаний, так и в сфере производства товаров и услуг;

-сетевой и глобальный характер экономики знаний, ее структуры и логики взаимодействия хозяйствующих субъектов, функционирующих в ней;

-образование, предоставляющее услуги в виде обучения, т.е. его товар - образовательные услуги, способность к переквалификации,

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

13

непрерывному образованию, являющееся неотъемлемой частью сохранения социального статуса личности;

-развитие единого информационного пространства, экономические и политические границы становятся более прозрачными, а экономика отличается доминирующим значением творческого труда в производстве благ;

-развитие наукоемких отраслей экономики в России оказывает положительное влияние на развитие экономики знаний и на экономическое благополучие страны.

Выявлен современный тренд развития российской экономики знаний:

1. Устойчивое и эффективное развитие наукоемкого сектора, где

главной отличительной особенностью отраслей, занимающихся

производством и распространением знаний, а также отраслей, предъявляющих повышенный спрос на знания, является высокий удельный вес добавленных стоимостей в производимых товарах и услугах.

2. Обеспечение достаточного объема финансирования исследований.

Происходит значительное обесценение человеческого капитала,

представленного в виде опыта и знаний ученых, инженеров и специалистов. Без принятия адекватных мер в данных сферах в ближайшее время существует возможность сокращения научно-технического потенциала страны.

3. Развитие сферы науки, увеличение ее финансирования. Необходимость сделать науку привлекательной для инвестирования со стороны бизнеса и иностранных инвесторов, и всячески поддерживать деятелей науки, создав нормативно-правовую базу, направленную на эффективную защиту их интересов и др.

4. Приоритетные направления исследований и разработок имеют тенденцию стимулирования в соответствии с принципами, которые

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

14

используются в наиболее развитых странах мира. Эти принципы должны основываться на изменении удельного веса, выделяемых финансовых ресурсов, а не абсолютных объемов, что необходимо для сохранения и увеличения научного потенциала на неприоритетных, но необходимых для развития научной среды в стране.

Определено, что в последнее время в России наблюдается позитивная динамика в развитии экономики знаний. Эти тенденции в основном проявляются в росте экономики целого ряда наукоемких отраслей машиностроения, таких как электротехническая

промышленность, приборостроение и оборонно-промышленного

комплекса, занимающегося производством военной и гражданской продукции и т.д. Накопленный за последнее время объем научнотехнического потенциала позволяет рассчитывать на то, что при правильной экономической, промышленной и научно-технической политике правительства развитие экономики знаний может быть значительно ускорено.

Литература

1. Мильнер Б.З. Управление интеллектуальными ресурсами / Б.З. Мильнер. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://institutiones.com/gener al /1072-upravlen ie-in tel lektualn im iresursami.html.- Загл. с экрана.

2. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории / Г. Клейнер // Высшее образование в России. - 2006. - № 9. - С. 32-37.

3. Мамедов О.Ю. Что обнаружил научный анализ «экономики знания»?// Journal of Economic Regulation = Вопросы регулирования экономики.- 2012. Т. 3.- №2.- С. 9.

4. Ярушкина Е.А. Сфера образования как первое подразделение экономики знаний// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика.-2012.- №4.- С. 26.

5. Гоженко К.Н. Теоретические характеристики экономики знания/ /К.Н.Гоженко/ Terra Economicus.- 2011. Т. 9.- №4-3.- С. 11.

6. Бариленко В.И. Роль повышения качества образовательных услуг вузов и научных организаций в развитии экономики, основанной на знаниях /В.И.Бариленко// Сибирская финансовая школа.- 2012.- №6.- С. 42.

7. Гохберг Л.М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» /Л.М.Гохберг// Вопросы экономики.- 2003.- №3. - С 11.

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

15

8. Федоров М.В., Пешина Э.В. Пентаспираль- концепция производства знаний винновационной экономике /М.В.Федоров, Э.В.Пешина// Управленец.- 2012.- №3-4.-С. 4.

9. Ермолов Ю.А. Современные факторы трансформации процесса труда вусловиях формирования экономики знаний// Социально-экономические явления ипроцессы.- 2011.- №8.- С. 77.

10. Унтура, Г. А. Экономика знаний как определяющий элемент новой экономики региона / Г. А. Унтура, А. В. Евсеенко // Регион: Экономика и Социология. - 2007. - № 1. - С. 154-168.

11. Экономика знаний: коллективная монография / Отв. ред. д-р экон. наук, проф. В. П. Колесов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 432 с. (с. 8).

12. Ченцова М.В. Концепция экономики знаний как новое направление формирования современной экономической парадигмы / М.В. Ченцова // Вестник Финансовой академии.-2008.-№2.-С. 118-126.

13. Костюк В.Н. Специфика экономики, основанной на знаниях / В.Н. Костюк // Общественные науки и современность. - 2004. - № 4. С. 36-48.

14. Степанова Т.Е. Закон реконфигурации знаний / Т.Е. Степанова // Креативная экономика. - 2007. - № 3. - С. 36-44.

15. Бутакова М.М., Соколова О.Н. Высшее профессиональное образование в инновационно ориентированной экономике // Известия Алтайского государственного университета. 2012. №2-2 (74). С. 281-286

16. Бутакова М.М., Соколова О.Н. Исследование тенденций развития высшего

профессионального образования в инновационной экономике регионов России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного

политехнического университета. Экономические науки. 2012. Т.2-2. №144. С.252-256]

17. Гендина Н.И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности / Н.И. Г ендина. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.mediagram.ru/.../h_4d6078f5bb9c0b11832651977d1e57e1. - Загл. с экрана.

18. Чернышова Ю.Н. Характерные особенности формирующейся

экономики/Ю.Н.Чернышова. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/Chernyshova%20U.N..pdf. - Загл. с экрана.

19. Макаров, В. Л. Микроэкономика знаний / В.Л. Макаров, Г.Б Клейнер. - М.: Экономика, 2007. - 204 с.

20. Петрова Е.А. Денисова, А.А. Развитие системы управления регионом в

условиях становления «экономики знаний»/Е.А.Петрова, А.А.Денисова. -

[Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.volsu.ru/struct/generalservices/publish/vestniki/lastmagazine/ser-3-economy-1(20)-2012/1_Петрова,0/о20Денисова^к - Загл. с экрана.

References

1. Mil'ner B.Z. Upravlenie intellektual'nymi resursami / B.Z. Mil'ner. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://institutiones.com/gener al /1072-upravlen ie-in tel lektualn im iresursami.html.- Zagl. s jekrana.

2. Klejner G. Mikrojekonomika znanij i mify sovremennoj teorii / G. Klejner // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2006. - № 9. - S. 32-37.

3. Mamedov O.Ju. Chto obnaruzhil nauchnyj analiz «jekonomiki znanija»?// Journal of Economic Regulation = Voprosy regulirovanija jekonomiki.- 2012. T. 3.- №2.- S. 9.

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год

16

4. Jarushkina E.A. Sfera obrazovanija kak pervoe podrazdelenie jekonomiki znanij// Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 5: Jekonomika.- 2012.- №4.- S. 26.

5. Gozhenko K.N. Teoreticheskie harakteristiki jekonomiki znanija/ /K.N.Gozhenko/ Terra Economicus.- 2011. T. 9.- №4-3.- S. 11.

6. Barilenko V.I. Rol' povyshenija kachestva obrazovatel'nyh uslug vuzov i nauchnyh organizacij v razvitii jekonomiki, osnovannoj na znanijah /V.I.Barilenko// Sibirskaja finansovaja shkola.- 2012.- №6.- S. 42.

7. Gohberg L.M. Nacional'naja innovacionnaja sistema Rossii v uslovijah «novoj jekonomiki» /L.M.Gohberg// Voprosy jekonomiki.- 2003.- №3. - S 11.

8. Fedorov M.V., Peshina Je.V. Pentaspiral'- koncepcija proizvodstva znanij vinnovacionnoj jekonomike /M.V.Fedorov, Je.V.Peshina// Upravlenec.- 2012.- №3-4.- S. 4.

9. Ermolov Ju.A. Sovremennye faktory transformacii processa truda vuslovijah formirovanija jekonomiki znanij// Social'no-jekonomicheskie javlenija iprocessy.- 2011.-№8.- S. 77.

10. Untura, G. A. Jekonomika znanij kak opredeljajushhij jelement novoj jekonomiki regiona / G. A. Untura, A. V. Evseenko // Region: Jekonomika i Sociologija. - 2007. - № 1. -S. 154-168.

11. Jekonomika znanij: kollektivnaja monografija / Otv. red. d-r jekon. nauk, prof. V. P. Kolesov. - M.: INFRA-M, 2008. - 432 s. (s. 8).

12. Chencova M.V. Koncepcija jekonomiki znanij kak novoe napravlenie formirovanija sovremennoj jekonomicheskoj paradigmy / M.V. Chencova // Vestnik Finansovoj akademii.-2008.-№2.-S. 118-126.

13. Kostjuk V.N. Specifika jekonomiki, osnovannoj na znanijah / V.N. Kostjuk // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. - 2004. - № 4. S. 36-48.

14. Stepanova T.E. Zakon rekonfiguracii znanij / T.E. Stepanova // Kreativnaja jekonomika. - 2007. - № 3. - S. 36-44.

15. Butakova M.M., Sokolova O.N. Vysshee professional'noe obrazovanie v innovacionno orientirovannoj jekonomike // Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №2-2 (74). S. 281-286

16. Butakova M.M., Sokolova O.N. Issledovanie tendencij razvitija vysshego professional'nogo obrazovanija v innovacionnoj jekonomike regionov Rossii // Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Jekonomicheskie nauki. 2012. T.2-2. №144. S.252-256]

17. Gendina N.I. Obrazovanie dlja obshhestva znanij i problemy formirovanija informacionnoj kul'tury lichnosti / N.I. Gendina. - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http:// www.mediagram.ru/.../h_4d6078f5bb9c0b11832651977d1e57e1. - Zagl. s jekrana.

18. Chernyshova Ju.N. Harakternye osobennosti formirujushhejsja

jekonomiki/Ju.N.Chernyshova. - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa:

http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/Chernyshova%20U.N..pdf. - Zagl. s jekrana.

19. Makarov, V.L. Mikrojekonomika znanij / V.L. Makarov, G.B Klejner. - M.: Jekonomika, 2007. - 204 s.

20. Petrova E.A. Denisova, A.A. Razvitie sistemy upravlenija regionom v uslovijah

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

stanovlenija «jekonomiki znanij»/E.A.Petrova, A.A.Denisova. - [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa:

http://www.volsu.ru/struct/generalservices/publish/vestniki/lastmagazine/ser-3-economy-1(20)-2012/1_Petrova,%20Denisova.pdf. - Zagl. s jekrana.

http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/68.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.