Научная статья на тему 'Особенности развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения'

Особенности развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / 3D-ВИДЕОМЭППИНГ / КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / AUDIO-VISUAL CULTURE / 3D-VIDEOMAPPING / CLUB ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Елена Владимировна

Показаны различные аспекты развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения, результаты связаны с особенностями построения педагогической модели и включением в нее педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF AUDIO-VISUAL CULTURE OF STUDENT YOUTH IN THE CONDITIONS OF CLUBORGANIZATION

The article has represented the aspects of development of audio-visual culture of student youth in the conditions of club organization; the results are connected with the peculiarities of designing the pedagogical model and including the pedagogical conditions into it.

Текст научной работы на тему «Особенности развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения»

УДК 374:378

Е. В. Мальцева

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КЛУБНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Показаны различные аспекты развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения, результаты связаны с особенностями построения педагогической модели и включением в нее педагогических условий.

Ключевые слова: аудиовизуальная культура, 3D-видеомэппинг, клубное объединение

The article has represented the aspects of development of audio-visual culture of student youth in the conditions of club organization; the results are connected with the peculiarities of designing the pedagogical model and including the pedagogical conditions into it.

Keywords: audio-visual culture, 3D-videomapping, club organization

Реформирование системы образования в последние несколько лет, а также влияние на социокультурную деятельность информационных технологий привели к модернизации вне-учебной работы вуза. Так, новые веяния современной жизни, формы и направления досуга наиболее востребованы студенческой молодежью, у которой ведущей является учебнопрофессиональная деятельность. Желание самореализоваться и при этом найти профессию, значимую в информационном обществе, побуждает приобретать новые знания, приобщаться к современным направлениям информационного развития общественной и культурной жизни, ориентироваться на профессии, пользующиеся на рынке труда определенным спросом. Выбирая будущую профессию, студенческая молодежь опирается на свои стремления, цели и жизненные планы, соединяя свои увлечения и интересы с востребованностью данного направления в условиях рыночной экономики. Таким образом, зачастую внеучебная работа, досуговая деятельность студентов совпадает с их будущими профессиональными интересами, открывая иные масштабы личностного креатива и дополняя выбранную специализацию разноплановыми аспектами реализации. Иными словами, они готовы к восприятию информации по направлениям, затрагивающим их познавательный интерес, с помощью разнообразных видов деятельности.

Одним из направлений внеучебной работы со студенческой молодежью являются клубные объединения по интересам, где наряду с принципом добровольного включения в деятельность, межличностным общением, студенту предоставляется возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности. По мнению Е. И. Григорьевой, клубное объединение (или клуб) по интересам - это форма совместного удовлетворения социальных и культурных потребностей при создании условий для духовного общения и побуждения к самодеятельному творчеству, где могут самоорганизоваться множество различных любительских объединений [1].

Удовлетворяя познавательный интерес, клубные объединения, связанные с информационными технологиями и современными тенденциями развития информационного общества, включая новые виды аудиовизуального искусства, приобретают популярность у студенческой молодежи в рамках внеучебной социокультурной деятельности в вузе. Непосредственный контакт с новыми аудиовизуальными средствами и приемами художественного выражения способствует развитию у студенческой молодежи аудиовизуальной культуры. Основываясь на определении Н. Ф. Хилько, под аудиовизуальной культурой мы будем понимать совокупность сформированных качеств личности, направленных на эстетическое восприятие ре-

98

альности и искусства, владение навыками аудиовизуальных искусств и освоение культуры в процессе аудиовизуальной коммуникации в условиях клубного объединения [5, а 48].

Рассматривая проблемы формирования и развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в деятельности клубного объединения, имеющего какую-либо направленность в творчестве или искусстве, остановимся на современных направлениях и веяниях аудиовизуального искусства, вызывающих наибольший интерес у названной аудитории. Одним из таких инновационных видов аудиовизуального искусства, открывающим иные масштабы социального креатива, демократичности и разнообразия возможностей самовыражения, становится 3D-видеомэппинг.

Анализируя данную дефиницию в своем исследовании [3], рассмотрев потенциал данного явления в социокультурной деятельности [4] и определив его соотношение с понятиями технология и искусство [2], под 3D-видеомэппингом мы будем понимать техно-художественный гибрид, сформированный на стыке видеоискусства и 3D-технологий, представляющий собой 3D-проекцию на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и местоположения в пространстве, при художественной модификации которой с помощью аудиовизуальных средств у зрителя возникает аудиовизуальная иллюзия.

Результаты опроса, проведенного среди ГГ-специалистов на ГГ Всероссийской научной конференции «Информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы в системе культурно-цивилизационных преобразований:

опыт и проблемы использования в вузах культуры и искусств», позволили сделать некоторые выводы о состоянии изученности и информирования в вузах культуры и искусства о таком понятии, как 3D-видеомэппинг. Из 7 представителей крупнейших вузов данного профиля никто не сталкивался в своей практике с этим новым направлением аудиовизуального искусства, хотя в сфере культуры оно уже заняло свои нишу и в России, и за рубежом. Таким образом, исследование этого понятия и его характеристик, разви-

тие и внедрение его в учебно-воспитательный процесс, а также во внеучебную деятельность вузов культуры и искусств на сегодняшний день становятся все более актуальными.

Акцентируя внимание на аудиовизуальной культуре студенческой молодежи в деятельности клубного объединения по направлению 3D-видеомэппинга, а также на его специфических функциях, таких как эстетизация, эмоционально-зрелищная и трансляционная, необходимо рассмотреть несколько аспектов формирования и развития аудиовизуальной культуры молодежи в соответствии со спецификой творческого поля деятельности клубного объединения.

Клуб 3D-видеомэппинга отличается от традиционных фотокружков, кружков вебдизайна, киноклубов, в которых также формируется аудиальная, визуальная или аудиовизуальная культура, именно благодаря особенностям нового направления, которое тесно связано с видеоинсталляцией, видеоартом, видеопроектированием. Спецификой 3D-видеомэп-пинга является создание аудиовизуального произведения за счет поэтапного решения режиссерского замысла: разработка автором или режиссером идейной концепции будущей инсталляции, проектирование 3D-модели реального объекта (проецируемая плоскость), ее художественно-содержательная модификация аудиовизуальными средствами (смешение виртуальных изображений с реальностью, в результате чего получается аудиовизуальная иллюзия, воплощающая задумку режиссера).

Рассмотрим следующие компоненты развития аудиовизуальной культуры молодежи в условиях клубного объединения по направлению 3D-видеомэппинга.

Когнитивно-мотивационный компо-

нент проявляется в следующих критериях:

- комплекс специальных теоретических и эстетических знаний выразительных средств аудиовизуальных произведений (специфика и особенности представления аудио-, фото- и видеоинформации, особенности представления и проектирования 3D-объекroв на плоскости и объемных площадках);

- знание основ построения композиции аудиовизуального продукта;

99

- знание психологических основ восприятия аудиовизуальной информации и особенностей восприятия 3D-иллюзий;

- знание психологических основ влияния этой информации на психику и мировоззрение;

- устойчивый познавательный интерес к новым формам и направлениям досуга;

- устойчивые потребности, мотивы поведения и деятельности современной молодежи в условиях всеобщей информатизации и в деятельности клубного объединения в частности.

Эмоционально-эстетический компонент включает:

- способность личности к художественно-эстетическому восприятию пространственно-временного звукозрительного образа, эмоционального переживания;

- способность личности к оценке аудиовизуальных произведений 3D-видеомэппинга со стороны собственного эстетического опыта и изменению ценностных ориентации в понимании красоты;

- художественно-эстетическую информированность (знание культурно-исторического наследия, а также аудиовизуальных произведений 3D-видеомэппинга, творчества отдельных авторов).

Деятельностно-творческий компонент

предполагает следующее:

- креативно-творческий подход к созданию аудиовизуального продукта;

- самообразование в сфере представления аудиовизуальной информации (средства аудио -визуального проектирования продукта, умения и навыки их использовать в дальнейшей работе);

- стремление к саморазвитию и самоанализу;

- умение создавать 3D-модель проецируемой плоскости для дальнейшей художественно-содержательной модификации;

- способность определить логику развития авторской и режиссерской мысли в пространственно-временных измерениях проецируемой плоскости;

- умение составлять аудиовизуальный продукт с заданными свойствами в комплексном единстве звукопластической организации

проецируемого пространства и канонов культуры и искусства.

Каждый из данных критериев отражает, насколько достигнута поставленная цель по развитию аудиовизуальной культуры, состоящей из когнитивно-мотивационного, эмоционально-эстетического и деятельностно-творческого компонентов.

Развитие аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в клубном объединении может быть обеспечено путем разработки и осуществления специальной модели данного процесса, реализующей следующие этапы педагогической деятельности:

• диагностика проблемных областей знаний, умений и навыков студенческой молодежи в сфере 3D-видеомэппинга;

• организация рабочей среды, способствующей эмоционально-эстетическому воспитанию и деятельностно-творческой самореализации в клубном объединении вуза;

• включение студентов в разработку и реализацию собственных творческих аудиовизуальных проектов и инсталляций;

• интенция процесса развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения в режим саморазвития;

• проведение анализа работы клубного объединения, процесса развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи.

Прочность связей между компонентами модели обеспечивает комплекс педагогических условий:

1) развитие социального партнерства с объединениями данного направления в других социокультурных учреждениях;

2) развитие положительного имиджа клубного объединения 3D-видеомэппинга как вида деятельности и досуга;

3) взаимосвязь деятельности клубного объединения с профилем профессиональной подготовки студента.

Базой нашего исследования выступает студия 3D-видеомэппинга «АУоЫйоп» Челябинской государственной академии культуры и искусств, в составе которой студенты ка-

100

федр режиссуры театрализованных представлений и праздников и информатики.

Представленная модель и педагогические условия апробировались в ходе эксперимента.

В 2012-2013 учебном году студией 3D-видеомэппинга «АУо1ийоп», функционирующей во внеучебное время, разработан и реализован ряд проектов, связанных с созданием и демонстрацией видеоинсталляций.

Так, в марте 2013 г. участниками студии осуществлен режиссерский замысел пролога к академической интеллектуальной игре «Бал Романовых», посвященной 400-летнему юбилею великого царского рода. Инсталляция представляла собой содержательную видеопроекцию на различные объекты сцены учебного театра, создала аудиовизуальную иллюзию присутствия зрителей в эпохе царствования рода Романовых, способствуя более глубокому художественноэстетическому восприятию дальнейшего действа, эмоциональному сопереживанию и погружению в исторические события. Аналогичную смысловую нагрузку несли звукозрительные образы проекта, посвященного 75-летней истории одного из районов г. Челябинска в рамках вручения традиционной премии «Человек года».

На данном этапе эксперимента процесс воплощения проектов был подчинен логике становления аудиовизуальной культуры студенческой молодежи соответственно описанной модели. В результате чего развитие личностных качеств участников студии концентрировалось вокруг качеств, связанных с освоением алгоритма и техники создания аудиовизуального контента согласно режиссерскому видению, а также выбору оптимальных средств для более глубокого аудиовизуального восприятия зрителем.

Следующий проект был посвящен юбилейному академическому конкурсу профессионального мастерства «Королева и рыцарь культуры». В задачи участников студии входила не только содержательная часть (контент о пятилетней истории конкурса), но и ее сочетание с технической стороной (обусловленность видеопроекции геометрией и световым оборудованием предложенной площадки). К тому же на протяжении всего конкурса декорации сце-

ны к творческим номерам участников и гостей создавались с помощью технологии ЗБ-видеомэппинга, полностью погружая зрителя в атмосферу, которую хотели донести артисты: пляж, улицы Парижа, бар Дикого запада, индийские зарисовки и др. Использование новой технологии вывело данное мероприятие на новый культурно-эстетический уровень.

На данном этапе эксперимента были дополнительно включены в деятельность студии первое и второе педагогические условия. Так, в ходе социального партнерства с другими арт-студиями Челябинска («Звук-Вам»), принимавшими участие в подготовке конкурса, и командой звуко- и светооператоров непосредственной формой деятельности участников студии «АУоіийоп» являлась реализация сочетания индивидуальной и общей коллективной стратегии, а результатом деятельности - целостный звукозрительный образ, представленный аудитории. Именно в связи с академическим форматом конкурса внимание большого количества студенческой молодежи помимо участников было уделено новому творче -ско-технологическому решению и средствам выразительности образов на сцене, что способствовало популяризации ЗБ-видеомэппинга среди студентов. Включение педагогических условий (развитие социального партнерства с объединениями данного направления в других социокультурных учреждениях; развитие положительного имиджа клубного объединения ЗБ-видеомэп-пинга как вида деятельности и досуга) способствует развитию коммуникативных качеств личности участников студии в ходе информационного взаимодействия на разных уровнях контактов в социокультурном пространстве.

Одним из проектов явилась ЗБ-инстал-ляция «Эволюция ІТ», открывающая традиционный конкурс «Информационная капель». Данная проекция состояла в комплексном использовании всего пространства сцены: и специально выстроенных декораций в виде двухметровой пирамиды из кубов, и разноуровневых шестиметровых плоскостей, и задних кулис. Различные содержательные компоненты с эффектом пространственно-временных иллюзий и звукозрительные образы, проецируемые

101

на разные объекты сцены, эмоционально и эстетически создавали законченную картину авторской трактовки развития информационных технологий в современном мире.

На данном этапе в процесс работы студии помимо модели были включены все три педагогических условия. Здесь осуществлялось взаимодействие и взаимопроникновение социокультурных процессов с профессиональным становлением будущих режиссеров и информатиков; на личностном уровне процесс перехода к самовыражению и самореализации на основе художественного опыта, имеющихся креативных ресурсов, творческих интересов, связанных с аудиовизуальной деятельностью. Сказанное имеет личностно значимый результат и способствует культуротворческому становлению личности в процессе аудиовизуального развития и профессиональному росту студентов.

Обращаясь к качественно-количественным показателям уровня сформированности каждого из критериев компонентов аудиовизуальной культуры, можно сказать о положительной тенденции ее развития в зависимости от включения в процесс работы клубного объединения педагогических условий и реализации модели.

Так, после осуществления всех этапов педагогической деятельности согласно представленной модели в экспериментальной группе показатель низкого уровня развития аудиовизуальной культуры снизился на 36 %, а показатели среднего и высокого уровня выросли соответственно на 20 и 16 %, что свидетельствует об эффективности модели и этапов ее реализации.

После апробации первого и второго педагогических условий (развитие социального

партнерства с объединениями данного направления в других социокультурных учреждениях; развитие положительного имиджа клубного объединения 3D-видеомэппинга как вида деятельности и досуга) показатели прироста среднего и высокого уровня развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в деятельности клубного объединения в экспериментальной группе увеличились на 25 и 10,7 % соответственно. Это свидетельствует о корректности введения данных условий в педагогический процесс клубного объединения.

При комплексном воздействии педагогических условий, предполагающих, помимо двух упомянутых выше условий, включение студентов в разработку и реализацию авторских аудиовизуальных проектов и реализацию всех этапов педагогической модели, произошел заметный скачок в уровнях развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи. Показатели высокого и среднего уровня увеличились одновременно на 20,7 %, в то время как показатель низкого уровня снизился на 41,4 %. Результаты свидетельствуют о том, что включение в процесс комплекса трех выделенных нами педагогических условий не является случайным.

Таким образом, обобщенные данные убедительно доказывают, что процесс развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединениях вуза, состоящий из трех компонентов (когнитивномотивационного, эмоционально-эстетического и деятельностно-творческого), идет успешней при реализации всех этапов педагогической модели и воздействии комплекса определенных нами педагогических условий.

1. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] / Е. И. Григорьева. - Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/grigoreva-ei-sovremennye-tehno1ogii-socia1no-ku1turnoy-deyate1nosti_bf09db6b36e.html.

2. Мальцева, Е. В. 3Б-видеомэппинг - направление аудиовизуального искусства или технология аудиовизуального творчества? / Е. В. Мальцева, С. В. Буцык // Информационные ресурсы России. - 2013. - № 2. - С. 33-36.

3. Мальцева, Е. В. 3Б-видеомэппинг: новый шаг в аудиовизуальном творчестве / Е. В. Мальцева // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: материалы V всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2013 г. - СПб.: СПбГУП, 2013. - С. 63-65.

4. Мальцева, Е. В. Особенности соотношения функций новых информационных технологий и социально-культурной деятельности / Е. В. Мальцева // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2013. - № 1 (33). - С. 34-37.

5. Хилько, Н. Ф. Аудиовизуальная культура: словарь: учеб. пособие для студентов и аспирантов высш. и средн. учеб. заведений культуры и искусства / Н. Ф. Хилько. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2000. - 149 с.

Сдано 13.06.2013

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.