Научная статья на тему 'Особенности разработки стратегии развития региона'

Особенности разработки стратегии развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1632
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшиканокова Нуриет Ибрагимовна

в статье обосновывается взаимосвязь между эффективностью функционирования региональной системы стратегического планирования и качеством информационного обеспечения отдельных этапов разработки и реализации стратегии социально-экономического развития. В этой связи указано, что требование обеспечения непрерывности и преемственности отдельных управляющих воздействий, имеющих стратегическую направленность, обусловливает потребность в организации действенной системы мониторинга ситуации в регионе и внешней среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки стратегии развития региона»

УДК 332.1 (470) ВВК 65.049 (2 Рос) П 93

Н.И. Пшиканокова

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация: в статье обосновывается взаимосвязь между эффективностью

функционирования региональной системы стратегического планирования и качеством информационного обеспечения отдельных этапов разработки и реализации стратегии социально-экономического развития. В этой связи указано, что требование обеспечения непрерывности и преемственности отдельных управляющих воздействий, имеющих стратегическую направленность, обусловливает потребность в организации действенной системы мониторинга ситуации в регионе и внешней среде.

Ключевые слова: регион, стратегическое планирование, мониторинг,

синергетический потенциал, модели развития региона, прогнозирование территориального развития.

Одна из важнейших базовых функций региональных систем стратегического управления - контроль, которая, учитывая характер решаемых задач, обладает рядом особенностей. Первая из них заключается в необходимости анализа значительных по временным границам и объемам перерабатываемой информации массивов. Затем, высокая степень неопределенности задач стратегического планирования требует привлечения различных экспертных процедур, в связи с чем в состав информационного обеспечения, наряду с традиционными статистическими данными, включаются различные характеристики и на качественном уровне определенные параметры. Наконец, продолжительность горизонта планирования при разработке стратегий требует обеспечить возможность ранней диагностики происходящих в объекте управления изменений, для чего информационное обеспечение должно быть пополнено специально наблюдаемыми индикаторами. Формирование информационной основы принятия решений в сфере стратегического планирования в таких условиях целесообразно проводить посредством специализированной мониторинговой системы, характеристики которой рассматриваются в данной статье.

Региональная диагностика на базе мониторинговых исследований является одним из перспективных направлений современной экономической науки и практики. Такие исследования позволяют выявить состояние региона, более четко проследить тенденции его динамики и определить точки роста. Конечные результаты мониторинговых разработок выявляют характер региона, позволяющий классифицировать его, а также спрогнозировать динамику рынка труда, вероятность возникновения различных социальных конфликтов, акцентируют возможности инвестиционной политики. Естественно, что информация о состоянии конкретного региона, полученная на основе мониторинговых исследований, является необходимым условием для разработки государственной региональной стратегии в целом. В подобной диагностике состояние объекта определяется при помощи ряда индикаторов: отклонение от нормального состояния определяется измерением значений индикаторов на объекте диагноза и последующего сравнения этих значений с определенным нормативом. Однако не всегда в экономической диагностике уместно использование принципа сравнения с нормативом (эталоном), так как в отдельных случаях присутствие какого-либо признака (или сочетания признаков) исследуемого объекта подчеркивает специфику последнего, отличая его от иных объектов совокупности. Следовательно, для определения диагноза

использование статистического материала не всегда оправдано. В таких случаях достаточно ограничиться вербальным методом анализа.

Для решения задачи диагностики состояния отдельного региона необходимо учитывать, что методология получения, а также формы представления результатов могут обусловливать сочетание различных типов диагноза, а именно: 1) диагностику,

выявляющую несовпадение с эталоном (нормативом) и негативные аспекты; 2) диагностику, позволяющую соотнести данный объект к определенной группе (типу) и 3) диагностику, исследующую объект (регион) как сочетание специфических признаков. При этом, исходя из содержания задач диагностики вообще, можно отметить их количественную и качественную направленность. В частности, содержание такой задачи диагностики как определение типа (группы) региона можно рассматривать как качественную направленность, а выявление отличий данного региона от других в данной группе - как количественную. Безусловно, что качественная направленность является определяющим (доминирующим), а количественная рассматривается уже как ее составляющая.

Характеристика понятия диагноз (диагностика) предполагает рассмотрение его предмета. В этой связи региональная диагностика предполагает создание систем определенных индикаторов (показателей) для оценки состояния региона, разработки качественных и количественных схем (шкал) для измерения значений этих индикаторов. В данном контексте индикаторы отождествляются с цифровыми показателями динамики социально-экономических величин, представляющих особую значимость для разработки и выбора стратегии и оценки результатов ее практической реализации. Региональная диагностика аккумулирует также классификацию возможных негативных проявлений в экономике территории и методику сбора и обработки информации. Региональная диагностика используется для исследования кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере субъектов федерации; анализа и оценки бюджетной политики на всех уровнях; определения приоритетов социально-экономического развития субъекта; разработки и обоснования механизмов по обеспечению экономической безопасности регионов.

Анализ автором данной статьи имеющейся по данной проблематике специальной литературы показал, что предлагаемые системы индикаторов региональной диагностики имеют преимущественно описательный характер. В то же время характер их задач ориентирует индикаторы на выявление отклонений от нормативов (негативных явлений), либо на установление принадлежности объекта к определенному типу (группе). На разных этапах развития экономической науки рассматривались разработки системы индикаторов для регионального анализа, однако до настоящего времени дискутируются вопросы в отношении классификации регионов. Например, несмотря на имеющуюся определенную информацию, нет однозначного ответа на вопросы следует ли относить республики Северного Кавказа к проблемным, либо к депрессивным регионам, либо к регионам с относительно нормальным развитием; имеются ли здесь отклонения экономического характера и каково их содержание; благоприятен или неблагоприятен прогноз относительно перспективы региона. Вышеперечисленное актуализирует проблему выработки четкой (ясной) системы показателей (индикаторов), позволяющей сформулировать общую концепцию стратегии экономической политики в данном регионе. Следовательно, для анализа состояния экономики региона и выявления стратегии его устойчивого роста необходимо использовать лишь те показатели (индикаторы), которые позволяют либо выявить отклонения от нормативов (кризисные явления), либо принадлежность региона к определенному типу (группе). В то же время следует отметить, что отсутствие до настоящего времени стабильной системы показателей для выявления патологий социально-экономического характера, обусловленное относительно коротким историческим периодом использования региональной диагностики, вынуждает

исследователей, в том числе и автора этой диссертации, использовать традиционные показатели регионального анализа.

Ориентация на использование в стратегическом управлении региональным развитием синергетического потенциала территории актуализирует, помимо непосредственно отражающих состояние экономики региона, индикаторов интенсивности протекающих в ней процессов самоорганизации, ее направленности. Одним из основных принципов реализации потенциала самоорганизации в достижении целей регионального развития является сохранение на определенном уровне разнообразия системных элементов региональной экономики. В данном случае речь идет не только об их количественных характеристиках, отражающих масштабы и распределение различных размерных параметров отдельных предприятий (количество работников, производственная мощность и пр.), но и качественные различия (отраслевая принадлежность, используемые технологии). Вместе с тем, соответствующие индикаторы должны строиться на существующей информационной основе, что обусловливает необходимость разработки специальной процедуры анализа статистических данных, дополняемых по возможности меньшим количеством данных, полученных экспертным путем.

Исходя из принципов устойчивости экономических систем (гомеостазис), можно предложить нижеследующую схему выбора стратегии устойчивого социальноэкономического роста на основе мониторинговой диагностики состояния региона.

Разработку механизма устойчивого развития современного региона целесообразно проводить на основе построения макромодели. На сегодняшний день разработаны и используются статические и динамические макромодели, определяемые изменениями параметров во времени. В то же время первые (статические) модели могут выражаться либо в форме производственных функций, либо в форме межотраслевого баланса. Метод статической макромодели в форме производственных функций рассматривает экономику в качестве целостной, неструктурированной единицы, аккумулирующей ресурсы и результирующую функционирование экономики в форме валового внутреннего продукта. В качестве примера здесь можно привести неоклассическую производственную функцию, то есть экономико-математическую зависимость в форме связи между количеством производимой продукции и факторами производства, в качестве которых в этой функции рассматривается труд и капитал.

Статическая макромодель в форме межотраслевого баланса в отличие от предыдущей структурирована и состоит из конечного числа отдельных отраслей. При этом отрасль специализирована по выпуску только одного продукта, для производства единицы каждого из которых используются определенные объемы других продуктов (в том числе и данного продукта). Специфика данного метода также заключается в том, что коэффициенты прямых издержек не зависят ни от времени, ни от масштаба производства. В качестве примера здесь можно привести модель В.Леонтьева, разработанную в форме матрицы технологических коэффициентов «затраты-выпуск» всех ее секторов и содержащей множество параметров, на котором основываются балансовые соотношения.

Вышеперечисленные модели (статические) не учитывают изменений главных регулирующих факторов во времени, что свидетельствует об их несовершенстве в условиях рыночных отношений. Данным обстоятельством объясняется то предпочтение, которое современные исследователи отдают динамическим системам, позволяющим рассматривать влияние ряда факторов на основные социально-экономические показатели функционирования региональной экономики во времени. Динамические модели отличаются друг от друга по конечному их назначению и подразделяются на модели для пассивного прогноза величины показателя и модели для управления объектом, то есть модели активного вмешательства в процесс. В региональном анализе чаще используются модели первого вида, которые описывают статистически сформировавшиеся связи, не объясняя при этом механизма и причин изменения показателей. При этом они строятся

через выявление зависимостей экономического показателя от времени и от его же значений в предыдущие периоды времени (модели авторегрессии).

Для комплексной экономической оценки потенциалов регионов Федерации необходимо представлять каждый субъект России в виде отдельного крупного структурного элемента национального богатства. Оценку регионального экономического потенциала и оценку экономической устойчивости разрабатываемой стратегии необходимо осуществлять с использованием определенной динамической оптимизационной экономико-математической модели, которая позволяет выявить устойчивое и долговременно эффективное для всех субъектов регионального воспроизводственного процесса решение и определить граничные критерии в их динамике. Концептуальная экономико-математическая модель может быть представлена базовой моделью регионального межотраслевого баланса и ее модификации, адаптированные к задачам регионального экономического анализа и прогнозирования. Для расчета долговременного максимального эффекта от использования экономического потенциала региона целесообразнее использовать целевую функцию совокупного регионального дохода, которая учитывает ряд экологических и социально-экономических ограничений.

Система прогнозирования устойчивого развития экономики региона состоит из трех иерархических звеньев: краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов. Такая иерархия приоритетов в определенной степени соответствует возможностям прогнозирования, так как в условиях нестабильной переходной экономики точность прогнозов имеет погрешности, величина которых зависит от длительности прогнозного периода.

Первый (краткосрочный) прогноз используется преимущественно для разработки федерального бюджета на ближайший год, так как его доходная часть во многом зависит от состояния производства, а расходная - от состояния бюджетной сферы регионов. Главной целью среднесрочного и долгосрочного прогнозов является прогнозирование структурных изменений в хозяйстве регионов и связанных с этим качественных изменений социально-экономической ситуации на региональном и макроэкономическом уровнях.

Имеющаяся методика государственного прогнозирования использует территориальный разрез макроэкономических показателей, базирующийся на использовании данных о действующей территориальной структуре производства и экспертных оценках ее изменения в прогнозируемом периоде, а также на предложениях субъектов России, в определенной степени учитывающих собственные возможности и интересы. Анализ различий показателей, разработанных Центром и субъектами, способствует выработке единого варианта, отвечающего как федеральным, так и региональным интересам.

Процесс согласования интересов Федерации и ее субъектов резко усложняется в финансово-бюджетной сфере: несмотря на общие задачи финансового обеспечения социально-экономического развития России в интересах всех ее граждан, здесь реально отмечаются различия интересов, касающиеся конкретных задач и средств их решения. Достаточно отметить, что субъекты России ответственны, прежде всего, за социальное развитие, а центр, в первую очередь, решает проблемы экономического развития и устойчивости государства в целом. Распределение ограниченных ресурсов между центром и регионами обусловливает острую борьбу, которая усиливается из-за большой дифференциации регионов по уровню экономического развития и, следовательно, возможностям самофинансирования социальных программ (последнее обстоятельство предопределяет необходимость крупномасштабного перераспределения ресурсов между регионами).

Финансовая составляющая прогнозного развития страны, как правило, ориентирована на решение множества задач, главными из которых являются следующие.

Во-первых, определение доли финансовых ресурсов для решения общегосударственных задач (обороны, внешнеэкономической деятельности, обеспечении прав граждан, экологической безопасности и др.). Во-вторых, определение доли финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжение регионов для решения социальных проблем, поддержки предпринимательства, борьбы с преступностью и др. В-третьих, определение фискальных и других мер государственного регулирования поступлений в доходы бюджета и специализированных внебюджетных фондов. В-четвертых, определение части доходов для поддержки слаборазвитых субъектов Федерации и территорий в состоянии экономических, социально-политических, экологических кризисов.

Приоритетами в прогнозе социально-экономического развития являются, прежде всего, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение рациональной занятости, развитие социально-культурного комплекса, поддержка низкодоходных и слабо защищенных слоев населения, улучшение экологии населенных мест. Безусловно, что все эти проблемы главным образом должны решаться на региональном уровне, однако значительное влияние на процессы их реализации оказывают федеральные органы - через федеральные целевые программы социального характера, а также через отраслевую и инвестиционную политику, выделение трансфертов и целевых субсидий регионам.

Исследование перспективного развития государства предполагает комплексный прогноз территориального аспекта его социально-экономической динамики, который в качестве инструмента анализа отражает федеральные и региональные проблемы изменений в территориальной организации хозяйства, вытекающие из потребностей структурной перестройки экономики в направлении достижения равновесия интересов страны и регионов в условиях развитых рыночных отношений.

Методика прогнозирования развития регионов должна базироваться на анализе социально-экономических вопросов в ретроспективе и с учетом степени реализации государственных программ, а также оценки текущего уровня жизни населения и его занятости, миграционных процессов, экологической ситуации. В то же время территориальное прогнозирование рассматривается здесь с разных точек зрения: воспроизводственной; финансовой и социальной.

Прогнозы, которые разрабатываются субъектами Федерации, составляют основу территориального прогноза страны. При этом на высшем, федеральном, уровне должна оцениваться реалистичность этой информации и, при необходимости, должна проводиться корректировка макроэкономических показателей. Одним из главных ориентиров экономического анализа в процессе прогнозирования является выявление взаимосвязи между рыночной специализацией и рациональным использованием природных ресурсов и формирование регионального хозяйственного комплекса, а также территорий ускоренного экономического роста и депрессивных регионов.

Прогнозирование, благодаря своим функциям (аналитической, диагностической, предвидения), представляет собой инструмент научного обоснования региональной политики на федеральном и региональном уровнях. При этом прогнозирование базируется на определенных принципах, главными из которых являются: системность,

комплексность, практическая направленность, вариантность. Последний из принципов достигается через формирование и расчет различных прогнозных сценариев развития в соответствии со сложившейся социально-экономической ситуацией и перспективными целями. Одним из эффективных инструментариев научного вариантного прогнозирования, который обеспечивает реализацию вышеперечисленных принципов, является математическое моделирование экономической системы.

Процесс разработки математических моделей экономических систем и их практической реализации в прогнозировании состоит из нескольких этапов.

Формулируются предмет и цели исследования.

В рассматриваемой экономической системе выделяются структурные или функциональные элементы, соответствующие данной цели, выявляются наиболее важные качественные характеристики этих элементов.

Словесно, качественно описываются взаимосвязи между элементами модели.

Вводятся символические обозначения для учитываемых характеристик экономического объекта и формализуются, насколько возможно, взаимосвязи между ними. Тем самым, формулируется математическая модель.

Проводятся расчеты по математической модели и анализ полученного решения. Каждый из вышеперечисленных этапов сопровождается значительным объемом аналитической и вычислительной работы с большими информационными ресурсами. В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более точный и надежный прогноз. Для любого экономического субъекта возможность прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение лучших результатов или избежание потерь, в том числе и в государственной политике. В то же время по своему определению любая экономическая модель абстрактна и, следовательно, неполна, поскольку, выделяя наиболее существенные факторы, определяющие закономерности функционирования рассматриваемого экономического объекта, она абстрагируется от других факторов, которые в совокупности могут определять не только отклонения в поведении объекта, но и сам характер его поведения. Состав учтенных в модели факторов и ее структура могут быть уточнены в ходе совершенствования модели.

В этой связи предпочтение отдается динамическим моделям, включающим взаимосвязи переменных во времени. Динамическая модель, в отличие от других моделей (статических, например), не сводится к простой сумме ряда статических, а описывает силы и взаимодействия в экономике, определяющих ход процессов в ней. Они обычно используют аппарат дифференциальных и разностных уравнений, вариационного исчисления, а для технологического обеспечения - компьютерные ресурсы, развитие которых привело к тому, что для решения даже рутинных, типовых региональных задач на современном этапе имеется множество программных продуктов.

Трудности прогнозирования территориального развития обусловливаются необходимостью комплексного анализа множества параметров, которые характеризуют социальное и экономическое развитие более чем 80 субъектов Федерации во временном интервале 3-15 лет. Поэтому эффективность решения подобной задачи во многом зависит от выбора рациональных методов моделирования данной экономической системы и выделения небольшой группы наиболее существенных (значимых) параметров.

Регион на сегодняшний день представляет собой сложную социальноэкономическую геосистему, динамика которой характеризуется стохастичностью и в значительной степени непредсказуемостью, что актуализирует имитационный метод для разработки региональных моделей. Последний характеризуется паутинообразными связями, стимулирующими различные варианты (сценарий) поведения сложной системы при выборе определенных управляющих воздействий.

Моделирование экономических отношений в федеративном государстве имеет определенную ментальность, обусловливающую различие математической структуры модели и ее содержательной интерпретации. В математической экономике и эконометрике доказан тезис о том, что математические формы модели и даже числовые значения входящих в них величин могут быть одинаковыми, однако экономическая ситуация, описываемая моделью, экономическая интерпретация модели и результатов расчета могут быть совершенно различными. В этой связи наличие множества моделей субъектов Федерации, которые Центр должен учитывать в региональной политике, обусловливает необходимость использования более унифицированных (компактных) моделей, ориентированных на восприятие управляющих воздействий государственной политики. Центр оказывает данные воздействия двумя известными методами: прямое воздействие (выделение средств на поддержку жизненного уровня населения, пополнение

доходов региональных бюджетов и поддержка отраслей экономики и социальной сферы); косвенное воздействие (изменение порядка формирования и распределения государственных доходов, установление льготных условий налогообложения и формирования региональных финансовых ресурсов, особого, при необходимости, порядка привлечения заемных средств и др.).

Вышеперечисленные прямые и косвенные рычаги и методы воздействия Центра проявляются в разных формах экономической политики: налоговой, бюджетной,

трансфертной, инвестиционной, социальной, ценовой. При этом каждая из этих форм регистрируется на федеральном уровне в определенных соотношениях управляющих параметров, а их использование на региональном уровне должно сопровождаться оценкой их влияния на основные индикаторы развития регионов. Качественное содержание форм политики и их сочетание, оценивается при помощи межрегиональных сравнений индикаторов и статоценки их рядов. Здесь используется целый ряд статистических критериев целостной оценки вариантов региональной политики, в том числе: «рост в среднем», «подтягивание слабых», «снижение дифференциации уровней развития» и др.

При построении модели необходимо определить все социально-экономические и финансовые показатели, выраженные в определенных формах: индексы, экзогенные и эндогенные переменные и параметры. При этом модель признается эффективной, если при воспроизводстве сценарных условий стартового года расчетные показатели максимально приближаются друг к другу (или совпадают). Однако здесь возможны расхождения прогнозных расчетов и реальных итогов развития регионов России, обусловленные рядом причин:

- во-первых, разной природой прогнозных и фактических показателей. Несмотря на адекватность самой модели описываемому явлению, всегда существует риск методологической разницы между прогнозными и отчетными показателями, при этом последний фиксирует максимально возможный уровень при имеющихся ресурсах, а какое значение показателя из интервала, ограниченного сверху прогнозной величиной, будет реально достигнуто, определяется неучтенными условиями и факторами. Модельный расчет, таким образом, всегда показывает потенциальный вариант, максимально близкий к заложенным в модель установкам (при этом вопрос о том, будут ли эти установки реализованы в реальности, является предметом внемодельных обоснований);

- во-вторых, противоречием между сводными и детализированными прогнозами, обусловленным, в свою очередь, разными методиками их определения. Такое принципиальное несоответствие более четко проявляется при значительных изменениях территориальных структур прогнозных показателей, что требует итеративных пересчетов параметров сводных расчетов с учетом корректировки их внутренних структур;

- в-третьих, особенностями моделей и информации, которые могут быть как общего, так и специфического характера. Например, определенная недостоверность статистической информации и неполный охват всего спектра экономических явлений и процессов действующей статистикой относятся к проблемам общего характера, а пропорции и связи в экономике, с разной глубиной определяемые официальной статистикой и становящимися по этой причине деформированными - к специфическим.

Примечания:

1. Гранберг А.Г. Регулирование регионального развития и региональная экономическая политика в Российской Федерации. М., 2000.

2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. М., 1999.

3. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: учебник. 2-е изд. М., 1999.

4. Пшиканокова Н.И. Теория, методология и инструментарий активизации синергетического потенциала региональной экономики в системе стратегического планирования и управления. Майкоп, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.