Научная статья на тему 'Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов, и их криминалистическая профилактика'

Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов, и их криминалистическая профилактика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2776
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПЕШЕХОДЫ / ОСМОТР МЕСТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / TRAFFIC OFFENSES / PEDESTRIANS / CRIME SCENE / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мещерякова Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием специальных знаний при установлении дорожных условий на участках совершения дорожно-транспортных преступлений с участием пешеходов. Автором предложены варианты криминалистической профилактики дорожно- транспортных преступлений данного вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мещерякова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particularl investigation of the cases of road traffic offenses related to pedestrian accidents and their forensic prevention

This paper discusses issues related to the use of expertise in determining road conditions in areas of committing road traffic offenses involving pedestrians. The author proposes variants of forensic prevention of road traffic offenses of this kind.

Текст научной работы на тему «Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов, и их криминалистическая профилактика»

УДК 343.977 Т.А. Мещерякова*

Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов, и их криминалистическая профилактика

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием специальных знаний при установлении дорожных условий на участках совершения дорожно-транспортных преступлений с участием пешеходов. Автором предложены варианты криминалистической профилактики дорожно-транспортных преступлений данного вида.

Ключевые слова: дорожно-транспортные преступления, пешеходы, осмотр места преступления, профилактика преступлений.

T.A. Meshcheriakova*. Particularl investigation of the cases of road traffic offenses related to pedestrian accidents and their forensic prevention. This paper discusses issues related to the use of

expertise in determining road conditions in areas of committing road traffic offenses involving pedestrians. The author proposes variants of forensic prevention of road traffic offenses of this kind.

Keywords: traffic offenses, pedestrians, crime scene, crime prevention.

Изучением вопросов, связанных с расследованием дорожно-транспортных преступлений, занимались А.Г. Кольчурин [8, с. 223], А.А. Бибиков [3, с. 208], А.Д. Коленко [7, с. 174], А.А. Голованов [5, с. 205], С.Л. Нестеров [13, с. 174], С.Н. Перлов [14, с. 185], С.В. Владимиров [4, с. 217].

С.Ю. Косарев отмечает, что «.. .правильно сформированная криминалистическая характеристика, подробно описывающая определённую категорию преступлений, будет иметь практическое значение, являясь своего рода ориентиром для следователей, дознавателей, других сотрудников правоохранительных органов в вопросах организации расследования, что существенно само по себе.

Выявление же вероятностно-статистических показателей закономерных связей между различными элементами криминалистической характеристики должно в любом случае органически сочетаться с подробным описанием каждого из этих элементов.

Выделение в составе криминалистической характеристики элементов, которые находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимозависимости, определение степени корреляции между ними значительно повышает ценность такой криминалистической характеристики, поскольку содержащаяся в ней информация позволяет следователю на основе имеющихся у него достоверных сведений об обстоятельствах расследуемого преступления делать с определённой степенью точности выводы (выдвигать версии) о других, ещё не известных обстоятельствах» [9, с. 183-184].

Р.С. Белкин полагает, что «установление причинно-следственной связи может не требовать специальных познаний, и тогда оно осуществляется непосредственно следователем или судом. Если же специальные познания необходимы, то для установления причинности назначается экспертиза. Принципиального значения не имеет, используются ли специальные познания для установления причинно-следственной связи в полном объёме или отдельных её звеньев: и то и другое допустимо, ибо речь идёт только об установлении связи, а не о её правовой оценке.

Эксперт вправе давать заключение о наличии или отсутствии причинной связи, о причине или следствии в тех случаях, когда закономерности развития явлений, образующих проверяемую причинную цепь, полностью охватываются его специальными познаниями. В отдельных случаях этими познаниями охватывается вся причинная цепь, начиная от деяния обвиняемого и кончая наступившими последствиями. Тогда пределы решения вопроса следователем и судом, с одной стороны, и экспертом - с другой, могут совпадать. Однако эксперт не касается юридических вопросов причинной связи и рассматривает её только в том аспекте, который соответствует характеру его специальных познаний» [2, с. 237].

В вопросе установления причин совершения дорожно-транспортных преступлений В.В. Сильянов придерживается мнения, что «условия управления автомобилем значительно зависят от ширины проезжей части. Рост числа ДТП на один млн. авт-км пробега особенно заметен, когда ширина проезжей части становится менее 7 м» [15, с. 138]. Кроме того, он отмечает, что «во влажную погоду большинство ДТП вызваны недостаточным сцеплением шины колеса с мокрым дорожным покрытием. Наибольшая часть таких происшествий имеет место при коэффициентах сцепления 0,45-0,5» [15, с. 139].

* Мещерякова, Татьяна Анатольевна, старший государственный инспектор дорожного надзора отделения дорожной инспекции отдела надзора УГИБДД УМВД России по Липецкой области, адъюнкт четвёртого курса заочной формы обучения факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (4742) 42-39-61. E-mail: mt_78@mail.ru.

* Meshcheriakova, Tatiana Anatolievna, senior inspector of road traffic police department supervision traffic police department supervision of MOI of Russia in the Lipetsk region, a fourth-year post-graduate of correspondence courses for the department of scientific and scientific-pedagogical personnel of the department of forensic activities of St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph. (4742) 42-39-61. E-mail: mt_78@mail.ru.

© Мещерякова Т. А., 2013

При совершении наездов на пешеходов, как правило, имеет место причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть. При этом среди пострадавших может быть не только пешеход, но и водитель, пассажиры транспортного средства, допустившего наезд на пешехода, водители и пассажиры транспортных средств, ставшие участниками дорожно-транспортного преступления, но в результате маневрирования избежавшего непосредственного наезда на пешеходов. Механизм совершения дорожно-транспортных преступлений с участием пешеходов, как и любого другого ДТП, является сложным, однако, специфика рассматриваемого вида преступлений заключается в особом влиянии дорожных условий на развитие событий. В частности, линии дорожной разметки могут быть выполнены частично с нарушением государственных стандартов, противоречить существующим дорожным знакам, находиться в неэксплуатационном состоянии, что создаёт двусмысленность при восприятии дорожной обстановки водителем и пешеходами.

Следует отметить, что при строительстве элементов остановочных пунктов, должностными лицами могут быть допущены нарушения строительных норм и правил, технических стандартов, выраженные, напр., в размещении остановочных пунктов друг напротив друга, с их смещением против направления движения. Данное обстоятельство приводит к неорганизованному движению пешеходов по проезжей части, ограничению видимости транспортных средств и пешеходов.

Отсутствие на автомобильных дорогах в районе остановочных пунктов переходно-скоростных полос оказывает отрицательное влияние на обеспечение безопасности дорожного движения, т.к. водитель маршрутного транспортного средства использует для разгона и торможения полосу движения транспортных средств, предназначенную для перемещения с установленной скоростью до 60 км/час в населённом пункте и 90 км/час вне населённого пункта. В случае остановки автобуса, троллейбуса на полосе движения транспортных средств, для иных участников дорожного движения возникает необходимость совершения манёвра объезда стоящего маршрутного транспортного средства в условиях ограничения боковой видимости и видимости в прямом направлении непосредственно транспортом общего пользования. В таких ситуациях участниками дорожно-транспортных преступлений могут быть пассажиры автобуса, осуществляющие переход проезжей части.

В целях обеспечения безопасности движения пешеходов, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации выполняется строительство стационарного электрического освещения на автодорогах в границах населенных пунктов и на расстоянии от них не менее 100 м, в районе остановочных пунктов и пешеходных переходов, в районе мостовых сооружений. Отсутствие стационарного электрического освещения оказывает значительное отрицательное влияние на совершение ДТП.

На участке, в районе которого совершено преступление, дорожное покрытие может иметь различные дефекты (неровности, выкрашивание, сетку трещин, разрушение кромки проезжей части, колейность, просадки, выпотевание битума и пр.).

К неудовлетворительным условиям, связанным с состоянием дорожного полотна, оказывающим негативное влияние на возможность предотвращения дорожно-транспортного преступления с участием пешеходов, относится образование просадок на улично-дорожной сети. Последний фактор требует комплексного исследования, т.к. водитель автомобиля может не справиться с управлением, что приведёт к изменению траектории движения. Причинами возникновения просадок являются нарушение технологии производства дорожных работ (недоуплотнение слоёв дорожных одежд, использование низкопрочностных материалов и т. д.), размывание дорожных одежд, длительный срок эксплуатации автомобильных дорог без восстановления дорожных одежд и пр. Такие разновидности дефектов дорожного покрытия, как неровности, колейность, ямочность также могут явиться следствием изменения траектории движения транспортных средств.

На автомобильных дорогах могут иметь место факты ограничения видимости зоны пересечений (примыканий), пешеходных переходов, технических средств организации дорожного движения, остановочных пунктов зелёными насаждениями, что является нарушениями требований технических норм и фактором, способствующим совершению дорожно-транспортных преступлений: в указанных условиях участники дорожного движения не имеют возможности прогнозировать развитие дорожной ситуации.

Одним из обязательных условий установления обстоятельств совершения дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездом на пешеходов, является необходимость до прибытия следственно-оперативной группы сохранить следы движения транспортных средств перед, в момент и после совершения ДТП. Из них может быть получена информация о направлении движения автомобиля, а в отдельных случаях, при использовании знаний специалиста, - о причинах, связанных с дорожной обстановкой, которые сопутствовали изменению траектории движения водителей и пешеходов.

С точки зрения влияния дорожных условий на механизм совершения преступления важно обратить внимание на следующие моменты.

1. Наличие, нормативное и эксплуатационное состояние линий горизонтальной и вертикальной разметки, в первую очередь обозначающей пешеходный переход; искусственных неровностей; бордюрного, пешеходного, удерживающего ограждений; переходно-скоростных полос; остановочных пунктов.

2. Нормативное и эксплуатационное состояние опор инженерных сооружений и линий электропередач; полос проезжей части и т. п.

Обследование перечисленных элементов улично-дорожной сети проводится на предмет выполнения требований государственных стандартов, строительных норм и правил. При этом рекомендуется использование оборудования передвижной дорожной лаборатории.

В случае если линии разметки визуально различимы, следует установить объём выполнения (соответствие государственным стандартам по линейным размерным характеристикам, яркости, световозвращаемости).

Если преступление совершено водителем, осуществляющим перевозки пассажиров маршрутным транспортным средством, целесообразно выполнить следующие действия. При расположении места преступления в районе остановочного пункта необходимо провести проверку соответствия его оборудования требованиям государственных стандартов на наличие остановочных и посадочных площадок, павильонов для пассажиров, переходно-скоростных полос, разделительных островков. На данной стадии дополнительно устанавливается эксплуатационное состояние перечисленных элементов. В то же время важно изучить паспорт автобусного маршрута для определения возможности (законности) остановки автобуса на проезжей части автодороги (улицы). Если в данном документе, утверждённом в установленном порядке, отмечено, что производить посадку-высадку пассажиров на необорудованном участке разрешено, тогда целесообразно рассмотреть вопрос о виновности должностных лиц, допустивших совершение водителями подобных действий. Если же водитель автобуса самостоятельно осуществлял посадку-высадку пассажиров на участке, не оборудованном необходимыми элементами, а наезд на пешехода допущен водителем, совершавшим объезд маршрутного транспортного средства, не следует оставлять без внимания допущенные водителем автобуса, троллейбуса нарушения.

Важным моментом при расследовании дел о дорожно-транспортных преступлениях с участием пешеходов является обследование состояния покрытия проезжей части участка улично-дорожной сети. Выкрашивание, сетка трещин, фрагментарное локальное разрушение кромки проезжей части не оказывают значительного влияния на механизм совершения ДТП с участием пешехода, однако при планировании версий их наличие необходимо принять к рассмотрению. Например, последствием выпотевания битума является снижение сцепных качеств дорожного покрытия, что увеличивает тормозной путь автомобиля. Наличие данного недостатка в состоянии улично-дорожной сети необходимо в обязательном порядке устанавливать при расследовании дорожно-транспортных преступлений с участием пешеходов.

Отдельным вопросом, требующим рассмотрения при совершении наездов на пешеходов, является состояние улично-дорожной сети в границах населённых пунктов и вне жилой застройки. Специфика осмотра места преступлений в населённом пункте состоит в следующем. При совершении преступления в тёмное время суток рассматривается вопрос исправности стационарного электрического освещения, его наличия. Кроме того, необходимо установить, не использовался ли пешеходным потоком для движения край проезжей части или обочина, что могло создавать трудности при движении водителей и опасность для пешеходов. Подобная ситуация возникает при отсутствии либо неудовлетворительном состоянии пешеходных дорожек в границах населённого пункта, на подходах к остановкам общественного транспорта.

Из вышеприведённой информации становится понятно, насколько сопутствующие дорожные условия оказывают отрицательное влияние на безопасность дорожного движения и способствуют совершению преступления. Изучением вопросов, связанных с криминалистической профилактикой преступлений, занимались И.И. Иванов [6, с. 418], Р.Ю. Ачмиз [1, с. 212], А.В. Косов [10, с. 206], С.С. Наумов [12, с. 195], С.Н. Перлов [14, с. 185].

И.И. Иванов указывает: «Криминалистическая превенция по своей природе имеет подзаконный характер и осуществляется во исполнение закона, и поэтому нам представляется, что правовой основой разработки и использования приёмов криминалистической превенции частично является уголовное законодательство (например, ст. 2 УК РФ) и, главным образом, нормы уголовного судопроизводства» [6, с. 201]. «Необходимость разработки в криминалистике эффективных способов предотвращения преступлений следует из содержания правовых предписаний уголовно-процессуального закона (ст. 6, 140-149, 150-161 и др. УПК РФ), которые обязывают органы обвинения защищать права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений, в пределах своей компетенции немедленно проверять поступившие сообщения о любом совершённом или готовящемся преступлении, принимать решения о возбуждении уголовных дел, осуществлять предварительное расследование и т.п.

При этом законодатель специально включил в предмет доказывания по каждому уголовному делу выявление обстоятельств, способствовавших совершению каждого преступления (ст. 73 УПК РФ), и снабдил органы предварительного расследования правовым инструментарием их устранения (ст. 158 УПК РФ), что является ещё одним аргументом в пользу существования криминалистической превенции.

Мы полагаем, что указанный вид деятельности реализуется в уголовном судопроизводстве со стороны обвинения такими субъектами криминалистической профилактики, как прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель (ст. 37-41 УПК РФ).

Специфическими субъектами криминалистической превенции выступают специалист и эксперт (ст. 57-58 УПК РФ)» [6, с. 202].

А.В. Косов отмечает, что «возрастающая роль специальных познаний в решении задач предотвращения, обнаружения и раскрытия преступлений есть закономерный процесс, отражающий общее повышение роли науки, научного знания в жизни российского общества в эпоху научно-технического прогресса. Необходимость более активного применения научных знаний постоянно подчёркивается на межведомственных конференциях правоохранительных органов Российской Федерации» [10, с. 145]. Кроме того, он пишет, что «как и во всей правоприменительной деятельности, в конечном итоге эффективность профилактической работы органов расследования, суда определяется в значительной

мере уровнем правовой культуры следователей, прокуроров, судей, осознанностью ими значимости этой работы, а также знанием средств, приёмов и методов криминалистической науки (и других наук), а также отдельных экспертиз и экспертных учреждений в выявлении криминогенных обстоятельств» [10, с. 153].

Рассмотрев влияние дорожных условий на механизм совершения дорожно-транспортных преступлений с участием пешеходов, можно предложить мероприятия, реализация которых позволит уменьшить количество аналогичных ДТП. Следует обратить внимание на то, что профилактическая работа по предупреждению дорожно-транспортных преступлений может давать эффективные результаты только в том случае, если взаимодействие следователей, специалистов, судей, работников органов прокуратуры оптимальным образом налажено.

Службой ГИБДД мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения разрабатываются в т.ч. на основе топографического анализа дорожно-транспортных происшествий, обследования участков совершения ДТП, информации, поступившей из различных источников. В результате должностным и юридическим лицам, ответственным за состояние улично-дорожной сети, выдаются предписания на устранение выявленных недостатков, направляются представления об устранении причин и условий, способствовавших административному правонарушению, возбуждаются дела об административных правонарушениях в отношении должностных и юридических лиц, ответственных за состояние улиц и дорог, направляются информационные письма в адрес заинтересованных организаций.

Следователем представление на устранение недостатков вносится при установлении причин и условий, способствовавших совершению преступления. Кроме того, может быть возбуждено уголовное дело по ст. 293 УК РФ (халатность), ст. 263.1 УК РФ (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах).

Таким образом, важное значение имеет рассмотрение вопроса о степени причастности к совершению ДТП должностных лиц, ответственных за состояние участка автодороги, на котором произошла авария. В связи с этим требует рассмотрения вопрос отсутствия балансодержателя участка улично-дорожной сети.

Практика показывает, что уровень эксплуатационного состояния данных участков низкий, т.к. отсутствует должностное (юридическое) лицо, на которое возложены обязанности по содержанию улицы (дороги) в безопасном для движения состоянии. В подобных случаях при совершении дорожно-транспортных преступлений у следователей и службы ГИБДД отсутствует возможность направить представление, выдать предписание, возбудить дело об административном правонарушении в отношении должностных и юридических лиц, ответственных за состояние улично-дорожной сети.

В результате совместных действий следователей и специалистов в области безопасности дорожного движения устанавливается, проведением каких мероприятий может быть достигнуто снижение количества дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов и уменьшения тяжести последствий. Соответствующими предложениями являются следующие.

1. Строительство надземных пешеходных переходов. После проведения данного мероприятия решатся две проблемы одновременно - обеспечение безопасности пешеходов и устранение задержек транспорта перед пешеходными переходами путём использования пешеходной фазы светофорных объектов для движения транспорта, а в отдельных случаях необходимости в применении светофоров не будет совсем. Таким образом, с исключением конфликтных точек «транспорт-пешеход» совершение дорожно-транспортных преступлений с участие пешеходов значительно уменьшится.

2. Строительство тротуаров (пешеходных дорожек) для исключения движения пешеходов по проезжей части и обочинам.

3. Строительство пешеходных ограждений, исключающих возможность появления пешеходов на проезжей части вне специальных мест, отведённых для перехода дороги.

4. Замена и установка техниче ских средств организации дорожного движения (знаки, разметка, искусственные неровности, световозвращатели дорожные, светофорные объекты и пр.).

5. Устранение дефектов дорожного покрытия.

6. Вырубка зелёных насаждений, ограничивающих видимость участникам дорожного движения.

7. Реконструкция отдельных участков улично-дорожной сети с целью доведения параметров до нормативного значения.

Таким образом, при взаимодействии следственных органов со службой ГИБДД достигается высокий уровень эффективности профилактической работы, направленной на снижение дорожно-транспортных преступлений с участием пешеходов.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод: чем раньше организовано межведомственное взаимодействие службы ГИБДД и органов следствия, тем результативнее будет работа по предупреждению дорожно-транспортных преступлений и более очевиден механизм совершения преступления.

Список литературы

1. Ачмиз, Р. Ю. Расследование дорожно-транспортных преступлений: Теоретические и тактико-методические аспекты : дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 1999. - 212 с.

2. Белкин, Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. - М.: Юрид. лит., 1987. - 272 с.

3. Бибиков, А. А. Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и криминалистические методы его преодоления : дис. ... канд. юрид. наук. - Тула, 2005. - 208 с.

4. Владимиров, С. В. Расследование наезда транспортного средства на пешехода : дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2011. - 217 с.

5. Голованов, А. А. Криминалистическое обеспечение административного расследования : дис. ... канд. юрид. наук. - Калининград, 2005. - 205 с.

6. Иванов, И. И. Криминалистическая превенция (комплексное исследование генезиса, состояния, перспектив) : дис. ... докт. юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2004. - 418 с.

7. Коленко, А. Д. Проблемы расследования дорожно-транспортных преступлений: На материалах Приморского края : дис. ... канд. юрид. наук. - Владивосток, 2004. - 174 с.

8. Кольчурин, А. Г. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, совершённых в сельской местности : дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2004. - 223 с.

9. Косарев, С. Ю. Криминалистические методики расследования преступлений (становление и перспективы развития) : монография / под ред. И.А. Возгрина. - СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. - 307 с.

10. Косов, А. В. Предупреждение преступлений с помощью технико-криминалистических средств : дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2004. - 206 с.

11. Косов, Д. В. Тактические приёмы и криминалистические методы профилактики преступлений [Электронный ресурс]. - URL: http://notebase.ru/ugolovnyj_process_kriminalistika_kosov_dmitrij_ vladimirovich_97697 (дата обращения - 23.01.2013).

12. Наумов, С. С. Профилактика преступлений с помощью технических средств : дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2001. - 195 с.

13. Нестеров, С. Л. Криминалистическое обеспечение административной деятельности органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2006. - 174 с.

14. Перлов, С. Н. Доказывание при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях: процессуальные и криминалистические аспекты : дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 1997. - 185 с.

15. Сильянов, В. В., Эвленов, Р. Г., Фонг, Нгуен Тхань. Закономерности влияния элементов автомобильных дорог на уровень аварийности // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах : сборник докладов шестой международной конференции. - 2004 - С. 138-139.

Literature

1. Achmiz, R. Y. Rassledovanie dorozhno-transportnyih prestupleniy: Teoreticheskie i taktiko-metodicheskie aspektyi : dis. ... kand. yurid. nauk. - Krasnodar, 1999. - 212 s.

2. Belkin, R. S. Kriminalistika: problemyi, tendentsii, perspektivyi. Obschaya i chastnyie teorii. - M.: Yurid. lit., 1987. - 272 s.

3. Bibikov, A. A. Protivodeystvie rassledovaniyu prestupleniy, svyazannyih s narusheniem pravil dorozhnogo dvizheniya i ekspluatatsii transportnyih sredstv, i kriminalisticheskie metodyi ego preodoleniya : dis. ... kand. yurid. nauk. - Tula, 2005. - 208 s.

4. Vladimirov, S. V. Rassledovanie naezda transportnogo sredstva na peshehoda : dis. ... kand. yurid. nauk. - Vladimir, 2011. - 217 s.

5. Golovanov, A. A. Kriminalisticheskoe obespechenie administrativnogo rassledovaniya : dis. ... kand. yurid. nauk. - Kaliningrad, 2005. - 205 s.

6. Ivanov, 1.1. Kriminalisticheskaya preventsiya (kompleksnoe issledovanie genezisa, sostoyaniya, perspektiv) : dis. ... dokt. yurid. nauk. - Sankt-Peterburg, 2004. - 418 s.

7. Kolenko, A. D. Problemyi rassledovaniya dorozhno-transportnyih prestupleniy: Na materialah Primorskogo kraya : dis. ... kand. yurid. nauk. - Vladivostok, 2004. - 174 s.

8. Kolchurin, A. G. Osobennosti rassledovaniya dorozhno-transportnyih prestupleniy, sovershYonnyih v selskoy mestnosti : dis. ... kand. yurid. nauk. - Krasnodar, 2004. - 223 s.

9. Kosarev, S. Y Kriminalisticheskie metodiki rassledovaniya prestupleniy (stanovlenie i perspektivyi razvitiya) : monografiya / pod red. I.A. Vozgrina. - SPb: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2005. - 307 s.

10. Kosov, A. V. Preduprezhdenie prestupleniy s pomoschyu tehniko-kriminalisticheskih sredstv : dis. ... kand. yurid. nauk. - Vladimir, 2004. - 206 s.

11. Kosov, D. V. Takticheskie priYomyi i kriminalisticheskie metodyi profilaktiki prestupleniy [Elektronnyiy resurs]. - URL: http://notebase.ru/ugolovnyj_process_kriminalistika_kosov_dmitrij_ vladimirovich_97697 (data obrascheniya - 23.01.2013).

12. Naumov, S. S. Profilaktika prestupleniy s pomoschyu tehnicheskih sredstv : dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2001. - 195 s.

13. Nesterov, S. L. Kriminalisticheskoe obespechenie administrativnoy deyatelnosti organov vnutrennih del : dis. ... kand. yurid. nauk. - Sankt-Peterburg, 2006. - 174 s.

14. Perlov, S. N. Dokazyivanie pri rassledovanii del o dorozhno-transportnyih proisshestviyah: protsessualnyie i kriminalisticheskie aspektyi : dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 1997. - 185 s.

15. Silyanov, V. V., Evlenov, R. G., Fong, Nguen Than. Zakonomernosti vliyaniya elementov avtomobilnyih dorog na uroven avariynosti // Organizatsiya i bezopasnost dorozhnogo dvizheniya v krupnyih gorodah : sbornik dokladov shestoy mezhdunarodnoy konferentsii. - 2004 - S. 138-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.