Научная статья на тему 'Особенности работы концертмейстера с узбекскими народными инструментами (на примере "Концерта-рапсодии" композитора М. Бафоева)'

Особенности работы концертмейстера с узбекскими народными инструментами (на примере "Концерта-рапсодии" композитора М. Бафоева) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МУЗЫКА / ПИАНИСТ-КОНЦЕРТМЕЙСТЕР / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / СОЛИСТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казакбаева Махфуза Султановна

В статье освещаются особенности работы в классе концертмейстерского мастерства над произведениями для народных инструментов Узбекистана. Анализируется работа над сочинением М. Бафоева «Концерт-рапсодия» для кануна, уда и ударных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы концертмейстера с узбекскими народными инструментами (на примере "Концерта-рапсодии" композитора М. Бафоева)»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЗБЕКСКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ (НА ПРИМЕРЕ «КОНЦЕРТА-РАПСОДИИ» КОМПОЗИТОРА М. БАФОЕВА) Казакбаева М.С.

Казакбаева Махфуза Султановна - доцент, кафедра камерной музыки и концертмейстерского мастерства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье освещаются особенности работы в классе концертмейстерского мастерства над произведениями для народных инструментов Узбекистана. Анализируется работа над сочинением М. Бафоева «Концерт-рапсодия» для кануна, уда и ударных.

Ключевые слова: народные инструменты, музыка, пианист-концертмейстер, произведение, солист.

Обретение Узбекистаном независимости открыло перед музыкальным искусством молодого государства новые широкие горизонты и перспективы. Существенно обновилась концертмейстерская практика, обусловленная насущными запросами нового времени. Музыканты-исполнители получили благодатную возможность участия в Международных конкурсах и фестивалях во многих странах мира и в связи с этим возросла потребность в высококвалифицированных пианистах-концертмейстерах, что в свою очередь потребовало обновления системы образования и подготовки по этой актуальной и остродефицитной специальности.

В годы независимости произошло возрождение национальных духовных ценностей, и отношение к народным инструментам в корне изменилось. Именно через народные инструменты воспитывается национальный менталитет и утверждение Узбекистана на международной арене. Важные места стали занимать сочинения для народных инструментов и в концертмейстерском классе.

Педагог концертмейстерского класса обязан ознакомить студента-пианиста как с различными жанрами в данной области, так и с различными народными инструментами, раскрыть ему сущность фортепианной партии в изучаемых произведениях, осознать и передать в своей интерпретации национальную специфику музыки. Основное внимание в процессе работы над сочинениями для узбекских народных инструментов уделяется в основном тщательному изучению нотного текста, характеристике музыкального образа и в связи с этим своеобразием фортепианной фактуры, вопросам взаимоотношения солиста аккомпаниатора.

Работа в классе концертмейстерского мастерства над произведениями для народных инструментов - процесс исключительно сложный и не разработанный. Работа с исполнителем на народных инструментах требует от пианиста-концертмейстера специфических знаний, которыми многие пианисты не обладают. Поэтому в известной мере пианисты-концертмейстеры, владеющие репертуаром для узбекских народных инструментов, - личности уникальные и очень востребованные. Многие из них, не получив в своё время профессиональных навыков в этой области в концертмейстерском классе, пришли к мастерству в этой области на основе многолетней повседневной практики работы с педагогами по классам узбекских народных инструментов или в процессе концертно-исполнительской деятельности. В годы независимости положение изменилось в лучшую сторону и, ориентируясь на Национальную программу по подготовке кадров, мы можем приступить к

фундаментальной разработке основ изучения музыки для узбекских народных инструментов в классе концертмейстерского мастерства.

Пианисту-концертмейстеру, начинающему осваивать фортепианную партию произведения для народного инструмента, полезно ознакомиться с историей возникновения данного инструмента, его эволюцией, современным состоянием. Такой методический подход очень плодотворен и даёт прекрасные результаты, он помогает пианисту найти нужное качество звука и соотнести меру звучности с тем инструментом, которому он будет аккомпанировать [1, с. 260].

Особую проблему в ансамбле фортепиано с народными инструментами представляет интонирование. Фортепиано является инструментом равномерно темперированного строя, а узбекские народные инструменты базируются на натуральном строе, который сейчас возрождается, и современные композиторы используют не только полутоновые сопряжения звуков-тонов, но и сочетания менее полутона, микрохроматику. Всё это требует от пианиста очень утончённого слуха, способности виртуально представлять себе четвертитоновые сопряжения звуков и чутко следовать солисту за его интонационными изгибами и нюансами.

Интонационная структура в узбекском композиторском творчестве, в произведениях узбекских авторов для народных инструментов имеет важнейшее значение, и потому пианисту-концертмейстеру следует учитывать это. Существенную роль в мелодической организации музыки для народных инструментов играет секундовая интонация, составляющая основу постепенного движения, типичного для узбекского музыкального фольклора. Фортепианная фактура, создающая гармоническую опору и объёмный звуковой массив, на котором развивается мелодическая линия солиста, направлена на создание целостности звукового поля, определённого музыкального образа, звуковой картины. Узбекское композиторское творчество для народных инструментов знакомит студентов со сложнейшей ритмикой национального музыкального искусства. Важным свойством произведений для узбекских народных является свобода метроритмической структуры, частая смена метра, наличие различных сочетаний и смены размеров. Переменная метрика способствует свободе развития музыкальной мысли, непринуждённости и импровизационности, присущих народной музыке. Узбекская инструментальная музыка чрезвычайным многообразием синкопированных ритмических фигур, способствующих активизации развития, динамике музыкального движения.

В профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера важное значение имеет и работа над двойными концертами для народных инструментов с оркестром, которые имеют место в композиторском творчестве Узбекистана. В классе концертмейстерского мастерства необходимо ознакомить студента с Концертом-рапсодией для кануна, уда и ударных Мустафо Бафоева, одним из самых интересных и ярких двойных концертов для народных инструментов. М. Бафоев написал это изумительное сочинение в 2005 году, выбрав в качестве концертирующих инструментов канун и уд, стремясь максимально полно раскрыть потенциальные возможности концертирования этих инструментов. Он обогатил жанр концерта привнесением в него рапсодического начала, присущего восточной музыке, с её исконно импровизационной природой.

Для пианиста-концертмейстера освоение данного сочинения имеет важное значение в сфере постижения специфики ударных инструментов, составляющих альфу и омегу узбекской инструментальной музыки. Образный мир Концерта-рапсодии открывает пианистам-концертмейстерам исключительно богатый духовный мир как самого композитора, воспринимающего современность через призму глубинных национальных традиций так и отражение в музыке этого сочинения исторических судеб таких уникальных инструментов как канун и уд, связывающих Узбекистан с другими странами мира в контексте Великого Шёлкового пути [2, с. 3].

Тема Великого Шёлкового пути как ключевая тема творчества Бафоева в этом сочинении раскрылась особой художественной силой и глубиной.

В основе сольной партии кануна Бафоев использовал известную песню А. Лахути «Бути Нозенинам». Эта изумительная по красоте мелодического развёртывания песня по-новому зазвучала в Концерте-рапсодии и придала ей особый неповторимо своеобразный образный настрой. Партия кануна звучит очень ярко и рельефно и исполнитель на уде и пианист-концертмейстер должны чутко вслушиваться в красоту мелодических интонационных изгибов партии кануна глиссандо и трелей, виртуозных фиоритур, придающих его партии необъяснимое очарование и выразительность.

Партия кануна содержит виртуозные гаммообразные пассажи, образующие восходящие и нисходящие волнообразные линии, которые солист должен уложить в соответствующие ритмические и метрические рамки. Это также должно быть в поле зрения пианиста-концертмейстера, координирующего исполнительские намерения солистов и обеспечивающего идеальный ансамбль. Начиная с цифры 4, партия кануна приобретает характер сопровождения, в то время как в партии уда звучит мелодия «Бути Нозенинам». Композитор использует здесь приём контрапункта, благодаря которому основная музыкальная мысль концерта - мелодия А. Лахути раскрывается в различных тембровых освещениях. Фортепиано здесь имитирует игру на маракасах, подчёркивая своеобразие усильной ритмоформулы. Функция концертмейстера здесь очень сложна и ответственна, поскольку из солистов ведёт свою довольно сложную в техническом отношении линию, и свести воедино эти две линии надлежит пианисту, организующему своим ритмическим импульсом течение музыки. Партия каждого солиста индивидуализирована и с цифры 5 начинается диалог музыкантов, проявляющийся в виртуозной демонстрации своих исполнительских возможностей.

Музыкальное развитие в заключительном разделе Концерта-рапсодии строится на преобразованных темах предшествующих разделов произведения, в итоге приводящих к главной, генеральной кульминации в цифре 21, где триумфально провозглашается в увеличении мелодия «Бути Нозенинам» у солистов на фоне колоритного ритма таблы. Ремарка con Passione указывает исполнителям на характер музыки, страстно возвышенный, апофеозно-гимнический, присущий кодам многих инструментальных сочинений М. Бафоева. В исполнении кульминации необходимо добиться широкого ведения мелодии, ощутить линию широкого дыхания и темброво-насыщенной звучности. Задача пианиста своим ясным и чётким ритмом, акцентируя каждый звук, усилить общий эмоциональный тонус финала.

Работа пианиста-концертмейстера с солистами над Концертом-рапсодией требует глубокого погружения в партитуру, в специфике современного оркестра ударных инструментов, в знакомстве с его инструментами, их восточным происхождением. Поэтому необходимо рекомендовать студенту ознакомиться с литературой о современных ударных инструментах, естественно и главных - кануна и уда как солирующих. Такое непосредственное общение с инструментами и музыкантами, на них играющими позволит пианисту найти соответствующие тембры и способы звукоизвлечения на фортепиано для максимального приближения их к тембрам народных инструментов [3, с. 86].

Наряду с этим пианисту следует глубоко изучить партитуру произведения, разобраться в ее тематизме, приёмах развития музыкального материала, особенностях формообразования, обозначить наиболее трудные в ансамблевом отношении места, над которыми следует хорошо поработать с солистами. Музыка М. Бафоева заключает в себе мощный энергетический импульс, который очень многое даёт музыканту в смысле познания жизни, мира и обогащения исполнительского запаса новым комплексом музыкально-выразительных исполнительских средств.

Список литературы

1. Матьякубов О. Додекограмма. Ташкент: Истиклол, 2005. 327 с.

2. Шарипова А. Преображение. Творческо-методическое пособие. Ташкент: Кохинур, 2000. 78 с.

3. Расулова Т. Музыка и мировоззрение. Ташкент: ФАН, 1990. 117 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.