УДК [612.822:612.825.1]-057.875
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ, В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД
© 2008 г. И. В. Тюряпина
Архангельский государственный технический университет, г. Архангельск
Экзаменационный контроль студентов является неотъемлемой частью системы обучения в вузе. Безусловно, период зачетов и экзаменов является стрессовым для большинства учащихся. Помимо того, что с приближением сессии возрастает психологическое напряжение (страх, чувство тревоги, неуверенность в своих силах и знаниях), этот период связан также с повышенной физической нагрузкой на организм: недостатком сна, недоеданием [8]. У студентов, проживающих в общежитии, период вузовской адаптации осложняется необходимостью не только решать задачи, обусловленные учебной деятельностью, но и преодолевать проблемы, связанные с бытовыми, материальными, социальными условиями среды, в которой они пребывают в течение семестра. Совокупность воздействия этих факторов постепенно приводит к физическому и психологическому истощению организма. В первую очередь, деструктивное воздействие особых условий на деятельность и эмоциональное состояние человека возникает вследствие несоответствия между его возможностями и объективными требованиями действительности [4].
Для большинства студентов первого курса на конец второго семестра приходится не только период сессии, но и завершающий этап вузовской адаптации. На этом фоне столкновение со стрессовой ситуацией экзаменов, требующей принятия решений и осуществления активных действий, может проявляться эмоционально-физиологической реакцией, повышенной тревожностью, внутренней напряженностью [3, 5]. Как показывает практический опыт психологов Самарской государственной строительно-архитектурной академии (СамГАСА), для многих учащихся стрессовая ситуация второй экзаменационной сессии представляет собой рубеж, которым у большинства первокурсников завершается адаптационный процесс к условиям обучения в вузе [2]. В литературе описаны три основные группы критериев, влияющих на способность адаптироваться, преодолеть стрессовую ситуацию экзаменов [1, 7]:
• критерии, относящиеся к субъекту (самооценка, удовлетворенность, ориентированность);
• критерии, относящиеся к субъекту и опосредованные деятельностью (производительность, работоспособность, поведение в коллективе);
• критерии, не принадлежащие субъекту, опосредованно отражающие результаты деятельности (профессиональный рост, изменение социального статуса).
Целью данной работы являлось исследование психоэмоционального состояния студентов первого курса, проживающих в общежитии в период предсессионной подготовки.
Материалы и методы
Исследование проводилось среди студентов Архангельского государственного технического университета (АГТУ) первого года обучения в конце второго семестра. В рамках данной работы были обследованы проживающие в общежитиях студенческого городка АГТУ первокурсники
В статье описаны результаты изучения особенностей психоэмоционального состояния студентов первого курса, проживающих в общежитии, в предсессионный период. На фоне относительной удовлетворенности социально-психологическими факторами и адекватной самооценки у опрошенных выявлены завышенный уровень притязаний к собственной деятельности, нестабильность психоэмоционального состояния при воздействии стрессов. Результаты ориентируют психолога вуза на работу с эмоциональной сферой при организации системы психологической помощи первокурсникам. Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, предсессионный период, студенты, вуз.
как технических, так и гуманитарных факультетов — 210 человек в возрасте от 17 лет до 21 года, среди которых 90 юношей и 120 девушек. В качестве способа формирования выборки использовалось сплошное исследование данного контингента. Деление выборки по направленности специальностей не осуществлялось в связи со схожестью образовательных программ первого года обучения.
все мероприятия исследования можно разделить на три основных этапа: подготовительный, диагностический, этап статистической обработки и анализа результатов. Набор диагностических методик включил оценку уровня удовлетворенности различными социально-психологическими факторами (социальное окружение, социальный статус, взаимоотношения с родными), наличия и выраженности депрессивных симптомов, уровня реальной и идеальной самооценки. В качестве диагностического материала для психологического исследования были выбраны следующие методики [6, 3]: опросник депрессии Бека, опросник «Уровень социальной фрустрированности» (УСФ), методика выявления самооценки Дембо — Рубинштейн. Кроме того, в диагностический пакет вошла анкета, выявляющая особенности социально-психологического взаимодействия в группе [2].
При статистической обработке нормальность распределения оценивалась с помощью критерия Колмогорова
— Смирнова. В связи с параметрами распределения достоверность различия между группами определялась с помощью критерия Манна — Уйтни и критерия Фишера.
Результаты
результаты исследования уровня удовлетворенности в различных жизненных сферах показали, что первокурсники, проживающие в общежитии, в большей степени удовлетворены отношениями с родными и близкими и в меньшей степени — социально-экономическим положением, своим социальным статусом. При этом для большинства из них (65 %) характерна удовлетворенность своим социальным окружением, что подтверждается данными анкеты (таблица). В целом уровень удовлетворенности различными сферами социального функционирования студентов можно оценить как средний («скорее удовлетворен»).
Частотный анализ анкетных данных студентов первого курса,
проживающих в общежитии
Показатель Частота ответов, %
Сплоченность группы
Считают сплоченной 65,3
Считают несплоченной 34,7
С кем привычнее делиться трудностями
С друзьями-одногруппниками 14,2
С друзьями вне учебной группы 34,2
С родственниками 15,0
Только с лучшей подругой (другом) 30,0
Ни с кем 4,2
Понимание и уважение творческих способностей
в учебной группе
Считают, что поддерживаются группой 61,0
Считают, что не поддерживаются 23,7
Не проявляют творческих способностей в группе 15,3
В результате сравнительного анализа шкал уровня социальной фрустрации у юношей и девушек, проживающих в общежитии, выявлены значимые различия показателей в уровне удовлетворенности своим здоровьем и работоспособностью (у девушек он выше, чем у юношей, р < 0,01), а также в общем показателе УСФ (р < 0,05). Таким образом, уровень социальной фрустрированности и подверженности стрессу у девушек выше, чем у юношей (рис. 1).
Рис. 1. Сравнительный анализ уровня социальной фрустрированности в различных социально-психологических сферах у юношей и девушек, проживающих в общежитии
При исследовании депрессивных симптомов оказалось, что большинство (74,2 %) студентов выборки характеризуются отсутствием в актуальном состоянии признаков депрессии. У 22,1 % учащихся выявлено наличие одного-двух депрессивных симптомов ситуативного генеза, что может быть связано с нарастающим психологическим напряжением в предсессионный период; у 3,7 % первокурсников — депрессивное состояние.
В результате частотного анализа симптомов депрессии выяснилось, что среди студентов более всего распространены такие симптомы, как сниженный фон настроения (у 40,5 % опрошенных повышен показатель по шкалам «печаль» и «пессимизм» по Беку), раздражительность и бессонница (у 36,0 % первокурсников; у 6,3 % — выраженные симптомы). У 12,0 % опрошенных отмечается наличие суицидальных мыслей. У 25,3 % студентов — наличие повышенной восприимчивости к внешним стрессорам, что подтверждается выраженностью показателей «плаксивость», «утомляемость» по Беку. Полученные данные могут указывать на наличие эмоционального дискомфорта и психологического напряжения в предсессионный период у студентов. Эти состояния сказываются также на продуктивности интеллектуальной деятельности студентов, таких показателях, как утомляемость и трудность сосредоточиться на работе.
Сравнительный анализ данных выраженности депрессии у юношей и девушек выявил значимые различия в следующих показателях: выраженность печали (р < 0,01), ощущение себя неудачником (р < 0,05), самообвинение (р < 0,05), суицидальные мысли (р < 0,05), раздражительность (р < 0,005),
трудности при работе (р < 0,0001), утомляемость (р < 0,05), озабоченность состоянием здоровья (р < 0,0005). У девушек они значительно выше, чем у юношей, так же как и общий показатель выраженности депрессии (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительный анализ выраженности депрессивных симптомов у юношей и девушек, проживающих в общежитии
При исследовании самооценки и уровня притязаний у студентов были получены следующие данные. При оценке первокурсниками своего здоровья выяснилось, что 43,7 % имеют завышенную самооценку по данному параметру, 51,0 % — среднюю и лишь 5,3 % — заниженную самооценку. Показатели оценки удовлетворенности собой распределились следующим образом: 44,7 % опрошенных полностью собой удовлетворены, 51,1 % имеют средние показатели и 4,2 % — заниженные. Уровень своего оптимизма 61,6 % студентов оценили как высокий, 32,6 % как средний и 5,8 % как низкий. В целом, среднестатистический показатель по выборке соответствует уровню средней нормы; можно говорить о том, что большинство опрошенных имеют адекватную самооценку своего здоровья и настроения. Уровень притязаний к себе и собственной деятельности у первокурсников можно охарактеризовать как завышенный, что отражает переоценку своих возможностей.
Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что в предсессионный период у студентов первого курса, проживающих в общежитии, преобладают проблемы в эмоциональной сфере (сниженный фон настроения, раздражительность, повышенная утомляемость), сопровождающиеся неудовлетворенностью социально-экономическим положением и социальным статусом. У девушек они являются более выраженными, что в сочетании с завышенным уровнем притязаний делает их более уязвимыми для воздействия стрессовых факторов. Тем не менее к концу второго семестра для большинства учащихся характерно стабильное психоэмоциональное состояние и адекватная самооценка, удовлетворенность социальной стороной своей жизни, что является предпосылкой для успешного завершения процесса вузовской адаптации. Полученные результаты подтверждают необходимость разработки и внедрения
программы психологического сопровождения, направленного на решение психоэмоциональных проблем и психологическую разгрузку студентов первого курса, проживающих в общежитии.
Список литературы
1. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы : учебное пособие / Г. Г. Аракелов. — Вестник психосоциологии и коррекционной реабилитации. — 2002. — № 1. — 41—52 с.
2. Геник Е. А. Психолого-педагогическое обеспечение мно-гоуровнего высшего образования / Е. А. Геник, А. В. Капцов, Л. В. Карпушина. — Самара : СамГАСА, 2003. — 361 с.
3. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика : справочник / Малкина-Пых И. Г. — М. : Изд-во «Эксмо», 2004. — 784 с.
4. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации : справочник / Малкина-Пых И. Г. — М. : Изд-во «Эксмо», 2005.
- 960 с.
5. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс. - СПб., 2000. - 528 с.
6. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб. : Речь, 2002. — 694 с.
7. Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты : материалы III науч.-практ. конф. — М., 2006. — Т. 1, 2. — 300, 314 с.
8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : учебное пособие / Ф. Райс. — СПб. : Изд-во «Питер», 2000. — 624 с.
FEATURES OF PSYCHOEMOTIONAL STATE OF THE FIRST-YEAR STUDENTS LIVING IN THE HOSTELS, DURING THE PREEXAMINATION PERIOD
I. V. Touryapina
Arkhangelsk State Technical University, Arkhangelsk
The article describes results of the study of features of pcychoemotional state in the first year students during the before examination period. On the background of relative satisfaction by social factors-psychological and an adequate self-estimation of students are revealed the overestimated level of claims to their own activity, instability of the psychoemotional state under the influence of stresses. Results focus the psychologist of high school on work with emotional sphere at the organization of system of the psychological help for the first-year students.
Key words: pcychoemotional state, before examination period, students, high school.
Контактная информация:
Тюряпина Ирина Владимировна — зав. психологической службой Архангельского государственного технического университета
Адрес: 163061, г. Архангельск, Набережная Сев. Двины, д. 17, АГТУ
E-mail: [email protected]
Статья поступила 01.10.2007 г.