Научная статья на тему 'Особенности психических состояний несовершеннолетних осужденных группы повышенного риска'

Особенности психических состояний несовершеннолетних осужденных группы повышенного риска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1485
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ГРУППЫ ОСУЖДЕННЫХ ПОВЫШЕННОГО РИСКА / MENTAL STATES / DELINQUENT BEHAVIOUR / PSYCHOLOGY OF JUVENILE DELINQUENT BEHAVOIUR / HIGH RISK CONVICTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леус Эльвира Викторовна, Насекин Вячеслав Вячеславович, Соловьев Андрей Горгоньевич, Сидоров Павел Иванович

Установлены особенности личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих срок в воспитательной колонии и склонных к нарушению режима. Представлен их психологический портрет, отличающийся состоянием стресса, фрустрации, тревоги, агрессивных проявлений. Предложено учитывать выявленные характеристики при определении направлений работы с ними в период адаптации к условиям исправительного учреждения и в течение всего срока пребывания в нем для профилактики возможных поведенческих деликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of psychic conditions of high risk juvenile convicts

The researchers define peculiarities of juvenile convicts imprisoned in juvenile corrections who are inclined to violate peace and order. The article presents psychological description of such convicts characterized by stress, frustration, anxiety and expression of aggressiveness. The authors suggest taking into account the above features for choosing methods to be used during adjustment to corrections’ conditions and during the whole period of imprisonment, which is aimed at prevention of misdeeds.

Текст научной работы на тему «Особенности психических состояний несовершеннолетних осужденных группы повышенного риска»

УДК 159.922-053.5/.6-058.56

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ГРУППЫ ПОВЫШЕННОГО РИСКА*

Э. В. Леус, В. В. Насекин, А. Г. Соловьев, П. И Сидоров

Установлены особенности личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих срок в воспитательной колонии и склонных к нарушению режима. Представлен их психологический портрет, отличающийся состоянием стресса, фрустрации, тревоги, агрессивных проявлений. Предложено учитывать выявленные характеристики при определении направлений работы с ними в период адаптации к условиям исправительного учреждения и в течение всего срока пребывания в нем для профилактики возможных поведенческих деликтов.

Ключевые слова: психические состояния, делинквентное поведение, психология преступного поведения несовершеннолетних, группы осужденных повышенного риска.

Проблема указанных психических состояний (ПС) изучается почти полвека, установлен ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся их феноменологии, структуры, функций и динамики. Подчеркивается, что в детском и подростковом возрасте легче установить закономерности и связи ПС с динамикой развития личности 1. Президентом РФ был принят ряд законопроектов, основной целью которых является гуманизация института исполнения наказания 2. Изменение российского законодательства ориентирует на переосмысление понимания личности осужденного, переход от авторитарного подхода к личностно-ориентированному, который подразумевает знание специфики ПС осужденных и учет их особенностей в исправительном процессе.

Наряду с достижениями в изучении ПС имеется ряд областей психологии, где исследования единичны, и прежде всего в сфере пенитенциарной. Исходя из этого наиболее актуальным представляется изучение ПС несовершеннолетних, отбывающих наказание в исправительных учреждениях (ИУ). В различных областях научных знаний нет общепринятого определения понятия «состояние». Психическое состояние — широкая психологическая категория, которая охватывает разные виды интегрированного отражения ситуации, без отчетливого осознания их предметного содержания3. ПС понимается как фон, который предопределяет особенности протекания психических процессов и выраженность проявления психических свойств, обеспечивая приспособительную реакцию индивида. ПС всегда детерминировано внешними и внутренними причинами. Возникновение и протекание различных состояний человека зависит от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, жизненного опыта, возраста, физического состояния, конкретной ситуации 4.

Для исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных законодательство предусматривает создание воспитательных коло-

ний (ВК), в которых отбывают наказание лица, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в ВК до достижения ими возраста 18 лет. Принудительная социальная изоляция несовершеннолетних вызывает существенные изменения личности, влекущие за собой возникновение широкого спектра ПС, которые обусловливают уровень адаптации осужденных, их поведение и деятельность. Учитывая обостренное восприятие окружающей среды и кризисность подросткового возраста, процессы социализации и адаптации приобретают большое значение в формировании личности и поведения несовершеннолетних. Постоянная неудовлетворенность потребности в социальном признании (в том числе через асоциальные виды поведения) усиливает враждебное, негативное отношение к окружающему миру и порождает недоверие к людям. Все это провоцирует внутренний конфликт, который приводит к увеличению уровня тревожности и влияет на возможность проявления таких форм девиантного поведения, как воровство, курение, вербальная и физическая агрессия, даже в период нахождения в ИУ5.

Осужденные, характеризующиеся деструктивными поведенческими реакциями и склонностью к нарушению режима, требуют к себе повышенного внимания со стороны сотрудников воспитательной колонии, составляют группу повышенного риска. Личностные качества и особенности поведения этих воспитанников негативно сказываются на психологическом климате учреждения и могут привести к чрезвычайным ситуациям (преступленям, побегам, суициду, групповым эксцессам), нарушению законности, конфликтам, систематическому нарушению режима и другим фактам деструктивного поведения. Определенную остроту приобретает проблема изучения ПС несовершеннолетних осужденных группы риска в контексте их обучения и воспитания в условиях ИУ Накопление научных данных по указанной проблеме с учетом возрастных особенностей развития психики несовершеннолетних является необходимым для организации наиболее благоприятного психологического климата в ИУ и ВК. Решение этого вопроса может способствовать не только улучшению психофизического состояния воспитанников, но и предотвращению других нарушений закона и режима учреждения, таких, как массовые беспорядки, поджоги, побеги или террористические акты в местах лишения свободы. Знание особенностей ПС несовершеннолетних, склонных к нарушению режима в период отбывания наказания, дает возможность более эффективно проводить психологическую работу с ними, а также предупреждать рецидивную преступность в подростковой среде.

По состоянию на 1.09.2010 г. в 62 ВК РФ для несовершеннолетних содержалось 4,5 тыс. человек. Доля несовершеннолетних, отбывающих наказание в ВК, по видам преступлений следующая: осуждены за кражу — 24,9% их; грабеж — 19,8%; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 11,0%; разбой — 26,5%; прочие преступления — 22,6%. Доля несовершеннолетних осужден-

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и Администрации Архангельской области по проекту № 11-16-29001 а/С «Психологические адаптационные технологии сопровождения ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей на разных этапах отбывания наказания».

Таблица

Психологический профиль личности несовершеннолетних осужденных

(М ± m, баллы)

Методика Шкалы I группа n = 45 II группа n = 45

Стресс 5,88 ± 0,28 4,95 ± 0,10

Ложь 3,82 ± 0,37 4,02 ± 0,25

Психические состояния Тревога 26,33 ± 0,88 15,22 ± 0,67**

Депрессия 9,86 ± 0,56 19,26 ± 1,25**

Фрустрация 8 ± 0,29 2,51 ± 0,19**

Примечание. В анализе используется достоверность межгрупповых различий при ** — р < 0,01.

ных, отбывающих наказание в ВК за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, составляет 78,5%. Впервые отбывают наказание в виде лишения свободы 95,5% осужденных.

Целью работы явилось изучение особенностей ПС несовершеннолетних осужденных группы повышенного риска в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы. Обследовано 90 несовершеннолетних осужденных 16-17 лет (средний возраст 16,53 ± 0,52 лет) мужского пола, отбывающих срок в ВК г. Архангельска. В I группу вошли 45 человек, состоящих на профилактическом учете, как склонные к деструктивному поведению и систематически нарушающие режим — группа повышенного риска, II группу составили 45 несовершеннолетних, не имеющих взысканий.

Были изучены ПС по методикам: диагностика состояния стресса К. Шрайнера, шкала тревоги Дж. Тейлор в адаптации Т. А. Немчинова, шкала депрессии Э. Бека в адаптации Т. И. Балашовой, экспресс — диагностика личностной фрустрации В. В. Бойко, характер агрессивности по опроснику выявления типа агрессивности А. Басса-А. Дарки 6. Обработка результатов осуществлялась с применением пакета статистических программ SPSS for Windows; для установки сходства-различия между выборками был использован сравнительный критерий U Манна-Уитни. Полученные данные были подвергнуты процедуре корреляционного анализа с использованием коэффициента корреляции r Пирсона и факторного анализа методом главных компонент, включавшего поворот факторных структур по принципу Varimax.

На основе полученных данных был составлен профиль личности несовершеннолетних осужденных с учетом склонности к нарушениям порядка (табл.).

Результаты исследования не показали стремления несовершеннолетних давать неискренние ответы или преувеличивать свои проблемы. Состояние тревоги с разной степенью выраженности было характерно для обеих групп воспитанников. Напряженность, настороженность и психологический дискомфорт обусловлены спецификой условий содержания в ВК. Однако лица группы риска в силу сниженных адаптивных способностей испытывали чрезмерное напряжение и волнение, им сложнее было приспособиться к условиям социальной изоляции, ре-

жимным требованиям, что влекло за собой усугубление тревожного состояния. У осужденных I группы состояние тревоги было выражено в большей степени: 6,7% из них показали очень высокий, 66,6% — высокий уровень тревоги. У 53,3% осужденных II группы был отмечен средний уровень тревоги с тенденцией к низкому, 46,7% — средний уровень с тенденцией к высокому.

Уровень тревоги осужденных I группы не был адекватным ситуации, препятствовал формированию адаптивного поведения и приводил к поведенческим нарушениям. У этих подростков чувство неясной опасности перерастало в чувство страха, ощущение неопределенной опасности конкретизировалось. Нарастание тревоги выражалось в переживании невозможности избежать опасности. Осужденные II группы испытывали ощущение внутренней напряженности, обусловленной переживанием неопределенной угрозы, чувством неясной опасности. Ранее нейтральные влияния среды приобретали значимость и могли вызывать отрицательные эмоции и раздражительность. Такой уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности и имеет адаптивное значение. Состояние тревоги, характерное для осужденным ГПР, сопровождалось нарастанием напряжения и не обеспечивало приспособления к условиям ВК. В результате длительного тревожно-боязливого возбуждения подростки испытывали потребность двигательной разрядки, что могло привести к дезорганизации поведения.

Для лиц I группы в большей степени было характерно состояние фрустрации: у 33,3% — высокий уровень, у 66,6% их — устойчивая тенденция к фрустрации, в то время как у большинства осужденных II группы зафиксированы ее низкие показатели. Подростки I группы испытывали внутреннее гнетущее напряжение, чувство неудовольствия и возмущения, раздражение, разочарование текущим положением вещей; демонстрировали недоброжелательность и грубость по отношению к окружающим. Проявляя в своих действиях большую эмоциональность, а нередко злость и гнев, они испытывали неуверенность в себе, чувство безысходности и отчаяния, подавленное настроение. Такое состояние способствует накоплению отрицательных эмоций, которые внезапно проявляются в аффектах, агрессивных действиях. Когда эмоциональное напряжение усиливается, оно влечет за собой вспышки

6-1

5-

4-

3-

2-

Баллы

«г

«г

■Г

/

г

□ I группа

О

с/

□ II группа

Рис. Показатели агрессивности несовершеннолетних осужденный

гнева, склонность вытлескивать негативные переживания на других. Трудности, связанные с условиями пребывания в колонии и режимными требованиями, субъективно воспринимались этой группой подростков как непреодолимые, неустранимые препятствия. Они не могли смириться с положением вещей, с правовыми ограничениями, которым подвергались, и стремились игнорировать сам факт социальной изоляции. Состояние фрустрации при этом являлось следствием полного разрушения жиз-неннык планов, целей, крушения надежд, невозможности избежать требований режима, что свидетельствовало о сниженной адаптированности осужденных данной группы. В то же время низкий уровень фрустрации у респондентов II группы говорил об успешной адаптированности к условиям ВК. Актуальные трудности переживались этими подростками как преодолимые и не вызывали конфликта между актуально значимой потребностью и невозможностью ее реализации. Осужденные достаточно объективно оценивали свое новое положение в условиях социальной изоляции и возможные перспективы.

У осужденных I группы был выявлен средний уровень (68,9% респондентов) и состояние легкой депрессии (24,4%), тогда как у осужденнык II группы высокий ее уровень наблюдался у 62,2%, средний — у 37,8%. Осужденные I группы могли проявлять раздражительность, испытывать скуку, сниженность самооценки, пассивность в коммуникативных контактах, интересах и хобби. Такие проявления более обусловлены активной позицией осужденных по отношению к сложившимся обстоятельствам, происходящие изменения вызывали у них чувство разочарования, что проявлялось в недовольстве окружением и режимными требованиями, стремлении оказать сопротивление воспитательным воздействиям.

Осужденным II группы были свойственны низкий эмоциональный фон, сниженное настроение, подавленность, апатия, чувства одиночества и тоски, низкая волевая активность; проявлялись равнодушное отношение

к происходящему, пассивность, безынициативность, потеря интереса к тем занятиям, которые раньше привлекали. Нередко эти подростки испытывали чувство вины, для них были характерны мысли о собственной ответственности за сложившуюся ситуацию, неудовлетворенность окружающей обстановкой. Состояние депрессии у них могло быть обусловлено тем, как осужденные оценивали ситуацию пребывания в ВК, какую позицию занимали по отношению к режимным требованиям и воспитательным воздействиям. Подростки II группы достаточно критично оценивали себя, они были включены в коллективную жизнь, хотя активность могли и не проявлять. Учеба часто использовалась ими для того, чтобы уйти от переживаний и мыслей о совершенном правонарушении, упущенных возможностях самореализации, что обусловливало безучастность по отношению к происходящему, своему положению, а также поверхностность положительных эмоций.

Сравнение показателей уровня стресса двух групп не позволило вышвить значимые различия в степени выфа-женности данного состояния; так, 48,9% респондентов I и 75,6% II группы показали средний уровень выфаженно-сти стресса. Осужденные могли проявлять нервозность, замкнутость, в то же время были возможны сильные эмоциональные вспышки, трудности с концентрацией внимания. Им было характерно напряжение, беспокойство, эмоциональная нестабильность и негативные переживания. Подростки старались сохранить самообладание, но иногда раздражались из-за мелочей, становясь несдержанными, под влиянием изменений в окружении могли испытывать подавленность или быть чрезмерно вспыльчивыми. Средний уровень выфаженности стресса является естественным в данной ситуации, поскольку несовершеннолетние осужденные сталкиваются с новыми условиями их жизни и деятельности, отличными от их прежней жизни.

Около 25,0% респондентов обеих групп характеризовались низким уровнем стресса, что проявлялось в сдержанности поведения, эффективном контроле над эмоциями. Эти воспитанники не испытывали раздражения при изменяющихся внешних условиях и не склонны виниты себя; это может объясняться тем, что многие из них ранее помещались в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), спецшколу или попали в ВК повторно, поэтому условия режима и содержания являлись для них знакомыми, привыгч-ными, а социальная изоляция не оказывала психотравмирующего воздействия.

По результатам психологического обследования были установлены значимые различия в степени проявления разных видов агрессии: в I группе физическая и предметная агрессия имели высокую степень выфаженности у 80,0% осужденных, во II группе — 4,4% (р < 0,01). Подростки быши склонны направлять свою деструктивную активность вовне, против окружающих людей и предметов, ис-пыпывая при этом гнев, злость, недоброжелательность. В своем поведении они проявляли вспышьчивость, озлобленность, цинизм, дерзость и мстительность, для достижения своих целей или в конфликтной ситуации могли применять физическую силу. Эти подростки характеризовались

1

0

повышенной эмоциональностью, чувствительностью к обстоятельствам и в то же время сниженным контролем за своими действиями. Высокий уровень физической и предметной агрессии мог быть обусловлен неразвитостью нравственных представлений, в связи с чем агрессивное поведение являлось способом самоутверждения или отстаивания своих прав. Кроме того, данные виды агрессии в затруднительных ситуациях объяснялись восприятием актуальной ситуации, когда условия ВК оценивались осужденными как прямая угроза удовлетворению их потребностей, стремление к отстаиванию собственных интересов при этом влекло за собой деструктивное поведение (рис.).

Для осужденных II группы был характерен низкий уровень выфаженности физической и предметной агрессии, эти подростки не были склонны в затруднительной ситуации провоцировать конфликт и отстаивать свое мнение с помощью прямой агрессии, что могло объясняться их лучшей адаптированностью. Условия режима ВК не вызывали острого чувства протеста и стремления преодолеть обстоятельства. Значительной части осужденных этой группы был свойствен средний уровень физической (35,6%) и предметной (28,9%) агрессии, подростки отличались быстрой сменой настроения, импульсивностью поступков, раздражительностью. Стремление к применению физической силы проявлялось у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее. Чаще всего это было обусловлено желанием повысить свой статус или занять привилегированное положение за счет притеснения слабык. Это объясняется тем, что некоторые проявления агрессии являются устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в среде несовершеннолетних осужденнык.

Осужденным группы повышенного риска в большей степени были свойственны проявления самоагрессии. Так, высокая выфаженность данного вида агрессии вышв-лена у 66,7% респондентов I группы и 4,4% — II (р < 0,01). Подростки I группы отличались сниженной самооценкой, склонностью к непринятию себя, чувствительностью к критике. Сложившаяся ситуация выгзытала у них чувство обиды, при этом агрессивные проявления направлены на себя. Данный вид агрессии обусловлен субъективным переживанием невозможности справиться с обстоятельствами. Подростки считали, что ничего не могут сделать для улучшения своего положения, поэтому использовали самоагрессию для привлечения к себе внимания, жалости окружающих или с целью избегания наказания за совершенные ранее нарушения режима или неправомерные действия. Это подтверждает анализ личнык дел воспитанников, который позволяет говорить о демонстративном характере аутоагрессивных проявлений осужденных, неспособности данной группы к успешной социальной адаптации и неэффективности межличностного взаимодействия в среде воспитанников.

Эмоциональная агрессия имела высокую степень выраженности у 6,7% осужденных I группы и 88,9% — II (р < 0,01). Подросткам I группы быши свойственны проявления замкнутости, холодности, равнодушного отношения к другим людям. Вероятно, это связано с более активной позицией в отстаивании интересов, при которой положение в среде осужденных они быши склонны утверждать путем применения активных агрессивных дей-

ствий. Подростки II группы отличались недоверчивостью, подозрительностью, осторожностью по отношению к другим людям, могли испытывать эмоциональное отчуждение, неохотно раскрывались перед другими и не делились своими переживаниями. Это могло быть обусловлено тем, что несовершеннолетние в условиях социальной изоляции включаются в специфическую среду, где приняты особые нормы и принципы поведения. Подростки проявляли осторожность в контактах, чтобы избежать возможный деструктивных действий в свой адрес, насмешек, не допустить снижения своего статуса в группе.

Высокая степень выфаженности общего уровня агрессии была отмечена у 62,2% респондентов I группы, в то время как лица II группы в 100,0% случаев характеризовались средней ее выфаженностью (р < 0,01). Осужденные I группы отличались большей выфаженностью агрессивных проявлений, что выфажалось в повышенной эмоциональности, грубости, озлобленности как против администрации колонии, так и других воспитанников, что могло быггь обусловлено невозможностью найти выход из трудной ситуации, неумением контролировать свои эмоции, необходимостью удовлетворить свои потребности или защитить себя, когда подростки не видят иного выхода, кроме агрессивного поведения. Агрессия также может проявляться как форма протеста против непонимания окружающих. Для осужденных II группы характерна средняя выфаженность агрессии, проявляющаяся во вспыльчивости, грубости, оппозиционной манере поведения. Агрессивные действия этих подростков чаще всего являлись результатом недостаточной развитости нравственных представлений, неудовлетворенности своим положением, преобладания защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение, а следовательно, были типичными в поведении воспитанников.

По итогам психологического обследования не было вышвлено значимык различий в степени выфаженности вербальной агрессии осужденных: 100% респондентов I группы и 82,2% — II имели высокую и среднюю ее степень, что проявлялось в виде отрицательных эмоций в грубой форме и негативных высказываний. Несовершеннолетним осужденным свойственно использование словесных оскорблений, брани, ненормативной лексики, общение посредством крика и циничных интонаций, содержащих угрозы, проклятия или насмешки. Повышенный уровень вербальной агрессии мог быгть обусловлен спецификой норм межличностного взаимодействия, принятых в среде несовершеннолетних осужденных, причем ее высокий уровень в большей степени присущ подросткам

I группы (80,0%). Это могло быть обусловлено тем, что вербальная агрессия используется осужденными не только как норма поведения в группе, но и способ достижения своих целей и удовлетворения потребностей.

В целом для несовершеннолетних осужденных бышо характерно состояние стресса. Ситуация пребывания в ВК переживалась как травматическая и имела сильное воздействие на психическое и физическое состояние воспитанников. Высокая степень выфаженности проявлений вербальной агрессии отражала некоторые нормы межличностного взаимодействия в их среде. При этом для несовершеннолетних группы повышенного риска характерны состояния

тревоги, фрустрации, факты физической, предметной агрессии и самоагрессии: они испытывали гнев, злость, чувство безысходности, отчаяния, страха, причем объект, с которым он связан, не всегда представлял реальную угрозу. Эти воспитанники проявляли вспыльчивость, активно отстаивали свою точку зрения, нередко применяя для этого физическую силу, для них было характерно непринятие себя, самоунижение, обида за сложившуюся ситуацию, что зачастую носило демонстративный характер и было направлено на привлечение внимания окружающих. Для воспитанников II группы бышо характерно состояние депрессии, а также проявления эмоциональной агрессии; подавленность, недоверчивость, апатия, равнодушие к происходящему, пассивность поведения, осторожность в социальный контактах. Психические состояния, как результат целостной приспособительной реакции личности в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленной на достижение полезного результата, проявляются в переживаниях и степени мобилизации функциональный возможностей. Они чаще всего представляют собой реакцию на ситуацию или деятельность и носят адаптивный, приспособительный характер, согласуя возможности человека с конкретными объективными условиями и организуя его взаимодействие со средой.

Таким образом, проведенное исследование позволило представить психологический портрет несовершеннолетних осужденных. Для них характерно стремление противостоять ситуации, добиваться своего «любой ценой», что, в сочетании с невозможностью отстоять свое право на самостоятельность, определяет специфику психических состояний. Импульсивность, стремление настоять на своем, непринятие режимных требований и ослабленный контроль над побуждениями детерминируют у них состояния фрустрации, тревоги, агрессивные проявления. Отстаивание своей точки зрения, попытки повлиять на ситуацию могут носить показной характер и осуществляться для демонстрации своей независимости и непринятия условий социальной изоляции.

Подростки, не имеющие нарушений режима учреждения, отличаются подвижностью, высоким жизнен-

УДК 343

I ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ | ВИКТИМИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

А. И. Савельев

Рассматриваются вопросы, касающиеся нормативно-правовой основы предупреждения виктимизации несовершеннолетних на международном уровне и в действующем российском законодательстве.

Ключевые слова: несовершеннолетние, виктимизация, права ребенка, надзор, полномочия, законодательные инициативы.

В современной России охрана прав несовершеннолетних относится к числу актуальных проблем, обусловленных сложной криминогенной обстановкой и неблагополучным положением детей как в обществе, так и в семье. При этом обострение данной проблемы происходит в условиях, когда на международном и национальном

ным тонусом, склонностью к получению удовольствия от жизни, что влияет на характер их психического состояния. Повышенный фон настроения, общительность, болтливость сочетаются с проявлениями вербальной агрессии; апатия и эмоциональное отчуждение могут носить показной характер. Проявления деструктивной активности этих воспитанников зачастую определяются сменой настроения, а не стремлением игнорировать режим ВК.

Особенности психического состояния несовершеннолетних осужденных, склонных к нарушению режима в период отбывания наказания, необходимо учитывать как при определении направлений работы с ними в период адаптации к условиям ИУ, так и в течение всего срока пребывания в нем для профилактики возможных поведенческих деликтов.

1 Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. М., 2004. С. 45.

2 Официальный сайт ФСИН России. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.fsin.su/ (дата обращения: 26.01.2011) ; О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ // Президент России: официальное Интернет-пред-ставителыство. ЦКЪ: http://document.kremlin.ru/ (дата обращения: 24.10.2010).

3 Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2003. С. 380.

4 Льдокова Г. М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом. Елабуга, 2006. С. 28.

5 Леус Э.В., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Социальнопсихологическая характеристика несовершеннолетних в исправительных учреждениях закрытого типа // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1 (36). С. 40-45.

6 Практикум по психологии состояний: учебное пособие / под ред. А. О. Прохорова. СПб., 2004. С. 254, 236, 240, 248 ; Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения: сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. М., 2004. С. 251, 238.

уровнях выфаботана и постоянно совершенствуется развернутая система правовых мер предупреждения виктимизации несовершеннолетних.

В настоящее время в сфере защиты прав несовершеннолетних и предупреждения их виктимизации действуют такие международные документы, как Декларация основнык принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятая в рамках ООН 29 ноября 1985 г., Конвенция ООН 1989 г. «О правах ребенка», Руководящие принципы ООН по предупреждению преступности среди несовершеннолетних 1990 г., Правила защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г., Минимальные стандартные правила применения мер, не связанных с тюремным заключением, 1990 г. и др.1 Этими и другими нормативными актами заложены гарантии обеспечения нормального духовного и физического развития детей, в том числе в ситуациях, связанных с посягательствами на их жизнь и здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.