Научная статья на тему 'Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в связи с детско-родительскими отношениями'

Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в связи с детско-родительскими отношениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3075
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / БЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ANXIETY / AGGRESSIVENESS / PARENTING / FAVORABLE FAMILY SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Вероника Олеговна

В статье дается анализ теоретических основ проблемы развития тревожности и агрессивности в зависимости от особенностей возраста и детско-родительских отношений. Приводятся результаты исследования, полученные методами статистической обработки. Т-критериальный анализ позволил выделить сходства и различия в развитии особенностей тревожности и агрессивности детей старшего дошкольного возраста и преобладающие детско-родительские отношения в зависимости от благоприятной семейной ситуации. Первую группу родителей отличает благоприятная семейная ситуация, нетребовательность по отношению к детям, высокий уровень доверия к ребенку и стремление привить ребёнку самостоятельность. Родители второй группы, с повышенной тревожностью в семье, отличаются строгостью мер, применяемых к ребенку, жёсткостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми. У них более выражено контролирующее поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MANIFESTATIONS OF ANXIETY AND AGGRESSION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN CONNECTION WITH CHILD-PARENT RELATINSHIPS

In the article the analysis of the theoretical foundations of problems of development of anxiety and aggression in features, depending on age and child-parent relations. The results of the study, obtained by the methods of statistical processing. T-criterial analysis identifies similarities and differences in the development of the peculiarities of anxiety and aggression in children preschool age and prevailing parenting depending on favorable family situation. The first group of parents has favorable family situation, indiscriminateness in relation to children, a high level of trust to the child and the desire to instill in the child's independence. Parents of the second group, with increased anxiety in the family, are distinguished by the severity of measures applicable to the child, the rigidity of the rules established in the relationship between parents and children. They are more pronounced controlling behavior.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в связи с детско-родительскими отношениями»

УДК 159.9.07

Смирнова Вероника Олеговна

студентка факультета педагогики и психологии детства

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990 г. Пермь, Сибирская, 24, (342) 212 85 90, e-mail: postmaster@pspu.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ Veronica O. Smirnova

Student of the faculty of pedagogy and psychology of the childhood

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»

614006, Perm, Russia, Sibirskaja, 24, e-mail: postmaster@pspu.ru

PECULIARITIES OF MANIFESTATIONS OF ANXIETY AND AGGRESSION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN CONNECTION WITH CHILD-PARENT RELATINSHIPS

Аннотация: В статье дается анализ теоретических основ проблемы развития тревожности и агрессивности в зависимости от особенностей возраста и детско-родительских отношений. Приводятся результаты исследования, полученные методами статистической обработки. Т-критериальный анализ позволил выделить сходства и различия в развитии особенностей тревожности и агрессивности детей старшего дошкольного возраста и преобладающие детско-родительские отношения в зависимости от благоприятной семейной ситуации. Первую группу родителей отличает благоприятная семейная ситуация, нетребовательность по отношению к детям, высокий уровень доверия к ребенку и стремление привить ребёнку самостоятельность.

Родители второй группы, с повышенной тревожностью в семье, отличаются строгостью мер, применяемых к ребенку, жёсткостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми. У них более выражено контролирующее поведение.

Ключевые слова: тревожность; агрессивность; детско-родительские

отношения; благоприятная семейная ситуация.

© Смирнова В.О., 2014

Abstract: In the article the analysis of the theoretical foundations of problems of development of anxiety and aggression in features, depending on age and child-parent relations. The results of the study, obtained by the methods of statistical processing. T-criterial analysis identifies similarities and differences in the development of the peculiarities of anxiety and aggression in children preschool age and prevailing parenting depending on favorable family situation. The first group of parents has favorable family situation, indiscriminateness in relation to children, a high level of trust to the child and the desire to instill in the child's independence. Parents of the second group, with increased anxiety in the family, are distinguished by the severity of measures applicable to the child, the rigidity of the rules established in the relationship between parents and children. They are more pronounced controlling behavior.

Key words: anxiety; aggressiveness; parenting; favorable family situation.

В настоящее время увеличилось число тревожных и агрессивных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлениям (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и др.). Возникновение и закрепление тревожности чаще всего связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка [7].

Исследуя возрастную динамику тревожности и агрессивности, Т.В. Лаврентьева пришла к выводу о том, что шестилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показывать свои страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них, что может усугубить проблему и вылиться в другие формы поведения. К проявлениям агрессивного поведения дошкольников относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У многих детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия: от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений и угроз. Одним из основных факторов формирования детской агрессивности и тревожности ряд отечественных и зарубежных психологов считают особенности детско-родительских отношений.

Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, привели к ухудшению психологического климата в семье, который в свою очередь явился причиной, обусловившей рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения.

Таким образом, актуальность исследования определяется важностью формирования эмоциональной сферы дошкольника и теми условиями развития

современного общества, которые повлияли на особенности детско-родительских отношений.

Целью данного исследования является выявление взаимосвязей детско-родительского взаимодействия с проявлениями агрессивности и тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (60 человек) и их родители. В эмпирической части исследования использовались диагностические методики, направленные на изучение показателей тревожности и агрессивности детей и особенностей взаимодействия родителей и детей: методика «Взаимодействие родитель -ребенок» (автор И.М. Марковская); проективная методика исследования личности «Несуществующее животное», предложенная М.З. Друкаревич; тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга и методика «Выбери нужное лицо» (автор В. Амен).

Для описания результатов диагностики были использованы методы описательной статистики (кластерный, сравнительный и корреляционный анализы).

В основе кластерного анализа был заложен критерий «благоприятная семейная ситуация», что позволило выделить 2 кластера родителей. Затем был проведен сравнительный анализ по формуле ^критерия Стьюдента, с помощью которого выявлены значительные сходства и различия между кластерами.

Первый кластер родителей отличают благоприятная семейная ситуация, нетребовательность по отношению к детям, высокий уровень доверия к ребенку и стремление привить ребёнку самостоятельность.

Родители второго кластера, с повышенной тревожностью в семье, отличаются строгостью мер, применяемых к ребенку, жёсткостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми. У них более выражено контролирующее поведение.

Исходя из вышесказанного, мы можем предположить, что благоприятная семейная ситуация в семье представителей первого кластера объясняется высоким чувством доверия во взаимодействиях родителей и детей, а также стремлением родителей привить ребёнку самостоятельность. Повышенную тревожность в семье можно объяснить строгостью мер, применяемых родителями к детям, повышенным контролем и жёсткостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми.

Далее был проведен корреляционный анализ между показателями тревожности, агрессивности и детско-родительских отношений в каждом из указанных кластеров.

Низкий контроль родителей, связанный с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителей привить ребенку самостоятельность, объясняет отсутствие у детей «вербальной агрессии» и «агрессии к младшим», и наоборот, чем больше выражено контролирующее поведение родителей по

отношению к ребенку, тем больше проявляется у детей «вербальная агрессия» и «агрессия к младшим».

Низкий уровень контроля, высокая автономность, т. е. проявление доверия к ребенку или стремление родителей привить ребенку самостоятельность контроля, взаимосвязаны с «благоприятной семейной ситуацией» и отсутствием «чувства неполноценности в семейной ситуации» и «тревожности».

Высокий уровень проявления «эмоциональной близости ребенка к родителям» взаимосвязан с отсутствием у детей «чувства неполноценности в семейной ситуации» и «тревожности».

Низкий уровень проявления «тревожности за ребенка» у родителей первого кластера, который отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях может объяснить отсутствие у детей «общей аутоагрессии», а низкий уровень проявления «воспитательной конфронтации в семье» может объяснить отсутствие у детей «общей агрессивности» (рис. 1).

Рис. 1. Корреляционные взаимосвязи между показателями тревожности с детско-родительскими отношениями в выборке дошкольников и их родителей 1-го кластера

Низкий уровень проявления «защитной агрессии» взаимосвязан с низким уровнем «деструктивной агрессии на себя» и «конфликтности в семье» (рис. 2).

Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи между показателями агрессии и тревожности в выборке

дошкольников 1-го кластера

Низкий уровень проявления «общей агрессивности» может быть объяснен низким уровнем «конфликтности в семье».

Отсутствие или низкий уровень проявления «тревожности» связан с низким уровнем «общей агрессии», а низкий уровень проявления «конструктивной агрессии на себя» связан с низким уровнем «общей аутоагрессии» и «тревожности в семье».

Рассмотрим корреляционные связи, полученные в выборке семей, где отмечается повышенный контроль и строгость по отношению к детям, а также повышенная тревожность в семье.

«Агрессия к старшим» проявляется у детей данной выборки при отсутствии или слабой выраженности «эмоциональной близости ребенка к родителям» и выраженной «авторитетности родителей».

«Защитная агрессия» проявляется у детей в случае «требовательности родителя», «отвержения ребенка родителем», отсутствии «тревожности за ребенка» и выраженной «конфронтации в семье».

Отсутствие или низкий уровень проявления «мягкости» по отношению к детям со стороны родителей, а также при отсутствии «благоприятной

семейной ситуации» у детей отмечается «деструктивная агрессия на себя» (рис. 3).

Рис. 3. Корреляционные взаимосвязи между показателями агрессивности и детско-родительских отношений в выборке дошкольников и их родителей 2-го кластера

Выявленные взаимосвязи согласуются с теоретическим положением

Э.Г. Эйдемиллера о том, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в поведении последних и становятся моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми.

При отсутствии или низком уровне проявления «эмоциональной близости ребенка к родителям», у детей отмечается «деструктивная агрессия на себя» и «общая агрессия».

Выраженная «авторитетность родителя» объясняет проявление «деструктивной агрессии на себя» и отсутствие или низкий уровень «конструктивной агрессии на себя» у детей второго кластера (рис. 4).

Рис. 4. Корреляционные взаимосвязи между показателями семейной ситуации в выборке

дошкольников и их родителей 2-го кластера

«Удовлетворительное отношение ребенка с родителем» может отмечаться только при отсутствии «враждебности в семейной ситуации».

При отсутствии «благоприятной семейной ситуации» у детей может отмечаться выраженность «агрессии к младшим» и «деструктивная агрессия на себя».

Проявление «чувства неполноценности в семейной ситуации» объясняет низкий уровень «конструктивной агрессии на себя».

Проявление «враждебности в семейной ситуации» и «тревожности» объясняет низкий уровень «деструктивной агрессии на себя» (рис. 5).

Рис. 5. Корреляционные взаимосвязи между показателями агрессии и тревожности в выборке

дошкольников 2-го кластера

Таким образом, можно сделать вывод, что на примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него на всю жизнь.

Список литературы

1. Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 1. -49-59 с.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - М., 2002. - 512 с.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1995.

4. Веретенова И.В. Особенности проявления детской агрессии // Социум и власть. - 2008. - № 1. - 35-58 с.

5. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - М., 2002.

6. Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д, Феникс, 2005. - 72 с.

7. Пасечник Л. Тревожный ребенок // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. -С. 89-95; № 10. - С. 64-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.