Научная статья на тему 'Особенности проявления социальных пределов инновационного общества'

Особенности проявления социальных пределов инновационного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
382
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / пределы инноваций / РЕФОРМЫ / РЕСУРСЫ / социальные пределы / ЭЛИТА / эффективное управление

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Струк Елена Николаевна

Рассмотрены проблемы инновационного развития общества. Обозначены проблемные вопросы, связанные с формированием инновационного общества и встраивания инноваций в наличную социальную систему. Сформулированы выводы, касающиеся общих закономерностей и отличительных особенностей социальных пределов инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления социальных пределов инновационного общества»

Terra Humana

122 УДК 101.1:316 ББК С.87

E.H. Струк

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДЕЛОВ инновационного общества

Рассмотрены проблемы инновационного развития общества. Обозначены проблемные вопросы, связанные с формированием инновационного общества и встраивания инноваций в наличную социальную систему. Сформулированы выводы, касающиеся общих закономерностей и отличительных особенностей социальных пределов инновационного развития.

Ключевые слова:

инновации, пределы инноваций, реформы, ресурсы, социальные пределы, элита, эффективное управление.

В современной ситуации философствования, представленной широким и многообразным проблемным полем, особое значение приобретает вопрос анализа разнообразных социальных изменений, происходящих в конце ХХ - начале XXI вв. Характерной тенденцией современной философии является осмысление изменений под знаком «конца истории», системного цивилизационного кризиса, социального предела. Многие авторы пишут о беспрецедентности переживаемого нами времени. И. Валлерстайн утверждает, что «современная миросистема как система историческая вступила в стадию завершающего кризиса, и вряд ли будет существовать через пятьдесят лет» [1, с. 5]. Ж. Бодрийяр объявляет о конце социального. По мнению П. Бурдье, для современной эпохи характерна незащищенность и ощущение невозможности контролировать социальные процессы. Э. Гидденс и У Бек современное общество интерпретируют в категориях риска. «Дискурс конца» пронизывает все философские концепции современности.

Вариативность и разнообразие социальных изменений во многом повлияли на неоднозначность восприятия данных процессов в обществе. Происходящие преобразования сформировали у исследователей различные точки зрения в понимании причин и движущих сил происходящих изменений. В этой связи актуальным является анализ проблем объективных возможностей осуществления переустройства в обществе, находящемся в состоянии предела, а так же поиск стратегий выхода из существующей ситуации. Для этого необходимо определить пределы происходящих социальных изменений, чтобы отыскать возможности конструирования нового социального пространства, которое будет организовано по новым правилам. Именно ясное понимание содержа-

ния и структуры социальных пределов, претерпевающих изменения в результате реализации какого-либо социального плана или проекта даёт возможность объективного понимания и оценки его целей и сути, лишает возможностей манипуляций сознанием, позволяет сделать осознанный выбор и занять чёткую позицию.

Перед российским обществом сегодня стоит двуединая задача, от успешного решения которой зависит его будущее. Во-первых, это осуществление системной модернизации, включающей в себя построение инновационного общества. Во-вторых, это сохранение стабильности и традиций русской духовности. Российский социум сегодня являет собой научно-социальную лабораторию, где происходят трансформации, связанные с инновационными изменениями. Вовлеченность России в мировые инновационные процессы в сочетании с внутренней перестройкой всех сфер социальной жизни приводит к радикальному преобразованию сущности и характера социальных изменений. Наряду с сильными инновационными импульсами, эти изменения являются причиной разнообразных кризисных явлений и даже социальной деструкции. В стране множатся новые риски, угрозы и «вызовы», которые приводят социум в состояние социального шока, усиливают социальное неравенство, несут экономические и духовные потрясения. Таким образом, необходим поиск путей для устойчивого развития российского общества на основе эффективного взаимодействия различных частей и элементов социальной системы.

Становление инновационного общества в России имеет во многом характер экспансии, когда на страну, в короткий промежуток времени, буквально «обрушились» западные технологические инновации, элементы западной инновационной

культуры. Особенности процесса становления инновационного общества в России заключаются в следующем:

- в России так до конца и не сформированы институты эффективного управления, способные организовать и поддерживать производство инновационных конкурентоспособных продуктов;

- проводящиеся интенсивные реформы ослабили потенциальную потребность российского общества в новизне;

- глубокое недоверие россиян к государственным и общественным институтам, к средствам массовой информации;

- нежелание элиты общества проводить инновационные преобразования;

- снижение ценности образования, как получения знаний. Рост утилитарного стремления к профессионализму как узкоориентированному знанию в локальных областях;

- нарастающее информационное неравенство внутри общества;

- рост инновационных технологий происходит на фоне сокращения материального производства и снижения уровня материального обеспечения большинства граждан;

- формирование инновационного общества в России сопровождается сокращением доходов существенных слоев населения и спадом промышленного высокотехнологического производства.

Социальные пределы инновационного общества вызваны особенностями самой социетальной системы, основой которой являются коммуникативные процессы передачи информации. При отсутствии гармонического единства технического и гуманитарного развития возрастает количество техногенных катастроф, формируется информационный предел сложности системы по ее разнообразию, что порождает неэффективное использование технологий; рост бедности; повышение социальной напряженности. Особенностью инновационного общества, основанного на анализе информации и выработке новых решений, является невозможность переработки колоссального количества информации (достаточно вспомнить, о сбое в компьютерах правоохранительной системы США, когда известный террорист смог беспрепятственно проникнуть на один из американских самолетов). В результате потребности общества не находит разрешения, что приводит к росту антигосударственных настроений.

Инновационное общество, требуя все большего разнообразия, сталкивается и

с пределом самовоспроизводства человека. Чрезмерное смешивание генов ведет к утрате устойчивости и стимулирует отрицательные мутации. Отсутствие разнообразия относительно инстинкта самосохранения рас и этносов (так называемая толерантность), приводит к свертыванию этнокультурного многообразия человечества. Превращение национальных образовательных систем в единую систему глобального образования (например, Болонский процесс) приводит к разрушению элементов национального в культуре того или иного народа.

Инновационные процессы в современном мире имеют взрывообразный «кумулятивный эффект», что приводит к изменению не только устоявшихся стереотипов социокультурной жизни, но и ломке социальных прогнозов развития человечества. «Сегодня однозначно ответить на вопрос, что больше угрожает развитию цивилизации: избыток инноваций или их недостаток - трудно <...>. В инновационном историческом процессе перманентно актуализировались то его разрушительная сторона, то другая - созидательная» [2]. Инновации как акт человеческого творчества неизбежно несут в себе элемент деструкции. Б. Карлоф называет подобное явление «созидательное разрушение» [3].

С точки зрения системного подхода инновация для общества имеет значение только в случае перехода ее в ранг традиции, то есть когда общество приняло ее или адаптировалось к новизне. Принятая инновация становится свойством элементов общества или общества в целом. Она в дальнейшем воспроизводится вместе с системой. Однако инновации, как новые свойства системы могут вступать в различные взаимодействия с ее прежним устройством. Данный процесс нарушает равновесие системы и тем самым влечет временное понижение устойчивости системы. Тем самым восприятие инновации неразрывно связано для системы с угрозой гибели. Поэтому система стремится к минимизации восприятия новизны, как в отношении абсолютного количества новизны в единицу времени, так и в смысле частоты восприятия новизны в разные единицы времени. Стремясь сохранить равновесие и устойчивость, система все более рационализируется, то есть стремиться придти к оптимальному набору простых типичных правил, по которым удобно жить. Однако рано или поздно такая рационализация заводит в тупик, так как может произойти

Общество

Terra Humana

нетипичное изменение, и типичные правила не способны реализовать адекватный ответ на новый вызов. Наступает предел системы. Чем больше рационализировано общество (то есть более прогрессивно), тем ближе оно к пределу своего существования. Таким образом, западное, а вместе с ним и российское общество, выбрав в качестве дальнейшего механизма рационализации все большую инновационность, не может изменяться плавно и постепенно и все больше загоняет себя в тупик цивилизационного развития. Постепенное развитие означало бы, что система постоянно поглощает все новые порции новизны и продолжает успешно их усваивать.

В традиционном обществе инновации усваивались постепенно и встраивались в наличную социальную систему, что создавало ее устойчивость. В таком обществе социальная система проживала длительные периоды стабильности и короткие периоды нестабильности. В современном обществе социальная система напротив, переживает все более длительные по отношению к стабильности периоды нестабильного состояния. Чем длительнее такие периоды нестабильности (предела-перехода), тем больше вероятность, что система может погибнуть. Однако в пределе концентрируются потенциальные возможности изменения системы и перехода ее на новый качественный уровень. В результате поиска системой точки опоры, пробуются различные инновации, и когда находится успешное решение, оно встраивается в систему, и та переходит на новый уровень.

Таким образом, предел есть переходное состояние системы, когда предшествующая основа исчерпала ресурс своего развития и готова к обновлению реальности. Социальный предел - это ряд взаимосвязанных событий, модификаций, трансформаций, социокультурных и структурных изменений, а также процесс исчерпания полного качества социального уровня структурной организации человеческих сообществ, взятых в единстве его субстанциальных оснований, функций и условий существования.

Социальными пределами инновационного развития человечества является процесс завершающий инновационный цикл и означающий появление новой сферы бытия, когда происходит появление некой новой основы, вобравшей в себя те явления, которые проходили процесс становления.

В пределе, начинаются процессы, подготавливающие радикальную перестройку

общества. Эти процессы в совокупности и начинают новое состояние общества как системы. Инновационное общество можно так же определить как переходное, то есть существующее в наличном социальном пределе, когда наряду с появившейся новой социальной сферой сохраняются и продолжают своё развитие прежние сферы. Новая реальность как будто надстраивается над предшествующими, сосуществует с ними, более того, не может без них существовать.

Процесс инновационного обновления имеет и предел, завершающий его и означающий появление новой сферы бытия. Этот предел завершает многовекторность, многолинейность движения, происходит появление некой новой основы, вобравшей в себя те явления, которые проходили процесс становления. Однако теперь эти явления становятся свойствами, качествами новой сферы бытия, каждое из них не может существовать самостоятельно, вне проявления одновременно и других свойств. Именно в пределе происходит окончательное оформление параметров и закономерностей, которые теперь будут присущи новой реальности и будут определять её дальнейшее развитие.

Таким образом, лавинообразная инновационность как важнейший элемент развития общества присуща именно обществу, находящемуся в состоянии предела. При этом инновационный процесс радикального обновления общества начинается с появления некоего новшества, меняющего привычную наличную ситуацию. Новая ситуация, в соответствии с характером новшества, включает ряд прежде известных и определённым образом функционировавших процессов, вызывая к жизни их скрытые возможности и «заставляя» их иначе функционировать. Всё это вместе составляет теперь новую целостность, которая обладает внутренним потенциалом дальнейшего движения в необычном для предыдущего развития направлении.

Именно в инновационном обществе, как обществе предела движущие силы развития претерпевают преобразование на протяжении длительного периода времени. В результате можно говорить о процессе становления и развития новых движущих сил развития. Сами движущие силы, формирующие новую реальность, находятся в процессе становления, и новая реальность - субстрат действия данных движущих сил - также переживает период своего формирования. Таким образом, в обществе разворачивается непредсказуемый процесс созидания нового.

При этом инновационные процессы имеют и свою особенность. Они в первую очередь способствуют преобразованию, прежде всего, внешней среды, где действует во многом ещё прежняя внутренняя активность (недаром ряд исследователей связывают появление инновационного общества со становлением колониальной системы). Новая внешняя среда заставляет изменяться и внутреннюю активность общества. С завершением конкретного процесса и окончательным становлением новой реальности движущие силы инновационного процесса преобразовываются в закономерности, определяющие дальнейший процесс развития сформировавшейся в процессе радикального обновления новой основы.

Состояние социального предела достигается далеко не сразу. Разворачивается долгий или короткий процесс вызревания. С учетом диалектической спирали развития необходимо выделить два уровня возможного описания социального предела. Во-первых, это количественные и качественные изменения в состоянии предела, которые определяются по преимуществу тенденциями и закономерностями строения, функционирования и развития данной социальной системы; во-вторых, социальный предел, как переходный период, можно описать как транссистемный процесс, параметры, качество и временные рамки которого по преимуществу определяются как общими законами развития и становления, так и законами строения, функционирования и развития конкретной социальной системы или их множества, действие которых не только обязательно, но и императивно для процессов социальных изменений данной социальной системы.

Содержанием процесса социального предела выступает процесс качественных изменений. В реальном историческом поле он выражается в непрерывном закономерном процессе прогрессивного структуро-образования. В историческом процессе накопления количественных изменений социальный предел раскрывается через изменение субстанциональных параметров данной социальной системы. В пространственном измерении - это расширение субстанции конкретного социума до оптимальных границ, например, в горизонтальном ряду множество однопорядковых социальных систем, находящихся на одном уровне качественной определенности, но в разных стадиях переходных процессов: параллельные государства по-

литического ряда, общественно-экономические формации или цивилизации. Синергетический цикл социального предела дает представление об универсальных законах развития процессов самоорганизации социальной субстанции в состояниях их фазовых переходов, однако полное представление об управляемых процессах общественного развития дает анализ действия конкретно-исторических закономерностей социальных переходов. В данном случае мы изучаем диалектику качественных переходов общества в период нарушения социального равновесия (предела). В таком контексте процессы, происходящие в пределе, являются отражением действия конкретных законов общественного развития, одновременно выступая индивидуализацией качества проявления универсальных законов больших сложных социальных систем.

Социальные пределы - атрибут нашего социального бытия и подобно этому бытию они различны, познаваемы, изменчивы. Без чёткой и устойчивой системы социальных пределов в обществе, сколько-нибудь устойчивое целедостижение и функционирование, как отдельных личностей, так и групп на основе сознательно поставленных планов, целей и систем ценностей невозможно. Отсутствие чёткой системы социальных пределов в обществе лишает субъекта социального действия свободы достижения сознательно поставленных целей. Получается, что в известной мере, чем незыблемее социальные порядки и законы, тем больше в обществе возможностей для сознательного творчества, а их постоянное изменение, может рассматриваться как метод подавления в обществе свободы.

Социальные изменения, стихийные и спонтанные изначально, ныне становятся управляемым процессом. Предпринимаются попытки «оседлать» происходящие в мире изменения, сделать их послушными воле отдельных личностей. При этом организационное оформление социальных изменений может приводить как к оттягиванию социальных пределов, так и к их форсированию. Традиционные общества практически не знали ситуаций социальных пределов, так как традиции являются наиболее эффективным механизмом оттягивания социальных пределов. Инновационные же общества формируют новую противоречивую социальную ситуацию, когда с одной стороны инновации оттягивают пределы, благодаря новым нестандартным механизмам решения задач, а с

Общество

Terra Humana

другой стороны сами вызывают ситуации приближения социальных пределов. В таком обществе как никогда возрастает роль элиты общества, основная функция которой первичный отбор инноваций и предложение их обществу. «Рядовые люди, чье поведение зависит от поощрений и наказаний начальства и ближайшего окружения, не могут быть инноваторами по определению, равно как и не несут ответственности за стагнацию общества <...>. Элиты, которые распоряжаются ключевыми ресурсами в стране, являются главным агентом изменений в любом когда-либо существовавшем обществе <...>. Только элиты, властвующие и оппозиционные, и прежде всего политические, инициируют организационные изменения в обществе, одновременно предпринимая меры для изменения, используя культурную элиту, системы ценностей населения, в первую очередь среди активной части общества -молодежи и образованных людей» [4]. Таким образом, в инновационном обществе велика социальная ответственность элит за проводимые преобразования.

В заключение необходимо отметить, что человечество еще не имеет адекватных средств познания социальной действительности, позволивших ему обос-

Список литературы:

новать научно идею предела, как конца своего развития. Однако проекты предела развития человечества в различных воплощениях все-таки несут в себе позитивный практико-ориентированный момент, позволяя критически оценить настоящее с позиций возможного будущего, активизировать поиск путей решения накопившихся проблем и идеалов желаемого жизненного устройства [5, с. 13]. В этом плане концепции предела, несмотря на все их противоречивое содержание и различные акценты, позволяют мобилизовать социальный ресурс и направить на решение стратегических задач общественного развития. Идея предела, как человеческого общества, так и человеческой жизни, масштабная по содержанию, позволяет разворачивать на своей базе разнообразную социально-философскую проблематику. При этом Россия как никто нуждается в четком определении позиций выбора, способа и действительно востребованных обществом целей изменений. Исследование социальных пределов особенно актуально для анализа стратегий изменения современного российского общества, в котором одновременно осуществляются крупные экономические, политические, правовые и социальные реформы.

[1] Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. - М.: Логос, 2003. - 368 с.

[2] Капустин В.С. Синергетика социальных инновационных процессов // Сайт Центра «Стратегии динамического развития» С.П. Курдюмова «СИНЕРГЕТИКА». - М., 2007. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/Kpstn.htm (05.10.2010)

[3] Карлоф Б. Деловая стратегия (концепция, содержание, символы). - М.: Экономика, 1991. - 239 с.

[4] Шляпентох В.Э. Элиты, а не массы - главный хранитель консерватизма и главный мотор социальных изменений в России // Официальный сайт Института социологии РАН. - М., 2007-2010. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.isras.ru/index.php?page_id=1393 (07.10.2010)

[5] Рачков П.А. «Конец истории» как социософская проблема // Вестник МГУ, Серия 7. Философия. -1993, № 2. - С. 3-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.