Научная статья на тему 'Особенности проявления конкуренции на региональном рынке банковских услуг'

Особенности проявления конкуренции на региональном рынке банковских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / КОНКУРЕНЦИЯ / ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ / COMMERCIAL BANK / COMPETITION / COMPETITIVENESS INDEX / MARKET OF BANKING SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зенченко Светлана Вячеславовна

В статье представлена характеристика рынка банковских услуг относительно проявления конкуренции на нем, что позволило выделить проблемы работы региональных коммерческих банков и сформировать их перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF COMPETITION ON THE REGIONAL MARKET OF BANKING SERVICES

The characteristic of the market of banking services is presented in article concerning competition manifestation on it that allowed to allocate problems of work of Regional Commercial Banks and to create their prospects.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления конкуренции на региональном рынке банковских услуг»

ЗЕНЧЕНКО С.В.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

В статье представлена характеристика рынка банковских услуг относительно проявления конкуренции на нем, что позволило выделить проблемы работы региональных коммерческих банков и сформировать их перспективы.

ZENCHENKO S.V.

PECULIARITIES OF COMPETITION ON THE REGIONAL MARKET OF

BANKING SERVICES

The characteristic of the market of banking services is presented in article concerning competition manifestation on it that allowed to allocate problems of work of Regional Commercial Banks and to create their prospects.

Ключевые слова: коммерческий банк, конкуренция, индекс конкурентоспособности, рынок банковских услуг.

Keywords: commercial bank, competition, competitiveness index, market of banking services.

Последние годы в России отмечены стабилизацией экономической, политической и социальной ситуации, законодательными реформами, а также улучшением макроэкономического климата, характеризующегося общим ростом экономики, в том числе производственного сектора, ростом розничного товарооборота и реальных доходов населения. Все это является весомой предпосылкой для развития рынка финансовых услуг.

В «Отчете о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2011 году», подготовленном Банком России, отмечено, что главной тенденцией развития банковского сектора страны в настоящее время является повышение уровня конкуренции практически по всем направлениям. Это явилось следствием вхождения России в ВТО, что привело к повышенной активности иностранных банков и их доступу на российский рынок капитала. Поэтому в современных условиях банки вынуждены бороться за клиента и формировать свою стратегию и тактику в зависимости от конкурентной среды и имеющихся преимуществ. МВФ конкуренцию в банковском секторе измеряет по нескольким параметрам: доля банковских активов, принадлежащих трем крупнейшим банкам; доля банковских активов, находящихся в собственности иностранных владельцев; спред процентных ставок; среднее количество операций клиентов с банками [2].

Конкурентная среда банковского сектора Ставропольского края представлена региональными банками, филиалами инорегиональных банков и операционными офисами. При этом в регионе на 01.01.2013 г. зарегистриро-

вано только 6 кредитных организаций: коммерческий банк «Ипатовский» ООО (с 01.01.2011 НКО «Ассигнация» ООО), ООО КБ «ГРиС-Банк», АКБ «Зеленокумский» (ООО), КБ «Континенталь» (ООО), Русский банк сбережений (ООО), АИК ПСБ «Ставрополье» ОАО.

Следует отметить, что теоретиков и практиков издавна интересуют вопросы адекватного измерения конкуренции и формирования оптимальной конкурентной среды, обеспечивающей эффективное распределение ресурсов, максимальное удовлетворение потребностей клиентов. Оценка состояния конкурентной среды на рынках и уровня их монополизации необходима для выработки решений и принятия практических действий по развитию конкуренции, конкурентных преимуществ, применению антимонопольного законодательства, оказанию селективной поддержки отдельным секторам национальной экономики. В мировой практике существует большое количество моделей оценки конкурентной среды на рынке. С точки зрения влияния банка на рынок банковский услуг, модели оценки конкуренции можно разделить на 2 группы:

❖ прямые, когда в результате определяется степень влияния банка на рынок;

❖ косвенные, отражающие конкурентную среду на рынке банковских услуг в целом.

К показателям прямых моделей можно отнести индексы Бейна, Тобина и Лернера, косвенных - индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации, коэффициент относительной концентрации, коэффициент энтропии, коэффициент дисперсии рыночных долей, индекс Розенблюта, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана и некоторые другие.

Индекс Бейна отражает степень использования денежной единицы и рассчитывается по следующей формуле:

тя - тс

г =-, (1)

К

где ТЯ - совокупный доход банка; ТС - совокупные издержки банка; К -капитал банка.

Индекс Тобина используется для диагностирования состояния банка и его положения на рынке и рассчитывается как отношение рыночной цены капитала Р к его оценке по дисконтированному денежному потоку К:

*=К, (2)

Индекс Лернера определяет силу монопольной власти банка на рынке:

р - р

I = , (3)

р V /

т

где Рт - цена неконкурентного рынка; Рс - цена конкурентного рынка.

Коэффициент энтропии используется для измерения степени неопределенности на рынке и характеризует уровень концентрации на рынке банковских услуг:

т

Е(г) = -£ Рк 1п Рк, (4)

к=1

где г - дискретная случайная величина, определённая на некотором вероятностном пространстве и принимающая некоторые значения х\, х2, х3 ... хм с распределением вероятностей [рк , к = 1, 2, 3, .. М], Рк = Р(г = хк).

Чем больше Е, тем больше неопределенность и ниже уровень концентрации продавцов на рынке. Знак «минус» ставится из тех соображений, что рк <1 и, следовательно, 1п (рк ) < 0.

Коэффициент вариации рыночных долей показывает возможную рыночную власть банков через неравенство их размеров:

» = л/1 IЧ - -1)2 , (5)

\п п

где п - число банков в отрасли; ч - рыночная доля банка.

Индекс Розенблюта дает оценку распределения рыночных долей конкурентов с учетом их ранжирования:

НТ = ^^-, (6)

21 Я ■ Ч -1' ^

где Я - ранг банка на рынке; ч - доля банка.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации в настоящее время для анализа состояния конкурентной среды того или иного региона использует показатель емкости финансового рынка [3], который определяется как сумма объема (оборота) финансовых услуг, осуществляемых всеми финансовыми организациями за определенный период:

V, =±К, (7)

1=1

где: У/г - емкость рынка финансовых услуг; V - объем финансовых услуг 1-й финансовой организации; 1 = 1, 2, ..., п - количество финансовых организаций, действующих на рынке финансовых услуг.

Применительно к рынку банковских услуг емкость рынка может быть определена как сумма активов (основного капитала) финансовых организаций, действующих на определенном рынке.

т

П «0 = ^ (8)

1=1

где У/Г(а) - емкость ресурсов рынка банковских услуг; - сумма активов (основного капитала) 1-й кредитной организации; 1 = 1, 2, ..., т - количество финансовых организаций, действующих на рынке банковских услуг.

При определении емкости регионального рынка банковских услуг следует учитывать объем услуг, предоставленных кредитными организациями, зарегистрированными в исследуемом регионе (с учетом объемов услуг их филиалов, отделений, представительств, операционных касс, дополнительных офисов и т.д., расположенных в этом регионе), и объем финансовых услуг филиалов (отделений, представительств, операционных касс, дополнительных офисов и т.д.) организаций, расположенных в ином регионе. Информацию по балансовым показателям филиалов инорегиональных банков, находящимся в конкретном регионе, получить трудно. Оценка способностей к конкуренции региональных банков представлена в таблице 1.

Таблица 1

Прямые и косвенные показатели конкуренции региональных банков _Ставропольского края_

Изме-

Показатели 2008 2009 2010 2011 нение за период (+,-)

1. Емкость рынка, млн. руб.:

по кредитам 5359,00 4625,29 7618,53 8654,29 3295,29

по клиентам 6441,16 7329,09 9858,70 10693,37 4252,21

по вкладам физических лиц 3232,28 3672,07 4734,08 5680,69 2448,41

2. Коэффициент энтропии:

по активам 2,131 2,243 2,112 2,561 0,43

по прибыли 1,911 -1,712 1,891 -2,011 -3,922

3. Индекс Розенблюта 0,0821 0,0912 0,0932 0,0945 0,0124

4. Индекс Бейна 0,081 0,013 0,091 0,132 0,051

Расчеты показали, что на региональном уровне существует серьезная банковская конкуренция. Банки стремятся завоевать новые ниши для своей деятельности. В то же время коэффициент энтропии возрос, что говорит о снижении уровня монополизации рынка. Динамика индекса Розенблюта свидетельствует о незначительной концентрации рынка, присутствии на нем конкурентных структур. Увеличение индекса Бейна показало укрепление позиций региональных банков в конкурентной борьбе и выявило незначительную концентрацию банковского сектора.

Относительно оценки поведения участников банковского рынка оценочные показатели можно разделить на:

❖ неструктурные, прямо измеряющие поведение участников рынка и выявляющие степень их конкуренции;

❖ структурные, отражающие структурные характеристики рынка, связи степени конкуренции или рыночной власти с рыночной концентрацией, позволяющие определить структуру распределения экономического параметра (ресурса) между конкурирующими субъектами на анализируемом рынке и сделать вывод об общей конкуренции.

В экономической литературе часто встречаются следующие структурные показатели конкуренции [1,4].

Индекс концентрации определяется как сумма рыночных долей к крупнейших банков рынка:

СЯк = , (7)

1=1

где СЯк - индекс концентрации; * - доля исследуемого банка в общей сумме экономического параметра.

Как правило, значение индекса исследуется для трех или четырех крупнейших банков. В первом случае индекс концентрации называется трехдольным (СЯ3), во втором случае - четырехдольным (СЯ4). Рынок считается неконцентрированным при значениях индекса СЯ3 < 45 %, умеренно концен-

трированным, если СЯ3 находится в интервале от 45 до 70 % и высококонцентрированным в случае, если СЯ3 > 70%.

Основными преимуществами использования данного индекса являются его широкое применение и простота расчетов. Основным недостатком, например, на региональном уровне, является недоступность информации в разрезе филиалов инорегиональных банков. Поскольку коэффициент концентрации не позволяет дифференцировать «рыночную роль» различных участников, то при наличии полной информации о финансовых организациях предпочтительной является оценка концентрации рынка с помощью коэффициента концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана.

В рамках другого подхода индекс концентрации показывает долю 3-х лидеров рынка и отражает степень его монополизации. Он рассчитывается как отношение долей крупнейших банков регионального рынка в общей сумме к долям этих банков в общем объеме выбранного показателя (например, валюты балансов для банков):

К = Ь, (8)

а

где К - коэффициент относительной концентрации; Ь - доля крупнейших банков территориального рынка в общей сумме банков в процентах; а -доля этих банков в общем объеме выбранного банковского показателя в процентах.

Чем ближе коэффициент относительной концентрации к нулю, тем более высокая степень концентрации наблюдается на рынке. Легко убедиться в том, что в случае рынка совершенной конкуренции, когда все банки имеют одинаковые и равные доли, индекс равен единице. Основными преимуществами данного индекса являются широкое применение, несложность расчетов. Основным недостатком на региональном уровне является недоступность информации в разрезе филиалов инорегиональных банков.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана, являющийся наиболее популярным среди маркетологов, используется ФАС для оценки степени конкуренции на рынке, определяется как сумма квадратов долей по какому-либо показателю всех банков, действующих на рынке:

НН1 = (9)

1=1

где НН1 - индекс Херфиндаля - Хиршмана; - доля 1-го банка в объеме региона по какому-либо показателю.

При этом чем меньше индекс, тем меньше концентрация на рынке.

Основной недостаток индекса Херфиндаля-Хиршмана связан с тем, что его нижняя граница является плавающей. Поэтому, когда на разных рынках индекс принимает одинаковые значения, это не означает, что перед нами рынки с однотипной структурой и концентрацией. Для исключения этого эффекта используют модифицированный индекс Херфиндаля-Хиршмана:

0 < и • Ш1 -1 < 1, п -1

Тогда при значениях индекса, близких к нулю, можно говорить об однородности рынка и высокой конкуренции на нем.

Коэффициент Джини показывает меру неравенства распределения показателей. Его можно рассчитать по формуле Брауна:

G =

1 -2 (^ - ^-Ж + гк _,)

k=1

(11)

или по формуле Джини:

G = 1 + * + 2 у 2 + 3 у3 + ...^ (!2)

п - 2 4 у

п2 у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где G - коэффициент Джини; п - число банков; у - средний для данного числа банков экономический показатель; у1, у2, у3..., уп - индивидуальные значения показателей различных банков в порядке их убывания.

Основными преимуществами данного индекса является то, что он оценивает банковскую конкуренцию на рынке с точки зрения равенства банков, т.е. можно судить, все ли банки равны и находятся в равных конкурентных условиях. Основным недостатком на региональном уровне является недоступность информации в разрезе филиалов инорегиональных банков, сложность расчетов.

Ранговый индекс концентрации (Индекс Холла - Тайдмана) рассчитывается на основе сопоставления рангов банков рынка следующим образом:

нт=2 2 Яъ -1, (13)

где НТ- ранговый индекс концентрации; Я - ранг банка на рынке (по убывающей, самый крупный банк имеет ранг 1); ъ - доля 1-го банка.

Ранговый индекс концентрации изменяется в пределах от 1/п до 1, где п - число банков в регионе. В условиях монополии коэффициент достигает своего максимального значения (НТ =1). Чем меньше показатель, тем меньше концентрация на рынке.

Основными преимуществами данного индекса является то, что он дает возможность использовать ранжирование банков. Основным недостатком на региональном уровне является недоступность информации в разрезе филиалов инорегиональных банков, отсутствие четкой методики присвоения рангов (в связи с этим присвоение рангов может быть субъективным).

Индекс максимальной доли отражает состояние рынка и степень интенсивности конкуренции на нем. Обозначив через М(ё) среднюю арифметическую рыночных долей на данном конкурентном рынке, а через ^тах - максимальную долю на этом рынке, можно находить отношение:

1 = <тах - МУ) (14)

dmx + М (¿) ' 4 }

Индекс имеет пределы изменения от нуля до единицы и при этом дает ясную интерпретацию своих значений:

❖ при значении индекса от 1 до 0,75 - рынок монопольный;

❖ при значении индекса от 0,75 до 0,50 - рынок олигопольный;

❖ при значении индекса от 0,50 до 0,25 - рынок монополистической конкуренции;

❖ при значении индекса от 0,25 до 0 - рынок конкурентный.

Основными преимуществами данного индекса является то, что он дает

возможность оценить не только уровень концентрации на рынке, но определить степень и вид конкуренции на нем, дает ясную интерпретацию своих значений, достаточно несложен в расчетах. Основным недостатком на региональном уровне является недоступность информации в разрезе филиалов инорегиональных банков.

Индекс обратных величин долей. Сумма обратных величин долей банков в случае, когда доли банков равны друг другу и составляют 1/п, будет равна величине п /100. В том случае, когда доли банков, работающих на рынке, не равны друг другу, сумма их обратных величин будет всегда меньше, чем п /100. Это дает возможность предложить в качестве возможного индекса концентрации следующую величину:

п 2/

к = (15)

1=\/ г

где п - число банков, действующих на региональном рынке; й - доля ь го банка на региональном рынке, выраженная в процентах.

Если рынок однороден, коэффициент стремится к единице, если на рынке имеются явные лидеры - коэффициент стремится к нулю. Предлагаемый индекс имеет явную интерпретацию своих значений:

❖ при значении индекса от 0 до 0,25 - рынок монопольный;

❖ при значении индекса от 0,25 до 0,50 - рынок олигопольный;

❖ при значении индекса от 0,50 до 0,75 - рынок монополистической конкуренции;

❖ при значении индекса от 0,75 до 1 - конкурентный рынок.

Таблица 2

Структурные показатели конкуренции региональных банков _Ставропольского края_

Показатели 2008 2009 2010 2011 Изменение за период (+,-)

Индекс концентрации, %:

по активам 23 26 21 22 -1

по клиентам 47 46 49 49 2

по физическим лицам 31 30 32 34 3

Индекс Херфиндаля - Хиршмана 0,144 0,146 0,132 0,137 -0,007

Коэффициент вариации 2,715 2,213 2,001 2,612 -0,103

Индекс Холла - Тайдмана:

по активам 0,0117 0,0082 0,0134 0,0171 0,0054

по прибыли 0,0098 0,0093 0,00097 0,0119 0,0021

Индекс максимальной доли 0,143 0,1720 0,1921 0,182 0,039

Индекс обратных величин долей 0,77 0,74 0,79 0,81 0,04

Большинство рассчитанных коэффициентов (индекс концентрации, коэффициент Джини, индекс максимальных долей, индекс обратных величин

делей) характеризуют рынок банковских услуг Ставропольского края как конкурентный. В то же время очевидно, что показатели деятельности филиалов Сбербанка России в регионе на несколько порядков превышают показатели остальных банков. Сбербанк РФ сохраняет свою монопольную позицию, тем самым косвенно препятствует развитию цивилизованной конкурентной среды банковского рынка. Так, на основании коэффициента концентрации рынок банковских услуг региональных банков можно признать неконцентрированным, за исключением концентрации по клиентам. Данный индекс выявил умеренную концентрированность рынка при осуществлении привлечения ресурсов от юридических лиц. Согласно индексам максимальной доли и обратных величин, рынок региональных банков характеризуются как конкурентный. Уровень индекса Херфиндаля-Хиршмана говорит о том, что рынок банковских услуг Ставропольского края является однородным и концентрированным. При этом реформирование региональной банковской системы должно быть направлено, в первую очередь, на развитие конкурентных основ рынка банковских услуг на основе повышения уровня капитализации и транспарентности, улучшения показателей достаточности капитала действующих кредитных институтов, активного расширения номенклатуры предоставляемых услуг, повышение уровня технологической оснащенности коммерческих банков.

_Литература_

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

2. Моисеев С.Р. Конкуренция в российском банковском секторе.// Банковское дело, 2007 - № 8.

3. Приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политик и поддержке предпринимательства «Об утверждении методических рекомендаций» от 31 марта 2003 г. N 86

4. Светуньков С. Г. Эконометрические методы прогнозирования спроса. М.:Изд-во МГУ, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.