Научная статья на тему 'Особенности проведения мониторинга социально-экономического развития региона для различных групп пользователей'

Особенности проведения мониторинга социально-экономического развития региона для различных групп пользователей Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
561
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / РЕГИОН / АСИММЕТРИЯ РАЗВИТИЯ / MONITORING / REGION / DEVELOPMENT ASYMMETRY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Еремин Роман Валерьевич

В статье с позиции теории и практики пространственной экономики предложена концептуальная основа проведения мониторинга социально-экономического развития региона с позиций различных групп пользователей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Еремин Роман Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the region social and economic development monitoring conceptual model is offered and described from a spatial economy theory and practice position

Текст научной работы на тему «Особенности проведения мониторинга социально-экономического развития региона для различных групп пользователей»

Еpeмин P.B. Оcoбeннocти ^^вєдєния мoнитopингa coциaльнo-экoнoмичecкoгo paзвития peгиoнa для paзличныx гpyнн нoльзoвaтeлeй Дата: 21/04/2011 Hoмep: (28) УЭкС, 4/2011

Aннoтaция: В статье с позиции теории и практики пространственной экономики предложена концептуальная основа проведения мониторинга социальноэкономического развития региона с позиций различных групп пользователей.

Abstract: In article the region social and economic development monitoring conceptual model is offered and described from a spatial economy theory and practice position.

Ключєвьіє cлoвa: мониторинг, регион, асимметрия развития.

Keywords: monitoring, region, development asymmetry.

Еремин Роман Валерьевич Донской государственный аграрный университет

Lyasay.21@yandex.ru

Выходные данные статьи: Еремин Р.В. Особенности проведения мониторинга социально-экономического развития региона для различных групп пользователей // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 4 (28). - № гос. рег. статьи 0421100034/0125. - Режим доступа к журн.:

http://uecs.mcnip.ru.

В современных условиях развития системы информационного обеспечения процессов принятия экономических решений на мезоуровне, вопросы оптимизации методических подходов к формированию действенного алгоритма проведения мониторинга проработаны фрагментарно, а в некоторых аспектах, остались за гранью экономической науки. Наиболее дискуссионными вопросами является необходимость осознания того, что применяемая система получения информации на сегодняшний день является громоздкой, трудоемкой и, по нашему мнению, самое главное - не отвечающей запросам целевой аудитории потенциальных пользователей. Данные вопросы остаются малоизученными не только в теоретическом плане, но и не получили должного продолжения в части разработки соответствующего инструментарного аппарата.

Рассматривая теоретический базис формирования и функционирования системы мониторинга региональных социально-экономических систем (РСЭС), следует отметить, что признаки его концептуальных основ не получили должного обоснования и последующего разграничения по различным группам пользователей, имеющих общность экономических интересов - регион как пространственно-локализованную авансцену их функционирования [1].

Это позволяет выдвинуть нам предположение о том, что категориальный состав

пользователей продукта деятельности субфедеральной системы мониторинга строго определен, и состоит из четырех, по нашему мнению, доминантных групп с индивидуальным набором информационных потребностей.

При этом, с целью их эффективного функционирования в региональной среде перед каждым отдельным субъектом возникает необходимость принятия оптимального решения из множества альтернативных. В данной связи стоит отметить, что на начальном этапе принятия стратегических решений выделенные нами группы пользователей будут использовать различный набор элементов информационной базы как в количественном отношении, так и в качественном аспекте, что, по нашему мнению и доказывает необходимость разграничения методических подходов к проведению мониторинга социально-экономического развития региона для удовлетворения информационных потребностей различных категорий пользователей.

Далее в нашем исследовании объективно необходимым является заострить внимание на демаркационных признаках мониторинга с позиции различных групп пользователей.

Властные институты, как первая группа пользователей, в ходе проведения мониторинга преследуют цель диагностирования всех аспектов социальноэкономического развития региона и его территорий с целью выявления основных тенденций развития отдельных отраслей и кластерных образований, при этом стратегическим интересом властных институтов будет являться преодоление дифференциации населения по уровню жизни и территорий по уровню экономического развития. Соответственно главным результатом мониторинга социально-экономического развития региона для властных институтов будет являться осведомленность о характере и темпах социально-экономического развития отдельных территорий, отраслей, комплексов и подкомплексов, а также об эффективности взаимодействия всех субъектов пространственной экономики.

При этом учитывая стратегическую важность информации, получаемой посредством мониторинга, для властных институтов он будет проводиться постоянно, а отдельные методические подходы могут изменяться в соответствии с происходящими трансформационными процессами в функционировании региональной социальноэкономической системы (РСЭС).

В качестве субъектов проведения мониторинга на уровне властных институтов региона выступают Министерства экономического развития регионов, отраслевые органы власти, органы статистики, высшие учебные заведения и научноисследовательские институты соответствующего профиля, которые получают заказы от органов государственной власти на проведение исследований относительно состояния и выявления тенденций функционирования региональных социальноэкономических систем. Предметом мониторинга будут выступать общие и специфические параметры социально-экономического развития региона, при этом исследование может проводиться как сплошным методом, так и выборочным, при котором мониторингу подвергаются отдельные территории, отрасли и подкомплексы региональной экономики.

В качестве диагностических средств (методов) мониторинга на уровне государства выделяем математический, статистический и фактографический, совокупность результатов которых не должна приводить к избыточно, неточной и противоречивой информации, то есть приемы и способы проведения мониторинга, должны быть соответствующим образом синхронизированы с целью получения наиболее

релевантной информации для принятия соответствующих решений на региональном уровне.

Источником информации для органов государственной власти будет являться первичная статистическая отчетность субъектов, результаты выборочных и сплошных наблюдений, данные годовых бухгалтерских отчетов организаций различных секторов региональной экономики. Базовой формой отчетности будет являться доклад о социально-экономическом развитии региона и перспективный прогноз социальноэкономического развития региона, в соответствии с которым будет выстраиваться региональная политика и приниматься соответствующие решения и программы по стимулированию развития отдельных территорий и отраслей пространственной экономики.

Целевым ориентиром проведения мониторинга социально-экономического развития региона для второй группы пользователей - бизнес-сообщества будут являться данные о развитии предпринимательской среды, рынках сбыта и перспективных рынках продукции и комплектующих, рыночных «нишах», уровня конкуренции в различных географических сегментах. Из данного обстоятельства, по нашему мнению, вытекает основной результата проведения мониторинга социально-экономического развития региона для бизнес-сообщества, который заключается в формировании представления о потенциальных резервах повышения эффективности предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

Субъектами проведения мониторинга социально-экономического развития региона для бизнес сообщества будут выступать:

• Непосредственно сами предпринимательские структуры (отдельные хозяйствующие субъекты), которые проводят мониторинг исходя из собственной потребности в какой-либо информации для принятия соответствующих управленческих решений на микроуровне.

• Общественные объединения и ассоциации поддержки предпринимателей -проводят мониторинг исходя из интересов группы предпринимателей, заинтересованных в информации относительно состояния и условий функционирования отдельных секторов региональной экономики.

• Консалтинговые и рейтинговые агентства, проводя мониторинг социальноэкономического развития региона, также не учитывают интересов отдельных предпринимательских структур и исходят из необходимости формирования «общей картины» функционирования РСЭС для всех заинтересованных пользователей.

• Научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения - проводят мониторинг по запросам тех или иных пользователей, это могут быть и властные институты, и объединения предпринимателей и отдельные хозяйствующие субъекты.

Предметом мониторинга социально-экономического развития региона для бизнес-сообщества будут выступать индикаторы развития предпринимательской среды региона, инфраструктурной обеспеченности и степени государственного вмешательства, которое может характеризоваться как стимулирующими эффектами, так и ограничивающими.

Методические подходы к проведению мониторинга для данной группы пользователей, как правило, разрабатываются заблаговременно и в ходе проведения одномоментного исследования остаются неизменными, но могут корректироваться как по форме, так и по-существу в каждом конкретном случае его проведения, то есть методика

мониторинга социально-экономического развития региона не является унифицированной.

Периодичность проведения мониторинга устанавливается непосредственно бизнес-сообществом и проводится по необходимости, исходя из конкретных запросов пользователей, при этом сроки, порядок проведения, результаты и целевые установки определяются также непосредственно бизнес-сообществом и не подлежат корректировке и регулированию со стороны властных институтов и других субъектов региональной экономики.

В качестве диагностических средств (методов) мониторинга на уровне бизнес-сообщества выделяем: конъюнктурный, экспертный, методы исследования операций и принятия решений.

Источниками информации для проведения мониторинга социально-экономического развития региона для целей бизнес-сообщества могут выступать данные Министерства экономического развития, администраций муниципальных районов, данные объектов инфраструктуры предпринимательской деятельности, информация независимых, специальных исследований по заказу бизнес-сообщества. В целом бизнес-сообществом будет использоваться вся совокупность доступной информации для принятия релевантного управленческого решения. При этом формой отчетности будут являться: информационные бюллетени, свод аналитических материалов и отчетов, материалы специальных мониторинговых исследований, проводимых по запросам бизнес-сообщества.

Целевым ориентиром мониторинга социально-экономического развития для инвесторов, как третьей целевой группы пользователей, является получение сведений об особенностях инвестиционного климата в регионе. При этом данная категория пользователей заинтересована, прежде всего, в получении информации относительно уровня и характера рисков при осуществлении инвестиционных проектов, а также возможностей их нивелирования. Кроме того, для инвесторов важно выявить потенциальные стимулы для размещения инвестиционных ресурсов, предоставляемые властными институтами, либо обусловленные природно-ресурсным, кадровым и инновационным потенциалом территории.

Результатом аналитических действий в ходе мониторинга развития региона для инвесторов является составление инвестиционных паспортов территорий, которые являются информационной основой принятия решений. относительно привлечения инвестиционных ресурсов в территории и отражают основные характеристики ресурсного потенциала, природно-климатические условия территории, основные преимущества и риски и другие характеристики.

Методические подходы, применяемые в рамках мониторинга развития региона для инвесторов, как правило, разрабатываются заблаговременно и в ходе проведения одномоментного исследования остаются неизменными, однако могут несколько видоизменяться в зависимости от специфики функционирования территории, которой дается характеристика инвестиционного климата. Кроме того, методика мониторинга для иностранных и отечественных инвесторов будет отличаться, а немаловажное значение также будет оказывать и срок инвестирования средств, поскольку чем на большее количество времени инвестируются средства, тем более детализированное исследование должно быть проведено на этапе проведения мониторинга. При этом по результатам исследования должен формироваться механизм активизации инвестиционных процессов, как в отдельных территориях, так и в целом по региону, а

также разрабатываться мероприятия по регулированию и демонополизации региональных рынков, в том числе в части локального монополизма покупателей всех видов сырья.

Мониторинг с позиции инвесторов должен предусматривать обратную связь с государством, которое в свою очередь, реализуя функции регионального менеджмента, стимулирует создание научных центров инновационного развития отраслей региональной экономики, инициирует проведение форумов, конференций и выставок инновационных проектов с целью доведения до конечных инвесторов информации о результатах проведенного мониторинга и в конечном итоге для привлечения инвестиций и внедрения в производственный процесс наукоемких технологий.

Субъектами проведения мониторинга социально-экономического развития региона выступают: Министерство экономического развития региона, администрации

муниципальных районов, инвестиционные центры, информационноконсультационные службы, рейтинговые агентства, инициативные экспертные группы. При этом необходимо отметить, что в условиях жесткой конкурентной борьбы среди регионов и отдельных территорий за привлечение инвестиционных ресурсов, властные институты в первую очередь заинтересованы в систематизации всей необходимой потенциальным инвесторам информации. Таким образом, на наш взгляд инвесторы являются менее активной группой пользователей мониторинга социально-экономического развития региона, нежели государство и бизнес-сообщество, но более активная нежели население.

Предметом проведения мониторинга развития региона для данной группы пользователей является выявление инвестиционных возможностей и потребностей региона, в соответствии с имеющимся природно-ресурсным потенциалом, гарантии местной власти по стимулированию взаимодействия всех субъектов региональной экономики, уровень обеспечения отдельных территорий всеми видами инфраструктуры, с целью определения «незанятых ниш» для инвестирования средств в инфраструктуру и определение степени востребованности и рентабельности потенциальных проектов.

В качестве диагностических средств проведения мониторинга развития региона для инвесторов выделяются: конъюнктурный, методы исследования операции и принятия решений, рейтинговый, морфологический, экспертный.

Диагностические средства проведения мониторинга развития региона для инвесторов во многом будут определяться характером инвестиционных процессов и потенциальных проектов, для реализации которых осуществляется мониторинг.

Источниками информации для проведения мониторинга данной группой пользователей будут являться экспертные оценки, материалы аналитических исследований, отчетность финансово-кредитных учреждений, сведения инвесторов, информация независимых, специальных исследований относительно устойчивости инвестиционного климата в отдельных территориях. Основным целевым ориентиром проведения мониторинга социально-экономического развития региона для населения будет являться представление о степени благополучия региона и комфортности проживания в нем с позиций социально-экономической и общественной стабильности и безопасности. В качестве требуемого результата от проведения мониторинга для данной группы пользователей можно выделить формирование общественного мнения о результативности и эффективности государственной и местной экономической

политики. Благодаря информации об уровне социально-экономического развития региона, население принимает решения относительно дальнейшего проживания в данной местности, а также при выборе места и сферы приложения труда.

Методические подходы к проведению мониторинга региона для удовлетворения информационных нужд населения, редко разрабатываются непосредственно населением, которое отталкивается от общедоступной информации, при этом количество субъектов предоставления такой информации, как правило, не ограничено, а сами методики мониторинга не унифицированы.

В свою очередь субъектами проведения мониторинга для населения могут выступать органы официальной государственной и муниципальной статистики, отделения фонда общественного мнения, рейтингово-экспертные агенства, средства массовой информации и информационные агентства. Данная информация формируется для широкой публики и может в неполной мере отвечать конкретным запросам, она объективно является менее релевантной, поскольку не учитывает индивидуальные целевые установки отдельных пользователей. При этом такая информация является абсолютно открытой и доступной для каждого субъекта региональной экономики.

Предметом мониторинга развития региона для населения будет являться информация относительно сложившегося уровня жизни населения, степени социальноэкономического и инфраструктурного благополучия региона, уровня его общественной безопасности. Исходя из этого будет формироваться общественное мнение со стороны внешних субъектов пространственной экономики.

В качестве диагностических средств (методов) мониторинга применяются рейтинговый, фактографический и статистический методы. Источниками информации выступают результаты переписей населения, материалы социологических исследований, экспертные оценки и другие виды информации. В свою очередь формой отчетности будут являться информационные бюллетени, материалы плановых статистических наблюдений и исследований.

Еще одним выделяемым нами демаркационным признаком мониторинга социальноэкономического развития региона, являются индикативные показатели, которые в зависимости от потребностей пользователей результатов мониторинга также дифференцируются. По своей природе показатели, которые могут быть использованы при мониторинге РСЭС, различаются на генеральные - отражающие аспекты рассматриваемых явлений и процессов в единстве целого, структурные -характеризующие единое целое функционирования региона как совокупность структурных элементов, а также субъективные показатели - это индикаторы, детерминируемые трансформацией социальных установок и мотивов групп пользователей.

В то же время отметим, что при формировании показателей мониторинга для различных групп пользователей целесообразно использовать принцип комплиментарности, что позволяет на основе дополнения информацией одних показателей другими повышать достоверность результатов мониторинга [2,3].

Здесь уместно отметить, что нижеприведенный перечень признаков разграничения методических подходов мониторинга является обширным и по-разному влияет на состав индикативных показателей и порядок их интерпретации. Нами в исследовании уделено внимание базовым, с позиций самой сущности мониторинга, демаркационным признакам, разграниченным по группам пользователей. Как мы уже отмечали, наиболее оптимальным является дифференциация целевой аудитории

мониторинговой среды региона на четыре основополагающих неделимые группы: государство, инвесторы, бизнес-сообщество и население, объединенных единством целевых установок мониторинга социально-экономического развития региона и общностью информационных целей для принятия соответствующих решений.

С учетом этого переориентация системы мониторинга социально-экономического развития региона на селективное удовлетворение потребностей конечных пользователей будет, по нашему мнению способствовать повышению объективности и обоснованности принимаемых решений органов государственного регионального управления.

Библиографический список:

1. Дружинин, А.Г. Концептуальные основы регионализации экономики / А.Г. Дружинин, А.Ч. Ионов / Ростов-на-Дону.- Издательство СКНЦ ВШ. - 2001. -131 с.

2. Аралбаева, Г.Г. Методология и организация мониторинга региональной социально-экономической системы. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. д. э. н./ Г.Г. Аралбаева. - Оренбург. - 2009.- 38 с.

3. Шевяков А., Клейнер Г. Социально-экономический мониторинг: концепция, проблемы, перспективы // Экономика и математические методы, 1993. - том 29, вып .1.

М гос. рег. статьи 0421100034/0125

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=404

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.