Научная статья на тему 'Особенности проведения государственных закупок на подрядные работы в строительстве'

Особенности проведения государственных закупок на подрядные работы в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1098
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / ЗАКУПКА / КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА / ОТКРЫТЫЙ АУКЦИОН В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ / ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ / ПОДРЯДЧИК / ПРЕДКВАЛИФИКАЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / GOVERNMENT CONTRACT / PROCUREMENT / CAPITAL CONSTRUCTION / CAPITAL REPAIRS / INITIAL PRICE / AN OPEN AUCTION IN ELECTRONIC FORM / CONTRACT BIDS / CONTRACTOR PREQUALIFICATION / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мустафин Наиль Шамильевич, Барышников Александр Анатольевич, Горелов Сергей Александрович

Государственного заказ, а точнее его система, представляется необходимой в экономике каждой страны из-за удовлетворения всех потребностей федеральных, муниципальных и территориальных структур в определённых товарах и услугах. Данная статья направлена на исследование наиболее актуальных проблем и особенностям организаций и размещений закупок от государства в инвест-строительном комплексе. Строительные продукции имеют ряд многих особенностей, именно из-за этого система государственных заказов должна максимально точно отражать данное направление. В настоящий момент есть действующий Федеральный Закон № 44-ФЗ о федеральных контрактных системах, которые по праву считаются существенным прорывом в области регулирования государственных закупок. Так же тут описывается негативный опыт использования электронных аукционов при государственных закупках в строительстве, что в свою приводит к получению крайне негативных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мустафин Наиль Шамильевич, Барышников Александр Анатольевич, Горелов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of public procurement on contracting services in construction

State order, or rather its system appears necessary in the economy of each country due to meet all the needs of federal, municipal and regional structures in certain goods and services. This article aims to study the most urgent problems and peculiarities of placement of procurement from the state in investment-building complex. Construction products have a number of the many features, it is because this government contracts system needs most accurately reflect this trend. At the moment, there is the Federal Law № 44-FZ on the federal contract system, which is considered a significant breakthrough in the field of public procurement regulation. Just then described the negative experience of the use of electronic auctions in public procurement in the construction, which in turn results in highly negative results.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения государственных закупок на подрядные работы в строительстве»

Выходные сведения статьи:

Мустафин Н.Ш., Барышников А.А., Горелов С.А. Особенности проведения государственных закупок на подрядные работы в строительстве // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 6(18). URL: https://regrazvitie.ru/osobennosti-provedeniYa-gosudarstvennYh-zakupok-na-podrvadnYe-raboty-v-stroitelstve/_

УДК 69.003.12

Особенности проведения государственных закупок на подрядные работы в строительстве

© 2016 Мустафин Наиль Шамильевич1

E-mail: nailmustafin11@gmail.com © 2016 Барышников Александр Анатольевич2

E-mail: bay67@yandex.ru © 2016 Горелов Сергей Александрович3

E-mail: gorelovsa2015@yandex.ru

Самарский государственный технический университет

Государственного заказ, а точнее его система, представляется необходимой в экономике каждой страны из-за удовлетворения всех потребностей федеральных, муниципальных и территориальных структур в определённых товарах и услугах. Данная статья направлена на исследование наиболее актуальных проблем и особенностям организаций и размещений закупок от государства в инвест-строительном комплексе. Строительные продукции имеют ряд многих особенностей, именно из-за этого система государственных заказов должна максимально точно отражать данное направление. В настоящий момент есть действующий Федеральный Закон № 44-ФЗ о федеральных контрактных системах, которые по праву считаются существенным прорывом в области регулирования государственных закупок. Так же тут описывается негативный опыт использования электронных аукционов при государственных закупках в строительстве, что в свою приводит к получению крайне негативных результатов.

Ключевые слова: государственный контракт, закупка, капитальное строительство, капитальный ремонт, начальная цена, открытый аукцион в электронной форме, подрядные торги, подрядчик, предквалификация, реконструкция.

Features of public procurement on contracting services in construction

© 2016 Mustafin Nail Shamilyevich

E-mail: nailmustafin11@gmail.com

1 Мустафин Наиль Шамильевич - магистрант направления «Строительство» ФГБОУ ВО «Самарский государственный политехнический университет» (Российская Федерация, 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская 194)

2 Барышников Александр Анатольевич - магистрант направления «Строительство» ФГБОУ ВО «Самарский государственный политехнический университет» (Российская Федерация, 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская 194)

3 Горелов Сергей Александрович - магистрант направления «Строительство» ФГБОУ ВО «Самарский государственный политехнический университет» (Российская Федерация, 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская 194)

ISSN 2410-1672 (online)

Regional development • № 6(18) • 2016 Land management and cadastre

http://regrazvitie. ru regrazvitie@yandex. ru

© 2016 Baryshnikov Alexander Anatolyevich

E-mail: bay67@yandex.ru © 2016 Gorelov Sergey Aleksandrovich

E-mail: gorelovsa2015@yandex.ru

Samara State Technical University

State order, or rather its system appears necessary in the economy of each country due to meet all the needs of federal, municipal and regional structures in certain goods and services. This article aims to study the most urgent problems and peculiarities of placement of procurement from the state in investment-building complex. Construction products have a number of the many features, it is because this government contracts system needs most accurately reflect this trend. At the moment, there is the Federal Law № 44-FZ on the federal contract system, which is considered a significant breakthrough in the field of public procurement regulation. Just then described the negative experience of the use of electronic auctions in public procurement in the construction, which in turn results in highly negative results.

Keywords: government contract, procurement, capital construction, capital repairs, the initial price, an open auction in electronic form, contract bids, contractor prequalification, reconstruction.

В России строительная отрасль находится на переходном этапе. Для проведения закупок строительных, ремонтных, реставрационных работ для государственных или муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 г., который в свою очередь имеет ряд особенностей. Основным способом размещения заказов на выполнение подрядных работ являются открытые аукционы в электронной форме [1]. Но с течением времени у всех сторон, относящихся к строительству, собрался ряд претензий к этому закону, преимущественно в главах, где рассматриваются подряды в строительстве. Так же в данной статье рассматриваются особенности проведения открытых аукционов в электронной форме на подрядные работы и основные плюсы и минусы действующей системы проведения государственных закупок на данный вид работ.

Многие вопросы регулирования закупок со стороны государства во всем мире являются объектами пристального внимания со стороны законодателя - потому что в данном случае покупатель, т.е. государство, заинтересовано в максимальной производительности процесса [2]. Все меры по улучшению систем государственных закупок в стране направлены на борьбу с коррупционными силами и предотвращений злоупотреблений в сферах размещений заказов. На сегодняшний день реформа системы в сферах государственного или муниципального заказов в нашей стране развивается по двум направлениям: повышение качества государственного заказа и переход на электронные аукционы.

Основным способом размещения заказов на выполнение подрядных работ в строительстве в настоящий момент является электронный аукцион. При проведении открытого конкурса заказчик не имеет права ограничивать подрядчика, претендующего на контракты, в снижении сметной стоимости работ. Так же заказчик не должен делать проверок возможности выполнения подрядных работ за цену, заявленную победителем. Основным фактором является то, что заявленная цена должна быть самой низкой из предложенных.

Однако, действующая система размещения заказов имеет много недостатков. В основном данная система направлена на экономию средств из бюджета. Текущее обстоятельство является приоритетным показателем эффективности процедуры. Но все же, при выполнении заказов подряда, сметная стоимость не является решающим показателем. Прежде всего, за-

казчика интересует качество работ. Сейчас, в соответствии с ч. 2.1 ст. 11 Закона 94-ФЗ заказчик может установить ко всем участникам дополнительные требования о работах, выполненных в течении пяти последних лет. Но данное требование применяется только в случаях, когда стартовая стоимость контракта обозначена в размере 50 миллионов рублей или выше. В других же случаях предъявление к участникам данного требования не допустимо. В итоге, победа в аукционе может быть присуждена любому физическому или юридическому лицу, предъявившему минимальную цену. При данной процедуре эффективность конкурентного отбора участников снижается.

Тема государственного заказа, в частности осуществления его в строительной области была и остается на сегодняшний день одной из обсуждаемых и осуждаемых в экономическом контексте. Несмотря на реформы системы госзакупок в виде принятия закона 44-ФЗ «О контрактной системе», базовые принципы осуществления процедур закупок, хоть и с элементами некоторой «реконструкции» положений закона, были перенесены из 94-ФЗ [3].

При этом, в новом законе подверглись весомым изменениям общие положения. Это введение таких инноваций как планирования, аудита и контроля закупки после заключения контракта, общественное обсуждение и т.д. Несомненно, некоторый коэффициент такие нововведения окажут и на процедуру закупки, в частности обеспечение контракта при проведении аукциона выступает как дополнительная финансовая гарантия. В то же время для строительного госзаказа крайне важна компетенция лиц, занимающихся подготовкой документации к торгам, будь то конкурс или запрос котировок.

Необходимость дальнейших исследований в данной области просто необходима. В основном, это касается области конкурсных процедур, оценок претендентов и определения достойнейшего победителя. При проведении подрядных торгов в Российской Федерации необходимо использовать такие требования, как обязательность предварительной квалификации, раздельный учет ценовых и неценовых критериев, решение в предложениях претендентов вопросов охраны окружающей среды, наиболее обстоятельное ознакомление с участниками, страхование рисков заказчиков [4].

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно полагать, что проблема эффективности закупки строительных работ по объектам социальной инфраструктуры на сегодняшний день действительно существует, несмотря на динамику роста таких закупок [5]. Применение способа электронного аукциона к данному типу закупки должно быть или серьезно пересмотрено, в рамках перечисленных выше условий, либо вовсе заменено на процедуру конкурса.

Эффективности возможно достичь в том случае, когда при наименьших затратах будет осуществляться наиболее качественное выполнение работы. Пути повышения эффективности были сформированы в работе, остается только применить их на практике для успешного решения проблемы.

Список литературы

1. Асаул А.Н., Кощеев В.А. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ). СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 300 с.

2. Булей Н.В. Государственный строительный заказ: теория и практика // Фундаментальные исследования. 2015. №2-8. С. 1730-1734.

3. Глазов Н.М. Особенности проведения государственных закупок на подрядные работы в строительстве // Общество. Среда. Развитие. 2011. №3. С. 19-23.

ISSN 2410-1672 (online)

Regional development • № 6(18) • 2016 Land management and cadastre

http://regrazvitie. ru regrazvitie@yandex. ru

4. Кощеев В.А., Кныш М.И. Государственный строительный заказ как механизм поддержки наиболее эффективных форм предпринимательства в строительстве // Экономическое возрождение России. 2010. №3(25). С. 21-28.

5. Перфильев A.A., Щербина H.H., Гриценко Г.М. Особенности проведения торгов на выполнение подрядных работ в связи с вступлением в силу федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Вестник Aлтайской науки. 2014. №2-3(20-21). С. 226-230.

References

1. Asaul A.N., Koshheev V.A. Gosudarstvennoe predprinimatel'stvo v stroitel'stve (gosudar-stvennyj stroitel'nyj zakaz). SPb.: ANO IPJeV, 2009. 300 s.

2. Bulej N.V. Gosudarstvennyj stroitel'nyj zakaz: teorija i praktika // Fundamental'nye issle-dovanija. 2015. №2-8. S. 1730-1734.

3. Glazov N.M. Osobennosti provedenija gosudarstvennyh zakupok na podrjadnye raboty v stroitel'stve // Obshhestvo. Sreda. Razvitie. 2011. №3. S. 19-23.

4. Koshheev V.A., Knysh M.I. Gosudarstvennyj stroitel'nyj zakaz kak mehanizm podderzhki naibolee jeffektivnyh form predprinimatel'stva v stroitel'stve // Jekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2010. №3(25). S. 21-28.

5. Perfil'ev A.A., Shherbina N.N., Gricenko G.M. Osobennosti provedenija torgov na vy-polnenie podrjadnyh rabot v svjazi s vstupleniem v silu federal'nogo zakona №44-FZ «O kon-traktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i munic-ipal'nyh nuzhd» // Vestnik Altajskoj nauki. 2014. №2-3(20-21). S. 226-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.