Научная статья на тему 'Особенности проведения биеннале и фестивалей графического искусства в условиях глобализации культуры'

Особенности проведения биеннале и фестивалей графического искусства в условиях глобализации культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
717
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проедение биеннале / художественный проект / фестиваль графического искусства

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федина Е. В.

Статья является результатом самостоятельной работы соискатели, которая, опираясь на свои опыт организации и проведения крупных художественных проектов, представила теоретический и практический анализ их воплощения в культурном пространстве современного Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article"s conclusions are both of theoretical (research of the Biennale and the Graphic Festival as a unique art institution) and practical (analysis of exhibition projects" realization) importance. Basing on her experience in organization of major art projects, the author carries out a theoretical and practical analysis of their realization in the cultural environment of present-day St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения биеннале и фестивалей графического искусства в условиях глобализации культуры»

Е. В. Ф едина

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ БИЕННАЛЕ И ФЕСТИВАЛЕМ ГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

КУЛЬТУРЫ

Работа представлена кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Т. Е. Шехтер

Статья является результатом самостоятельной работы соискатели, которая, опираясь на свои опыт организации и проведения крупных художественных проектов, представила теоретический и практический анализ их воплощения в культурном пространстве современного Санкт-Петербурга.

The article's conclusions are both of theoretical (research of the Biennale and the Graphic Festival as a unique art institution) and practical (analysis of exhibition projects' realisation) importance.

Basing on her experience in organisation of major art projects, the author carries out a theoretical and practical analysis of their realisation in the cultural environment of present-day St. Petersburg.

В настоящее время в Петербурге стабильно проводится множество выставок, фестивалей, конкурсов, и среди этого разнообразия Биеннале и Фестиваль графического искусства заняли свое определенное место. Если рассмотреть историю создания Биеннале графики в Санкт-Петербурге, то можно увидеть, что ситуация возникновения и утверждения этого проекта произошла не на пустом месте. Когда мы говорим о современном петербургском искусстве, то прежде всего учитываем специфику исторически сформированной среды. Город, активно стремящийся к интеграции в пространство Запада, остается как никогда русским центром современного искусства, в котором изысканно-графическая ситуация, уходящая своими корнями в ми-рискусническую стихию стилизованных, афористичных образов, продолжает жить и развиваться в современных системах. С другой стороны наблюдается полноценный обменный процесс, в котором оперативным полем деятельности современного петербургского художника становится единое мировое пространство. Организаторы биеннале учли сложившуюся ситуацию и

создали структуру, отвечающую как внутренним, так и внешним требованиям времени, тем более что мощная графическая традиция Петербурга требовала не просто выставок графики, а событийного масштабного проекта. Таким проектом стала

Международная биеннале графики в Санкт-

2

Петербурге , а в дальнейшем и Фестиваль

1 3

графического искусства .

На фоне разнообразных выставочных проектов петербургскую биеннале отличает ряд индивидуальных особенностей:

1) универсальный подход к подбору материала. Во избежание споров о том, что можно отнести к живописи, а что к графике, организаторы поставили четкую установку отбора произведений для участия в конкурсе - все работьг должны быть выполнены на бумажном носителе. Таким образом, произведение, выполненное маслом или любым другим материалом на бумаге, является графическим произведением. Конечно, такое определение графики является условным, но оно дает возможность конкретизировать ситуацию для всех участников выставки;

2) была поставлена задача, как можно шире показать современный графический

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

диапазон. Из всех видов изобразительного искусства именно графическое развивается динамично, используя новейшие технологии; здесь и компьютерные программы, и фотоэксперимент, а также ультрасовременные виды печати и совмещения технологий.

Поэтому Биеннале графики имеет большой „4

диапазон номинаций конкурсной части выставки, а также различные внеконкурсные раздельг;

3) выставка интернациональна" и имеет независимую основу. Организаторьг сознательно не ставят каких-либо акцентов (предпочтение того или иного направления в искусстве, вьгделение петербургских или иностранных художников и пр.), все участники поставлены в равные условия и име-

6

ют одинаковые права ;

4) уникальная форма консолидации и партнерских взаимоотношений с аналогичными организациями. По ряду вопросов произошло объединение с Международной краковской триеннале печатной графики, Междунар одным фестивалем искусств «Мастер-класс». Данная стратегия позволила создать живую развивающуюся форму презентации, мобильно реагирующую на любые изменения условий нашей действительности и позволяющую показать срез современного графического искусства. Более того, чтобы закрепить ситуацию и выявить определенньге тенденции направленности графического искусства, его развития в настоящее время, необходимо создать новую форму презентации графики.

Такой формой стал Международный фестиваль графического искусства как открытая площадка современной графической лаборатории. Фестиваль имеет свои отличия от биеннале графики:

1) в противоположность биеннале фестиваль не является глобальной по своему масштабу формой показа графического искусства, скорее, наоборот, он закрепляет и выявляет яркие достижения и открытия биеннале, аналитически продолжая работу выставки. Поэтому состав и программа Фе-

стиваля формируется сразу после проведения Биеннале, в основном на кура горских проектах;

2) помимо профессиошигьиых выставочных площадей фестиваль расширяет свое

культурное пространство и привлекает до-

7

полнительного зрителя ;

3) помимо пресс-конференций, встреч, мастер-классов и круглых столов, ставших неотъемлемой частью биеннале, равноправной частью Фестиваля графики стали музыкальные, театральные и поэтические выступления. Здесь хотелось бьг отметить, что музыкально-театральная программа в данной ситуации является не сопровождением или дополнением к выставочным проектам, а самостоятельным полноправным элементом Фестиваля.

Связь биеннале - фестиваль стала основой формирования нового культурного пространства, при этом такой тандем позволил выработать определенную стратегию, направленную на выявление живого действительного процесса современной графической ситуации.

Так, например, яркой составляющей частьго Биеннале 2006 г. явится раздел Международной краковской триеннале печатной графики « Еврографик Краков Санкт-Петербург, 2006 мост интеграции европейской культуры»8. Объединение двух графических структур, обмен художественными идеями и показ новых форм и технологий-все это стало настоящим открытием для петербургского зрителя. Как продолжение этой темы в программу Графического фестиваля вошла персональная выставка польского художника, профессора По-знаньской академии художеств Петра Шу-река, предоставленная Генеральным консульством Республики Польша в Санкт-Петербурге и выставка «Арт-мост "Петербург . Краков"» с работами петербургских мастеров Александра Кондурова, Людмилы Ковалевой-Кондуровой, Надежды Ан-фаловой, посвященными польской культуре. В дальнейшем более объемная по коли-

честву участников и разнообразию графических направлений выставка «Еврогра-фик Санкт-Петербург - -Краков: печатная графика петербургских художников» была представлена в рамках государственной программы Дни Санкт-Петербурга в Кракове.

Другим открытием Биеннале 2006 г. стал целый комплекс израильского графического искусства, совершенно справедливо „ _ 10

отмеченный Жюри конкурсной части выставки, и в рамках третьего фестиваля была представлена наиболее характерная графическая ситуация Израиля - от школы детской печатной графики, студентов Академии искусств Бецалель до работ сложившихся и известных мастеров" .

Характерной и устоявшейся особенностью Фестиваля, помимо международ-

ных обменных проектов, стал конкурсный .. 12 раздел « Мастер и ученик» с привлечением ведущих графических кафедр Петербурга, вузов России и зарубежных стран. Таким образом, выборочный показ не только определенных мастеров, ярких направлений, но и анализ сегодняшней школы, выявление современной специфики позволяет Фестивалю наиболее полно раскрыть ситуацию, происходящую в мире графики. Можно сказать, что проекты Биеннале и Фестиваля графического искусства стали единым « организмом», созданным доя поддержки культуры в жестких финансово-экономических условиях современного рынка, не преследуя коммерческих целей и не извлекая прибыли, формируя новую ответственность за создание новых ценностных критериев.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Организатором выступает Фонд развития графики « Современная графика». Основан в 2003 г. по инициативе Олега Яхнина в развитие его идеи проведения Международной биеннале графики в Санкт-Петербурге. Президент фонда - Евгения Федина. За время существования организации осуществлено 20 крупных выставочных проектов на различных выставочных площадях города, а также выездные акции в городах России и за рубежом.

Международная биеннале графики в Санкт-Петербурге существует с 2002 г. Биеннале проходила на выставочных площадях Союза художников, в Центральном выставочном зале « Манеж» и других городских площадях. Автор проекта биеннале - Олег Яхнин.

Международный фестиваль графического искусства ежегодно проходит с 2005 г. Состоялось три фестиваля на выставочных площадях Союза художников, Творческого союза художников, межрайонной Централизованной библиотечной системы им. М. Ю. Лермонтова, а также галереях Арт-подвал «Бродячая собака», «Форум», Центре искусств им. Дягилева.

4

Биеннале 2006 г. содержала 9 номинаций: станковая, печатная, малая печатная и экслибрис, иллюстрация, авторская книга, фото, каллиграфия, бумага и бумажные объекты, детская (малая) биеннале.

В проекте принимало участие около 200 авторов из городов России, 300 авторов из Санкт-Петербурга и более 30 стран мира.

Каждый участник конкурсной части выставки может предоставить 3 работы, выполненные на бумажном носителе, датируемые последними 3 годами.

Фестивальные экспозиции размещены на 10 площадках Централизованной библиотечной системы им. М. Ю. Лермонтова.

Организацией Краковской Триеннале печатной графики было предоставлено более 300 произведений от 100 авторов.

В проекте были показаны произведения художников: Анатолия Васильева, Анастасии Зыкиной, Александра Кондурова, Александра Лыткина, Валентина Герасименко, Валерия Мишина, Виталия Окуня, Евгении Фединой-Пенкрат, Надежды Анфаловой, Юрия Штапакова, Юрия Жарких, Олега Яхнина.

Лауреатом первой премии по номинации «Печатная графика» стал художник Илья Богданов-ский (Израиль).

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

11 На выставочных площадях Творческогосоюза художников состоялась выставка-проект Арт-мост «Иерусалим Петербург», в которой приняло участие 18 израильских авторов и 12 петербургских.

12 В этой программе фестиваля приняли участие графические кафедры вузов: Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (СПб), Института декоративно-прикладного искусства (СПб), Северо-Западного института печати (СПб), Академии искусств Бецалель (Израиль), Красноярского художественного института им. Сурикова, Красноярского педагогического университета им. Астафьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.