Научная статья на тему 'Особенности процесса восстановления юных баскетболистов после физических нагрузок'

Особенности процесса восстановления юных баскетболистов после физических нагрузок Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1284
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / ЮНЫЙ БАСКЕТБОЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Овчинников Владимир Павлович, Василевский Дмитрий Константинович, Посошков Игорь Дмитриевич, Мордвинова Юлия Борисовна, Никитина Елена Сергеевна

Рассматриваются основные проблемы адаптации юных баскетболистов к тренировочным нагрузкам. Анализируются наиболее доступные в спортивной практике способы направленного воздействия на состояние организма баскетболистов, такие как медико-биологические, психологические и традиционные средства педагогического воздействия. На основе проведенного анализа научной и научно-методической литературы доказывается, что вопрос о снятии утомления и восстановлении функций организма спортсменов в процессе и после тяжелых физических нагрузок в настоящее время требует дальнейшего изучения. Сформулированы предложения, направленные на разработку комплексной программы, восстановления юных баскетболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Овчинников Владимир Павлович, Василевский Дмитрий Константинович, Посошков Игорь Дмитриевич, Мордвинова Юлия Борисовна, Никитина Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the recovery process of young basketball players after physical activity

The article discusses the main problems of adaptation of the young basketball players to training loads. It analyzed the most accessible in sports practice methods of the directed influence on the body condition of the players, such as biomedical, psychological, and traditional means of the pedagogical influence. On the basis of the analysis of the scientific and scientific-methodical literature it has been proved that the question of removal of the fatigue and recovery of the athletes during and after the strenuous exercise requires currently the further study. The proposals to develop the comprehensive program of recovery of the young basketball players have been formulated.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса восстановления юных баскетболистов после физических нагрузок»

knowledge engineering and data bases (pp. 93-97). World Scientific and Engineering Academy and Society (WSEAS).

8. Novatchkov, H., & Baca, A. (2013). Artificial intelligence in sports on the example of weight training. Journal of sports science & medicine, 12(1), - P. 27-37.

9. Papic, V., Rogulj, N., & Plestina, V. (2011). Expert system for identification of sport talents: Idea, implementation and results. INTECH Open Access Publisher. -http://cdn.intechopen.com/pdfs721253.pdf

10. Lu, W. L., Ting, J. A., Little, J. J., & Murphy, K. P. (2013). Learning to track and identify players from broadcast sports videos. IEEE transactions on pattern analysis and machine intelligence, 35(7), 1704-1716.

11. Fister, I., Rauter, S., Yang, X. S., & Ljubic, K. (2015). Planning the sports training sessions with the bat algorithm. Neurocomputing, 149, 993-1002.

12. Wang, J., Chen, R., Sun, X., She, M. F., & Wu, Y. (2011). Recognizing human daily activities from accelerometer signal. Procedia Engineering, 15, 1780-1786.

13. Siirtola, P., & Roning, J. (2012). Recognizing human activities user-independently on smartphones based on accelerometer data. IJIMAI, 1(5), 38-45.

14. Taylor, K., Abdulla, U. A., Helmer, R. J., Lee, J., & Blanchonette, I. (2011). Activity classification with smart phones for sports activities. Procedia Engineering, 13, 428-433.

15. Düking, P., Hotho, A., Holmberg, H. C., Fuss, F. K., & Sperlich, B. (2016). Comparison of Non-Invasive Individual Monitoring of the Training and Health of Athletes with Commercially Available Wearable Technologies. Frontiers in physiology, 7. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4783417/ pdffphys-07-00071.pdf

16. Baca, A., Kornfeind, P., Preuschl, E., Bichler, S., Tampier, M., & Novatchkov, H. (2010). A server-based mobile coaching system. Sensors, 10(12), 10640-10662.

17. Vales-Alonso, J., López-Matencio, P., Gonzalez-Castaño, F. J., Navarro-Hellín, H., Baños-Guirao, P. J., Pérez-Martínez, F. J., ... & Duro-Fernández, R. (2010). Ambient intelligence systems for personalized sport training. Sensors, 10(3), 2359-2385.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.09.2016

УДК 796.323.2

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

Владимир Павлович Овчинников, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург; Дмитрий Константинович Василевский, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (ЛГУ им. А. С. Пушкина), Санкт-Петербург; Игорь Дмитриевич Посошков, кандидат экономических наук, доцент, Юлия Борисовна Мордвинова, старший преподаватель,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПб ГЭУ), Санкт-Петербург; Елена Сергеевна Никитина, старший преподаватель, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург

Аннотация

Рассматриваются основные проблемы адаптации юных баскетболистов к тренировочным нагрузкам. Анализируются наиболее доступные в спортивной практике способы направленного воздействия на состояние организма баскетболистов, такие как медико-биологические, психологические и традиционные средства педагогического воздействия. На основе проведенного анализа научной и научно-методической литературы доказывается, что вопрос о снятии утомления и восстановлении функций организма спортсменов в процессе и после тяжелых физических нагрузок в настоящее время требует дальнейшего изучения. Сформулированы предложения, направленные на

разработку комплексной программы, восстановления юных баскетболистов.

Ключевые слова: адаптация, восстановление, тренировочная нагрузка, юный баскетболист.

FEATURES OF THE RECOVERY PROCESS OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS

AFTER PHYSICAL ACTIVITY

Vladimir Pavlovich Ovchinnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Dmitry Konstantinovich Va-silevskiy, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg; Igor Dmitrievich Pososhkov, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Julia Borisovna Mordvinova, the senior teacher, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg; Elena Sergeevna Nikitina, the senior teacher, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the main problems of adaptation of the young basketball players to training loads. It analyzed the most accessible in sports practice methods of the directed influence on the body condition of the players, such as biomedical, psychological, and traditional means of the pedagogical influence. On the basis of the analysis of the scientific and scientific-methodical literature it has been proved that the question of removal of the fatigue and recovery of the athletes during and after the strenuous exercise requires currently the further study. The proposals to develop the comprehensive program of recovery of the young basketball players have been formulated.

Keywords: adaptation, recovery, training load, young basketball player.

Формирование понимания процессов адаптации в физиологии связано с именами отечественных ученых И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского.

В Большой советской энциклопедии дается следующее определение: "адаптация" (от лат. adaptatic - прилаживание, приспособление...) - процесс приспособления строения и функций организма (особи, популяции видов) и их органов в условиях среды. Под физиологической "адаптацией" понимается совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающей среды и направленная на сохранение относительного постоянства его внутренней среды - гомеостаза.

Тренировочная нагрузка, как правило, определяется пятью основными факторами: координационной структурой применяемых упражнений, их интенсивностью, их длительностью, условиями чередования упражнений с отдыхом, количеством повторений упражнений. При правильном в методическом отношении сочетании этих факторов происходят благоприятные изменения в организме спортсмена, то есть эффективно формируется долговременная адаптация.

Под напряженностью процесса адаптации следует понимать степень изменения функциональных показателей состояния организма спортсмена под действием тренировочных нагрузок, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения относительно исходных и нормальных величин. По данным ряда авторов, такое сочетание, считается промежуточным звеном между срочными адаптивными реакциями и долговременной адаптацией и называется кратковременной адаптацией [7, 9].

Кратковременная адаптация характеризуется нестабильностью уровня устойчивого функционирования систем организма после тренировочных нагрузок в рамках одного или нескольких микроциклов и носит фазовый характер. Кратковременная адаптация в период оптимального приспособления в течение наблюдаемого времени повышается за счет координации приспособительных реакций, которые принимают вид устойчивого состояния, что позволяет спортсмену на более высоком уровне переносить тренировочные нагрузки. Период оптимального приспособления, как правило, характеризуется снижением напряженности организма. Поэтому напряженность процесса адаптации (срочной и

кратковременной в формировании долговременной адаптации) является важным критерием воздействия нагрузки на организм спортсмена [3, 6, 10].

Учитывая степень напряженности кратковременной адаптации в тренировках микро-, мезо- и макроциклов, можно избежать отрицательных влияний на здоровье спортсмена и на более высоком уровне управлять развитием физических качеств. Наибольшие сдвиги в показателях функциональных систем и понижение работоспособности тем больше, чем больше количество интенсивных тренировочных нагрузок. Слишком значительные сдвиги при работе различной интенсивности, особенно умеренной, равно как и дискоординация функциональных систем, невыгодны для организма и всегда служат признаком неадекватного приспособления, а значит, и недостаточно высокой тренированности [2, 5]. Следовательно, степень напряженности адаптации функциональных систем играет большую роль в обеспечении мышечной деятельности, в связи, с чем приобретает актуальность вопрос эффективности использования для повышения кратковременной адаптации не только педагогических, но и нетрадиционных средств с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.

Степень напряженности адаптации организмов спортсменов должна рассматриваться с позиции изменения показателей механизмов приспособления, стандартной дополнительной нагрузки до и после тренировочных занятий.

Среди различных способов направленного воздействия на состояние организма человека наиболее доступными в спортивной практике являются медико-биологические, психологические и постоянно используемые традиционные средства педагогического воздействия [1].

Нагрузка и восстановление - взаимосвязанные стороны единого педагогического процесса. Это положение определяет необходимость планирования восстановительных мероприятий в структуре тренировочного процесса так же, как и сами тренировочные воздействия.

К педагогическим средствам восстановления относятся: рациональное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки; введение дней профилактического отдыха; восстановительные тренировки и сборы; активный отдых и упражнения на расслабление мышц в ходе занятия; варьирование и волнообразность нагрузок, объемов; интенсивность нагрузки; продолжительность пауз между упражнениями; число повторений; использование переключения; сочетание специфических и неспецифических упражнений; рациональное построение вводной и заключительной частей занятия; создание должного эмоционального фона и др. В сущности, это способствует быстрейшему процессу адаптации спортсмена средствами самой тренировки [4].

К психологическим следует отнести те средства, действия которых направлены, главным образом на регуляцию психических состояний специальными приемами: психорегуляцией, аутогенной тренировкой, психомышечной тренировкой и др.

Регуляции каждого неблагоприятного психологического состояния (тревожность, монотония, фрустрация, расстройство планов, предстартовое возбуждение и др.) должна соответствовать определенная методика. Однако переживание спортсменов - лишь один из видов состояния, которое не всегда может отражать "глубинные" изменения, такие, как возбудимость и лабильность нервных центров, динамическое равновесие между процессами возбуждения и торможения, координация вегетативных и двигательных систем на фоне изменения после работы [8]. Таким образом, анализ научной и научно-методической литературы показал возможности совершенствования учебно-тренировочного процесса баскетболистов. Проблемы снятия утомления и восстановления функциональных систем организма юных баскетболистов в процессе и после напряженных физических нагрузок в настоящее время являются актуальными.

Во время соревновательной деятельности в условиях психического стресса происходит перераспределение функциональных возможностей - поддержание или повышение

психических показателей, наиболее значимых для достижения поставленной цели. Одним из таких показателей психологи выделяют психическую выносливость спортсмена, которую определяют, как способность его психофизиологической системы успешно справляться с большими физическим нагрузками во время тренировок и соревнований, способность поддерживать необходимое равновесие в этой системе и сохранять при этом стабильность спортивных результатов.

Однако в теории и практике спортивной тренировки по баскетболу недостаточно научно обоснованных рекомендаций по внедрению программ, включающих педагогические и психофизиологические средства, направленные на оптимизацию процесса адаптации баскетболистов к высоким тренировочным и соревновательным нагрузкам при переходе в группы спортивного совершенствования [11]. Поэтому нами было выдвинуто предположение о необходимости оптимизации апробированных в других видах спорта средств и методов, направленных на стабилизацию психоэмоциональной сферы и восстановление функциональных систем организма молодых спортсменов после интенсивных физических нагрузок. Наиболее эффективными и апробированными в практике спортивной тренировки, на наш взгляд, являются следующие средства восстановления: дыхательные упражнения направленного воздействия, аутотренинг, элементы йоги. Поэтому задачей нашего исследования явилась разработка и экспериментальное обоснование комплексной программы, гармонично сочетающей вышеуказанные средства и методы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленская, Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста : учебное пособие / Т.Е. Виленская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 256 с.

2. Иванченко, В.А. Натуральная медицина / В.А. Иванченко. - Саранск : Красный Октябрь, 1999. - 292 с.

3. Крутиков, А.В. Использование сопряженного метода в подготовке юных баскетболистов 11-13 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Крутиков А.В. - Минск, 1992. - 24 с.

4. Крюкова, Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация : монография / Е.А. Крюкова. - Волгоград : [б. и.], 1999. - 124 с.

5. Кучкин, С.Н. Методы исследования в возрастной физиологии физических упражнений и спорта / С.Н. Кучкин, В.М. Ченегин. - Волгоград : [б. и.], 1998. - 86 с.

6. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.

7. Пустозеров, А.И. Курс лекций по физиологии физических упражнений и спорта / А.И. Пустозеров. - Челябинск, 2008. - 56 с.

8. Ратов, И.П. Двигательные возможности человека : нетрадиционные методы их развития и восстановления / И.П. Ратов. - Минск : Минсктиппроект, 1994. - 116 с.

9. Сентябрев, Н.Н. Направленная релаксация организма при напряженной мышечной деятельности человека : монография / Н.Н. Сентябрев. - Волгоград : [б. и.], 2004. - 142 с.

10. Спортивные игры: правила, тактика, техника / Серия «Высшее профессиональное образование».; под общ. ред. Е.В. Конеевой. - Ростов-на-Дону. : Феникс, 2004. - 448 с.

11. Тиунова, О.В. Соотношение объёмов физических нагрузок различной интенсивности в занятиях с мужчинами среднего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тиунова О.В. - М., 1994. - 22 с.

REFERENCES

1. Vilensky, I.E. (2006), Physical education of primary school-age children, Phoenix, Rostov-

on-Don.

2. Ivanchenko, V.A. (1999), Natural medicine, Red October, Saransk.

3. Krutikov, V.A. (1992), Use of the conjugate method in the preparation of young basketball players 11-13 years, dissertation, Minsk.

4. Kryukova, E.A. (1999), Personality-developing educational technologies: the nature, design, realization: monograph, Volgograd.

5. Kuchkin, S.N. and Senegin V.M. (1998), Research methods in physiology of physical exercises and sports, Volgograd.

6. Ozolin, N.G. (1970), The modern system of sports training, Physical culture and sport, Moscow.

7. Pustogarov, A. I. (2008), Course of lectures on the physiology of exercise and sport, Chelyabinsk.

8. Ratov, I.P. (1994), Motor abilities of a person: Unconventional methods of their development and recovery, Minsktipproekt, Minsk.

9. Sentyabrev, N.N. (2004), Guided relaxation of the body during strenuous muscular activities of man, monograph, Volgograd.

10. Ed. Koneeva, E.V. (2004), Sports and games: the rules, the tactics, the technique, Series is "Higher vocational education", Phoenix, Rostov-on-Don.

11. Tiunova, O. V. (1994), Ratio of the amounts ofphysical activity in the classroom with middle-aged men, dissertation, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.09.2016

УДК 796.011

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ),

Пермь

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы по формированию физкультурно-спортивных компетенций на занятиях физической культуры со студентами вуза с использование функциональной музыки.

Ключевые слова: компетенции, физическая культура, аутогенная тренировка, функциональная музыка.

USE OF FUNCTIONAL MUSIC WHEN FORMING THE PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS COMPETENCES

Anatoly Aleksandrovich Opletin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm National Research Polytechnical University, Perm

Annotation

The article considers the questions of formation of the physical culture and sports competences during the occupations by the physical culture with the students of higher education institution with application of the functional music.

Keywords: competences, physical culture, autogenic training, functional music.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из проблем российского образования в условиях компетентностного подхода выявлено существенное снижение уровня физического, психического, нравственного здоровья студентов, и несформированность предметных и меж предметных компетенций в этой области знаний [1, 2, 3, 5, 6, 10]. Увеличился рост числа заболеваний, на фоне снижения интереса к занятиям физической культуры (Балышева Н.В., 2010; Макеева В.С., 2016; Оплетин А.А., 2010-2016; Паначев В.Д.,2011, Пономарев Г.Н., 2003.; Зеленин Л.А.,2016; Горбунова О.В., 2008. и др.) [1, 8, 11]. Физическая культура не стоит на месте разрабатывает новые подходы, технологии (Лубышева Л.И. 2016; Григорьев В.И., 2012; Макеева В.С., 2016; Оплетин А.А., 2010-2016; Зеленин Л.А.2010-2016; В.А. Чистяков и др.) [2, 4, 12] идёт модернизация традиционных методов ФК (Бальсевич В.К., 2010; Лу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.