Научная статья на тему 'Особенности процесса социализации детей младшего возраста в условиях центра обучения и развития детей'

Особенности процесса социализации детей младшего возраста в условиях центра обучения и развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1148
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЦЕНТРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садилова Оксана Павловна, Коновалова Галина Михайловна, Бородина Наталия Валерьевна

Исследование посвящено изучению актуальной проблемы развития личности детей дошкольного возраста на этапе подготовки к обучению в школе в условиях центра обучения и развития детей на базе Сочинского государственного университета. Цель исследования изучить особенности процесса социализации детей, разработать программу психологопедагогической поддержки детей на этапе социальной адлаптации в условиях центра обучения и развития детей на базе ФГБОУ ВО «СГУ». Введение: актуальность исследования связана с текущими изменения в практике обучения и воспитания дошкольников и младших школьников в условиях введения ФГОС. Сущность исследования:Социализация процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни. В этой связи цель социализации формирование личностных качеств ребенка и социального поведения. Социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации или приспособления. В основе процесса социализации лежит механизм идентификации, который является необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов должна представлять механизм научения. Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие. Тогда возникает необходимость раскрыть особенности и специфику процесса социализации ребенка младшего возраста. Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. «Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности» (С.А. Козлова)[2, 3, 5, 10, 13]. На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития» (Д.И. Фельдштейн) [4, 7, 8]. Следует отметить положения концепции В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Усовой и др., которые отмечают, что ребенок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире [11]. В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной гендерной социализации личности ребенка в условиях детских образовательных учреждений. Возможности центра обучения и развития детей на базе ФГБОУ ВО «СГУ»: Детское образовательное учреждение в процессе социализации выступает следующим после семьи значимымсоциальным институтом.Воспитание, обучение, развитие относят к формам социализации личности, как управляемые и целенаправленные процессы социализации.В образовательномучреждении присутствуют профессиональные социализаторы (педагоги, студенты будущие учителя на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садилова Оксана Павловна, Коновалова Галина Михайловна, Бородина Наталия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса социализации детей младшего возраста в условиях центра обучения и развития детей»

Особенности процесса социализации детей младшего возраста в условиях центра

обучения и развития детей

Садилова Оксана Павловна, Коновалова Галина Михайловна, Бородина Наталия Валерьевна

ФГБОУ ВО "Сочинский государственный университет"

Ключевые слова:

Социализация детей в условиях детского центра

Аннотация: исследование посвящено изучению актуальной проблемы развития личности детей дошкольного возраста на этапе подготовки к обучению в школе в условиях центра обучения и развития детей на базе Сочинского государственного университета. Цель исследования -изучить особенности процесса социализации детей, разработать программу психолого-педагогической поддержки детей на этапе социальной адлаптации в условиях центра обучения и развития детей на базе ФГБОУ ВО «СГУ». Введение: актуальность исследования связана с текущими изменения в практике обучения и воспитания дошкольников и младших школьников в условиях введения ФГОС. Сущность исследования:Социализация - процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми - личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни. В этой связи цель социализации - формирование личностных качеств ребенка и социального поведения. Социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации или приспособления. В основе процесса социализации лежит механизм идентификации, который является необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов должна представлять механизм научения. Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие. Тогда возникает необходимость раскрыть особенности и специфику процесса социализации ребенка младшего возраста. Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. «Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности» (С.А. Козлова)[2, 3, 5, 10, 13]. На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития» (Д.И. Фельдштейн) [4, 7, 8]. Следует отметить положения концепции В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Усовой и др., которые отмечают, что ребенок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире [11]. В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной гендерной социализации личности ребенка в условиях детских образовательных учреждений. Возможности центра обучения и развития детей на базе ФГБОУ ВО «СГУ»: Детское образовательное учреждение в процессе социализации выступает следующим после семьи значимымсоциальным институтом.Воспитание, обучение, развитие относят к формам

социализации личности, как управляемые и целенаправленные процессы социализации.В образовательномучреждении присутствуют профессиональные социализаторы (педагоги, студенты - будущие учителя начальных классов, социальные педагоги и психологи), характер отношений с которыми не может сравниваться с отношениями в семье. На базе ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» создан центр развития и образования детей, который в силу своей специфики направлен на решение задач подготовки к школьному обучению, в том числе, социализации детей младшего возраста. Организация работы центра предполагает такие направления работы, как развивающие занятия с детьми, консультации для родителей, психолого-педагогическая диагностика детей, помощь в подготовке домашних заданий и др. Одним из направлений работы является проведение практических занятий студентами, реализация программам дополнительного профессионального образования, занятий по формированию творческих умений. Занятия с детьми будут осуществлять квалифицированные педагоги, кандидаты наук, практикующие учителя, а также студенты в рамках учебной практики. Организация процесса по обеспечению предшкольной подготовки детей строится по образовательным маршрутам, утвержденным Министерством образования в соответствии с действующим ФГОС. При этом в процессе работы у студентов существует возможность не только погрузиться в реальную профессиональную деятельность учителя, но и спроектировать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты для детей по отдельным блокам (например, творчество). Следовательно, появляется возможность обеспечить развитие индивидуальных творческих способностей детей и повысить уровень их социальной, коммуникативной компетентности как основы успешной социализации личности в данный возрастной период. Планируемые результаты: Таким образом, центр образования и развития детей обладает значительным потенциалом для решения задач и организации педагогического процесса с детьми, профессиональной подготовки студентов, обеспечение преемственности социальных институтов в аспекте развития социальной адаптации детей. Задачей работы центра в аспекте социализации является формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, способной к самореализации, установлению контактов со сверстниками и взрослыми, развитие положительного отношения к миру, обществу, самому себе. Следует отметить, что в детском возрасте социализация предполагает социальную адаптацию к новым условиям, отношениям, новым видам деятельности ребенка, в связи с чем адаптационный период является важной составляющей предшкольной подготовки. При неблагоприятном протекании возможно нарушение процесса формирования Я-концепции, как следствие - дезадаптация детей. Другой важной составляющей процесса социализации является установление взаимосвязи с родителями, семьей. В семье приобретается первый опыт отношений между людьми, формируются привязанности, определяющие эмоциональное благополучие детей, уровень самооценки, развиваются социальные, нравственные, коммуникативные, качества, складывается модель социального поведения, которая может стать устойчивой в процессе дальнейшего взросления. Вывод: Следовательно, организуя взаимодействие образовательного учреждения и семьи можно повысить уровень социальной адаптации детей. От положительного результата будет зависеть и психологическая комфортность, и готовность к обучению в школе, и эмоционально-волевая составляющая поведения ребенка в различных ситуациях. Следует отметить, что настоящее исследование продолжается, проведен только первый этап: организация работы центра; описание результатов диагностики и образовательных маршрутов будет представлено в следующих материалах.

Список литературы:

1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. - М.: ВЦНИИ «Школа и педагогика», 1986. - 861 с.

2. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.

3. Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.

4. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. -Издательство: "Айрис-пресс", 2009. - 208 с.

5. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. - 230 с.

6. А.В. Петровский Психология. - М., 1999. - 376 с.

7. Пятница Т.В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. - 67 с.

8. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: "АРКТИ", 2006. - 88 с.

9. Луков, В.А., Лукова, Е.Е. О теории социализации Франклина Гиддингса. -//Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» № 3. - 2014. [Электронный ресурс]: http://www.zpu-journal.ru/

10. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка /Под ред. Г.В. Бурменская. -М., 2006.

11. Г.И. Царегородцева Философские проблемы теории адаптации. - М., 1975. - 182 с.

12. Д.Б. Эльконин Психология игры. - М., 2003. - 467 с.

13. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.