Научная статья на тему 'Особенности процесса порождения иноязычного письменного высказывания как творческого процесса'

Особенности процесса порождения иноязычного письменного высказывания как творческого процесса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1537
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ПИСЬМЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макарова Ю.А.

В представленной статье рассматривается порождение иноязычного письменного высказывания как творческий процесс. Анализируется внутренняя структура письменной речевой деятельности с точки зрения психологии, лингвистики и методики. Обозначаются отличия процессов порождения письменного и устного высказываний. Сопоставляются фазы творческого процесса с фазами иноязычной письменной речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса порождения иноязычного письменного высказывания как творческого процесса»

достигнутый уровень, на втором курсе совершенствуется навык диалогической речи, где материал позволяет продуцировать, например, диалог-интервью на материале текстов по специальности. Студентам уже легче «встроить» заданную ситуативную модель в контекст порождаемого ими высказывания не только на уровне пары реплик ответ — вопрос, но и при более или менее обширном обмене информацией по заданной теме.

Лексико-грамматический материал активизируется в диалоге с большей эффективностью, чем в простых вопросно-ответных упражнениях. Включение в учебный материал образцов диалогической речи наряду с монологической дает положительный эффект в изучении иностранного языка как средства коммуникации, интенсифицирует учебный процесс, повышает уровень мотивации. Положительные эмоции, возникающие в процессе общения, способствуют высвобождению творческих резервов личности, что позволяет сделать изучение иностранного языка более интересным и насыщенным. Список использованной литературы:

1. Ламина Л.В. Организация занятий по взаимосвязанному обучению видам речевой деятельности // Актуальные проблемы перестройки учебного процесса в вузе. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. С. 120-123

2. Малкова Ю.Л. Иностранный язык в техническом вузе: новый уровень качества // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные нау- ки». 2013. Том 4. Вып. 3. С. 224-227

3. Щеглова Т.В. Активизация познавательной самостоятельности студентов при обучении диалогической речи // Интенсификация учебного процесса в вузе. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. С. 69-75

© Лупиногина Ю. А., 2016

УДК 801.82:81 373.4

Ю.А. Макарова

старший преподаватель Факультет гуманитарного образования Новосибирский государственный технический университет г. Новосибирск, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОРОЖДЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ПИСЬМЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАК ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В представленной статье рассматривается порождение иноязычного письменного высказывания как творческий процесс. Анализируется внутренняя структура письменной речевой деятельности с точки зрения психологии, лингвистики и методики. Обозначаются отличия процессов порождения письменного и устного высказываний. Сопоставляются фазы творческого процесса с фазами иноязычной письменной речевой деятельности.

Ключевые слова

Иноязычное письменное высказывание, речевое творчество, процесс порождения речи.

Речь - это, безусловно, творчество, на что в своих работах указывают многие исследователи (А.П. Бабенко, Б.В. Беляев и др.). Так, Б.В. Беляев подчеркивал творческий характер речи: «Речь - это всегда творческая деятельность. (...) Речь почти всегда характеризуется новизной, почти всегда оказывается беспрецедентной и уникальной, т. е. такой, какой она не была раньше и не будет никогда потом. (... ) Речевое творчество осуществляется нами интуитивно, т. е. на основе чувства языка» [2, с. 62].

А.П. Бабенко рассматривал речь как творческую функцию человеческой психики, «которая выражается в соотнесении языковых знаков с соответствующим содержанием, обусловленным речевой ситуацией» [1, с. 5].

международный научный журнал «инновационная наука»

№2/2016

issn 2410-6070

Следовательно, мы вполне можем обозначить речь как креативный продукт, так как речь имеет аналогичные характеристики, которыми обладает креативный продукт: она разнообразна по своему внутреннему смыслу, а также по внешнему оформлению и всегда уникальна (ср. Беляев).

Мы считаем целесообразным рассмотреть внутреннюю структуру письменной речевой деятельности. Данное знание позволит нам осознанно управлять обучением данному виду речевой деятельности как творческой деятельности.

Итак, письменная речевая деятельность имеет определенную структурную организацию и предметное содержание, для нее характерны психологические механизмы, обусловленные функционированием памяти, мышления и восприятия. Рассмотрим процесс порождения письменного высказывания с точки зрения психологии, так как именно в данном процессе наиболее ярко проявляются особенности письменной речи.

Письменная речь, как и говорение, характеризуется трехуровневостью или трехфазностью своей структуры. Большинство исследователей указывает на идентичность фаз процесса порождения устного и письменного высказываний. Тем не менее, процесс порождения письменного высказывания обладает рядом особенностей. Согласно И.А. Зимней, процесс порождения речи включает в себя «мотивационно-побудительный, ориентировочно-исследовательский (аналитико-синтетический) и исполнительный уровни» [3, с. 76].

На мотивационно-побудительном уровне происходит взаимодействие потребностей, мотивов и цели речевого действия. Мотив проявляется в виде потребности сообщить какую-либо информацию, желания вступить в общение. У пишущего возникает замысел высказывания. Как подчеркивает И.А. Зимняя, на данном уровне основной задачей педагога является создание, поддержание и повышение внутренней мотивированности обучения иноязычной речевой деятельности [3, там же].

На ориентировочно-исследовательском уровне (смыслообразующий, формулирующий уровень) формируется и реализуется само высказывание. Это «уровень планирования, программирования и внутренней языковой организации предметного, содержательного плана речевой деятельности» [3, с. 77]. Происходит отбор необходимых для составления текста слов, средств и способов формулирования мысли; осуществляется грамматическое структурирование фраз и их трансформация. Весь речемыслительный процесс происходит во внутренней речи, которая является связующим звеном между намерением, внутренним планированием и развертыванием мысли.

А.А. Леонтьев подчеркивал, что на начальном этапе обучения иноязычной письменной речи перевод программы в форму осуществляется по следующей схеме: программа ^ высказывание на родном языке ^ высказывание на иностранном языке [7]. Мы убеждены в том, что задача педагога состоит в том, чтобы учить студентов даже с невысоким уровнем владения иностранным языком обходится без фазы «высказывание на родном языке». То есть процесс внутренней речи должен быть выстроен на изучаемом языке. При этом мы, безусловно, отдаем себе отчет в том, что на начальном этапе из-за бедности речи тексты будут состоять из простых фраз, кроме того, может пострадать образность речи. Однако со временем обозначенные нами проблемы исчезнут.

На исполнительном уровне происходит фиксация продукта письменной речевой деятельности -письменного текста. Этот уровень представляет собой сочетание действий оформления и умственных операций. Согласно И.А. Зимней, механизм действия оформления мысли в речи состоит из действия произношения (при устном высказывании), внутреннего структурного грамматического оформления, умственных операций сравнения, выбора, составления целого из частей, принятия решения и других операций [3, с. 78].

Ориентируясь на исследования процесса порождения речи, проводимые Н.И. Жинкином, Л.С. Выготским, А.Р. Лурией, К.А. Лазаренко разработала модель порождения письменного сообщения [6, с. 15]. Согласно данной модели, представленной на рисунке 1, порождение письменного сообщения осуществляется в целом в той же последовательности, что и любая речь:

Рисунок 1 - Алгоритм порождения письменного высказывания

На этапе реализации письменного сообщения, мы наблюдаем отличие последнего от устного сообщения: в устной речи этап реализации завершается производством звукового высказывания, а в письменной речи происходит графическая фиксация письменного продукта (т.е. текста) с соблюдением правил орфографии под зрительно-слуховым и двигательным контролем. Учитывая, что письменная речь является более сложным видом речевой деятельности, по сравнению с устной, то, принимая решение изложить мысли именно в письменной форме, необходимо иметь более веские цели, мотив и внутреннюю установку.

Рассмотрев процесс создания письменного высказывания с точки зрения психологии, обратимся к его структуре с точки зрения лингвистики и методики. Согласно T. Hedge, данный процесс состоит из следующих фаз, представленных в упрощенном виде [10, с. 46]:

мотивация к производству текста; определение его приблизительного содержания; планирование;

написание отдельных мыслей по содержанию; написание целого варианта письменного текста; проверка, перепланировка и переработка первоначального варианта; редактирование и подготовка к публикации конечного варианта текста.

Процесс создания письменного высказывания не является линейным. T. Hedge указывает на то, что он представляет собой деятельность автора в движении между фазами составления варианта текста, его проверки при постоянном перепланировании [10, там же]. В процессе создания письменного высказывания происходит постоянное чередование процессов, относящихся к различным этапам его порождения. Например, уже на стадии планирования высказывания автор может делать какие-либо записи, которые способствуют определению главной мысли и содержания будущего высказывания.

Условно процесс порождения письменного высказывания можно представить состоящим из трех основных этапов: программирование, реализация и контроль. На рисунке 2 мы видим графическое изображение данного процесса, представленное Н.Г. Кизриной [4, с. 45]:

Данное графическое изображение показывает взаимосвязь этапов процесса порождения письменного высказывания и дает нам понять, что этот процесс является нелинейным (ср. Т. Hedge).

Первый этап (программирование) включает в себя принятие проблемы, определение замысла высказывания, планирование, выбор стиля и формы. На втором этапе (реализация) происходит структурно-

Рисунок 2 - Основные этапы процесса порождения письменного высказывания

международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070

семантическое и формально-языковое оформление текста. И, наконец, на третьем этапе (контроль) осуществляется контроль письменного высказывания.

Рассмотрим каждый из указанных выше этапов процесса порождения письменного высказывания подробнее.

На этапе программирования происходит выстраивание внутриречевой схемы высказывания: постановка цели, формулировка проблемы, осознание мотива для решения проблемы. Затем анализируются разные идеи решения проблемы, происходит отбор и анализ имеющейся информации, возникает замысел будущего высказывания. В отличие от устной речи, где умственные операции происходят на исполнительном уровне (модель И.А. Зимней), в письменной речи данные операции осуществляются уже на уровне программирования внутреннеречевой схемы высказывания (модель К.А. Лазаренко). Согласно К.А. Лазаренко, «этап программы требует от пишущего владения логическими операциями обработки материала» (анализ, обобщение представлений и понятий, переход от частного к общему и от общего к частному, сравнение и сопоставление, выделение главного, предположение, аналогия, умозаключение и др.) [6, с. 16].

Соответственно мы можем прийти к выводу, что уже на этапе программирования речевого высказывания следует развивать способность к анализу, синтезу, умение сравнивать, проводить аналогии, обобщения и классификации. Кроме того, на данном этапе проявляются следующие творческие способности личности: способность к обнаружению и постановке проблемы в традиционной ситуации, способность генерировать большое количество идей, способность мыслить ассоциациями.

На этапе реализации происходит структурно-семантическое и формально-языковое оформление текста, грамматикализация отобранных значений. Так осуществляется образование грамматической структуры предложения. Находясь в процессе поиска грамматической структуры и языковых средств, автор текста может неоднократно редактировать структуры и формы, изменяя и уточняя их.

Согласно К.А. Лазаренко, «индивидуальные особенности пишущего проявляются больше всего при составлении программы, семантическом поиске и грамматическом структурировании, что допускает вариативность логико-структурных и семантических средств выражения мысли» [6, с. 18].

Как указывает Н.Г. Кизрина, на лингвистическом уровне особенности письменной речи проявляются в ее структурной организации и содержательном плане высказывания [4, с. 46].

Совершенно очевидно, что при обучении иноязычной письменной речи следует обращать основное внимание на содержательную сторону письменного высказывания, так как порождение письменной речи идет от содержания (смысла) к языковым средствам его выражения.

Что касается структурной организации письменной речи, то необходимо указать на то, что письменный текст имеет четкую организацию, он тщательно спланирован в связи с наличием у автора достаточного количества времени для его переработки и совершенствования.

Говоря о содержательном плане высказывания, уместно привести характеристики плана содержания и выражения письменной речи, выделенные Л.Г. Кузьминой [5]:

- развернутость высказывания, т.е. полное, ясное, подробное разъяснение всех деталей в тексте;

- содержательная насыщенность, концентрация на передаче содержания;

- меньший в сравнении с таким же устным текстом объем высказывания;

- точность, языковая корректность, тщательный перебор синонимичных вариантов структур, выражений, слов, построений и т.д. в поисках наиболее адекватных, правильность речевой формы.

Важным элементом предметного содержания письменной речевой деятельности является продукт, выраженный в письменной форме. Любое высказывание есть творческий продукт, однако степень присутствия в нем творческих характеристик различна.

На этапе контроля происходят такие операции, как редактирование структуры и формы высказывания, языковых средств.

Таким образом, несмотря на то, что процессы порождения устного и письменного высказывания имеют некоторые общие черты, их все же нельзя рассматривать как нечто идентичное, функционирующее по одним и тем же законам. Соответственно, механизм обучения письменной речи не может совпадать с механизмом обучения устной речи. Кроме того, автоматический перенос умений создания устного высказывания на

международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070

письменное является нецелесообразным из-за отличий, которые имеют конечные продукты устной и письменной речи.

Определяя порождение речи на иностранном языке как творческий процесс, сопоставим фазы творческого процесса с фазами речевой деятельности. За основу возьмем четыре стадии творческого процесса, предложенные Я.А. Пономаревым и три фазы речевой деятельности, выделенные И.А. Зимней, которые мы анализировали выше.

Итак, первая фаза - «подготовка» - является предпосылкой интуитивного проблеска новой идеи [8, с. 147]. Она соответствует первой фазе речевой деятельности, т.е. «мотивационно-побудительной фазе» [3, с. 76]. Говорящий, принимая поставленную перед ним проблему, анализирует ее, в его сознании в виде ассоциаций возникают различные образы, проявляются эмоции.

Главную роль здесь играет образное мышление. Психологическим механизмом образного мышления, согласно И.С. Якиманской, является «деятельность представливания, обеспечивающая создание образов, оперирование ими, перекодирование их в заданном (или произвольно выбранном) направлении...» [9, с. 7]. Термином «представливание» обозначают процесс создания зрительных образов, формирующихся на различной графической основе [9, с. 42]. Важное условие успешного оперирования образами - запас уже имеющихся образов. И.С. Якиманская указывает на то, что в образе выражено основное содержание внутреннего мира человека [9, с. 10].

Образное мышление связано с ассоциативным мышлением, так как формирование образа происходит с помощью процесса ассоциирования. В качестве стимула, создающего ассоциативное поле, может рассматриваться слово. Каждое слово через ассоциации связано с другими словами, представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности - так рождается ассоциативный ряд. Кроме того, в качестве стимула также могут выступать целые художественные тексты, музыка, изображения.

Важно подчеркнуть, что ассоциативное мышление можно тренировать и развивать с помощью специальных упражнений в свободном ассоциировании. Отработка свободного образования различного рода ассоциаций обеспечивает эффективность развития умений продуктивных видов речевой деятельности.

Вторая и третья фазы творческого процесса, соответственно, «созревание» и «вдохновение» [8, с. 147], совпадают со «смыслообразующей и формулирующей» (аналитико-синтетической) фазой [3, с. 77]. На данном этапе формируется высказывание во внутренней речи. Из интуитивно возникших наглядных образов, слов и предложений отбираются наиболее удачные для реализации замысла высказывания. Бессознательно возникшее высказывание переходит в сознательное (в форме высказывания во внутренней речи).

Четвертая фаза творческой деятельности, обозначаемая Я.А. Пономаревым как «развитие идеи», соответствует «исполнительной» фазе речевой деятельности. Происходит экстериоризация высказывания, т.е. оно переходит из внутренней речи во внешний план.

Что касается процесса создания творческого письменного высказывания на иностранном языке, то на основе анализа фаз творческой деятельности мы считаем целесообразным выделить следующие этапы:

1. Подготовка к написанию. На данном этапе происходит формулировка проблемы, осознание мотива для решения проблемы, постановка цели и поиск способов решения проблемы. Далее осуществляется накопление знаний, прямо или косвенно относящихся к проблеме. Поиск недостающей информации происходит в ходе эксперимента, наблюдения, «мозговой атаки» и т.п. Затем обучающийся проводит анализ, синтез, сравнение, противопоставление, аналогию или классификацию информации и фактов.

2. Написание. На этом этапе к пишущему приходит озарение, что выражается в нахождении наилучшего варианта решения проблемы (имеется в виду уровень идеи, слова, структуры и др.). Длительность процесса озарения может варьироваться, так как проблемы при создании письменного произведения могут быть различными: поиск новых идей, порядка их следования, точного слова или структур.

3. Редактирование. На этапе редактирования креативный продукт изучается на различных уровнях: лексико-семантическом и синтаксическом, а также оформление окончательного варианта творческого письменного высказывания.

4. Презентация. На данном этапе происходит предъявление креативного продукта автором внутри малой группы или же презентация перед всей подгруппой, посещающей занятия по данному иностранному языку. Кроме указанных выше вариантов возможна «публикация» текстов на общем электронном адресе группы (E-mail) или сайте группы, если таковой создан; «публикация» в стенной газете или на стенде, пробковой доске (в кабинете, где преподается иностранный язык).

Таким образом, проанализировав фазы иноязычной письменной речевой деятельности и сопоставив их с фазами творческой деятельности, мы приходим к выводу, что структура иноязычной письменной речевой деятельности соответствует структуре творческой деятельности. Результаты данного исследования способствуют осознанному управлению процессом создания иноязычного письменного высказывания как творческим процессом.

Список использованной литературы:

1. Бабенко А.П. Организация работы над некоторыми видами экспрессивной речи на старших курсах языкового факультета: автореф. дис. канд. пед. наук. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1968. - 16 с.

2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: пособ. для преподавателей и студентов. - М.: Просвещение, 1965. - 227 с.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

4. Кизрина Н.Г. Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму (немецкий язык): дис. канд. пед. наук. - Нижегород. гос. лингв. ун-т им. Н.А. Добролюбова - Нижний Новгород, 2009. - 177 с.

5. Кузьмина Л.Г. Социокультурные аспекты развития иноязычной письменной речи в послевузовском образовании: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 21 с.

6. Лазаренко К.А. Психолингвистическая природа письменной коммуникации и функциональная нагрузка некоторых ее моделей: автореф. дис. канд. филол. наук. - Киев, 1975. - 28 с.

7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.

8. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 279 с.

9. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

10.Hedge T. Writing. - Oxford: Oxford University Press, 1988. - 176 p.

© Макарова Ю.А., 2016

УДК37

Л.В.Мальцева

доктор педагогических наук, профессор художественно-графический факультет Кубанский государственный университет гор. Краснодар, Российская Федерация

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО РАЗВИВАЕТ И ВОСПИТЫВАЕТ (КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ)

Аннотация

В статье рассматривается как с помощью народного искусства воспитывать молодое поколение на традициях, обычаях, культуре необходимо развивать и поддерживать народное искусство. Для этого в нашем крае созданы все условия.

Ключевые слова

Воспитание, народное искусство, традиции, обычаи, культура, промыслы, молодое поколение. Народное искусство - это древний вид искусства, возникший с момента выделения ремесла в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.