Научная статья на тему 'Особенности процесса исправления несовершеннолетних осужденных к лишению свободы'

Особенности процесса исправления несовершеннолетних осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1479
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Санташов А. Л., Шабанов В. Б.

В статье рассматриваются особенности и принципы организации исправительного процесса в отношении несовершеннолетних осужденных; проанализированы нормы уголовно-исполнительного права, обеспечивающие социальное регулирование применения средств исправления; уделено внимание организации исправления несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса исправления несовершеннолетних осужденных к лишению свободы»

Особенности процесса исправления несовершеннолетних осужденных к лишению свободы

A.Л. САНТАШОВ - заместитель директора Северо-Западного института (филиала) Московского государственного юридического университета им. О.Е. Ку-тафина (МГЮА) по учебной работе, кандидат юридических наук, доцент;

B.Б. ШАБАНОВ - заместитель начальника Академии МВД Республики Беларусь по научной работе, доктор юридических наук, профессор

В статье рассматриваются особенности и принципы организации исправительного процесса в отношении несовершеннолетних осужденных; проанализированы нормы уголовно-исполнительного права, обеспечивающие социальное регулирование применения средств исправления; уделено внимание организации исправления несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях.

Ключевые слова: исправительный процесс; лишение свободы; несовершеннолетние; исполнение наказаний; воспитательные колонии.

Some peculiar traits of the correctional process of juvenile delinquents

A.L. SANTASHOV - deputy director for studies of the North - West Institute of the Moscow State Law University named after O. Kutafin, Cand.Sc. (Law), docent;

V.B. SHABANOV - deputy director for science of the Academy of the Ministry of Home Affairs of the Republic of Belarus, Doctor of Law, professor

The authors consider peculiarities and organizational principles of the correctional process concerning juvenile delinquents and analyze criminal - executive law norms provided social regulation of correctional measures treatment. They pay attention to the organization of the correctional process in juvenile delinquents facility.

Key words: correctional process; imprisonment; minors; execution of a punishment; juvenile delinquents facilities.

Совокупность закрепленных в уголовно-исполнительном законодательстве средств исправления осужденных в ходе применения образует исправительное воздействие, которое представляет собой особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказаний, то есть в условиях реализации мер государственного принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных. Они не присущи педагогическому процессу, протекающему, например, в школах, высших учебных заведениях, в воинских частях и т.д.

Вследствие того что процесс исправления осужденных носит педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулирования всех аспектов его организации, так как «педагогический процесс -это процесс динамичный, творческий, требующий постоянного поиска лучших форм и методов воздействия»1. Но поскольку в

данном случае он организуется в специфических условиях и с особым контингентом (лицами, преступившими закон), наиболее важные его моменты подлежат регламентации нормами уголовно-исполнительного права2.

Безусловно, основные средства исправления осужденных применяются при реализации наказания в виде лишения свободы на определенный срок, характерными признаками которого являются:

- срочный характер исполнения и применения мер исправительного воздействия;

- наличие специально создаваемых учреждений, исполняющих данный вид уголовного наказания;

- установление правоограничений в режиме отбывания наказания;

- закрепление правовых оснований освобождения от наказания: условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более

мягким видом наказания; освобождение от наказания в связи с болезнью осужденного, изменением обстановки; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда; помилование или амнистия3.

Процесс исправления несовершеннолетних лиц в условиях лишения свободы имеет свои специфические черты, которые обусловлены психолого-возрастными особенностями данной группы осужденных. Как и всякий воспитательный процесс, он представляет собой совокупность объективных и субъективных факторов воздействия на лицо. К объективным факторам относятся условия, создаваемые государством для исправления несовершеннолетних правонарушителей, материальная и производственная база, социально-психологические отношения и контакты между несовершеннолетними осужденными и между администрацией воспитательной колонии и лицами, отбывающими в ней наказание. В качестве субъективных факторов выступают сознательная и целеустремленная деятельность сотрудников, их профессиональное мастерство, умение познать особенности личности воспитуемого, найти и правильно использовать наиболее действенные средства для изменения его ценностных ориен-таций, взглядов, поведения, отношения к людям и т.п.

Субъектами исправительного процесса, организуемого в ВК, являются начальники отрядов, старшие воспитатели и руководители, лица из числа администрации и представителей общественности, а объектом -несовершеннолетние осужденные.

Очевидно, что процесс исправления осужденных, содержащихся в ВК, обладает определенной спецификой. Во-первых, здесь присутствует такой объект воздействия, как несовершеннолетний осужденный. В ряде случаев воспитательное воздействие направляется единовременно на некое множество указанных лиц (группы, коллективы, отряды и т.д.).

Во-вторых, одна из особенностей данного процесса состоит в том, что в качестве субъекта воздействия выступают сотрудники уголовно-исполнительной системы, учителя общеобразовательных школ, мастера профтехучилищ, представители общественных формирований, члены попечи-

тельских советов, родительских комитетов и в некоторых случаях сами осужденные.

Наконец, в-третьих, деятельность колоний данного вида предполагает реализацию особого комплекса методологических положений и направлений, определяющих содержание, методы и формы исправления несовершеннолетних осужденных и все его основные средства.

Правовые нормы, регламентирующие исправительный процесс в ВК, предполагают комплексность применения всех средств исправления осужденных. Это дает возможность в условиях исполнения наказания осуществлять основные виды социально полезной деятельности: трудовую, учебную, общественную. В процессе этого происходит развитие и формирование личности несовершеннолетнего осужденного. Строгие правовые рамки способствуют выработке уважения к законам и настраивают воспитанника на правопослушный образ жизни. Подобным же образом действует и то обстоятельство, что в нормах уголовно-исполнительного права закрепляются также права осужденных, реализация которых предъявляет определенные требования к деятельности субъекта исправительного процесса. Подтверждением вышесказанного является законодательное предписание, согласно которому в целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у них законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня. Таким образом, организационно-воспитательная функция уголовно-исполнительного права, которая обеспечивает основные средства исправления осужденных, выражается в его воспитательно-организующем воздействии на отношения, возникающие в процессе привлечения осужденных к общественно полезному труду, проведения с ними воспитательной работы, осуществления общеобразовательного обучения, профессиональной подготовки4.

Особую роль в раскрытии сущности процесса исправления несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, играет ряд закономерностей и принципов, несоблюдение которых может рассматриваться как своеобразное препятствие на пути к до-

стижению обозначенных целей наказания. К числу основных закономерностей, которые способствуют успешности рассматриваемого процесса, следует отнести:

- обусловленность целей, задач и содержания процесса исправления несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, характером и уровнем развития общественных отношений;

- формирование личности в системе межличностных отношений;

- руководящую роль субъекта в процессе воспитательного воздействия;

- зависимость результатов исправления от авторитета воспитателя;

- обусловленность системы исправления несовершеннолетних осужденных целостным характером объекта воздействия5.

Основными принципами являются:

- гуманизм, демократизм, законность, справедливость и приоритет общечеловеческих ценностей применительно ко всем аспектам процесса исправления;

- соединение наказания с исправительным воздействием;

- дифференциация и индивидуализация исполнения наказания;

- организация системы обратной связи и постоянная корректировка педагогических усилий;

- педагогизация и психологизация исправительного процесса;

- единство требований и уважение к личности;

- активизация объекта исправительного процесса6.

Процесс исправления несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, осуществляется посредством применения основных средств, регламентированных законом, и направлен на достижение целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Средства исправления осужденных взаимосвязаны между собой, образуют единую систему и требуют не только социального регулирования, но и социально-управленческого воздействия, ибо процесс исправления любой категории осужденных -это прежде всего управление людьми. Именно в сфере применения средств исправления осужденных в воспитательных колониях находит свое конкретное выраже-

ние сочетание социального регулирования и социального управления. Последние обретают правовую основу в структуре уголовно-исполнительного законодательства: социальное регулирование - в порядке и условиях применения средств исправления осужденных; социальное управление - в порядке деятельности ВК.

В состав уголовно-исполнительного права входят нормы и институты, обеспечивающие социальное регулирование применения названных средств (например, порядок привлечения к труду несовершеннолетних осужденных, порядок применения к ним мер взыскания, порядок участия общественных объединений в работе ВК и др.), а также нормы, в которых заложены алгоритмы процесса управления. Так, на администрацию указанных учреждений возлагается обязанность по переводу для дальнейшего отбывания наказания из ВК в исправительную колонию для совершеннолетних преступников общего режима отрицательно характеризующихся осужденных к лишению свободы. Суть воздействия данных предписаний заключается в создании состояния упорядоченности объекта (осужденных, отбывающих наказание) и субъекта управления (представителей администрации), а также отношений между ними.

В науке рассматриваемая функция процесса управления получила название «организация»7. Так, речь можно вести, к примеру, об организации учебно-воспитательного процесса в воспитательной колонии. Действительно, в нормах уголовно-исполнительного права в общей и конкретной форме фиксируется схема управления, которая выступает как эффективное средство, влияющее на процесс исправления несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

Следовательно, исправительный процесс в отношении несовершеннолетних осужденных представляет собой специфическую разновидность социализации личности - ее ресоциализацию, а потому выступает в качестве объекта социального регулирования и социального управления. Сочетание последних представляет собой нормированную социальную деятельность исправительных учреждений для несовершеннолетних.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ковтун В.П. Некоторые вопросы правового регулирования воспитательной системы в ЛТП // Правовые основы функционирования органов, исполняющих наказания. М., 1990. С. 135.

2 См. подр.: Сундуров Ф.Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. Казань, 1980. С. 166-167.

3 См.: Фефелов В.А. Уголовно-исполнительное право России. Общая часть. Рязань, 1998. С. 293.

4 См.: Мелентьев М.П. Функции и структура советского исправительно-трудового права. Рязань, 1987. С. 82.

5 См.: Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993. С. 34-40; Бабаян С.Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 15-16.

6 См. подр.: Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права: проблемы особенной части. М., 1985. С. 11-112; Сту-рова М.П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений: Дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада, выполняющего также функции автореферата. М., 1991. С. 12-30; Байдаков Г.П. Некоторые вопросы разработки системы основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных // Правовые и организационные основы функционирования системы органов, исполняющих уголовные наказания. М., 1991. С. 3-4.

7 См. подр.: Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учеб. / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань, 2001. С. 524.

1 Kovtun V.P. Nekotorye voprosy pravovogo regulirovanija vospitatel'noj sistemy v LTP // Pravovye osnovy funkcionirovanija organov, ispolnjajushhih nakazanija. M., 1990. S. 135.

2 Sm. podr.: Sundurov F.R. Lishenie svobody i social'no-psihologicheskie predposylki ego jeffektivnosti. Kazan', 1980. S. 166-167.

3 Sm.: Fefelov V.A. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii. Obshhaja chast'. Rjazan', 1998. S. 293.

4 Sm.: Melent'ev M.P. Funkcii i struktura sovetskogo ispravitel'no-trudovogo prava. Rjazan', 1987. S. 82.

5 Sm.: Ispravitel'naja (penitenciarnaja) pedagogika / Pod red. A.I. Zubkova, M.P. Sturovoj. Rjazan', 1993. S. 34-40; Babajan S.L. Pravovoe regulirovanie primenenija mer pooshhrenija i vzyskanija v vospitatel'nom vozdejstvii na osuzhdennyh k lisheniju svobody: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Rjazan', 2003. S. 15-16.

6 Sm. podr.: Struchkov N.A. Kurs ispravitel'no-trudovogo prava: problemy osobennoj chasti. M., 1985. S. 11-112; Sturova M.P. Vospitatel'naja sistema ispravitel'no-trudovyh uchrezhdenij: Dis. ... d-ra ped. nauk v forme nauchnogo doklada, vypolnjajushhego takzhe funkcii avtoreferata. M., 1991. S. 12-30; Bajdakov G.P. Nekotorye voprosy razrabotki sistemy osnovnyh principov processa ispravlenija i perevospitanija osuzhdennyh // Pravovye i organizacionnye osnovy funkcionirovanija sistemy organov, ispolnjajushhih ugolovnye nakazanija. M., 1991. S. 3-4.

7 Sm. podr.: Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. Obshhaja chast': Ucheb. / Pod obshh. red. Ju.I. Kalinina. Rjazan', 2001. S. 524.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.