Научная статья на тему 'Особенности процесса инкультурации в детском возрасте'

Особенности процесса инкультурации в детском возрасте Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
756
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пирназарова М. М.

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятий «социализация» и «инкультурация». Инкультурация как процесс освоения и присвоения культуры в детском возрасте является главной целью социума. Подчеркивается, что участвуя в этом процессе, ребенок не только усваивает все основные идеи культуры и связи между ними, но и перенимает методику реагирования на весь спектр возможных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса инкультурации в детском возрасте»

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ИНКУЛЬТУРАЦИИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

© Пирназарова М.М.*

Национальный университет Узбекистана, Республика Узбекистан, г. Ташкент

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятий «социализация» и «инкультурация». Инкультурация как процесс освоения и присвоения культуры в детском возрасте является главной целью социума. Подчеркивается, что участвуя в этом процессе, ребенок не только усваивает все основные идеи культуры и связи между ними, но и перенимает методику реагирования на весь спектр возможных ситуаций.

Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. С самого раннего детства человек усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него. Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Инкультурация, продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Конечный результат ин-культурации - интеллигент, а не личность, как при социализации. Интеллигент - совокупность приобретенных культурных норм. Как известно термин введен известным американским культурным антропологом Меллвилом Херсковицем в работе «Человек и его работа. Наука культурной антропологии». Понятие «инкультурация» - ключевое для М. Херсковица в его построениях целостной культурно-антропологической концепции. Именно в процессе вхождения в культуру проявляются механизмы воспроизводства этнокультурных общностей и возможности изменения того или иного общества (культуры). Усвоение деятельностной, поведенческой стороны культуры, а также различных аспектов духовной культуры при инкультурации М. Херсковиц считал основным звеном своей концепции [4]. Приблизитель-

* Магистрант отделения психологии философского факультета.

но в то же время Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин «культура-лизация», т.к. существовавший к тому времени термин «социализация» не охватывал процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей). Инкультурация обозначала и процесс приобщения к культуре, и результат этого процесса. В узком смысле инкультурация обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле инкультурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. Понятие инкультурация подверглось критике ввиду и неопределенности его значения [3], кроме того, оно по-сути дублировало гораздо более широко использовавшийся термин «социализация», а его происхождение было напрямую связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры. В современной психологической литературе до сих пор не проведено четких разграничений сходных по смыслу понятий инкультурации и социализации. Понятие инкультурации не получило широкого распространения и использовалось преимущественно в американской антропологии [1].

Трудность определения термина «инкультурация» во многом связана с тем, что она изучается и социальной психологией, и этнографией, и культурной и социальной антропологией, этнопедагогикой и т.д. Необходимость определения собственного понятийного аппарата и методологии связана здесь во многом с новым статусом культуры в современном мире, которая становится важнейшим фактором развития общества.

На протяжении XX столетия происходило последовательное вытеснение народных традиций на периферию культурного пространства, замещение их массовой культурой. Однако в последней четверти XX в. в мире произошел ряд событий, позволяющих говорить о таком явлении, как «этнический парадокс современности». С одной стороны, происходит нивелирование духовной и социальной культуры, вызванная процессами глобализации, с другой - наблюдается стремление сохранить свое «Я» на уровне определенного этноса - этническую самоидентификацию. Начинается активный поиск «национальных корней».

Большинство авторов полагает, что культура «присваивается» именно в детстве, т.е. оно является той «территорией», где формируется этничность.

Психология акцентировала внимание на рассмотрении особенностей детского возраста, факторов, определяющих формирование психики в этот период и оказывающих влияние на взрослую жизнь. В результате этих исследований удалось конкретизировать принципы создания в детском возрасте ценностных систем под воздействием таких факторов, как время, обстановка, педагогические традиции.

Изучение истории детства первобытной эпохи на этнографическом материале показывает, что, хотя период взросления у первобытных народов и

64

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

протекает неодинаково, можно все же выделить некоторые его общие особенности: детский и взрослый статусы, как правило, строго разделены и точно определены; роли взрослых четко очерчены и не слишком многогранны; в обществе отсутствует представление о детстве, которому бы приписывались особые значения и ценности, отличные от мира взрослых; общественные системы первобытных народов относительно просто структурированы, основаны на традиции и почитании предков, поэтому прошлое взрослых становится будущим для новых поколений. Механизм формирования взрослого человека основан на копировании.

Предметный мир человеческой культуры, который осваивает ребенок, образует для него своего рода «пробный камень» общественно-человеческого способа жизни. Предметные формы культуры, будучи превращенными в содержание деятельности ребенка, приобретают объективно новую функцию - материала. На этом материале производится апробирование целостной системы общечеловеческих способностей и ориентацию в сфере отношений и вещей. Следовательно, ребенок не только присваивает, но и творит культуру, точнее - в его деятельности специфически преломляется культу-росозидательная функция общества. Осмысление детства в контексте его культуросозидательных возможностей одновременно позволяет лучше понять механизмы инкультурации, доминирующие в традиционном детстве.

Таким образом, инкультурация как процесс освоения и присвоения культуры в детском возрасте является главной целью социума. Участвуя в этом процессе, ребенок не только усваивает все основные идеи культуры и связи между ними, но и перенимает методику реагирования на весь спектр возможных ситуаций, в том числе и непредвиденных. В этом смысле детский фольклор как нельзя лучше демонстрирует механизм вхождения ребенка в культуру. Мы считаем, что одним из факторов обуславливающих эффективность инкультурации является детский фольклор(считалки, приговорки, скороговорки, пословицы, сказки, загадки).

За период детства человек осваивает национальную культуру, формирует картину мира, характерную для ментальности своего народа.

Значение фольклора младенчества и раннего детства заключается в закладывании ментальной базы. Период «осознанного детства» сопровождается фольклором, хранящим мировоззрение взрослых, но трансформированным в детский. В этот период формируется основная смысловая часть системы, но в основном, в заархивированном, метафоризированном виде: основные стереотипы уже укладываются в систему, но пока не осмысляются до конца. В подростковом возрасте разархивируются стереотипы через апробацию в реальных и игровых ситуациях, поэтому фольклор этого периода основной характеристикой имеет динамичность, открытость, напористость. Заложенные в процессе инкультурации смыслы начинают преобразовываться в личный жизненный опыт с наступлением юности (это, одно-

временно, ранняя взрослость), знакомый фольклор в данный период интенсивно перемежается со взрослым, быстро сливаясь с ним. Детский фольклор завершает свое транслирующее воздействие; с ним завершается и период ранней инкультурации.

Детство - сложнейший социокультурный феномен, это самобытная целостность и выход в пространство культуры посредством инкультурации. В традиционной культуре миссия инкультурации во многом ложится на детский фольклор как главное средство общения с ребенком и его развития.

Список литературы:

1. Кравченко А.И. Культурология. - М.: Академический проект, 2002. -С. 130.

2. Крыско В.Г. Этническая психология. - Саратов, 2001.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 1999. - 171 с.

4. Херцковиц М. Культурная антропология. - М., 1955. - С. 306-334.

5. Чубрик Е.О. Русский детский фольклор как средство ранней инкультурации: автореф. дисс. ... канд. культурологии. - Владивосток, 2007. - 28 с.

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

© Рыженкова А.П.*

Народная Академия Яна Гуса, Чехия, г. Прага

В данной статье рассмотрено понятие «активная самопрезентация», характеристики этого явления и философия поведения личности, выбравшей для себя данный вид самопрезентации. На основе анализа психологических исследований, выделены основные компоненты активной самопрезентации: коммуникативные способности, поведенческие навыки, отношение, уверенность в себе и рефлексия; соответствующие им методы диагностики; представлены результаты практического исследования, проведенного среди студентов психолого-педагогических специальностей Тюменского госуниверситета и основные блоки разработанной и реализованной на практике коррекционно-развивающей программы.

Первые исследования самопрезентации были проведены на Западе в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Одним из первых исследователей этого явления был Эрвин Гоффман, фундаментальный труд которого «Самопрезентация в повседневной жизни» (1959) стал классическим [1, с. 188-197].

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.