Научная статья на тему 'Особенности процесса формирования инновационных интегрированных структур образования, науки и бизнеса'

Особенности процесса формирования инновационных интегрированных структур образования, науки и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
779
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATIVE INTEGRATED STRUCTURES / STRATEGIC INTERACTION / THE INNOVATIVE DEVELOPMENT / MODEL OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щеликова Н. Ю.

Эффективность процесса формирования инновационных интегрированных структур выступает важнейшим условием модернизации сферы образования. Возникает необходимость в разработке обоснованного методологического подхода, новой концепции управления, что будет способствовать повышению эффективности взаимодействия бизнеса и профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF INNOVATIVE INTEGRATED STRUCTURES OF EDUCATION, SCIENCE AND BUSINESS

The efficiency of the process of formation of innovative integrated structures is the most important condition of modernization of education. At the present stage of social and economic development the uniform methodological approach, working out of the new construction of theoretically well-founded model of management raising its efficiency in questions of maintenance of a development of business, science and professional education is necessary.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса формирования инновационных интегрированных структур образования, науки и бизнеса»

УДК 334.02

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА

Н.Ю.Щеликова

Эффективность процесса формирования инновационных интегрированных структур выступает важнейшим условием модернизации сферы образования. Возникает необходимость в разработке обоснованного методологического подхода, новой концепции управления, что будет способствовать повышению эффективности взаимодействия бизнеса и профессионального образования.

Ключевые слова: инновационные интегрированные структуры, стратегия

взаимодействия, инновационное развитие, модель управления.

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и Стратегия инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации на мировой уровень НИОКР и освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость решения задач активизации инновационных процессов в национальной экономике и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским сектором, заинтересованном в современных технологиях. Технологические уклады и их компоненты характеризуются особенностями организации промышленности на различных этапах, каждый из которых отражает усиление сетевого взаимодействия по сравнению с предыдущим. В новом, шестом технологическом укладе ключевой основой организации промышленности должны стать инновационные интегрированные структуры, которые характеризуются направленностью на повышение эффективности инновационной деятельности за счет оптимизации ресурсного обеспечения, что достигается за счет построения взаимодействия между участниками на сетевой основе.

Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического обеспечения. Инновационный прорыв возможен при условии значительного увеличения финансирования фундаментальной науки и образования. Разобщенность между различными сегментами научного сообщества: академического сектора, высшей школы, сферы прикладных исследований, недостаточное внимание созданию инновационной инфраструктуры, которая в настоящее время носит фрагментарный характер, негативная тенденция ввоза в страну устаревших технологий и вытеснение перспективных отечественных разработок могут привести к потере российских позиций в конкурентоспособных отраслях.

К настоящему времени темпы и масштабы повышения уровня инновационности российской экономики остаются недостаточными, что обусловлено низким внутренним спросом на результаты научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, низкой инновационной активностью предприятий реального сектора российской экономики, которая снизилась с 2007 по 2010 год с 8,5% до 7,9%, при этом общий объем отгруженных инновационных товаров и оказанных услуг снизился на 12% (в постоянных ценах 2003 г.) [2]. Наблюдающийся в последнее время, как показывает практика, рост инвестиционной активности государственного и частного секторов не приводит к пропорциональному увеличению инновационной активности предпринимательского сектора. Одновременно следует обратить внимание на тот факт, что количество организаций, занятых исследованиями и разработками, а также численность исследовательского персонала характеризуется отрицательной динамикой во всех секторах науки, за исключением сектора высшего профессионального образования.

Кроме того, в структуре затрат российских предприятий на НИОКР высока доля затрат на приобретение оборудования зарубежного производства, достигающая 2/3 от их общего объема, что негативно характеризует развитие нашей экономики, поскольку за рубежом закупаются техника и технологии, находящиеся на последних этапах жизненного цикла, а нам необходимо развивать собственную научно-технологическую базу. Ведь в то время когда в развитых странах осваивают новые технические решения, отечественные предприятия внедряют уже устаревшие. Это обусловлено спецификой российской экономики, характеризующейся действующими

закрытыми моделями рынка, которые приводят к высокой норме прибыльности бизнеса, а также его ориентацией на закупку не всегда новых техники и технологий за рубежом.

Активное развитие российской экономики затрудняют существующие институциональные разрывы между этапами инновационной деятельности «создание нововведения -коммерциализация», требующие внедрения соответствующих организационных моделей управления инновационной деятельностью. Использование управленческих технологий формирования перспективных траекторий развития, стимулирование развития инновационной деятельности на уровне предприятий, отраслей экономики и национальной экономики в целом способствует появлению сложных организационных объектов, которые могут объединять учреждения и предприятия разных масштабов, отраслей и форм собственности, в которых одновременно могут применяться различные подходы к организации управления, используются матричные структуры, процессное и проектное управление, что требует разработки соответствующих методических и практических рекомендаций к проектированию сложных инновационных структур и систем управления [2]. Формируемые в российской экономике интегрированные структуры в большинстве случаев создаются стихийно, при этом вопросы теоретического обоснования интегрирования хозяйствующих субъектов во многих случаях остаются нерешенными, что приводит впоследствии к возникновению проблем в области управления созданными интегрированными структурами. Другими словами, вопросы, связанные с формированием инновационных интегрированных структур (ИИС) предпринимательского сектора, науки и высшего профессионального образования и необходимостью использования адаптированных к современным условиям методов управления этой сферой деятельности, характеризуются недостаточной теоретической разработанностью.

Необходимо отметить, что интегрированная структура (ИС) - это совокупность связанных друг с другом хозяйствующих субъектов, позволяющая повысить эффективность деятельности каждого из её участников за счет оптимизации ресурсного обеспечения, направленного на достижение совместных целей. Инновационная интегрированная структура - это совокупность хозяйствующих субъектов, связанных друг с другом сетевой системой финансово-хозяйственных отношений, направленной на повышение эффективности инновационной деятельности участников посредством оптимизации ресурсного обеспечения [1]. Инновационные интегрированные структуры характеризуются преимуществами перед обычными видами взаимодействия, которые позволят обеспечить устойчивое экономическое развитие и укрепление конкурентоспособности и национальной безопасности Российской Федерации в мире.

Структуры научно-образовательного и предпринимательского секторов деятельности играют важную роль в инновационном развитии государства, являясь основными факторами большинства этапов инновационной деятельности. В результате интеграции образовательной, научной и производственной деятельности происходит преобразование инновационного цикла, усиление в нем черт единой целостной системы. В результате непродуманных реформ в 1990-е годы большая часть интеграционных связей распалась, наработанное за многие годы взаимодействие существенно снизилось, что негативно повлияло на показатели научноисследовательской деятельности в нашей стране. Самая большая проблема - это не столько низкий уровень финансирования, сколько невостребованность науки. Учитывая важнейшую роль, которую наука и инновации играют в формировании постиндустриальной модели развития («общество знаний») в XXI веке, роль центров силы в глобализующемся мире могут играть только державы, обладающие мощным научно-техническим потенциалом. Нынешняя ситуация создает угрозу национальной безопасности России. Если не изменить подход к науке, то произойдет консервация примитивной структуры экономики, усиление научно- технологического отставания страны, дальнейшее снижение международной конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции.

Практически все ведущие страны имеют продуманную стратегию научно-технического развития, которая реализуется на практике и обеспечивается выделением значительных финансовых средств. Такие стратегии осуществляют США, Япония, Германия, Великобритания, Китай, Бразилия и Индия. Главный упор в этих программах делается на увеличение государственных инвестиций в НИОКР в приоритетных отраслях, стимулирование внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию, принятие комплексных мер по поощрению инновационной активности частного сектора, особенно малого и среднего бизнеса, а также подготовку квалифицированных научных и инженерно-технических кадров. Все это позволяет сделать вывод о том, что вступление России в число лидеров глобального научно-технического

развития требует ускоренного осуществления государственной стратегии поддержки НИОКР и инноваций, в которой основную роль должна сыграть тесная кооперация учреждений высшего профессионального образования, научных организаций и предприятий.

Играя важнейшую роль в функционировании национальной инновационной системы (НИС) и «сетевой экономики», научно- образовательные и предпринимательские структуры сами базируются на сетевых связях, как внешних, так и внутренних. НИС в полной мере обладает теми признаками, которые позволяют рассматривать ее как динамичную, сложную, неоднородную по составу, организованную систему, в которой различные виды ресурсов, объединенные общей целью повышения доли инновационной продукции в валовом внутреннем продукте, функционируют в непосредственном взаимодействии друг с другом. Сложный, комплексный характер инновационных процессов, высокий уровень рисков делают невозможным успешное осуществление инноваций без наличия эффективной инновационной инфраструктуры, учитывающей потребности страны и особенности регионов, а также соответствующего ресурсного обеспечения. Важными звеньями всей цепи интеграции образования, науки и бизнеса являются определённые стадии оценки результатов и обеспечения обратной связи. Одним из институциональных механизмов интеграции образования, науки и бизнеса для успешного формирования НИС является развитие малого инновационного бизнеса (МИБ).

Для создания эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, необходимо обеспечить широкое применение следующих институциональных механизмов интеграции образования, науки и бизнеса [2]:

- формирование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла;

- развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.);

- создание нормативно-правовой стимулирующей развитие интеграционных связей;

- содействие развитию кооперационных связей между основными субъектами инновационной системы: образование, наука и бизнес;

- развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности.

Необходимо определить повышение качества жизни как стратегический приоритет развития государства. При этом в качестве индикаторов можно использовать параметры качества жизни развитых европейских стран, достигших в этом значительных успехов.

В настоящий момент актуальным является вопрос восстановления и развития науки в вузах, создания инновационных университетов. В качестве положительного фактора можно отметить и создание такой, по своей сущности новой, инфраструктурной единицы на российской территории, как инновационный центр «Сколково». Этот опыт может быть перенесен и на другие уже существующие субъекты инновационной деятельности, включая академические центры и региональные отделения Российской академии наук. Какая бы стратегия дальнейшего развития России ни была выбрана, стержнем любой из них должны стать взаимосвязанные действия образования, науки и бизнеса, направленные на достижение экономического успеха, в которых в качестве одного из главных центров инновационного развития будут выступать университеты. Все организационно-управленческие решения, финансовые механизмы должны быть ориентированы на сбалансированное развитие фундаментальных, прикладных, поисковых научноисследовательских и опытно-конструкторских работ (академической, отраслевой, вузовской науки), координацию и взаимодействие, эффективное использование потенциала научных организаций и вузов.

Успешная инновационная деятельность невозможна без системы эффективной государственной поддержки. Усиление роли государственного регулирования инновационной политики должно основываться на приоритетах экономической политики, современной законодательной базе регулирования инновационной деятельности, системе стимулирования инновационного предпринимательства посредством налоговой и финансово-кредитной политики, развитой инфраструктуры. Исторически сложившаяся в российских вузах университетская организационная система сформирована на основе модели вуза как учреждения, полностью управляемого и поддерживаемого государством и развивающегося на основе его долгосрочных заказов в условиях относительной стабильности. Соответственно, в систему организации и

управления в прошлом советских, а теперь российских вузов не были заложены механизмы ускоренной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Ныне практически все государственные вузы в мире сочетают в себе элементы государственного учреждения и саморазвивающегося субъекта рыночной экономики, вынужденного реализовывать свою деятельность в условиях конкуренции на различных рынках - образовательных услуг, ресурсов и инноваций. Согласно исследованиям в области организационных инноваций при изменении структуры управления организацией основное внимание уделяют роли организационных структур, процессам обучения и адаптации к изменениям в технологиях и окружающей среде. Следует отметить, что вузы в СССР активно вели внедренческую деятельность и имели для этого развитую инфраструктуру, что обеспечивало широкомасштабное внедрение в практику результатов научных исследований, выполняемых на кафедрах.

В передовых государствах используется широкий набор механизмов государственной поддержки, ориентированных на университеты, исследовательские институты и лаборатории, крупные национальные корпорации, малый и средний бизнес. С одной стороны, это бюджетная поддержка исследовательских организаций и университетов в форме сметного финансирования расходов, а также выделения целевых грантов и размещения госзаказов на выполнение НИОКР, инвестирование в капитал венчурных фондов, а также осуществление целевых государственных закупок инновационной продукции и услуг, финансирование бизнес-инкубаторов, технопарков и т.п. С другой стороны, это предоставление предприятиям, осуществляющим НИОКР, различных налоговых стимулов, а также выделение субъектам инновационной деятельности льготных государственных займов и кредитных гарантий. Механизмом интеграции может служить организация вузами и научными учреждениями совместно с ведущими промышленными предприятиями научно- исследовательских центров, которые могут стать посредниками между заявкой на изобретение и открытой публикацией. Для получения интегральных показателей, характеризующих деятельность отдельных участников отраслевых интегрированных структур, и на этой основе, получения интегральных показателей интегрированной структуры (ИС) в целом, необходимо прояснение вопросов, связанных с особенностями ресурсов и бизнес-процессов участников, параметрами их продуктивности, результативности и эффективности, спецификой увязки их бизнес-процессов и собственной инновационной деятельности. Для ускорения темпов развития необходимо создание принципиально новых интегрированных структур. В качестве таких структур можно предложить инновационные интегрированные структуры, базовыми организационными подсистемами которых будут являться вузы, научно-исследовательские учреждения и предприятия.

При построении интегрированных структур формулируются внешние и внутренние требования к создаваемой системе, в том числе набор функций, которые она должна выполнять, определяется внутренняя структура системы и осуществляется выбор наиболее удачных концептуальных решений с точки зрения удовлетворения требований. Инновационным интегрированным структурам присущи следующие основные закономерности: целостность, проявляющаяся в том, что свойства системы не являются суммой свойств ее элементов, хотя и зависят от них; коммуникативность, связанная с тем, что любая система является подсистемой в системе более высокого уровня; иерархичность; закон необходимого разнообразия; закономерности целеобразования, связанные с зависимостью целей от стадии познания объекта, а также от внешних и внутренних факторов.

В заключение необходимо отметить, что концепция стратегического взаимодействия субъектов высшего профессионального образования, науки и предпринимательского сектора экономики на современном этапе должна обеспечивать повышение уровня ресурсного обеспечения, базироваться на использовании современных организационно-экономических механизмов, обеспечивающих интеграцию процессов научно-инновационной и образовательной деятельностей. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих основных задач:

- создание структур управления ИИС, адекватных требованиям рыночной экономики;

- создание в рамках ИИС органа, отвечающего за оценку эффективности деятельности таких структур;

- разработка функций ИИС;

- разработка ключевых принципов формирования ИИС;

- интеграция научной, образовательной и предпринимательской деятельности

интегрирующихся хозяйствующих субъектов.

При этом правительство должно сыграть ведущую роль по стимулированию взаимодействия не только между организациями высшего профессионального образования, научными организациями и предприятиями, но и в становлении межотраслевого, междисциплинарного взаимодействия, направленного на коммерциализацию результатов научноинновационной деятельности.

PECULIARITIES OF FORMATION OF INNOVATIVE INTEGRATED STRUCTURES OF EDUCATION, SCIENCE AND BUSINESS

The efficiency of the process of formation of innovative integrated structures is the most important condition of modernization of education. At the present stage of social and economic development the uniform methodological approach, working out of the new construction of theoretically well-founded model of management raising its efficiency in questions of maintenance of a development of business, science and professional education is necessary.

The key words: innovative integrated structures, strategic interaction, the innovative development, model of management.

Список литературы:

1. Чернова И.И. Проблемы выбора метода оценки рисков инвестиционного проекта. Новые технологии в образовании, науке и экономике. - М.: Информационно-издательский центр Фонда поддержки вузов, 2008. - 184с.

2. Харин А.А. Интегрированные структуры как основа развития инновационной экономики. «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке. - СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 298с.

Об авторах

1. Щеликова Н.Ю. - ассистент кафедры управления ФЭФ СЭИ БГУ им. И.Г. Петровского, shelnat1812@gmail .com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.