Научная статья на тему 'Особенности процесса адаптации в вузе иностранных студентов первого курса (на примере Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета)'

Особенности процесса адаптации в вузе иностранных студентов первого курса (на примере Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
427
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ / БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рябкова Светлана Львовна, Скопина Юлия Игоревна

В статье анализируются результаты анкетирования, проведенного среди иностранных студентов, обучающихся на первом курсе Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Целью исследования является определение структуры адаптации и выявление трудностей адаптации студентов к условиям жизни и обучения в России. Авторы рассматривают основные проблемы биологической и психологической адаптации иностранных студентов, при этом особое внимание уделяется коммуникативному аспекту адаптации. На основе результатов исследования сделан вывод о том, что наибольшие проблемы иностранные студенты первого курса испытывают в процессе коммуникативной адаптации. Приводится мнение студентов о возможных способах преодоления трудностей адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рябкова Светлана Львовна, Скопина Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса адаптации в вузе иностранных студентов первого курса (на примере Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета)»

УДК 378.14

С.Л. Рябкова, Ю.И. Скопина ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В статье анализируются результаты анкетирования, проведенного среди иностранных студентов, обучающихся на первом курсе Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Целью исследования является определение структуры адаптации и выявление трудностей адаптации студентов к условиям жизни и обучения в России. Авторы рассматривают основные проблемы биологической и психологической адаптации иностранных студентов, при этом особое внимание уделяется коммуникативному аспекту адаптации. На основе результатов исследования сделан вывод о том, что наибольшие проблемы иностранные студенты первого курса испытывают в процессе коммуникативной адаптации. Приводится мнение студентов о возможных способах преодоления трудностей адаптации.

Ключевые слова: адаптация, иностранные студенты, психологическая адаптация, биологическая адаптация, культурная адаптация, коммуникативная адаптация, бытовая адаптация

Одной из актуальных задач развития высшего образования в России является включение российских вузов в международное образовательное пространство. Процесс интернационализации российского образования идет, в основном, в двух направлениях:

• включение вузов России в глобальную научно-образовательную среду;

• привлечение на обучение иностранных студентов.

Численность студентов, прибывающих для обучения из-за рубежа, увеличилась с 129,6 тыс. человек в 2007/2008 [1, с. 261] до 164 800 человек в 2012/2013 учебном году [2, с. 223]. В настоящее время в вузах России обучается более 170 тыс. иностранных студентов, что составляет 2% от общей численности студентов [3, с. 46]. По очной форме обучаются 140 тысяч иностранных граждан, а к 2020 году по прогнозу эта цифра увеличится до 197 800 [4, с. 163]. Вузы заинтересованы в увеличении количества иностранных студентов, так как обучение иностранных граждан на договорной основе является дополнительным источником доходов вуза. Кроме того, число иностранных студентов является одним из показателей эффективности деятельности высшего учебного заведения.

Социальный анализ контингента слушателей Центра предвузовской подготовки и обучения иностранных граждан (ЦППОИГ) Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) показывает, что ежегодно 20% абитуриентов-иностранцев из дальнего зарубежья не справляются со вступительными испытаниями, то есть не становятся студентами. Кроме того, до 10% от общего числа слушателей подготовительного отделения отчисляются по собственному желанию в течение учебного года. Это слушатели, не справившиеся с трудностями адаптации к новым для них условиям жизни и обучения. Таким образом, увеличению количества студентов в университете в комплексе с активизацией деятельности по набору иностранных граждан могут способствовать два фактора:

• повышение качества обучения на подготовительном факультете, что должно приводить к повышению процента успешно прошедших вступительные испытания;

С.Л. Рябкова, Ю.И. Скопина. Особенности процесса адаптации иностранных студентов первого курса 15 (на примере Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета). С. 14-18.

• педагогическая поддержка процесса адаптации иностранных слушателей и студентов, результатом которой будет уменьшение количества отчисленных из университета слушателей и студентов.

Цель данной работы - определить структуру и выявить особенности процесса адаптации иностранных граждан, обучающихся на первом курсе ННГАСУ.

Вопросы приспособления иностранных граждан к новым условиям жизни являются предметом изучения многих наук: философии, культурологии, психологии, педагогики. В психологии, например, под адаптацией в широком смысле понимается приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям [5, с. 19]. В медицине и биологии адаптация рассматривается как «целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность функционирования всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых ведет к нарушениям гомеостатического баланса» [6, с. 7] и часто употребляется как синоним понятий «приспособление», «акклиматизация».

Обычно адаптация человека рассматривается в двух аспектах: биологическом и психологическом. Структура адаптации иностранного студента к условиям жизни и учебы в России представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура адаптации иностранного студента

Большинство иностранных студентов в России - представители стран с теплым климатом. Период заезда иностранных студентов в Россию для обучения на подготовительном факультете длится с октября по декабрь, то есть впервые они попадают в нашу страну в холодное время года. Известно, что у коренных жителей, проживающих в холодном климате, основной обмен по сравнению с представителями более теплых регионов повышен на 1316%, а увеличение теплопродукции организма обеспечивается высоким уровнем жиров в

пище, повышенным их содержанием в сыворотке крови и высокой способностью к утилизации. Существуют и другие физиологические различия. Например, представители стран Центральной Африки и Юго-Восточной Азии имеют более низкий по сравнению с россиянами индекс массы тела. Таким образом, проблемы биологической адаптации определяются групповыми и индивидуальными физиологическими особенностями иностранных студентов. Часто эти проблемы усугубляются из-за испытываемых студентами материальных трудностей, так как они не могут полноценно питаться в холодном климате и приобрести соответствующую сезону одежду.

Психологическая адаптация - это приспособление человека к существованию в обществе, нахождение баланса между требованиями этого общества и собственными потребностями, интересами, мотивами. Особое место в структуре психологической адаптации занимает межкультурная адаптация - «сложный процесс, в случае успешного завершения которого человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, принимая ее традиции как свои собственные и действуя в соответствии с ними». [7, с. 326] Внутренняя сторона психологической адаптации выражается в чувстве удовлетворенности и полноты жизни. Внешняя сторона проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы.

В психологической адаптации иностранных студентов можно выделить три важнейших аспекта.

1. Культурная адаптация, связанная с приспособлением к культурным традициям, обычаям России, согласованием ценностных ориентиров иностранного студента с ценностями новой для них социальной среды. Новая социальная среда включает в себя и образовательную среду с иными национально-культурными традициями. Усвоение новых культурных образцов и схем поведения требует времени и определенных усилий со стороны иностранных студентов. В диссертационном исследовании Л. Тьерри показано, что социокультурная адаптация иностранных студентов протекает нелинейно. В процессе социокультурной адаптации выделяются стадии «медового месяца» (начало обучения), «культурного шока» (второй и третий курсы) и «стабилизации» (старшие курсы») [8, с. 11].

Психологи считают, что вхождение иностранного студента в новую социокультурную среду сопровождается культурным шоком. Суть шока в конфликте между привычными для человека ценностями, нормами, языком, повседневными практиками, свойственными социокультурной среде, которую он оставил, и ценностями, характерными для новой среды, в которой он оказался. Глубина различий между прежней и новой культурой определяет силу шоковой реакции [9, с. 237].

2. Коммуникативная адаптация, которая заключается в установлении контактов в неродной для студентов языковой среде. Иностранные студенты испытывают трудности общения внутри университета (с преподавателями, студентами и администрацией вуза) и за пределами университета (служащие банков, поликлиник, больниц и других учреждений) [10, с. 35].

3. Бытовая адаптация, то есть адаптация к самостоятельной жизни вне дома.

Особенности адаптации студентов первого курса ННГАСУ изучались с помощью

анкетирования [11, с. 93]. Результаты анкетирования показали, что процесс приспособления к новым климатическим условиям вызывает трудности у 36% первокурсников, хотя они живут в России уже второй год (рис. 2). Эти студенты считают, что им трудно жить в России, потому что в России длинная зима (16%), сложно привыкнуть к климату (12%), большая разница во времени из-за смены часовых поясов (8%). Кроме того, 11% студентов отметили, что испытывают финансовые затруднения, обостряющие проблему

климатической адаптации.

С. Л. Рябкова, Ю.И. Скопина. Особенности процесса адаптации иностранных студентов первого курса 17 (на примере Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета). С. 14-18.

длинная зима

'затруднения

Рис 2 Результаты анкетирования, направленного на выявление трудностей биологической адаптации

Трудности культурной адаптации испытывают около 40% иностранных студентов первого курса. Среди проблем, с которыми они столкнулись в России, отмечаются отсутствие возможности соблюдать религиозные ритуалы, входить в национальные сообщества, недостаточное количество культурных мероприятий для иностранных студентов. Основная часть проблем, возникающих у иностранных студентов, связана с недостаточной коммуникативной компетентностью. Первокурсники отмечают, что им трудно учиться в университете, потому что «мало практики в русском языке» (10%), «трудно читать учебники и самостоятельно выполнять домашние задания» (13%), «сложно отвечать на устных экзаменах, семинарах, практических занятиях» (12%), «не понимаю преподавателя на лекции» (15%). Данные результаты опроса свидетельствуют о том, что трудности коммуникативной адаптации в процессе обучения испытывают 50% студентов (рис. 3). За пределами университета 25% студентов чувствуют себя некомфортно, так как «русские люди говорят только по-русски» и «сотрудники больниц, банков, нотариальных контор и др. структур не владеют иностранными языками». Известно, что бытовые трудности иностранные граждане преодолевают, в основном, в период обучения на подготовительном факультете, то есть в первый год пребывания в России. Среди студентов первого курса 8% испытывают дискомфорт из-за условий проживания в общежитии.

Таким образом, наибольшие трудности студенты первого курса испытывают в процессе коммуникативной адаптации. Для того чтобы педагогическая поддержка процесса адаптации иностранных студентов носила личностно-ориентированный характер, студентам было предложено самим выбрать пути преодоления трудностей адаптации. Самые популярные варианты ответа - «увеличить количество консультаций по специальным дисциплинам» и «увеличить количество часов на изучение русского языка». Эти пути преодоления коммуникативных трудностей предложили использовать почти 30% студентов. К сожалению, только 6% студентов хотели бы, чтобы для них были организованы занятия спортом. Иностранные студенты не рассматривают занятия физкультурой и спортом в качестве источника физиологического комфорта.

Выявленные в результате анкетирования некоторые особенности адаптации иностранных студентов первого курса к условиям жизни и учебы в России, а также мнение студентов о возможных способах преодоления трудностей адаптации могут служить основой для создания и организации системы педагогической поддержки процесса адаптации иностранных студентов.

Библиографический список

1. Российский статистический ежегодник 2012 [Электронный ресурс] // Режим досту-доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135 087342078 (Дата обращения 18.01.2016).

2. Российский статистический ежегодник 2013 [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d1/07-57.htm (Дата обращения: 18.01.2016).

3. Образование в цифрах: 2013: кр. стат. сб. [Текст] / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» -Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2013. - 80 с.

4. Численность учащихся и персонала образовательных учреждений Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года): стат. сб. [Текст] / Ф.Э. Шереги [и др.] - Москва : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013. - 164 с.

5. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. -Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

6. Медико-биологическая адаптация иностранных граждан в условиях мегаполиса: учеб. пособие [Текст] / А.М. Ходорович, И В. Радыш, А.И. Крупнов, О.В. Маслова. Москва : РУДН, 2008. -140 с.

7. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология : учеб. для вузов [Текст] / Т. Г. Стефаненко. - Москва: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.

8. Лондаджим, Т. Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах : автореф. дис. ... канд. социолог. наук : 22.00.04 [Текст] / Т. Лондаджим // Иван. гос. ун-т, Нижний Новгород, 2012. - 25 с.

9. Игнатова, И.Б. Культурный шок и пути его преодоления иностранными студентами [Текст] / И.Б. Игнатова, В.Г. Бурыкина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Электрон.дан. 2010. Т. 16. № 4.

10.Гужова, Н.В. Параметры оценки письменной речи при обучении русскому языку как иностранному (неродному) / Н.В. Гужова, О.А. Лебедева // Научный поиск. 2013. № 2.1. С. 35-37.

11. Лебедева, О.А. Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям жизни и обучения в России / О.А. Лебедева, Ю.И. Скопина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сб. материалов XXXV междунар. науч.-практ. конф. / Центр развития научного сотрудничества. Новосибирск, 2014. Ч. 1. С. 92-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.