Научная статья на тему 'Особенности противодействия коррупции в исполнительных органах государственной и муниципальной власти Российской Федерации'

Особенности противодействия коррупции в исполнительных органах государственной и муниципальной власти Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3315
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / КОРРУПЦИЯ / МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / PUBLIC AUTHORITIES / CORRUPTION / MECHANISM OF RESISTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коновалов Валерий Алексеевич

Изучена положительная динамика в области антикоррупционного законотворчества и профилактики коррупции в системе публичной власти. Показано, что различные уровни публичной власти имеют различные уровни полномочий. Единство феномена коррупции на всём пространстве публичной власти требует разработки и поддержки различных правовых механизмов противодействия коррупции для различных уровней публичной власти. В результате проведённого исследования установлено, что важнейшим коррупционным аспектом деятельности исполнительной власти является административный ресурс, злоупотребление которым составляет одну из главных статей коррупционной деятельности в этой области. Важным рычагом в противодействии коррупции на муниципальном уровне власти является вовлечение граждан, общественности в антикоррупционную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коновалов Валерий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES IN THE EXECUTIVE GOVERNMENT AND MUNICIPAL AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The positive trends in the field of anti-corruption legislation and corruption prevention in the system of public authorities have been studied. It is shown that the different levels of public authorities have different levels of powers. The unity of the corruption phenomenon in all the systems of public authorities needs that a variety of legal mechanisms for combating corruption should be developed and supported for different levels of public authority. As a result of the study conducted it is found that the most important corruption aspect of the executive powers’ activities is the administrative resource, the abuse of which constitutes one of the main items of corruption activities in this field. An important lever for combating corruption at the municipal level of government is to involve citizens and community into anti-corruption work.

Текст научной работы на тему «Особенности противодействия коррупции в исполнительных органах государственной и муниципальной власти Российской Федерации»

Особенности противодействия коррупции в исполнительных органах государственной и муниципальной власти Российской Федерации

В.А. Коновалов, к.ю.н, Оренбургский институт (филиал) Московского университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Проведённые в стране исследования убедительно доказывают, что население не имеет доверия к чиновничеству, т. е. тому непосредственному лику исполнительной власти, с которым люди сталкиваются ежедневно. Это ведёт к падению престижа государства, затрудняет социально-экономический рост, подрывает работу публичной службы страны.

Исполнительная власть является в настоящее время одной из наиболее коррумпированных ветвей власти. Алчность публичных служащих, присвоение и растраты государственных средств, немалое количество должностных и моральных нарушений оказывают разрушительное влияние на процесс построения гражданского общества, на правовую сферу государства, на правосознание и поведение избирателей, на моральный облик всей страны. Корыстность и коррумпированность государственных служащих исполнительной ветви власти создают питательную среду для проникновения коррупции на все уровни государственного аппарата. Представляется верным и для настоящего времени пессимистичный вывод экспертов о том, что «в психологии современного российского чиновничества работа в государственном аппарате представляет собой не служение обществу, а получение привилегий и удовлетворение личных интересов за счёт интересов общества» [1].

Обеспокоенность уровнем коррупции в настоящее время проявил Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании Совета при Президенте по противодействию коррупции в начале 2014 г. Он указал на положительную динамику в области антикоррупционного законотворчества и вместе с тем предложил ряд мер по профилактике коррупции в системе публичной власти:

1) строгий отбор кандидатов на должности: «Любой гражданин, который хотел бы стать муниципальным или госслужащим, должен чётко понимать: вступление в должность неразрывно связано с жёсткими антикоррупционными требованиями, с определёнными ограничениями, которые человек обязан строго соблюдать. Исходим из того, что он берёт на себя эти обязанности добровольно. Это добровольный выбор каждого человека. В свою очередь, руководители государственных органов всех уровней должны нести персональную ответственность за проникновение в аппараты лиц, рассматривающих службу как источник личного неправомерного обогащения» [2];

2) предупреждение откатов;

3) повышение уровня правосознания.

Вместе с тем по двум последним направлениям никаких точных мер не было сформулировано.

Н.М. Казанцев отмечает, что коррупциогенность института исполнительной власти заложена в самой его структуре в нашем государстве, связанной с «цивилистской деформацией публичного права»: «Хотя институт органа исполнительной власти как в странах Западной Европы, так и в России называется одинаково, по сущности правового устройства это совершенно разные институты. В нашей стране институт органа исполнительной власти урегулирован законодательством таким образом, что он является по сути органом власти министра или иного руководителя, его возглавляющего, а также отчасти органом власти того лица, которое согласно указам Президента РФ осуществляет руководство деятельностью этого органа, — Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 20 мая 2004 г., 15 марта,

14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г.,

15 февраля 2007), Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 28 июля, 13 сентября, 11 октября, 18 ноября, 1 декабря 2004 г., 22 июля, 5 сентября, 3 октября 2005 г., 11 мая, 30 июня 2006 г., 5 февраля, 12 марта 2007 г.). Этому также способствуют нормы Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Это явление не случайно, оно есть выражение политики правящих в России партий, вначале КПСС, затем её наследников — «Выбор России» и «Единая Россия» [3].

Различные уровни публичной власти имеют различные уровни полномочий, и потому, несмотря на единство феномена коррупции на всём пространстве публичной власти, необходима разработка и поддержка различных правовых механизмов противодействия коррупции для различных уровней публичной службы. По верному замечанию А.Н. Дементьева, «компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствует нормативное правовое регулирование мер и механизмов предотвращения коррупции, которые требуют использования властных организационных, методических, координационных, финансовых и других полномочий» [4].

Наиболее коррупциогенными должностями в вертикали исполнительной власти, по мнению экспертов [1], следует назвать следующие:

— руководитель Администрации Президента Российской Федерации;

— помощник Президента Российской Федерации, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации по кадровым вопросам;

— начальник Управления Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам;

— первый заместитель Председателя Правительства, контролирующий работу федеральных органов исполнительной власти;

— руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;

— директора департаментов Правительства Российской Федерации;

— заместители министров (директоров и руководителей служб и агентств), курирующие работу департаментов (управлений) кадрового обеспечения;

— директора департаментов (управлений) кадрового обеспечения федеральных министерств, служб и агентств (МВД, ФСБ, Министерства юстиции, Министерства экономического развития, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства образования и науки и др.);

— заместители глав администраций субъектов Российской Федерации и глав органов местного самоуправления, курирующие работу кадровых подразделений соответствующих администраций и органов;

— руководители кадровых подразделений администраций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— государственные служащие — сотрудники аппарата соответствующих должностных лиц и органов.

Важнейшим коррупциогенным аспектом деятельности исполнительной власти является административный ресурс, злоупотребление которым составляет одну из главных статей коррупционной деятельности в этой области. Использование административного ресурса ведёт к тому, что чиновник способен использовать предоставленные ему государством и избирателями материальные и властные ресурсы не для исполнения своих прямых обязанностей, а в корыстных интересах.

Функцией государственных служащих является обеспечение интересов и функций государства. Однако в действительности для большого числа служащих исполнительной власти коррупция рассматривается не только как средство обогащения и обеспечения семьи, но и как средство выживания.

Важнейшая и серьёзная часть коррупционных проявлений относится к области контрольных и надзорных органов власти: они, призванные заниматься в том числе антикоррупционной деятельностью и обеспечением законности, напротив, нередко занимаются деятельностью, связанной с корыстным превышением полномочий. «Наиболее

распространёнными ситуациями, в которых чаще всего получают взятку недобросовестные сотрудники контрольных и надзорных органов власти, являются следующие: сбор штрафов и иных платежей, выдача разрешений на занятие различными видами деятельности, разрешение на строительство и наделение земельными участками, контроль со стороны государственных служб (пожарные, санэпидемстанции и т.п.). От этого сильно страдает малый бизнес в России» [1].

Говоря о противодействии коррупции на муниципальном уровне власти, необходимо помнить о самоуправлении как важнейшем основании муниципальной сласти: здесь необходимо вовлечение граждан, общественности в антикоррупционную работу. По верному замечанию А.Н. Дементьева, «для муниципального уровня должны учитываться особенности, связанные с возможностью и доступностью вовлечения граждан в сферу антикоррупционных мероприятий, с возможностью создания механизмов, в которых население муниципальных образований выступает как важнейший субъект формирования и осуществления антикоррупционной политики и разработанных на её основе программ и планов» [4].

Наблюдение исследователей о том, что «за преступления коррупционной направленности всё чаще стали привлекаться высокопоставленные чиновники» [5], актуально для периода, когда борьба с коррупцией была одним из приоритетов государственной политики, в том числе и законодательства. В первой половине 2013 г. за бытовое взяточничество осуждено в 2,5 раза больше, чем за взяточничество в области публичной службы [6]. По ироническому комментарию журналистов, «в России наблюдается парадоксальная ситуация: граждане активно дают взятки, но чиновники их практически не берут» [6].

Федеральный закон «О противодействии коррупции» предписывает следующие полномочия исполнительной власти в области предотвращения коррупционных проявлений (ст. 7). Во-первых, это касается деятельности всех ветвей власти в области проведения единой государственной антикоррупционной политики. Во-вторых, исполнительной власти касается задача создания механизма взаимодействия правоохранительных и государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями, гражданами и гражданскими институтами. В-третьих, к компетенции исполнительной власти относятся полномочия в плане принятия мер (административных и иных), имеющих целью привлечение публичных служащих и граждан к активному участию в антикоррупционной деятельности и к формированию в обществе негативной оценки коррупционных проявлений. В-четвёртых, к области исполнительной власти относится задача обеспечения доступа граждан к информации о работе публичной власти на её

различных уровнях, независимости СМИ. Отчасти к области компетенции исполнительной ветви власти относятся и следующие определяемые в статье задачи:

— совершенствование порядка прохождения публичной службы;

— обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок, работ и услуг для обеспечения нужд публичной службы;

— устранение необоснованных запретов и ограничений, в особенности в области экономической деятельности;

— совершенствование распорядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждение;

— повышение уровня оплаты труда и социальной защищённости публичных служащих;

— укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путём и находящегося за рубежом;

— усиление контроля за решением вопросов в обращениях граждан и юридических лиц;

— передача части функций государственных органов негосударственным организациям;

— сокращение численности публичных служащих с одновременным привлечением на службу квалифицированных специалистов;

— повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, а также и их должностных лиц, за непринятие мер по устранению причин коррупции;

— оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Многие из вышеуказанных задач могут равно стоять как перед органами законодательной власти, так и перед исполнительной властью: парламенты различных уровней должны способствовать решению вопросов противодействия коррупции в Российской Федерации.

Традиционным для России способом антикоррупционной работы является раскрытие и расследование правонарушений. В 2013 г. в области исполнительной власти зафиксированы следующие расследования. Главным военным следственным управлением Следственного комитета Российской

Федерации проведено следствие по уголовному делу о мошенничестве с государственным имуществом Министерства обороны Российской Федерации. Расследуются уголовные дела в отношении мэров Ярославля, Астрахани, Видного Московской области, а также проводятся либо уже завершены расследования по делам в отношении министров региональных правительств (Оренбургской, Свердловской, Нижегородской областей, Республик Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания) и других регионов). Рассматриваются уголовные дела в отношении вице-губернатора Челябинской области по делу о мошенничестве в строительстве, первого вице-губернатора Новгородской области по делу о глобальных хищениях на строительстве дорог. Тульским областным судом вынесен приговор бывшему губернатору области В. Дудке и бывшему директору департамента имущественных и земельных отношений В. Волкову, они виновны в получении взятки в размере 40 млн руб. В Ставропольском крае рассматривается дело в отношении бывшего главы администрации Ставрополя И. Бестужего (взяточничество на сумму более 50 млн руб. и незаконный оборот оружия). Завершено дело в отношении бывшего министра транспорта и дорожного строительства Камчатского края В. Силюкова (незаконное участие в предпринимательской деятельности и злоупотребление должностными полномочиями; ущерб краевому бюджету на сумму более 109 млн руб.). Вынесен приговор бывшему директору областного департамента здравоохранения Тульской области Е. Юдину (растрата при закупке томографа по завышенным ценам) [7].

Следуя принципу дифференциации механизмов противодействия коррупции на различных уровнях публичной власти, А.Н. Дементьев замечает: «Исключительной прерогативой органов государственной власти Российской Федерации является установление уголовной ответственности за коррупцию» [4].

Литература

1. Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография в 2-х т. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2008. С. 178.

2. Заседание Совета по противодействию коррупции. URL: http://kremlin.ru/news/19516.

3. Казанцев Н.М. Институциональные причины российской коррупции и приоритеты политики противодействия ей // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: матер. Всерос. науч. конф. Москва, 6 июня 2007 г. М., 2007. С. 82.

4. Дементьев А.Н. Нормативное правовое обеспечение механизмов противодействия коррупции на муниципальном уровне // Противодействие коррупции на муниципальном уровне. Wolters Kluwer Russia. 2008. С. 168.

5. Чернобаева Н.В., Зварыгин В.Е. Правовые меры противодействия коррупции в органах государственной власти // Вестник Удмуртского университета. 2012. Вып. 3. С. 163.

6. Кочегаров П., Гридасов А. Борьба с коррупцией в России пошла по мелочи // Известия. 2013. 23 октября. URL: http:// izvestia.ru/news/559319.

7. Маркин В.И. Возросло количество уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. URL: http:// www.sledcom.ru/actual/368052/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.