Научная статья на тему 'Особенности промышленной политики Швейцарии, поддержка инноваций'

Особенности промышленной политики Швейцарии, поддержка инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3131
736
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ШВЕЙЦАРИЯ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА / INDUSTRIAL POLICY / SWITZERLAND / INNOVATION / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белов Николай Игоревич

Статья посвящена анализу зарубежного опыта в области государственной поддержкиинноваций. В качестве объекта исследований выступает промышленная политика Швейцарии признанного европейского лидера в области развития инновационной сферы.Перед автором стояла задача осветить институциональную инфраструктуру поддержкиинноваций, конкретные меры стимулирования инновационной активности предприятий и трансферта технологий между наукой и промышленностью, а также установитьсвязь между промышленной политикой и задачами обеспечения конкурентоспособностиэкспортноориентированной экономики Швейцарии. На основании полученных данныхпредложены направления адаптации швейцарского опыта, с учетом узких мест существующей национальной инновационной системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Swizerland’s industrial policy: support for innovation

The article is devoted to the analysis of foreign experience in the field of state support forinnovation. Industrial policy of Switzerland, a recognized European leader in the developmentof innovative industries, is the object of the research. The author considers the institutionalinfrastructure of the support for innovation, specific measures to stimulate innovation activitiesof enterprises and technology transfer between science and industry. Besides, the relationshipbetween industrial policy and the objectives of ensuring the competitiveness of Switzerland’sexport-orientated economy is revealed. Given the flaws in the Russia’s national innovation system,the directions for the application of Switzerland’s experience on the basis of the received data aresuggested.

Текст научной работы на тему «Особенности промышленной политики Швейцарии, поддержка инноваций»

Особенности промышленной политики Швейцарии, поддержка инноваций

Швейцарская Конфедерация является высокоразвитой индустриальной страной с диверсифицированной экспортоориентированной экономикой, интенсивным сельским хозяйством и входит в число главных мировых финансовых и банковских центров1. Согласно классификации Всемирного экономического форума (World Economic Forum)2, Швейцария входит в группу стран, основным фактором экономического развития которых являются инновации. При почти полном отсутствии полезных ископаемых и собственной топливно-сырьевой базы страна занимает 1 место в мире по индексу глобальной конкурентоспособности экономики. Кроме того, Швейцария на протяжении ряда лет является мировым лидером в области развития инновационной сферы, что позволяет швейцарским компаниям удерживать ведущие позиции в различных секторах мировых рынков промышленных товаров.

Обрабатывающая промышленность Швейцарии является одной из важнейших отраслей национального хозяйства, несмотря на то, что её доля в структуре ВВП страны как у большинства развитых стран, находящихся на постиндустриальном этапе развития, снижается. Начиная с 1980 г. по настоящее время, доля этого сектора экономики в ВВП страны снизилась с 23,8% до 19%. При этом объемы производства в обрабатывающих отраслях Швейцарии возросли. Так, индекс объема производства в 2012 г. вырос в сравнении с 1995 г. (100 п.) в полтора раза - до 150 пунктов3. По этому показателю Швейцария опережает все ведущие экономики мира. Превосходство Конфедерации как индустриальной

1 Long Finance. The Global Financial Centres Index 14.-URL:http:// www.longfinance.net/images/GFCI14_30Sept2013.pdf

2 World Economic Forum. The Global Competitiveness Report. -URL:http://www3.weforum.org/docs/WEF_GCR_Report_2011-12.pdf

3 Indergand R, Kalambaden P. Schweizer Industrie dank Struktur-wandel an internationaler Spitze // Die Volkswirtschaft. - 2012, № 7/8-р. 6

Н.И. Белов

УДК 338.45 ББК 65.30 Б-435

нации еще более очевидно, если сравнивать объемы производства на душу населения в разных странах. Так, Швейцария является мировым лидером по объему промышленного производства на человека, который составляет около 12400 долл. США, значительно опережая такие страны, как Япония (8600 долл.), Германия (7700 долл.), США (6000 долл.), Великобритания (4000 долл.), Китай (1500 долл.)4.

Вместе с этим в Швейцарии отсутствует активная государственная промышленная политика (нем.: Industriepolitik) как таковая, направленная на поддержку определенных отраслей промышленности. Приоритетами государства в этой области являются создание и поддержание общих благоприятных условий развития промышленной сферы с акцентом на инновации, а также постепенное снижение государственного регулирования и обеспечение здоровой конкуренции между предприятиями5.

Такой подход обусловлен следующими причинами. Во-первых, открытостью швейцарской экономической системы, функционирующей в международном правовом поле, включающем нормы ВТО, которые ограничивают государственную поддержку отдельных секторов экономики. Во-вторых, основу экономики Швейцарии в целом и промышленного сектора в частности составляют малые и средние предприятия, специализирующиеся на выпуске продукции, ориентированной на узкий сегмент рынка. В третьих, внутренний рынок Швейцарии слишком мал, чтобы целенаправленно стимулировать отдельные отрасли или технологии. В четвертых, в Швейцарии полагают, что на государственном уровне не всегда представляется возможным точно определить перспективные, ориентированные на будущее отрасли промышленности, а политическое лобби затрудняет анализ и определение «перспективных» отраслей, а также не способствует эффективной реализации мер, например, в случае своевременного сворачивания мер поддержки. И, наконец, в пятых, в качестве важнейшего фактора успеха в международной конкурентной борьбе на глобальных рынках рассматривается высокий уровень инноваций в промышленности.

В этой связи ключевой задачей государственной промышленной политики является создание и поддержание общих благоприятных условий развития данной сферы, таких как транспарантная и эффективная налоговая система, поддержка внешнеэкономической деятельности, частных инвестиций и инноваций, высокий уровень образования, развитая инфраструктура.

Экономика Швейцарии характеризуется высокой экспорто-ориентированно-стью. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП страны стабильно превышает 50%. Учитывая столь высокую зависимость экономики страны от экспорта, правительство Швейцарии уделяет особое внимание вопросам внешнеэкономической по-

4 Официальный сайт ассоциации Avenir Suisse. - URL: http://www.avenir-suisse.ch/21027/ schweiz-das-am-starksten-industrialisierte-land-der-welt

5 Scheidegger Е. Wachstums- statt Industriepolitik // Die Volkswirtschaft. - 2012, № 7/8- р. 5

литики. Ранее была подробно описана система государственной поддержки экспорта Швейцарской Конфедерации, основными инфраструктурными элементами которой являются: государственное агентство по страхованию экспортных рисков, организация по поддержке экспорта и сеть швейцарских бизнес-представительств (бизнес-хабов) за рубежом6. В этой связи в настоящей статье предполагается уде -лить внимание формам и механизмам поддержки национальных производителей в области налогообложения, стимулирования частных инвестиций и инновационной активности предприятий, ориентированных на экспорт.

Налоговая и финансовая поддержка. В соответствии с конституцией, все кантоны обладают полным правом налогообложения, за исключением тех налогов, сбор которых является прерогативой федерального правительства. Как следствие, в Швейцарии сложилась двухуровневая система налогообложения: федеральный центр, кантоны и муниципалитеты. Действующей системой предусмотрены льготы для производственных предприятий как на федеральном, так и на кантональном (региональном) уровнях. При этом в вопросе предоставления налоговых льгот ведущую роль играют кантоны, которые располагают более широким инструментарием поддержки предприятий. Практически в каждом кантоне созданы агентства экономического развития (нем.: Agentur fur Wirtschafts-forderung), которые осуществляют непосредственный диалог с предприятиями по вопросам предоставления им финансовой и налоговой поддержки при размещении ими производства на территории кантона. При этом существует относительно жесткая конкуренция в налоговой сфере между кантонами в плане привлечения инвесторов и промышленных предприятий. В целях смягчения конкуренции между кантонами в последнее время в Швейцарии созданы агентства экономического развития отдельных регионов, например, агентство Greater Geneva Berne area (http://ggba-switzerland.ch) объединяет 6 кантонов, агентство BaselArea (http:// www.baselarea.ch) - 2 кантона.

При принятии решения кантональными властями о предоставлении налоговых льгот или иных мер финансовой и административной поддержки производственным предприятиям предпочтение отдается, в частности, следующим характеристикам бизнес-проекта: высокая инновационная составляющая выпускаемой продукции; высокая добавочная стоимость; создание новых или переориентация существующих рабочих мест; экологическая безопасность; выпускаемая продукция или услуги должны быть востребованы на рынке Европы, производство должно быть действующим или в стадии готового технического решения и пр.

В зависимости от количества создаваемых рабочих мест, связанных с инвестиционным проектом, предприятия, в том числе иностранные инвесторы, могут быть полностью или частично освобождены от уплаты налогов. В

6 Белов Н.И. О системе мер государственной поддержки экспорта в Швейцарии на современном этапе. // БИКИ. - 2012, Начало - №46 - С.4,5,16, Окончание - №47 - С.4,5,16

частности, в качестве льготного налогообложения выступает пониженная ставка налога на прибыль или полное освобождение от его уплаты сроком на 10 лет. При этом уровень снижения налоговой нагрузки на федеральном уровне определяется объемом льгот, предоставляемых со стороны кантональных властей7. В целях избежания двойного налогообложения в Швейцарии и за рубежом, Швейцария заключила со многими странами соответствующие соглашения в налоговой сфере (нем.: Doppelbesteuerungsabkommen)8.

Предприятия могут рассчитывать также на льготное кредитование - до 2/3 от стоимости проекта, выделение грантов на НИОКР и обучение персонала. Кроме того, федеральным правительством установлен перечень экономически менее развитых регионов, которые могут использовать дополнительные финансовые и административные меры поддержки при создании и развитии промышленного производства на их территории, которые включают9:

Финансирование инвестиций:

- предоставление или оказание содействия в получении банковских гарантий и банковских кредитов;

- субсидии для понижения процентной ставки, возмещение затрат на выплату процентов;

- беспроцентные кантональные ссуды или кантональные ссуды со сниженными процентами;

- единоразовая помощь («а fonds perdu»).

Приобретение земельных участков и недвижимости:

- помощь в поиске офисных помещений и земельных участков;

- частичное возмещение затрат на проектирование и/или подготовку под застройку участков промышленного назначения;

- частичное возмещение затрат на переоборудование помещений.

Дополнительные налоговые льготы:

- налоговые льготы для компаний на начальном этапе развития, для развивающихся компаний, а также при реорганизации.

Финансовая помощь предоставляется при условии, что она является дополнением к другим источникам финансирования, включая собственные и заемные средства предприятия, а также представляет собой финансовую поддержку, направленную на сокращение дефицита финансирования и уменьшения затрат на

7 Агентство экономического развития кантона Берн.- URL: http://www.berneinvest.com/ public/downloads/publikationen_anlaufstelle/41211_dienstleistungen_d_juni13.pdf

8 Официальный сайт Федерального департамента (министерства) финансов Швейцарии.-URL: http://www.efd.admin.ch/themen/wirtschaft_waehrung/02327/?lang=de

9 Официальный сайт Швейцарской организации по развитию внешнеэкономической деятельности - Swiss Global Enterprise, „Справочник инвестора 2012“, с.132.- URL:http:// www.s-ge.com/sites/default/files/RU_Investorenhandbuch_121130.pdf

начальном этапе проекта. Объем максимальной поддержки ограничивается 50% от общих инвестиционных затрат, но не более 500 000 шв. франков10.

Поддержка инноваций. Центральным элементом развития промышленной сферы в Швейцарии выступает государственная поддержка инноваций. Вопросы инновационного развития в Швейцарии традиционно относятся к высшим приоритетам государственного управления, поскольку для страны, не обладающей значительными сырьевыми ресурсами, лишь активное внедрение наукоемких технологий в отраслях так называемого «реального сектора экономики» позволило ей стать одной из ведущих промышленных стран мира. На исследовательские программы в целом правительством в последнее десятилетие выделяется ежегодно около 3% ВВП страны, что полностью соответствует рекомендациям ЕС и характеризует Швейцарию как европейскую страну с высоким научным потенциалом. При этом согласно исследованиям, около 2/3 от общих расходов на научные исследования и разработки финансируется частным сектором и только 30% - за счет средств федерального и кантонального бюджетов11.

Характерной чертой швейцарской инновационной системы является и то, что, в отличие от других развитых стран, имеющих значительные по размерам агентства развития и обширные программы поддержки (например Финляндия и Швеция), классическое государственное стимулирование инноваций ограничивается деятельностью уполномоченного органа - Комиссии по технологии и инновациям. Непосредственная поддержка осуществляется по следующим трем направлениям: проектное финансирование; создание новых предприятий и содействия трансферту знаний и технологий между наукой и промышленностью. При этом в центре внимания находится стимулирование инновационной активности малых и средних предприятий12.

Основополагающим нормативно-правовым документом, регулирующим планирование и проведение мероприятий по поддержке исследований и инноваций в Швейцарской Конфедерации, является Федеральный закон «О поддержке исследований и инноваций» от 1983 г. (далее Закон)13 в редакции от 2012 г. с имениями и дополнениями, а также соответствующее Постановление к указанному закону.

10 Агентство экономического развития кантона Берн. -URL:http://www.berneinvest.com/ public/downloads/publikationen_anlaufstelle/41211_dienstleistungen_d_juni13.pdf

11 Sollberger P. Studie zum Beitrag von Forschung und Entwicklung fur die Schweizer Wirtschaft aus Sicht der makrookonomischen Statistik. Bundesamt fur Statistik, Neuenburg, 2013 - р.11

12 Zurfluh R. Innovationen und die Rolle des Staates - eine Einleitung // Die Volkswirtschaft.

- 2013, №10 - р.4

13 Bundesgesetz uber die Forderung der Forschung und der Innovation, vom 14 Dezember 2012. - URL:http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/20091419/201401010000/420 .1.pdf

Целями Закона являются: содействие научным исследованиям и инновациям, а также поддержка оценки и внедрения результатов исследований на практике; контроль и регулирование сотрудничества между уполномоченными органами в области исследований; эффективное использование федеральных финансовых средств, выделяемых на поддержку исследований и инноваций.

Законом определены институциональные органы по поддержке исследований и инноваций, а также сферы их компетенции и основные задачи. В качестве институциональных органов выступают: Швейцарский национальный фонд содействия научным исследованиям (www.snf.ch); Союз научных академий Швейцарии (www. akademien-schweiz.ch); федеральные технические высшие школы, научно-исследовательские учреждения - получатели федеральных бюджетных средств в рамках содействия исследованиям и инновациям; федеральное правительство Швейцарии, если оно само осуществляет или выступает заказчиком исследований; Комиссия по технологиям и инновациям (www.kti.admin.ch). В соответствии с Законом уполномоченные в области исследований органы при осуществлении деятельности по поддержке инноваций за счет федеральных бюджетных средств должны учитывать вклад в повышение конкурентоспособности национальной экономики, увеличение добавочной стоимости и занятости в Швейцарии.

Законом также определен высший совещательный орган при Федеральном совете (правительстве) Швейцарии - Совет по науке и технологиям, в сферу компетенций которого входит подготовка и анализ существующей базы для национальной политики в области науки, исследований и технологий, а также представление в Правительство общей концепции развития и предложений по мероприятиям для её реализации.

Справочно:

В Швейцарии принято четырехлетнее планирование научных и инновационных программ. Так, согласно действующим планам федерального правительства Швейцарии в период 2013-2016 гг., на поддержку исследований и инноваций в Швейцарии будут выделены 26 млрд франков. Основными получателями этих средств являются федеральные высшие технические школы городов Лозанны и Цюриха, около 36% средств, а также Швейцарский фонд содействия научным исследованиям, через который осуществляется финансирование научных исследований, лежащих на стыке фундаментальной науки и НИР (14%). Непосредственно на поддержку прикладных исследований и инноваций, осуществляемой по линии Комиссии по технологиям и инновациям, зарезервировано 550 млн франков. Значительные средства предусмотрены на участие Швейцарии в рамочных исследовательских программах ЕС. На эти цели планируется направить более 2,18 млрд франков14

14 Послание Федерального совета (правительства) Швейцарии Парламенту Швейцарии №12.033 от 22.02.2012г. -ИКЬ: http://www.admin.ch/opc/de/federal-gazette/2012/3099.pdf

В качестве основных направлений поддержки инноваций на федеральном уровне Законом определены:

- содействие прикладным исследованиям и разработкам;

- развитие предпринимательства; поддержка создания и развития предприятий, базирующихся на научных знаниях;

- использование результатов научных исследований и научно-технологический трансферт между НИИ и бизнесом;

- обеспечение участия Швейцарии в международных программах и проектах в области технологий и инноваций.

В части содействия прикладным исследованиям и разработкам федеральные средства выделяются научно-исследовательским учреждениям при наличии следующих предпосылок:

- проект осуществляется в сотрудничестве с партнерами, представляющими частный или государственный сектор (партнеры по реализации), которые обеспечивают непосредственное использование результатов НИОКР;

- имеется значительный рыночный потенциал внедрения результатов исследований;

- без государственной поддержки проект не может быт реализован;

- финансирование проекта со стороны партнеров по реализации должно составлять 50% (при этом в особых случаях правительством может быть сделано исключение);

- реализация проекта способствует повышению уровня квалификации исследовательских кадров.

Кроме того, Законом предусмотрены возможности государственного финансирования мероприятий, осуществляемых научно-исследовательскими институтами, которые связаны с проведением ТЭО проектов, созданием прототипов и опытных установок при отсутствии партнера по реализации, в случае если проект обладает значительным инновационным потенциалом.

В рамках содействия инновационному предпринимательству, базирующемуся на научных знаниях, поддержка оказывается в форме информационно-консультационной помощи и обучения предпринимателей при создании и реорганизации предприятий. При создании или развитии инновационных предприятий оказывается также помощь в поиске финансовых источников, иная информационная и консультационная поддержка.

Важным направлением государственной политики в области поддержки создания и развития инновационных промышленно ориентированных предприятий является обеспечение начинающим предпринимателям доступа к источникам финансирования. Благодаря продуманной политике в сфере венчурного капитала объем вложений национальных и иностранных инвесторов в рисковые активы в

Швейцарии за последние 10 лет увеличился в четыре раза. При этом доля иностранных инвесторов на швейцарском рынке венчурного финансирования составляет более 30%15. В частности, в качестве стимулов для венчурного капитала в период 2000-2010гг. предусматривалось льготное налогообложение прибылей и убытков венчурных институциональных и частных инвесторов (бизнес-ангелов)16.

Кроме того, в последние годы активно развивается институт выдачи промышленно ориентированных гарантий (нем.: Die gewerbeorientierten Burgschaften), задачами которого является обеспечить инновационные малые и средние предприятия необходимым капиталом на начальном этапе их развития. Суть механизма заключается в выдаче специализированными уполномоченными организациями гарантий для МСБ на возврат ими банковских ссуд. Объем выдаваемых гарантий ограничивается суммой 500 тыс. франков. При этом в случае невозврата ссуды федеральное правительство возмещает уполномоченным организациям до 65% понесенных потерь17. В 2011 г. объем выданных промышленно ориентированных гарантий составил 211 млн франков. Учитывая эффективность использования данного механизма, планируется довести объем выдаваемых гарантий до 270 млн франков к 2015 г18.

Одним из приоритетных направлений государственной поддержки инноваций в Швейцарии является обеспечение участия швейцарских научно-исследовательских организаций и предприятий в международных проектах и программах. В этой связи осуществляются мероприятия по заключению международных соглашений, направленных на интеграцию Швейцарии в международное исследовательское и инновационное пространство, осуществляется взаимодействие в рамках международных организаций при разработке, планировании и реализации международных программ. Проводится работа по информированию швейцарских предприятий о существующих международных программах, осуществляется консультирование и поддержка при подготовке и представлении заявок от национальных участников. Кроме того, поддержка швейцарских участников международных программ, включая организации и предприятия, может предусматривать компенсацию им потерь, связанных с пересчетом обменного курса.

15 Отчет Федерального совета (Правительства) Швейцарской Конфедерации «Венчурный капитал в Швейцарии», июнь 2012г., С.- 22-23 - URL: http://www.news.admin.ch/ NSBSubscriber/message/attachments/27392.pdf

16 Данные льготы были введены в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с венчурным капиталом» от 08.10.1999г., имевшего ограниченный срок действия - до 2010г.

17 Федеральный закон «О финансовой помощи организациям, выдающим промышленно ориентированные гарантии», от 6.10.2006г. - URL:http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/20060066/201307150000/951.25.pdf

18 Отчет Федерального совета (Правительства) Швейцарской Конфедерации «Венчурный капитал в Швейцарии», июнь 2012г., С.- 42. - URL: http://www.news.admin.ch/ NSBSubscriber/message/attachments/27392.pdf

Основными инфраструктурными элементами развития инновационной сферы на практике выступают: Комиссия по технологиям и инновациям (КТ1); Центры технологического трансферта при университетах; технопарки и «старт-ап» центры.

Комиссия по технологиям и инновациям (КТ1), которая структурно входит в Федеральный департамент (министерство) экономики, образования и научных исследований Швейцарии, по сути своей является агентом федерального правительства по реализации государственной инновационной политики в части внедрения результатов прикладных исследований и разработок в промышленность. Целями деятельности КТ1 являются: усиление инновационных процессов в экономике; повышение квалификации исследовательских кадров, ориентированной на практические результаты; улучшение взаимодействия между НИИ и промышленностью.

Основными задачами КТ1 являются: содействие реализации инновационных проектов и промышленно ориентированных НИОКР, содействие обмену знаниями и технологиями между предприятиями и высшими учебными заведениями, а также поддержка при создании новых инновационных предприятий19. Ежегодный бюджет КТ1 составляет более 120 млн швейцарских франков.20

В рамках выполнения своих функций КТ1 финансирует до 50% проектных расходов при условии, что вклад участников проекта (предприятий) составляет не менее 50%. Предприятия, инвестируя в проект, подтверждают свою готовность внедрить результаты исследований в продукты, имеющие рыночный потенциал. В качестве критериев экспертной оценки проектов КТ1 при выделении бюджетных средств выступают:

- экономическое и научно-техническое значение проекта;

- имеющейся потенциал быстрой рыночной отдачи от внедрения НИОКР;

- наличие четкого плана работ и исследований для достижения заявленных результатов;

- финансовый взнос предприятия-партнера (не менее 50%).

Основными направлениями средств, выделяемых КТ1 на поддержку инновационных проектов, являются: софинансирование разработки бизнес-плана; консультационные услуги на начальном этапе; привлечение инвесторов; выплата зарплаты исследовательскому персоналу, участвующему в проекте; присуждение экспертной оценки «KTI-Start-up-Lable», позволяющей улучшить доступ к венчурным фондам.

В части государственной поддержки процессов создания новых предприятий «старт-апов» КТ1 проводит консалтинг и обучение предпринимателей, намеревающихся создать предприятие, тренинги для начинающих предпринимателей, осуществляет проектное финансирование, а также содействует привлечению к

19 Официальный сайт КТ1. - URL:http://www.kti.admin.ch/

20 Послание Федерального совета (правительства) Швейцарии Парламенту Швейцарии №12.033 от 22.02.2012г. -URL: http://www.admin.ch/opc/de/federal-gazette/2012/3099.pdf

проектному финансированию национальных и иностранных бизнес-ангелов и венчурных фондов. В последнем случае KTI поддерживает работу информационного ресурса «Швейцарская венчурная платформа» (www.cti-invest.ch).

Другим важным элементом системы поддержки инноваций в Швейцарии являются центры технологического трансферта при университетах, в сферу задач которых входит налаживание взаимодействия между представителями промышленности и специализированными исследовательскими группами, поддержка изобретений и содействие в регистрации патентов, лицензировании, а также поддержка создания фирм - «спин-оффов». Среди наиболее известных центров технологического трансферта в Швейцарии является центр при Федеральной высшей технической школе г. Цюриха - «ETH transfer» (www.transfer.ethz.ch) и центр «Unitectra» (www.unitectra.ch/de), объединяющий университеты городов Базеля, Берна и Цюриха.

Дополняют систему поддержки инноваций в Швейцарии плотная сеть технопарков и «старт-ап» центров, которые облегчают создание и развитие молодых инновационных предприятий. Большинство таких центров имеют определенную отраслевую специализацию или тематическую направленность и являются форумами контактов и инкубаторами инноваций. Как правило, в таких центрах можно на льготных условиях арендовать помещение на время стартового и начального этапа деятельности компании, использовать общую исследовательскую инфраструктуру и получить консультацию специалистов. На территории Швейцарии расположено около 40 технологических парков и бизнес-инкубаторов21, где на основе объединения интересов сотрудничают высокотехнологические компании, венчурные фирмы, создающие ноу-хау, факультеты и кафедры университетов, инвестиционные и венчурные фонды, финансово подпитывающие инновационный процесс. Синергетический эффект от взаимодействия указанных участников ведет к созданию качественно новой высокотехнологической продукции, трансферту технологий и ускоренному экономическому и технологическому развитию как кантонов, так и страны в целом.

Система поддержки инноваций в последние годы продолжает динамично развиваться. Так, в период финансово-экономического кризиса 2009-2010 гг. была введена упрощенная форма представления малым и средним предприятиям, а также «старт-ап(ам)» небольших сумм до 7500 шв.фр. в форме т.н. инновационных чеков (нем.: Innovationscheck). Эта мера была направлена на то, чтобы они могли в условиях дефицита наличности быстро оплатить заказы исследований сторонним научным организациям. Эта форма поддержки инноваций оказалась настолько востребованной, что теперь ежегодно бюджет инновационных чеков составляет 1 млн шв. фр22.

21 Официальный сайт Ассоциации швейцарских технопарков и бизнес-инкубаторов .URL: http://www.swissparks.ch/

22 Официальный сайт KTI. - URL:http://www.kti.admin.ch/projektfoerderung/00216/index. html?lang=en

По аналогичной схеме в 2011 г. Комиссией по технологиям и инновациям внедрена форма инновационных ваучеров (англ.: CTI Voucher) на более значительные суммы до 350 тыс. франков, предназначенные исключительно на оплату НИР исследовательских организаций. Первоначально этот механизм использовался для поддержки проектов в области медицинских технологий. Однако, учитывая положительный эффект от его внедрения, с 2013 г. действие CTI Voucher было распространено на НИОКР во всех областях. При этом отличие CTI Voucher от других механизмов состоит в том, что предприятие-заявитель может получить данный ваучер даже при отсутствии научного партнера. Наличие у предприятия CTI Voucher облегчает поиск источников финансирования и дает дополнительные преимущества предприятиям при заключении договоров с исследовательскими организациями на выполнение ими НИР.

C 2013 г. начала реализовываться новая стратегия поддержки трансфера технологий между наукой и промышленностью, координацию которой обеспечивает KTI. Основными элементами этой стратегии выступают: организация работы общенациональных тематических сетей (нем.: nationale thematische Netzwerke (NTN); создание института инновационных координаторов (нем.: Innovationsmentoren) и усиление информационно-консультационной поддержки участников инновационного процесса путем создания дискуссионных и электронных платформ23.

Так, в целях фокусирования государственной поддержки трансфера технологий в наиболее перспективных для швейцарской экономики областях, были выделены восемь национальных тематических сетей, в том числе: композиционные материалы на основе углерода (Carbon Composites); медицинские технологии (Inartis); технологии обработки поверхностей (Innovative Surfaces); биотех (Swiss Biotech); фотоника (Swissphotonics); исследования в области продовольствия (Swiss Food Research); технологии обработки древесины (Swiss Wood Innovation Network); логистика (Verein Netzwerk Logistik). Организационно тематические сети являются независимыми юридическими лицами, зарегистрированными, чаще всего в форме ассоциации, деятельность которых не связана с получением прибыли и субсидируется государством. Основной целью тематических сетей является повышение доступности научных знаний для промышленных предприятий и выработка ме-жинституциональных и междисциплинарных решений, прежде всего, для предприятий МСБ, которые ввиду ограниченности ресурсов не имеют такой возможности.

Институт инновационных координаторов подразумевает назначение со стороны KTI уполномоченных экспертов, которые обеспечивают информационно-кон-

23 Федеральный департамент по экономике, образованию и научным исследованиям Швейцарии. Общая концепция поддержки трансфера научных знаний технологий Комиссии по технологиям и инновации Швейцарии -„KTI WTT-Support“, 2012, с. 3

сультационную поддержку предприятий на начальном этапе их взаимодействия с научно-исследовательскими учреждениями в рамках инновационных проектов, имеющих национальное и международное значение, включая подготовку заявки на привлечение государственного финансирования.

Создание дискуссионных и электронных платформ призвано обеспечить условия для интенсификации взаимодействия актеров, инновационного процесса в рамках специальных тем, которые не охвачены в настоящее время указанными выше национальными тематическими сетями.

ВЫВОДЫ

В целом можно констатировать, что особенностью промышленной политики Швейцарии является отсутствие адресной поддержки отдельных отраслей. Вместе с тем, приоритетом государства является создание благоприятных рамочных условий развития всей промышленной сферы, включающих высокий уровень образования и исследований, умеренное налогообложение, развитую инфраструктуру, устойчивую нормативно-правовую базу, обеспечение свободы предпринимательской инициативы за счет низкой степени регулирующего воздействия со стороны государства, а также стабильную социально-политическую систему. При этом в фокусе государственной поддержки находятся мероприятия по стимулированию инновационной активности предприятий, прежде всего МСБ, и содействие трансферту результатов научных исследований в промышленность.

Следует особо отметит, что одним из основных критериев при выделений финансовых средств является высокая экспортноориентированность проекта. Это объясняется тем, что Швейцария является страной с открытой экономикой, экспортная квота которой составляет более 50% от национального ВВП. При этом в сфере промышленности эта доля составляет в среднем 70-80%. Поэтому наиболее жизнеспособными считаются те предприятия, продукция которых изначально ориентированна на внешние рынки. Это в конечном итоге определяет эффективность использования бюджетных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Швейцарии сложилась комплексная система государственной поддержки инноваций с развитой территориальной инфраструктурой, эффективность которой подтверждают исследования независимых экспертов. Важнейшим федеральным инструментом стимулирования инновационного развития страны является господдержка исследовательских проектов прикладного характера, конечная цель которых сводится к трансферту знаний между исследовательскими учреждениями и промышленными предприятиями. В рамках реализации данной функции оказывается содействие процессу создания новых малых и средних инновационных предприятий, предоставляются налоговые льготы предприятиям и инвесторам, поддерживается устойчивая связь между региональными исследовательскими центрами

и промышленностью, обеспечивается доступ инновационным МСБ к венчурному финансированию, а также привлечение международного научно-исследовательского и технологического потенциала.

Непосредственная реализация оперативных мероприятий по поддержке рыночноориентированных проектов в области прикладных исследований и разработок, осуществляемых в рамках сотрудничества между предприятиями и НИИ, находится в компетенции специализированного независимого органа - Комиссии по технологиям и инновациям. Данный орган наделен полномочиями при принятии решения в отношении экспертной оценки и предоставления прямой государственной поддержки инновационным проектам. Он же координирует научно-технологический трансферт и обеспечивает разработку и реализацию мер поддержки создания новых предприятий. То есть КТ1 выступает центральным институциональным элементом, объединяющим все функции по оперативному управлению процессом поддержки инноваций, что и позволяет обеспечить эффективность государственной политики в этой сфере.

Для России в условиях глобализации вопрос создания действенной национальной инновационной системы (НИС) стоит особенно остро, так как от уровня инновационной активности в экономике, положения на мировом рынке наукоемкой продукции непосредственно зависит национальная безопасность страны. К сожалению, политика государства в инновационной сфере многие годы была лишена эффективных механизмов её действенной реализации и нацеленных на конечный конкурентоспособный на мировом рынке инновационный продукт, что привело к увеличению отставания от ведущих мировых технологических стран. Сдерживающим фактором развития данной сферы продолжает оставаться отсутствие целостной системы комплексного федерального нормативно-правового регулирования инновационной деятельности. При этом наиболее узким местом отечественной НИС является отсутствие действенного механизма передачи технологий в промышленный сектор и достаточно слабая взаимосвязь науки и бизнес-структур. В этой связи представленный в настоящей статье опыт функционирования и развития НИС Швейцарии мог бы быть учтен при формировании национальной нормативно-правовой базы, конкретных институтов и инструментов поддержки инноваций в России.

Вместе с тем, ввиду специфики развития экономики России как по масштабам, так и отраслевой структуре, вопрос прямого копирования швейцарской модели не стоит. В силу значительных размеров российской экономической системы эффективное управление ее инновационным развитием из центра вряд ли возможно. Очевидно, что значительную роль в развитии российской НИС должны играть программы инновационного развития регионов, при разработке которых возможно задействовать швейцарский подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.