Научная статья на тему 'Особенности программных установок консервативных партий современной России (на примере партии «За женщин России»)'

Особенности программных установок консервативных партий современной России (на примере партии «За женщин России») Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1274
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПОЛИТОЛОГИЯ / ПРОГРАММЫ ПАРТИЙ / КОНСЕРВАТИЗМ / НЕОКОНСЕРВАТИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ / ГЕНДЕР / ЖЕНЩИНЫ / ЖЕНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФЕМИНИЗМ / УТОПИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Букина Анна Андреевна

Проводится анализ программы политической партии «Народ ная партия “За женщин России”» (НПЗЖР). Программа НПЗЖР иллюстрирует наличие некоторой идеологической амбивалентности, характерной для социального консерватизма как направления общественной мысли современной России. Программа является интересным примером того, как в борьбе за голоса избирателей, в ответ на противоречивые запросы времени создаются специфические идеологические концепции, синтезирующие взгляды «левых» и «правых» под обложкой неоконсерватизма. Таким образом, партия, позиционирующая себя как неоконсервативная, в некоторых аспектах своих программных установок сближается с идеями феминистического социализма. Особое внимание в статье уделяется контент-анализу утопическим образам, упоминаниям метафизических сущностей, а также иным особенностям агитационного языка программы партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности программных установок консервативных партий современной России (на примере партии «За женщин России»)»



1 кя»***

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ (23.00.00)

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНЫХ УСТАНОВОК КОНСЕРВАТИВНЫХ ПАРТИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАРТИИ «ЗА ЖЕНЩИН РОССИИ»)

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2015.4.6

Букина Анна Андреевна, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, аспирант кафедры социальных и гуманитарных наук, e-mail: an-na.book@mail.ru.

Проводится анализ программы политической партии «Народная партия "За женщин России"» (НПЗЖР). Программа НПЗЖР иллюстрирует наличие некоторой идеологической амбивалентности, характерной для социального консерватизма как направления общественной мысли современной России. Программа является интересным примером того, как в борьбе за голоса избирателей, в ответ на противоречивые запросы времени создаются специфические идеологические концепции, синтезирующие взгляды «левых» и «правых» под обложкой неоконсерватизма. Таким образом, партия, позиционирующая себя как неоконсервативная, в некоторых аспектах своих программных установок сближается с идеями феминистического социализма. Особое внимание в статье уделяется контент-анализу - утопическим образам, упоминаниям метафизических сущностей, а также иным особенностям агитационного языка программы партии. политические партии, политология, программы партий, консерватизм, неоконсерватизм, социальный консерватизм, гендер, женщины, женские организации, феминизм, утопия.

Введение

Консервативная политическая мысль современной России неоднородна, исследователи выделяют в ней несколько направлений: либеральный консерватизм, социальный консерватизм, неоевразийство, национал-консерватизм, православный неотрадиционализм, консервативно-монархи-

Аннотация.

Ключевые слова:

ческое направление, а также «новые правые»1. Представители социального консерватизма помимо декларирования приверженности таким общим для всех консерваторов ценностям, как семья, религия, сильное государство, в своей риторике подчеркивают необходимость социальной поддержки гражданина со стороны государства2. По своим программным установкам политическая партия «За женщин России» относится именно к этому направлению консерватизма. Программа также содержит отголоски феминистического социализма, что видно уже из названия организации, и утопизма.

В целом утопические идеи характернее для политических воззрений левых, чем для воззрений правых или центристов. Однако и консерваторы (в частности, сторонники социального консерватизма) могут выдвигать идеи, граничащие с утопическими. Примером может послужить программа Народной партии «За женщин России».

Средства языковой выразительности в тексте программы

Программа Народной партии «За женщин России» довольно объемна - около 77 000 печатных знаков (включая пробелы). Девизы партии -«Сделать очевидное сегодня! (СОС)» и «Совесть, согласие, сила!». В программе партии подчеркивается, что ее члены, мужчины и женщины, «...привержены традиционным устоям, таким как праведность, духовность, семья, соборность, патриотизм».

Программа написана ярким, эмоциональным языком: в тексте 32 вопросительных предложения и 20 восклицательных предложений, в 45 случаях использованы метафоры.

Метафора не добавляет фактической информации, она лишь описывает что-либо другими словами, помогая оратору акцентировать внимание на каком-либо аспекте и уводить внимание от других деталей3. В программе НПЗЖР метафоры играют крайне важную роль. С помощью метафор, таких как «в агонии пребывает важнейший институт добропорядочной семьи в России.», «в воздухе носится бацилла неповиновения», генерируется особая атмосфера текста.

Оформление текста программы не одинаково, отдельные слова и фразы выделены курсивом (60 фрагментов), полужирным курсивом (111 фрагментов), набраны заглавными буквами (13 фрагментов)4. Таким

1 Коновалов Д.А., Мельникова И.В. Сравнительный анализ направлений современной Российской консервативной общественно-политической мысли // Вестник Омского университета. 2013. № 1 (67). С.181-188.

2 Там же. С. 186.

3 Political Language and Metaphor: Interpreting and changing the world / Ed. by T. Carver and J. Pi-kalo. L.: Routledge, 2008. P. 43-44.

4 При подсчетах автор не учитывает титульный лист программы, где почти весь текст набран заглавными буквами, а также подзаголовки разделов программы, выделенные прописными буквами и полужирным курсивом.

образом, в тексте программы наиболее важные на взгляд авторов мысли (в общей сложности - 184 фрагмента) визуально выделены тремя различными способами. Кроме того, в программе цитируются стихи поэта Виктора Чепурина из сборника избранной лирики «Мне всегда тебя мало» (девять четверостиший и одно шестистишие). Микротемы программы перемежаются блоками стихотворного текста. В тексте неоднократно упоминаются различные метафизические существа: Бог упомянут 11 раз (Бог - 8 раз, Господь - 1 раз, Всывышний - 1 раз, Христос - 1 раз), Богоматерь упомянута 1 раз, Небесная Сила - 1 раз, Мать-природа - 1 раз, Совесть - 1 раз. Последняя в тексте антропоморфна, сравнивается с безликой нищенкой, бродящей по обочинам российских дорог1.

Образ богоматери возникает в программе в связи с обещанием партии «приложить все усилия к тому, чтобы сгладить социальные противоречия, чтобы женщины-мироносицы, как и всеми почитаемая на Руси Богоматерь, успокоили, утешили и обнадежили народ, не допустили до непоправимой беды»2. Программа не содержит подробных пояснений относительно конкретных механизмов сглаживания социальных конфликтов женщинами - должна ли каждая женщина принимать участие в этом процессе или предполагается создание каких-то специальных структур, общественных организаций, в которые смогут входить только женщины.

Весьма специфически интерпретируется тезис «вся власть от Бога»: «Изгоев не должно быть в нашем Отечестве по определению, по глубинному пониманию смысла демократической Конституции. Мы - все равны перед Богом. А поскольку все правители на Руси всегда приравнивались к Богу, стремление быть справедливыми по отношению к собственному народу должно быть не только заявлено на словах, но и подтверждено политической волей.»3.

К концу XV века на Руси сформировался особый политический статус московских князей как государей, наделенных властью самим Богом4. Этот статус официально сохранялся за царями, а позднее - императорами вплоть до прекращения существования отечественной монархии в 1917 г. Однако сам монарх никогда не обожествлялся. Данная практика была характерна для ряда других государств, например Римской империи (начиная с I в. до н.э.)5, Древнего Египта, Японии6.

1 Программа Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России». С. 15.

2 Там же. С. 14.

3 Там же. С. 4.

4 Шевченко М.Н. Идея царской власти в интерпретации русских книжников второй половины XV в. // Вестник Омского университета. 2009. № 1. С. 89.

5 Тарасова Л.В. Императорский культ в правление династии Флавиев (699-6 гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. 2009. Том 9. № 1 (56). С. 21-25.

6 Лих М.А. Институт монархии в Японии, его особенности // Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 2 (15). С. 56-62.

Несмотря на многочисленные упоминания бога и иных метафизических сущностей, призванные, видимо, создать ощущение религиозности и обращенности к традициям, при анализе выясняется, что авторы программы не сильны в основах православия и истории России. Также показателен тот факт, что в тексте программы нет ни одной цитаты из Библии или Священного Писания. В то же время в программе приводятся афоризмы Жан-Жака Руссо, Томаса Мора, английского романиста XIX в. Эдварда Бульвера, норвежского драматурга XIX века Генрика Ибсена, вологодского купца Христофора Леденцова, жившего в XIX в. Обличая существующую политическую систему, авторы программы не скрывают некоторых симпатий к утопизму: «Я вижу всюду заговор богачей, ищущих своей собственной выгоды под именем и предлогом общего блага. - обличал несправедливое устройство общества еще в XVI в. великий гуманист Томас Мор, закончивший свою жизнь на плахе»1.

Гендерный аспект представлений о власти

Декларируя приверженность традиционным патриархальным ценностям, программа партии «За женщин России» в то же время прямо утверждает, что «...именно женщине надлежит исполнить на Земле волю Всевышнего». Партия подчеркивает, что «российская женщина, несмотря на свое верховенство над мужчиной по целому ряду важнейших показателей (численность, образованность, занятость), ни в политике, ни в бизнесе не играет значительной роли. она по-прежнему остается в тени»2.

Более по граммы: «Хотя

эту мысль раскрывает нижеследующий фрагмент пропасть" - слово женского рода, но реальное обличье у нее мужское. Характер хамоватый и вороватый. Оголтелые нувориши ведут себя как гости, как временщики, калифы на час. Давно пришла пора придать образу власти женское обличье, чтобы она, как рачительная хозяйка, как озабоченная судьбой своих потомков мать не позволила бы сегодняшним властителям мира погубить ради бешеной прибыли земную цивилизацию»3. Также высказываются идеи об особых психологических установках и личностных качествах женщин, которые позволят им в случае прихода к власти изменить аксиологические ориентиры общества, избавить его от «диктата потребительской психологии».

Любопытно, что данные мысли перекликается с идеями Герберта Маркузе, изложенными им в рамках лекции «Марксизм и феминизм», прочитанной в Стенфордском университете в 1974 г Философ считал, что именно феминизм станет политической силой, которая сможет победить ка-

1 Программа Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России». С. 8.

2 Там же. С.15.

3 Там же. С.17.

питализм и «принцип Производительности» (т.е. культ бесконечно увеличивающихся производства и потребления - прим. А.Б.)1. Маркузе подчеркивает, что социализм, качественно иное общество, к которому необходимо прийти, должен воплощать отрицание агрессивных и репрессивных потребностей и ценностей капитализма как культуры мужского господства2.

Утопические мотивы в программе

К основным признакам утопического относят резко отрицательную оценку существующего положения вещей, а также ориентацию на идеальное состояние того или иного аспекта мироустройства3. В программе НПЗЖР в наличии оба признака, причем в значительных количествах.

Цели и задачи партии «За женщин России» изложены в нескольких местах программы, однако ключевыми целями, судя по всему, являются следующие.

1. Обустроить каждый уголок нашей родины, собрать со всех концов света тех, для кого русская земля, русская культура, русский язык священны и притягательны.

2. Обеспечить свободу и защищенность каждому гражданину, справедливое распределение социальных благ, соблюдение законности во всех сферах жизни; уберечь для потомков наши природные богатства4.

Партия особо перечисляет стратегические задачи - «войти во все уровни власти, чтобы реально отстаивать державные и народные интересы»; добиться большинства в Думе, чтобы устранить социальные перекосы, бороться за победу своего кандидата на выборах Президента России. Также среди стратегических задач - поднять сельское хозяйство, оказывать поддержку социально уязвимым группам населения, улучшить нравственный климат общества и «усилиями лучших умов, на основе достижений новейших информационных технологий, разработать Универсальный план обустройства России (УПОР)»5. Также среди задач партии: избавить общество от диктата потребительской психологии, ликвидировать бедность, а также «любыми возможными средствами возродить праведный образ жизни»6.

Среди тактических целей партии - повсеместное создание по стране советов общественного спасения (СОС), куда каждый гражданин мог бы обратиться за решением жизненно важной для него проблемы; осуществле-

1 Маркузе Г. Марксизм и феминизм. М., 2008. С. 11.

2 Там же. С.7-8.

3 Слуднева Л.В. Утопия: прошлое как аксиологический антипод настоящего // Magister Dixit. 2013. № 2. С. 8.

4 Программа Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России». С. 1.

5 Там же. С. 20.

6 Там же. С. 10.

ние проектов в рамках УПОР за счет средств инвесторов, возмещая им из бюджета затраты и бонусы только после достижения конечного результата; учреждение Всероссийского общественного совета мудрецов, «в который бы вошли самые авторитетные мыслители преклонного возраста, свободные от страстей и потребительских устремлений, - для проведения независимой экспертизы принимаемых важнейших законопроектов и государственных решений»1. Создание совета мудрецов является мотивом, часто встречающимся в различных утопиях, советы общественного спасения вызывают ассоциации с Комитетом общественного спасения времен Великой французской революции.

Многие исследователи отмечают, что большинство современных утопий - не модели совершенства, а либо альтернативы настоящему, с высоты которых оно судится, либо попытки представить себе реализованными последствия определенных теорий, моделей, проектов2. С.П. Батракова отмечает, что одной из особенностей современного утопизма является сознательное обращение к утопии, отсутствие противопоставления ее науке, реальной практике3.

Анализ программы партии «За женщин России» подтверждает этот тезис. Рядом с мистическими обоснованиями необходимости управления России партией женщин, многословной эмоциональной критикой существующего общественно-политического строя, популистскими обещаниями, неясными концепциями новых схем управления страной и сложными проектами улучшения положения дел в сельском хозяйстве здесь есть конкретная программа разумных социальных и экономических реформ. В частности, она включает в себя изменение системы налогообложения (введение прогрессивного подоходного налога), меры по стимулированию модернизации производства, использованию новых технологий, участию бизнеса в благотворительности. Кроме того, предлагается поощрение объединения граждан для совместной деятельности в такую организационно-правовую форму, как товарищество, и решение ряда вопросов посредством комплексно-целевых программ4.

Однако тот эмоционально насыщенный, художественный слог, которым написана программа, эклектичность, обилие в тексте упоминаний метафизических сущностей, а также аллюзий на утопии усложняет ее восприятие, затмевает то рациональное, что есть в программе. По стилю изложения текст напоминает скорее агитационную брошюру, а не программный документ политической партии.

1 Программа Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России».

с. 10.

2 Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы; сост., общ. ред. и предисл. В.А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991. С. 8.

3 Батракова С.П. Искусство и утопия: из истории западной живописи и архитектуры XX в. М.: Наука, 1990. С. 10.

4 Программа Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России». С. 18.

Все перечисленные выше особенности программы являются свидетельством того, что в отечественном политическом сознании на данном этапе развития общества имеет место своеобразный синкретизм - отсутствие понимания необходимости разделения программных и агитационных текстов.

Заключение

Неоконсерватизм в современной России не имел реальной национальной политической традиции ни в советские, ни в дореволюционные времена, несмотря на попытки идеологов найти какие-либо опоры в прошлом1. Однако, идеологи современного консерватизма зачастую стараются поддержать данный дискурс посредством апелляций к религии и мифам, выглядящим историчными.

Программа НПЗЖР амбивалентна в нескольких смысловых полях. Она имеет двойственный характер в силу принадлежности партии к социальному консерватизму как довольно противоречивому направлению, с одной стороны, сочетающему приверженность «традиционным ценностям» таким, как семья, религия, а с другой стороны декларирующему необходимость широкой поддержки граждан государством. Партия «За женщин России» идет по этому пути еще дальше, предлагая внести серьезные изменения в систему государственного управления, создать принципиально новые институты. Эти намерения партии, называющей себя неоконсервативной, выглядят парадоксальными ввиду того, что классический консерватизм по определению крайне осторожно относится к любым нововведениям2.

Также программа НПЗЖР амбивалентна в смысловом поле, связанном с гендерным аспектом властных отношений. Несмотря на декларирование приверженности патриархальным ценностям, программа прямо указывает на желательность установления матриархата3.

Кроме того, двойственность текста программы воплощается в сочетании гиперэмоционального языка, содержащего многочисленные упоминания различных метафизических сущностей (как христианских, так и явно языческих), утопических образов будущего и разумных прагматичных экономических мер (таких, как введение прогрессивного подоходного налога).

Программа партии «За женщин России» является ярким примером того, как в борьбе за голоса избирателей и в ответ на противоречивые запросы времени создаются идеологические концепции - своеобразные коллажи, синтезирующие взгляды «левых» и «правых» под обложкой неоконсерватизма.

1 Мюллер Д.Г. «Новый консерватизм» в современной РФ (действительность и перспективы) // Вестник Нижегородского института им. Н.И. Лобачевского. Сер. Международные дела, Политология, Регионоведение. 2004. № 1. С. 294.

2 Мюллер Д.Г. «Новый консерватизм» в современной РФ (действительность и перспективы) // Вестник Нижегородского института им. Н.И. Лобачевского. Сер. Международные дела. Политология. Регионоведение. 2004. № 1. С. 294.

3 Программа Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России». С. 14, 17.

Библиографический список

1. Батракова С.П. Искусство и утопия: из истории западной живописи и архитектуры ХХ в. М.: Наука, 1990.

2. Гурьева К.А. Христианский феминизм: истоки и современность // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15. № 3. С. 285-293.

3. Официальный сайт партии «За женщин России» [электронный ресурс]. URL: http://npzhr.ru/.

4. Коновалов Д.А., Мельникова И.В. Сравнительный анализ направлений современной Российской консервативной общественно-политической мысли // Вестник Омского университета. 2013. № 1 (67). С. 181-188.

5. Лих М.А. Институт монархии в Японии, его особенности // Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 2 (15). С. 56-62.

6. Маркузе Г. Марксизм и феминизм. М., 2008.

7. Мюллер Д.Г. «Новый консерватизм» в современной РФ (действительность и перспективы) // Вестник Нижегородского института им. Н.И. Лобачевского. Сер. Международные дела. Политология. Регио-новедение. 2004. № 1. С. 290-295.

8. Наши регионы с РО НПЗЖР // Официальный сайт партии «За женщин России» [электронный ресурс]. URL: http://npzhr.ru/catalog.

9. Программа Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России».

10. Слуднева Л.В. Утопия: прошлое как аксиологический антипод настоящего // Magister Dixit. 2013. № 2. С. 7-14.

11. Страница Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России» // Официальный портал Министерства юстиции РФ. [электронный ресурс] URL: http://minjust.ru/nko/gosreg/partii/ Partiyagenshin.

12. Тарасова Л.В. Императорский культ в правление династии Флавиев (69-96 гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2009. Т. 9. № 1 (56). С. 21-25.

13. У «Единой России» в парламенте Якутии будет 51 депутатское кресло из 70 // Интарфакс-Россия [электронный ресурс]. URL: http://www. interfax-russia.ru/FarEast/news.asp?id=433639&sec=1671.

14. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / сост., общ. ред. и предисл. В.А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991.

15. Шевченко М.Н. Идея царской власти в интерпретации русских книжников второй половины XV в. // Вестник Омского университета. 2009. № 1. С. 87-89.

16. Political Language and Metaphor: Interpreting and changing the world (Routledge Innovations in Political Theory). Edited by Terrell Carver and Jernej Pikalo. London; New York; Routledge, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.