Научная статья на тему 'Особенности профилактики психогенных расстройств у студенческой молодежи'

Особенности профилактики психогенных расстройств у студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
464
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова P. P.

The article is devoted to the consideration the main aspects of measures to prevent student's psychogenic disorders. The problems it deals with are: 1) characteristics and intensity of the emotional experience of psycho traumatic situations of students, 2) approaches and steps to prevent the emergence and the development of the psychogenic disorders. The article represents the results of the investigation of the intensity and characteristics of student's emotional experience in psycho traumatic situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primary features of the preventive measures of psychogenic disorders of students

The article is devoted to the consideration the main aspects of measures to prevent student's psychogenic disorders. The problems it deals with are: 1) characteristics and intensity of the emotional experience of psycho traumatic situations of students, 2) approaches and steps to prevent the emergence and the development of the psychogenic disorders. The article represents the results of the investigation of the intensity and characteristics of student's emotional experience in psycho traumatic situations.

Текст научной работы на тему «Особенности профилактики психогенных расстройств у студенческой молодежи»



Вышеприведенную взаимосвязь психодинамических свойств темперамента с динамикой подготовленности кандидатов в водители, безусловно, необходимо учитывать при индивидуальном планировании обучения.

Литература:

1. Батаршев A.B. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 88с.

2. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий.- М.: Планета детей, 1997.- 328 с.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2001.- 464 с.

4. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2003.- 384 с.

5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий: Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2004.- 701с.

6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /

B.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общ. ред. A.A. Крылова,

C.А. Маничева.- 2-е изд., доп. и пере-раб.- СПб.: Питер, 2006.- 560с.

7. Сальников B.A. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности: Монография.- Омск: СибАДИ, 2000.- 160 с.

8. Человек: анатомия, физиология, психология: Энциклопедический иллюстрированный словарь / Ред. А.С. Батуев, Е.П. Ильин, Л.В. Соколова.- СПб.: Питер, 2007.- 672 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОГЕННЫХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

P.P. Попова, старший преподаватель ТГГПУ, г. Казань

В последнее время в сложившихся социально-экономических условиях особенно актуальной как в системе здравоохранения, так и в системе образования становится проблема профилактики психогенных расстройств у молодежи. Нестабильность социально-политической обстановки, обусловливающая возрастание количества стрессовых ситуаций, в первую очередь затрагивает молодое поколение. В России и за рубежом увеличивается число антропогенных и природных катастроф, растет преступность. Развитие информационных технологий приводит к улучшению информированности населения о происходящих негативных событиях. Молодые люди часто не имеют определенных жиз-

ненных навыков, которые позволили бы им совладать с трудными жизненными ситуациями, сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.

По международной классификации болезней (МКБ-10) к психогенным расстройствам относится широкий круг заболеваний, общей особенностью которых, согласно концепции Ясперса, является обусловленность психического нарушения психотравмирующей ситуацией [1], отражение в клинической симптоматике расстройства переживаний, связанных с данной ситуацией, редукция симптомов при прекращении ситуации. В различных исследованиях под психотравмиру-ющей ситуацией понимают неудачи

61

Казанский педагогический журнал

9'200ö

окружения и матери в обеспечении достаточно хорошей опеки над ребенком [2], сочетание неблагоприятных внешних воздействий и неприемлемых и невыносимо интенсивных побуждений и желаний индивида [3], экстремальное, безусловно патогенное событие, имеющее «исключительно угрожающий характер» и оказывающее неблагоприятное воздействие на психику [1, с. 166]. Основными характеристиками психотравмирующей ситуации, выделяемыми разными авторами, являются экстремальность ее воздействия, которая определяется как внешними условиями, так и значимостью данной ситуации для человека, и последующие нарушения в психической сфере [1-5].

Известно, что при переживании психотравмирующей ситуации возникает «непереносимое душевное страдание», «отчуждение» от происходящего, чувства «шока, ярости, стыда и вины» [6, с. 34], дезинтеграция соматических и психических аспектов переживания, безразличие, эйфория, агрессия, уход в отвлекающую, позволяющую «забыться» деятельность, аддиктивные расстройства [7,8]. A.M. Ludwig отмечает, что в психотравмирующих ситуациях нарушается протекание когнитивных, эмоциональных, мотивацион-ных и волевых процессов, возникает феномен диссоциации процессов обработки информации, проявляющийся в сужении объема восприятия, нарушении системы памяти, научения, чувства времени, снижении контроля над поведением, разрушении когнитивной модели мира [10].

Профилактика психогенных расстройств включает разработку и внед-

рение в практику мер по их предупреждению и хронизации [9]. Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств; вторичная профилактика объединяет мероприятия, направленные на предотвращение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная профилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой и учебной деятельности. В настоящее время существует много проектов, направленных на профилактику различных форм отклоняющегося поведения (в том числе наркомании, табакокурения и т.д.), и в меньшей степени разработаны программы профилактики психогенных расстройств у молодежи.

Целью данной статьи явилось описание особенностей профилактической работы со студентами, имеющими психогенные расстройства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи: выявить особенности переживания психотравмирующих ситуаций у студентов и на основе полученных эмпирических данных и анализа научной литературы описать особенности психологической профилактики психогенных расстройств.

Исследование особенностей переживания психотравмирующих ситуа-

62

ций проводилось у студентов ТГГПУ очного и заочного отделений. Группу мужчин составили 40 человек в возрасте от 19 до 30 лет, средний возраст 24,5 года. В группу женщин вошли 50 испытуемых в возрасте от 20 до 30 лет, средний возраст 24 года.

На первом этапе исследования у испытуемых выявлялись психотрав-мирующие ситуации. С этой целью с каждым испытуемым проводилось двухэтапное интервью, в результате которого респонденты описывали ситуации и переживания этих ситуаций. На втором этапе определялись особенности и выраженность актуальных переживаний названных ситуаций. Для определения выраженности переживаний использовался опросник ШОВТС (M.J. Horowitz, N. Wil-ner et. al., 1979) [5]. По концепции Горовица, при переживании психо-травмирующих ситуаций возникают три группы симптомов (или три вектора переживания): вторжение, избегание и физиологическая возбудимость. Вектор вторжения отражает погруженность человека в переживание, навязчивые сновидения, мысли и т.д. К симптомам избегания относятся попытки смягчить переживания, стремление быстрее забыть о случившемся. Вектор физиологической возбудимости отражает психосоматический уровень реагирования на ситуацию. Особенности переживания ситуаций оценивались опосредованно путем анализа текстов респондентов и выделения из них понятий, отражающих переживания испытуемого в ситуации. Испытуемыми было названо 170 ситуаций: 80 ситуаций было описано в группе мужчин, женщины

назвали и описали 90 ситуаций. В группе мужчин чаще всего встречались ситуации «несчастный случай» (14,55%), «потеря близкого» (13,64%) и «болезнь» (9,9%). Ситуации «физическое насилие», «ссора» и «проигрыш» назывались с частотой 4,55%. Наиболее редкими явились ситуации «разрыв отношений», «виновник происшествия», «нарушение правил», «отказ от своего мнения», «материальные трудности», «отчисление», «клевета», «сексуальные действия», «наказание», «употребление алкоголя близкими», «измена», «трудности у близких», «разлука», «нечестная оценка», «заблудился», «влюбленность», «тюремное заключение», «трудности знакомства», «развод родителей», «трудности выбора», «разочарование в девушке», «некрасивый внешний вид», «убийство собаки», «суицид», «тяжелая физическая нагрузка», «денежный долг», «армия» (реже 4%). В группе женщин на первом месте по частоте встречаемости находились «потеря близкого» (11,04%), «ссора» (9,82%), «разрыв отношений с близким» (7,98%). Частота встречаемости остальных событий («несчастный случай», «болезнь», «употребление алкоголя», «измена», «разлука», «переезд», «развод родителей», «экзамен», «беременность», «аборт», «суицид», «принуждение», «тюремная атмосфера», «материальные трудности», «употребление наркотиков», «отсутствие информации о причине ухода близкого», «ирония окружающих», «изгнание из дома», «проигрыш», «нечестная оценка», «ограбление» и т.д.) была меньше 4%. Таким образом, психотравмирующие ситуации у

Казанский педагогический журнал

9'2006

испытуемых чрезвычайно разнообразны по содержанию и отражают не только студенческую проблематику, но и другие аспекты человеческой жизни.

При исследовании выраженности переживаний психотравмирующих ситуаций в целом по выборке выявлены высокие значения диагностируемых показателей: значения каждого из векторов переживания превышали 20 баллов в группе мужчин в 46 случаях из 80 (58%), а в группе женщин в 52 случаях из 90 (58%). Такие же высокие значения показателей (выше 20 баллов) зарегистрированы, например, в исследованиях Н.В. Тарабриной [5, с. 132] у бежен-

цев и ликвидаторов ЧАЭС, имеющих клинически оформленное посттравматическое стрессовое расстройство. Разброс значений в группе мужчин по показателю «вторжение» составил 35 баллов (от 0 до 35), «избегание» 29 баллов (от 1 до 30), «физиологическая возбудимость» 28 баллов (от 0 до 28). В группе женщин разброс исследуемых показателей был таким же: по показателю «вторжение» 33 балла (от 3 до 35), «избегание» 32 балла (от 2 до 34), «физиологическая возбудимость» 33 балла (от 2 до 35). Средние значения векторов «вторжение», «избегание», «физиологическая возбудимость» в выборках мужчин и женщин представлены в табл.1.

Таблица 1

Выраженность векторов переживания психотравмирующих ситуаций

Вектора переживания В группе мужчин В группе женщин

среднее, баллы стандарт. отклонение среднее, баллы стандарт. отклонение

вторжение 17,76 8,15 17,72 7,71

избегание 15,49 7,26 16,31 7,32

физиологическая возбудимость 10,61 6,15 13,41 7,54

Из таблицы наглядно видно, что значения вектора «физиологическая возбудимость» в обеих группах несколько ниже остальных значений, что подтверждается исследованием на достоверность различий на 99% уров-

не значимости (табл. 2). Это свидетельствует о преобладании формирования у студентов невротических и поведенческих нарушений при переживании психотравмирующей ситуации.

Таблица 2

Достоверность различий векторов переживания психотравмирующих ситуаций

Сравниваемые показатели В группе мужчин В группе женщин

Т Стьюдента р Т Стьюдента р

Вторжение и физиол. возб-ть 6,26 0,00000001 3,74 0,0002

Вторжение и избегание 1,86 0,06 1,24 0,21

Избегание и физиол. возб-ть 4,58 0,000009 2,58 0,01

64

■ 1111

п

ш

Тем не менее все значения средних достаточно высокие, что указывает на выраженность у испытуемых таких симптомов, как навязчивые сновидения, чувства, мысли, снижение реактивности, стремление избегать ситуаций, схожих с аффективно значимой, нарушение физиологических процессов и общее снижение социальной активности. В целом полученные результаты свидетельствуют о снижении уровня психической адаптации, болезненности актуального психического состояния респондентов. Высокая дисперсия полученных результатов может быть обусловлена неучетом в данном исследовании влияния разных

по содержанию ситуаций на особенности и выраженность переживаний.

Частоты встречаемости понятий, отражающих переживания испытуемых в психотравмирующих ситуациях, представлены в табл.3. При анализе таблицы наиболее важным и диагностически значимым является тот факт, что значительная часть респондентов при описании психотрав-мирующих ситуаций не отразили своих переживаний, а лишь описали ход событий (17,18% в группе мужчин и 16,49% в группе женщин), либо отметили в тексте наличие переживаний, но не раскрыли их содержание (например, «сильно переживал»)

Таблица 3

Частота встречаемости понятий, отражающих переживания испытуемых в психотравмирующих ситуациях

Понятия, отражающие переживания Частота встречаемости, % в группе мужчин Частота встречаемости, % в группе женщин

отсутствует 17,18 16,49

недифференцированы 16,56 16,49

физиологические реакции 12,27 11,11

метафора 0,61 3,94

тревога 0,00 2,87

страх 14,72 10,04

шок 6,13 4,66

горе 7,98 13,26

обида 3,68 4,30

разочарование 2,45 0,72

гнев 7,36 5,73

печаль 3,07 0,36

стыд 3,68 1,79

вина 3,07 1,08

отвращение 0,61 0,36

интеллектуальные чувства 0,00 1,43

любовь 0,61 5,38

Казанский педагогический журнал

9'2006

(16,56% в группе мужчин и 16,49% в группе женщин). В целом те или иные затруднения в описании переживаний были отмечены у 46,62% испытуемых в группе мужчин и 48,03% испытуемых в группе женщин. Как отмечает О. В. Бермант-Полякова [6, с. 18], «рассказ о травматическом событии отличает дискурс умолчания о переживаниях в ситуации травмы». Констатирующий рассказ о психотравмирующей ситуации закономерно возникает на завершающем этапе переживания при значительном снижении уровня актуальных переживаний [5,6].

Таким образом, с одной стороны, отсутствие в текстах у испытуемых понятий, характеризующих переживания в психотравмирующей ситуации, может отражать прерывания в осмыслении и интеграции различных аспектов переживания. С другой стороны, выявленная особенность может указывать на преморбидные характеристики испытуемых, а именно на трудности выражения своих чувств, что, как известно [5-8], также осложняет интеграцию психотравмиру-ющего переживания.

Среди чувств, которые были названы испытуемыми, чаще всего упоминались страх, горе и гнев, однако частоты встречаемости этих переживаний в разных группах были различны. У мужчин на первом плане были переживания страха (14,72%), переживания горя и гнева встречались с одинаковой частотой (7,98% и 7,36% соответственно). В группе женщин доминировали переживания горя (13,26%), частота упоминания реакций страха была несколько ниже (10,04%).

Примерно с одинаковой частотой встречались такие переживания, как гнев, любовь, шок, обида. Таким образом, в целом у мужчин и женщин в психотравмирующих ситуациях возникали сходные переживания.

Проведенное исследование выявляет наличие у студентов как самих ситуаций, имеющих психотравмиру-ющий характер, так и трудностей, прерываний в интеграции переживаний этих ситуаций, достаточно высокую выраженность (в среднем по выборке) клинически значимых симптомов, отражающих вторжение травмирующего материала в психические процессы, избегание испытуемыми контакта с различными аспектами травматического опыта, высокий уровень физиологической возбудимости.

Данное исследование указывает на необходимость организации в вузе профилактической работы со студентами по предупреждению у них психогенных расстройств в двух основных направлениях. Первое образовательно-развивающее направление связано с укреплением психической устойчивости студентов в отношении влияния на них неблагоприятных факторов среды. Основными задачами в этом направлении могут быть повышение информированности студентов о типологии и специфическом влиянии психотравмирующих ситуаций на динамику переживания, значении личностных особенностей в гене-зе психогенных расстройств, социальных последствиях психогенов. Основными формами работы при этом могут быть лекции, семинары, круглые столы, диспуты. Такие лекции были разработаны и внедрены нами в пе-

66

риод с 2005 по 2007 год при инициативе Центра медицинской профилактики МЗ РТ в рамках программы «Здоровый образ жизни» в ряде вузов г. Казани для студентов первых курсов. Однако наряду с информированием важно проведение со студентами навыковых программ: тренингов по формированию у студентов сенситивности, толерантности, эмоциональной устойчивости, расширению репертуара способов совладания с трудными жизненными ситуациями и т.д. Необходимо разработать и проводить скрининговые исследования для выявления выраженности психогенных расстройств у студентов и определения студентов группы риска.

Второе направление включает в себя мероприятия, ориентированные на психологическую поддержку студентов, имеющих актуальные психо-травмирующие переживания и относящихся к группе риска по развитию психогенных расстройств. Как мы уже отмечали, одной из специфических особенностей психотравмиру-ющего переживания является избегание контакта с психотравмирующими воспоминаниями, что, с одной стороны, приводит к прерыванию интеграции опыта, а с другой — снижает обращаемость студентов за профессиональной помощью. Таким образом, профилактическую работу с этой категорией студентов необходимо проводить в несколько этапов. На первом этапе (1-2 месяца) важно сформировать у студентов опыт доверительного и безопасного контакта, получения поддержки и понимание нормальности своих переживаний. Для реа-

лизации этих задач больше всего подходят индивидуальные консультации и/или группы социально-психологической поддержки. На втором этапе уже возможно проведение психотерапевтических групп или индивидуальных психотерапевтических сессий, направленных на проработку психотравмирующего переживания, отреагирование чувств, работу с избеганием, отрешенностью, отчуждением. Целью заключительного этапа будет являться «отделение» от психотрав-мирующей ситуации и восстановление социальной активности. На этом этапе возможно проведение психологических групп, направленных на расширение ролевого репертуара в различных социальных ситуациях, на формирование сотрудничества и кооперации, развитие творческих способностей и самовыражения. Таким образом, основными мишенями программы вторичной профилактики на первом этапе будут являться страх и недоверие в получении поддержки, на втором этапе - собственно переживания психотравмирующей ситуации, а на третьем - социально значимые неконструктивные стереотипы поведения. Как показывает наш опыт, работа со студентами, имеющими актуальные психотравмирующие переживания, сложна и специфична, требует специальной подготовки психологов-консультантов и их координированной работы, ориентирует на дальнейшее теоретическое и эмпирическое исследование специфики переживания различных ситуаций и учет выявляемых закономерностей при разработке программ психопрофилактики.

Казанский педагогический журнал

9'2006

Литература:

1. Многоосевая классификация психических расстройств в детстком и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10.-М.: Смысл; СПб.: Речь, 2003.- 407 с.

2. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери.- М.: Класс, 2007.- 79 с.

3. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции.- СПб., 1997.- 479 с.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды.- М.; Воронеж: Институт практической психологии. МОДЭК, 1995.356 с.

5. Тарабрина Н.В. Практикум по пси-

хологии посттравматического стресса. -СПб.: Питер, 2001.- 272 с.

6. Бермант-Полякова О.В. Посттравма: диагностика и терапия.- СПб.: Речь, 2006.- 248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986.- 253 с.

8. Шафранская К.Д. Фрустрация при переживании жизненных трудностей // Человек и общество. Вып. 9.- 1971.-С. 171-178.

9. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского.-СПб.: Питер, 2005.- 944 с.

Ludwig A.M. Altered states of consciousness // Archives of General Psychiatry.- 1966.- V.15.- P. 225-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.