Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств'

Особенности профессиональной подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1326
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / MUSIC EDUCATION / PROFESSIONAL SKILLS / VOCAL TRAINING / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / A SPECIALIST IN THE FIELD OF VOCAL ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демедюк Игорь Петрович

В статье проанализированы особенности профессиональной подготовки студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств. Теоретический анализ комплексных исследований по вопросам формирования профессионального мастерства как совокупности свойств и целостного комплекса профессионально важных качеств, которыми должен владеть студент-вокалист, позволил сделать вывод о том, что этот процесс происходит в контексте взаимовлияния и взаимосвязи индивидуальных особенностей студентов-вокалистов и культурно-образовательной среды вуза, в которой протекают процессы социализации и профессионализации. Именно в высшем учебном заведении, в его культурно-образовательной среде происходит подготовка студентов-вокалистов к полноценному вхождению в профессионально-ролевые отношения, к осознанию сущности избранной профессии, формируется фундамент профессионального мастерства. Эффективность профессиональной подготовки студента-вокалиста сильно зависит от реализации культурологической функции образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF SINGERS IN THE UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS

The article analyzes the features of professional training of students-vocalists in the universities of culture and arts. Theoretical analysis of integrated research on the formation of professional mastery as a set of properties and the entire complex of professionally important qualities, which should possess a student-vocalist, led to the conclusion that this process occurs in the context of the interaction and relationship of the individual characteristics of students-vocalists and cultural and educational environment of the University as a process of socialization and professionalization. In higher education, in cultural and educational environment to prepare students-vocalists to a full-fledged entry into the professional-role relation to the essence of their chosen profession, forms the Foundation of professional skills, efficiency of formation of which is much largely depends on the cultural functions of education.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств»

3. Ольхов К. А. Теоретические основы дирижёрской техники. 2-е изд. Ленинград : Музыка. Ленинградское отд-ние, 1984. 160 с., ил.

4. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. Москва : Музыка, 1973. 446 с.

References

1. Blokh O. A. Pedagogika orkestrovo-ansamblevogo ispolnitel'stva [Pedagogics of orchestral and ensemble performance]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, No. 2 (52), pp. 212—218.

2. Maikovskaya L. S. Artistizm muzykanta-instrumentalista: sushchnost' i struktura [Virtuosity of the musician-instrumentalist: essence and structure]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 2 (52), pp. 223—227.

3. Ol'khov K. A. Teoreticheskie osnovy dirizherskoi tekhniki [Theoretical bases of conductor's equipment]. 2nd edition. Leningrad, Publishing house "Music", 1984. 160 p.

4. Skrebkov S. S. Khudozhestvennye printsipy muzykal'nykh stilei [Art principles of musical styles]. Moscow, Publishing house "Music", 1973. 446 p.

СОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОКАЛИСТОВ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УДК 378.978

И. П. Демедюк

Московский государственный институт культуры

В статье проанализированы особенности профессиональной подготовки студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств. Теоретический анализ комплексных исследований по вопросам формирования профессионального мастерства как совокупности свойств и целостного комплекса профессионально важных качеств, которыми должен владеть студент-вокалист, позволил сделать вывод о том, что этот процесс происходит в контексте взаимовлияния и взаимосвязи индивидуальных особенностей студентов-вокалистов и культурно-образовательной среды вуза, в которой протекают процессы социализации и профессионализации. Именно в высшем учебном заведении, в его культурно-образовательной среде происходит подготовка студентов-вокалистов к полноценному вхождению в профессионально-ролевые отношения, к осознанию сущности избранной профессии, формируется фундамент профессионального мастерства. Эффективность профессиональной подготовки студента-вокалиста сильно зависит от реализации культурологической функции образования.

Ключевые слова: музыкальное образование, профессиональное мастерство, вокальная подготовка, культурно-образовательная среда вуза, специалист в области вокального искусства.

I. P. Demedyuk

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF SINGERS IN THE UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS

The article analyzes the features of professional training of students-vocalists in the universities of culture and arts. Theoretical analysis of integrated research on the formation of professional mastery as a set of properties and the entire complex of professionally important qualities, which should possess a student-vocalist, led to the conclusion that this process occurs in the context of the interaction and relationship of the individual characteristics of students-vocalists and cultural and educational environment of

ДЕМЕДЮК ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ — аспирант кафедры педагогики и психологии факультета соци-226 ально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

DEMEDYUK IGOR PETROVICH — doctoral student of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute (University) of Culture

e-mail: dip_83@mail.ru © Демедюк И. П., 2016

the University as a process of socialization and professionalization. In higher education, in cultural and educational environment to prepare students-vocalists to a full-fledged entry into the professional-role relation to the essence of their chosen profession, forms the Foundation of professional skills, efficiency of formation of which is much largely depends on the cultural functions of education.

Keywords: music education, professional skills, vocal training, cultural and educational environment of the University, a specialist in the field of vocal art.

Профессиональное музыкальное образование в настоящее время приобретает всё большую значимость для культурного строительства и духовного совершенствования человека. Популярность музыкального искусства, его массовый характер, широкий деятельно-творческий спектр — всё это накладывает особую ответственность на систему подготовки специалистов высшей квалификации, способных отвечать запросам времени и наполнять учебно-воспитательный процесс глубоким художественным содержанием для всестороннего эстетического развития обучающихся.

Вокальное творчество занимает важное место в разнообразной жанровой структуре музыкального искусства. Подготовка высококвалифицированных специалистов в этой сфере является одним из приоритетных направлений профессионального музыкального образования. Потребность в кадрах, способных эффективно осуществлять педагогическую деятельность, владеющих искусством пения, сегодня велика [11, с. 116—122].

Процесс подготовки высококвалифицированных специалистов в области вокального искусства является многогранным по своей структуре и имеет специфику как на уровне высшей школы, так и на уровне природы вокального творчества.

Новый этап развития профессиональной системы музыкального образования обнаружил ряд противоречий, которые сегодня остро стоят на повестке дня реформирования вокальной школы. Названные противоречия обнаруживаются по нескольким направлениям:

1) концептуальные подходы к воспитанию и образованию вокалистов;

2) содержание учебно-воспитательного процесса в области певческого искусства;

3) формы и методы повседневной вокально-педагогической работы.

С другой стороны,следует сказать о традициях вокально-исполнительской школы России, которые снискали высокий авторитет у мировой музыкальной общественности. Школа в данном случае предстаёт как комплекс определённых эстетических и профессиональных норм, правил, установок, закономерностей, как некое единство взглядов (музыкально-исполнительских и педагогических принципов, методологических подходов) тех, кто выступал в качестве её основоположников и адептов. Школа — это также и определённый уровень эстетического, духовного сознания художника-исполнителя. Принимая во внимание позицию основоположников российской вокальной школы, а также современных исследователей природы музыкального творчества, вокального исполнительства (Э. Абдуллина, О. Апраксиной, О. Блоха, И. Вилинской, Н. Гонтаренко и других), можно определить концептуальный подход, позволяющий продуктивно и динамично, в целом эффективно развивать исполнительскую культуру вокалистов.

При этом сегодня наблюдается ряд разногласий между целями обучения и способами их достижения, между задачами, поставленными на повестку дня, между традиционным и инновационным методами преподавания вокала.

Исследование процесса формирова-

ния разных аспектов профессионального мастерства музыканта позволяет отметить важность педагогического сопровождения исполнительской деятельности студента-вокалиста. По этому поводу Г. Нейгауз отмечал, что этот вид деятельности раскрывает познание закономерностей искусства, умение воплощать это в ярких художественных образах, которые, в свою очередь, являются основой достижения настоящего мастерства, правдивости и вдохновения [12, с. 16—27].

К проблеме создания теоретико-методологической основы для детального анализа процесса формирования профессионального мастерства студентов-вокалистов обращались такие авторы, как Э. Абдуллин, Л. Арчажникова, Ю. Бай,

B. Беликова, М. Давыдов, Е. Куришев, И. Мостовая, В. Муцмахер, Г. Николаи, Ю. Цагарелли и другие [1; 2, с. 65—70; 4, с. 114—123; 7; 12; 13; 14, с. 5—15; 19].

Многоаспектность феномена профессионального мастерства вокалистов обуславливает необходимость комплексного исследования образовательного процесса вуза как этапа становления и формирования основ профессионализма. В связи с этим следует отметить, что эта тема нашла отражение в исследованиях Т. Баклановой [5], О. Блоха, Л. Зориловой, Г. Казаковой, М. Картавцевой, А. Любо-мудровой, Е. Николаевой, Н. Спинжар,

C. Рыбина, В. Черниченко [20] и других. Среди указанных работ самостоятельную группу источников составляют работы по совершенствованию процессов профессиональной подготовки студентов-вокалистов (Л. Антипова, Н. Гребенюк, Г. Демченко, Л. Зорилова, М. Картавцева, Л. Киселева, А. Курченко, О. Оганезова-Григоренко, Е. Талаквадзе, К. Хачатурян и другие).

Анализ этих исследований позволил выявить значение профессиональной под-

готовки студентов к исполнительской деятельности в процессе индивидуальных занятий и работы в творческом учебном коллективе, которое заключается в формировании творческого потенциала. Исполнительская деятельность выступает здесь в качестве особой художественной, эстетичной ценности (в продукте такой деятельности в специфической форме закрепляется сложный процесс создания нового, необыкновенного, что и есть само по себе творчество).

Достижение человеком успехов в профессиональной деятельности — процесс сложный и противоречивый. Основой профессионального роста можно считать представление человека о своей личности, его профессиональную «Я-концепцию».

Определённая личностная концепция характерна для любого человека, так же как талант, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться. Накопленный жизненный опыт формирует определённую систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к профессии. В связи с этим далеко не все профессионально активные индивиды признают важность профессионального роста. В профессиональной деятельности имеет место выполнение своих профессиональных обязанностей без особого прилежания, стремления достичь высоких результатов. Причины тому могут быть различные.

Следует отметить, что на процесс формирования будущего профессионала оказывают непосредственное влияние его возрастные особенности, которым отвечает «второй период юности» — с 18 до 25 лет (студенческий период). В этот период завершается формирование человека как личности. Д. Эльконин и Э. Эриксон в результате анатомо-физиологических и психологических исследований установили, что ведущей деятельностью юно-

шеского возраста является учебно-профессиональное развитие перспективы-планов на будущее; объектом познавательной деятельности становятся основы наук и профессиональной деятельности; преимущественно развивается интеллектуально-познавательная, личностная сфера психики; новообразованиями возраста являются становление мировоззрения, профессиональных интересов, а индивидуальными особенностями — концентрация духовных сил на самопознании.

Формирование готовности к овладению составными компонентами мастерства происходит именно в студенческие годы, когда длится поиск своего «я», формируются профессиональные качества и умения, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, очерчиваются составные части профессионализма: компетентность и вооружённость системой умений, что является фундаментом любой профессии.

Анализируя комплексные исследования по вопросам формирования профессионального мастерства как совокупности свойств и целостного комплекса профессионально важных качеств, которыми должен владеть студент-вокалист, приходим к выводу, что этот процесс происходит в контексте взаимовлияния и взаимосвязи индивидуальных особенностей студентов-вокалистов и культурно-образовательной среды вуза, в которой проходят процессы социализации и профессионализации.

Культурно-образовательная среда — это единое пространство, в котором синтезированы «внешний» план (мировые тенденции, экономическая и социокультурная ситуация страны, национальный менталитет, образовательная политика, содержание образования) и «внутренний» план (учебно-воспитательный процесс высшего учебного заведения, его матери-

ально-техническая база, мотивационный аспект обучения, доброжелательная эмоциональная атмосфера в процессе общей деятельности преподавателя — студента, преподавателя — преподавателя).

Согласно этому, такая среда является целостным образованием, которое обеспечивает одинаковые возможности для развития личностного потенциала студенчества, удовлетворяет потребность личности в самоопределении и самореализации и основывается на прочности позиций, которые базируются на человеческом факторе. Итак, культурно-образовательная среда является интенсификатором, катализатором и интегратором «образовательного» и «культурного», когда создаётся чрезвычайно насыщенное и ярко разнообразное поле пересечения «внешнего» и «внутреннего» планов, которое всесторонне влияет на формирование культуры личности как целеустремлённо, так и стихийно.

В едином пространстве культурно-образовательной среды чётко функционирует иерархическая последовательность взаимодействующих элементов (условий и факторов), что служит предпосылкой для эффективного развития всей системы индивидуально-психологических особенностей будущего вокалиста как профессионала.

Дисциплины музыкально-теоретического цикла формируют у студентов базу знаний об основных закономерностях развития музыкальной культуры, особенностях национальных композиторских школ, художественных стилей (барокко, классицизм, рококо, романтизм и т.д.), знания по эволюции основных музыкальных жанров и форм (опера, балет, симфония, оратория, соната и т.д.). Музыкально-теоретические предметы учебного плана должны развивать следующие умения и навыки: определять ладофункциональ-

ное развитие произведения, анализировать тональный план, структуру и функцию аккордов, тип фактуры, подбирать аккомпанемент к мелодиям, чисто интонировать, знать основные закономерности многоголосия, ориентироваться в исторических особенностях музыкальной формы, стиля; при целостном анализе музыкальных произведений логически осмысливать каждую музыкальную фразу в процессе изучения и исполнения музыкальных произведений и т.д.

Следует заметить, что процесс становления вокалистов оказывается бесперспективным, если отсутствует в педагогическом арсенале система форм и методов, которая обеспечивает планомерное, последовательное развитие обучающихся на пути формирования их вокально-исполнительской культуры. Именно преемственность на уровне начального, среднего и высшего звеньев системы музыкального образования сегодня становится нормой, обеспечивающей эффективность учебно-воспитательного процесса вокалистов.

Так, в процессе профессиональной подготовки вокалистов используются следующие методы и средства теоретической подготовки: лекция, семинар, практические занятия (индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по исполнительским дисциплинам и дисциплинам в области теории и истории музыки), самостоятельная работа студента; консультация; межсеместровые аттестации (ноябрь, апрель); внутри-семестровые формы контроля теоретических и практических знаний. Что касается методов и средств практической подготовки, то можно выделить индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по исполнительским дисциплинам; мастер-классы преподавателей и приглашённых специалистов; академи-

ческие концерты; учебная практика; реферат, курсовая работа; выпускная квалификационная работа.

Реализация иерархической последовательности взаимодействующих элементов (условий и факторов) предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессионального мастерства обучающихся.

Преподаватели вузов культуры и искусств применяют формы обучения для приобретения студентами знаний и навыков, которые формируют профессиональное мастерство, такими формами являются практические занятия: семинары, различные виды репетиций и творческих выступлений.

Семинары проводятся в форме дискуссий, деловых и ролевых игр, как обсуждение результатов студенческих работ (курсовых, рефератов, творческих работ и т.д.), представленных на вузовских и межвузовских конференциях. К участию в конференциях и творческих выступлениях также привлекаются деятели искусства и культуры, специалисты-практики. В рамках учебных курсов практикуются встречи с представителями учреждений культуры, государственных и общественных организаций, мастер-классы специалистов.

Самостоятельная работа студентов представляет собой обязательную часть основной образовательной программы, выражаемую в зачётных единицах (кредитах) и выполняемую студентом в виде внеаудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Самостоятельная работа может выполняться сту-

дентом в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах или в домашних условиях [15, с. 68].

Также под влиянием многих факторов (психолого-педагогических, эмоциональных, материальных), которые включает в себя культурно-образовательная среда высшего учебного заведения, формируется профессиональный тип личности будущего вокалиста, его индивидуальность с характерной для него манерой (стилем) деятельности, интересами, ценностями, установками и традициями. Индивидуальность студента-вокалиста, его профессионализм и мастерство — это тот конечный результат, который достигается в процессе взаимовлияния личности и культурно-образовательной среды, это основной профессиональный инструмент в будущей профессиональной деятельности, а культурологическая доминанта личности будущего специалиста является стрежнем, вокруг которого формируется его профессиональная компетентность и мастерство.

Выразительное исполнение вокальных произведений требует развития у студентов вокальных навыков, среди которых выделяют навыки певческого звукообразования, звуковедения, певческого дыхания, артикуляции и дикции и другие. Вокальная техника — это такое владение певческим голосом, когда достигается максимальная точность исполнения. Следует подчеркнуть, что от степени владения студентом техникой певческого голоса зависит в большой мере процесс восприятия и исполнения учениками вокальных произведений [8, с. 49].

Студентам необходимо знать основы певческого звукообразования, основы работы гортани, классификацию певческих голосов и многие другие аспекты профессиональной певческой деятельности.

Методика вокального обучения опирается на общедидактические и специальные, свойственные музыкальной педагогике принципы обучения. Ведущими среди общепедагогических принципов обучения являются: принцип воспитывающего обучения, научности, сознательности, связи с жизнью (с практикой) [4].

В процессе вокального обучения студент приобретает знания о певческом голосообразовании, у него формируются, совершенствуются вокально-технические, художественные навыки, развивается певческий голос, исполнительские задатки, музыкально-эстетический вкус, умственные способности: память, наблюдательность, мышление, воображение, речь, нравственные чувства, воля. Таким образом, в процессе вокального обучения происходит становление личности студента.

Пение для студента и педагога — это нескончаемый процесс творчества и вдохновения. Для того чтобы создавать правдивые образы, вокалисту, будущему педагогу, надо много читать и многое знать, чтобы донести до слушателей внутреннее содержание текста и состояние представляемого образа. Чтобы правдиво отобразить душевное состояние автора, надо знать историю написания любого произведения и постараться передать понятый смысл [9, с. 78].

Таким образом, задачей современного высшего музыкального образования в условиях возрождения духовности, национальной культуры является формирование высокой культуры чувств, интеллигентности, высоких морально-этических качеств будущих специалистов. Современный специалист должен быть носителем накопленных национальной культурой общечеловеческих ценностей, всесторонне знать как зарубежную, так и национальную музыкальную культуру, её традиции, фольклор и т.п.

Именно в высшем учебном заведении, своеобразным внутренним планом любой

в его культурно-образовательной среде другой деятельности [6, с. 14; 5, с. 51].

происходит подготовка студентов-вока- Теоретический анализ комплексных

листов к полноценному вхождению в про- исследований по вопросам формирова-

фессионально-ролевые отношения, осоз- ния профессионального мастерства как

нанию сущности избранной профессии, совокупности свойств и целостного ком-

формируется фундамент профессиональ- плекса профессионально важных качеств,

ного мастерства. Эффективность профес- которыми должен владеть студент-вока-

сиональной подготовки студента-вокали- лист, позволил сделать вывод о том, что

ста сильно зависит от реализации куль- этот процесс происходит в контексте вза-

турологической функции образования, имовлияния и взаимосвязи индивидуаль-

результатом которой является будущая ных особенностей студентов-вокалистов

деятельность вокалиста, которая вклю- и культурно-образовательной среды вуза,

чает не только предметную деятельность, в которой протекают процессы социали-

но и выступает как метадеятельность со зации и профессионализации.

Примечания

1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе : пособие для учителя. Москва : Просвещение, 1983. 111 с.

2. Арчажникова Л. Г, Рапацкая Л. А. Развитие теории высшего музыкально-педагогического образования // Советская педагогика. 1989. № 5. С. 65—70.

3. Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогики. Москва : Музыка, 1956. 268 с.

4. Бай Ю. Н. Исследование закономерностей совершенствования исполнительского мастерства учителя музыки в процессе подготовки к педагогической практике // Профессионально-педагогическая направленность преподавания специальных дисциплин на музыкально-педагогических факультетах. Казань, 1984. С. 114—123.

5. Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. Москва : МГУКИ, 2001. 222 с.

6. Барсов Ю. А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки. Ленинград : Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1968. 66 с.

7. Беликова В. В. Музыкальное исполнительство как вид художественно-творческой деятельности : авто-реф. дис. на соиск. учён. степ. кандидата искусствоведения : 17.00.02. Киев, 1991. 16 с.

8. Вопросы вокальной педагогики : сборник статей. Вып. 6 / [общая редакция Л. Б. Дмитриева]. Ленинград : Музыка, 1982. 184 с.

9. Вопросы вокальной педагогики : сборник статей. Вып. 7 / [ред.-сост. и авт. предисл. А. С. Яковлева]. Москва : Музыка, 1984. 214 с.

10. Зорилова Л. С. Духовные основы становления музыкальной школы эпохи возрождения в Западной Европе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 83—89.

11. Линьсян У Специфика развития исполнительской культуры обучающихся вокалистов // Образование и общество. 2010. № 3 (62). С. 116—122.

12. Мастера советской пианистической школы : Очерки / Московская ордена Ленина государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Кафедра истории пианизма и методики обучения игре на фортепьяно ; [под ред. А. Николаева]. Москва : Музгиз, 1961. 238 с.

13. Муцмахер В. И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки / науч. редактор А. И. Николаева ; Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина. Москва : МГПИ, 1988. 64 с.

14. Николаи Г. Ю. Дидактическое обоснование исполнительской подготовки будущего учителя музыки : автореф. дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Николаи Галина Юрьевна. Киев, 1992.

15. Основная образовательная программа высшего образования. Ростов-на-Дону, 2014. 73 с.

16. Скорик Н. Л. Система Станиславского как базовый ориентир для сегодняшнего театра // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 112—117.

17. Сладкопевец Р. В. Мотивационный и эмоциональный компоненты обучения вокалу на мастер-классе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 245—252.

18. Сладкопевец Р. В. Принципы и методы профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе изучения bell canto // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 187—193.

19. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : автореф. дис. на соиск. учён. степ. доктора психологических наук : 19.00.03 / Цагарелли Юрий Алексеевич. Казань, 1989. 31 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Черниченко В. И. Педагогика высшей школы : курс лекций по разделу «Дидактика». Москва : МГУКИ, 2002.

References

1. Abdullin E. B. Teoriya i praktika muzykal'nogo obucheniya v obshcheobrazovatel'noi shkole [Theory and practice of music education in secondary schools]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1983. 111 p.

2. Archazhnikova L. G., Rapatskaya L. A. Razvitie teorii vysshego muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [The development of the theory of higher musical-pedagogical education]. Sovetskaya pedagogika [Soviet pedagogics]. 1989, No. 5, pp. 65—70.

3. Bagadurov V. Ocherki po istorii vokal'noi pedagogiki [Essays on the history of vocal pedagogy]. Moscow, Publishing house "Music", 1956. 268 p.

4. Bai Yu. N. Issledovanie zakonomernostei sovershenstvovaniya ispolnitel'skogo masterstva uchitelya muzyki v protsesse podgotovki k pedagogicheskoi praktike [Research of regularities of improvement of mastery of the music teacher in the course of preparation for student teaching]. Professional'no-pedagogicheskaya napravlennost' prepodavaniya spetsial'nykh distsiplin na muzykal'no-pedagogicheskikh fakul'tetakh [Professional and pedagogical orientation of teaching special disciplines at musical and pedagogical faculties]. Kazan, 1984. Pp. 114—123.

5. Baklanova N. K. Professional'noe masterstvo spetsialista kul'tury [Professional skill of the expert of culture]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2001. 222 p.

6. Barsov Yu. A. Vokal'no-ispolnitel'skie i pedagogicheskie printsipy M. I. Glinki [Vocal and performing and pedagogical principles of M. I. Glinka]. Leningrad, Publishing house "Music", 1968. 66 p.

7. Belikova V. V. Muzykal'noe ispolnitel'stvo kak vid khudozhestvenno-tvorcheskoy deyatelnosti. Avtoref. dis. kand. iskusstv. [Musical performance as a kind of artistic and creative activities. Synopsis cand. history of arts sci. diss.]. Kiev, 1991. 16 p.

8. Dmitriev L. B., ed. Voprosy vokal'noi pedagogiki. Vypusk 6 [Questions of vocal pedagogics. Issue 6]. Leningrad, Publishing house "Music", 1982. 184 p.

9. Yakovleva A. S, ed. Voprosy vokal'noi pedagogiki. Vypusk 7 [Questions of vocal pedagogics. Issue 7]. Moscow, Publishing house "Music", 1984. 214 p.

10. Zorilova L. S. Spiritual bases of formation of music school of an era of the Renaissance in Western Europe. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 5 (67), pp. 83—89.

11. Linsyan U Spetsifika razvitiya ispolnitelskoy kulturyi obuchayushchihsya vokalistov [Specificity of development of performing culture of students vocalists]. Obrazovanie i obschestvo [Education and society]. 2010, No. 3 (62), pp. 116—122.

12. Nikolaev A., ed. Mastera sovetskoi pianisticheskoi shkoly. Ocherki [Masters of the Soviet pianistic school: Sketches]. Moscow, State Musical Publishing house, 1961. 238 p.

13. Mutsmakher V. I. Formirovanie professionalno znachimyih kachestv lichnosti budushchego uchitelya muzyiki [Formation of professionally significant qualities of future teachers of music]. Moscow, Publishing house of Moscow State Pedagogical Institute named after V. I. Lenin, 1988. 64 p.

14. Nikolai G. Yu. . Didakticheskoe obosnovanie ispolnitelskoy podgotovki budushchego uchitelya muzyiki. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [A didactic substantiation of performance training of future teachers of music. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Kiev, 1992.

15. The main educational program of higher education. Rostov on Don, 2014. 73 p. (In Rusian)

16. Skorik N. L. The System of Stanislavsky as a basic guide for theatre today. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 4 (66), pp. 112—117. (In Russian)

17. Sladkopevets P. V. Motivational and emotional components of learning vocal master-class. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 245—252. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.