Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки учителя музыки в условиях реализации гуманитарной стратегии образования'

Особенности профессиональной подготовки учителя музыки в условиях реализации гуманитарной стратегии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
903
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИТАРНАЯ СТРАТЕГИЯ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / ART OF MUSIC / MUSIC EDUCATION / MUSIC PEDAGOGY / STRATEGY FOR THE HUMANITIES / MUSIC TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будаева Туяна Борисовна

Проблемы подготовки учителя музыки в системе высшего образования отражают постоянную трансформацию социума, которая определяет политику воспитания. Педагогические университеты сегодня ведут постоянный поиск путей обновления образования и новых педагогических технологий. В статье анализируется опыт, проблемы и направления работы по подготовке учителей музыки в Республике Бурятия в контексте гуманитарной стратегии образования. Проведенный нами мониторинг ситуации с музыкальным образованием, его реального состояния и перспектив развития показал, что профессия музыканта-педагога является и будет все более востребованной, но при условии наполнения ее новым актуальным профессиональным содержанием. Это содержание может быть связано с расширением сферы деятельности учителя музыки в условиях общего среднего образования и дополнительного образования, включая проектирование и осуществление различных программ музыкально-творческого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music Teacher Training Features within the Framework of the Education Strategy for the Humanities

The problems of music teachers training in high school reflect continuing transformation of society. Today teacher training universities are in constantly search for ways to revitalize education and introduce new educational technologies. In the article we analyze the experience, problems and priorities of training music teachers in the Republic of Buryatia within the framework of the education strategy for the humanities. Monitoring of the situation in music education, its actual state and prospects of development show that profession of music teacher is and will be in high demand only if it has new relevant professional content. This content may be associated with the expansion of music teacher activities in spheres of general secondary education and additional education, including design and implementation of various programs for musical and artistic development.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки учителя музыки в условиях реализации гуманитарной стратегии образования»

ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

УДК 378.016:78

аок 1018101/1994-0866-2106-4-45-51

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

© Будаева Туяна Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-таП: t.b.budaeva@mail.ru

Проблемы подготовки учителя музыки в системе высшего образования отражают постоянную трансформацию социума, которая определяет политику воспитания. Педагогические университеты сегодня ведут постоянный поиск путей обновления образования и новых педагогических технологий. В статье анализируется опыт, проблемы и направления работы по подготовке учителей музыки в Республике Бурятия в контексте гуманитарной стратегии образования. Проведенный нами мониторинг ситуации с музыкальным образованием, его реального состояния и перспектив развития показал, что профессия музыканта-педагога является и будет все более востребованной, но при условии наполнения ее новым актуальным профессиональным содержанием. Это содержание может быть связано с расширением сферы деятельности учителя музыки в условиях общего среднего образования и дополнительного образования, включая проектирование и осуществление различных программ музыкально-творческого развития.

Ключевые слова: музыкальное искусство, музыкальное образование, музыкальное воспитание, музыкальная педагогика, гуманитарная стратегия, подготовка учителя музыки.

Российская музыкально-педагогическая наука и образовательная практика значительное внимание уделяют вопросам формирования и воспитания разносторонних, полифункциональных профессиональных качеств будущего учителя музыки, что предполагает разработку инновационных методов подготовки специалистов, готовых к непрерывному личностному росту, к решению новых проблем в постоянно меняющихся условиях, способных к выполнению не только традиционных, узкоспециальных обязанностей, но и к ведению широкой, многопрофильной профессиональной деятельности, отражающей все многообразие видов и форм музыкального образования, эстетически развивающих, коммуникативных средств музыкального искусства.

На современном этапе развития общества проблема воспитания и развития музыкальной культуры общества в целом и индивидуума в частности как одного из средств решения задач эстетического воспитания чрезвычайно обострилась в связи с технократизмом и компьютеризацией, резко снизившими возможности гуманистического и интеллектуально-эстетического становления личности.

Музыкальное искусство, являясь одним из важных компонентов эстетического воспитания и обладая огромной силой эмоционального воздействия на духовной мир человека, приобретает все большее значение в структуре образовательного процесса для всестороннего гармоничного развития школьников. Общепризнанно, что приобщение к музыкальному искусству способствует росту музыкальной культуры личности и является средством повышения духовной культуры общества. В этом плане важную роль приобретает учитель музыки, к профессионально-педагогической подготовке которого должны предъявляться особые требования и, в частности, к формированию его просветительских умений.

В последние годы реформирование образования в России связано с новой социально-экономической ситуацией, сменой идеологических ориентиров в государстве, переходом к демократическому обществу, что предъявляет новые требования к образованию. Заметно возрастает при этом и значение качества образования как важного фактора экономического и социального прогресса общества и развития творческого потенциала человека. В новых условиях развития современной высшей школы педагогическое образование выступает не только средством трансляции культуры, но и становится условием образования творческой саморазвивающейся личности будущего педагога.

По мнению С. И. Гессена, «образование есть не что иное, как культура индивида, и если по отношению к народу культура есть совокупность неисчерпаемых целей-заданий, то и по отношению к индивиду образование есть неисчерпаемое задание. Образование по существу своему не может быть никогда завершено» [3, с. 106].

Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки педагога заложен в трудах С. И. Архангельского, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкого, Б. С. Гершунского, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной и др.

Особенности профессиональной подготовки учителя музыки отражены в трудах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажнико-вой, Б. В. Асафьева, Л. А. Безбородовой, Т. И. Благининой, Л. С. Выготского, Д. Б. Кабалевского, Д. А. Науказ, Е. В. Николаевой, Н. А. Терентьевой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, В. А. Школяр и др. Отдельные аспекты профессиональной подготовки учителя музыки рассматриваются в работах Л. Ф. Афонченко, В. М. Алехиной, Л. В. Арзыбовой, В. Ф. Горбенко, Н. Н. Лихолет, А. Н. Малюкова, В. Н. Пилипенко, Т. Д. Сусловой и др.

Большую работу в плане совершенствования подготовки музыкально-педагогических кадров ведет профессорско-преподавательский коллектив Педагогического института Бурятского государственного университета. Вуз сегодня является единственным в регионе образовательным центром подготовки профессиональных педагогов-музыкантов в русле образовательных стандартов Российской Федерации.

Практическая работа убеждает нас в том, что методическая целостность мер модернизации профессионального образования обеспечивается совокупностью рациональных преподавательских приемов, объективных и субъективных условий, способствующих оптимальной ориентации личности на

совершенствование профессионального мастерства и творческое освоение избранной профессии. Совершенствование формирования музыкально-творческих способностей студентов высшей школы должно осуществляться путем рационального и действенного использования возможностей учебного процесса. Оно возможно лишь с учетом актуальных межпредметных связей, динамичности и преемственности преподаваемых дисциплин, с осуществлением ярко выраженной профессиональной, практико-ориентированной направленности обучения.

Серьезной проблемой, стоящей сегодня перед музыкально-педагогическими факультетами, является организация этого процесса в условиях неоднородного довузовского музыкального образования обучаемых. Это актуально для нашего региона, так как в связи с дефицитом квалифицированных музыкально-педагогических кадров контингент студентов формируется в значительной степени за счет абитуриентов из сельской местности, где в силу ряда объективных причин не всегда имеются необходимые условия для получения качественного музыкального образования даже начального уровня.

Не менее сложной ситуацией, с которой мы столкнулись в последние годы, является так называемый набор «в шахматном порядке», т. е. когда набор студентов осуществляется через год, что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов, так как нарушается преемственность подготовки, например в организации хорового коллектива, педагогической практике, исполнительской деятельности и т. д., не говоря уже о том, что студент, вышедший в академический отпуск, не может вернуться и восстановиться на следующий год.

Еще одна немаловажная проблема в области музыкального образования нашей республики — это система повышения квалификации учителей музыки. Например, в Бурятском республиканском институте образовательной политики нет специалиста, отвечающего за переподготовку и аттестацию учителя музыки. Для улучшения этой ситуации при региональной общественной организации «Ассоциация педагогов исследователей» создана «Ассоциация учителей музыки», главной целью которой является совершенствование переподготовки учителей музыки РБ. Например, ассоциация инициировала проведение республиканского конкурса-фестиваля классных хоров «Байкальские кристаллики», конкурс исследовательских проектов, олимпиады по музыке и т. д.

В последнее время обозначился значительный интерес общества к электронной музыке и, в частности, музыкально-компьютерным технологиям. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, компьютерные технологии появляются во все сферы деятельности, появляются новые возможности самореализации. Во-вторых, многогранность, глобальная применимость электронной музыки помогают обучаться на новом уровне, а занятия музыкой востребованы в широких кругах любителей искусства и творчества. В-третьих, совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, способствует развитию

творческого потенциала учащихся и укрепляет интерес к музыкальной культуре в целом.

Если до недавнего времени школа была основным фактором формирования музыкальной культуры и эстетического вкуса подрастающих поколений, то сегодня она уступает мощным электронным медиаинформационным технологиям. Это заставляет учителя музыки непрерывно находить средства и формы подачи учебного материала, а также баланс в учебном содержании и учитывать личные интересы учащихся, формирующиеся вне школы.

В связи с повышением роли науки в профессиональной подготовке специалистов возрастает необходимость формирования исследовательской деятельности будущих учителей музыки, которая направлена не только на развитие исследовательских навыков, научного мышления, но и, опосредованно, формирование любви к своей специальности и потребности в самообразовании. Только при этом условии учитель музыки сможет эффективно осуществлять музыкально-эстетическое воспитание и обучение школьников на уровне современных требований педагогической науки и практики.

На наш взгляд, одним из важнейших факторов, определяющих специфику работы учителей музыки в нашем регионе, — это, безусловно, этнокультурная региональная среда, а также геополитическое положение республики. Учет этих факторов предполагает включение в содержание подготовки будущих учителей основ музыкального искусства народов, населяющих республику, а также основ музыкального искусства наших восточных соседей — народов Азиатско-Тихоокеанского региона. Это также обусловлено политическими реалиями, определяющими современное развитие экономики и культуры России.

Проблема подготовки учителя музыки в контексте гуманитарной стратегии образования предполагает, что динамично развивающееся общество определяет смену парадигмальных ориентиров, обусловленных историко-культурными особенностями каждого из этапов общественного развития. Как утверждают философы, на смену гуманистической стратегии приходит гуманитарная стратегия, в центре которой находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Главная характеристика гуманитарного характера позиции педагога — диалогичность; цель гуманитарности — развитие «человеческого качества», того, что составляет истинную человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений.

В кратком изложении гуманитарная стратегия обозначает признание следующих факторов: целостный характер педагогических процессов и явлений; их обусловленность внутренними закономерными причинами самодвижения; нелинейный, кризисный характер саморазвития; необходимость оказания помощи (содействия) в развитии человека.

Гуманитарное мышление — это мышление не только логическое; оно обязательно предполагает ассоциативное, метафорическое, аллегорическое, образное мышление, что находит отражение в специфике описательных определений, что очень важно для понимания перспектив развития музыкаль-

ного образования.

Символ, метафора, аллегория всегда интерпретируются соответственно культурно-историческому пространству и времени и потому, в отличие от жесткого языка терминов, всегда направлены на понимание иной культуры, отраженной в тексте. При этом «текст» понимается в широком герменевтическом толковании: таким текстом может считаться любой: 1) изучаемый объект; 2) явление, процесс, которые рассматриваются и понимаются в соотношении с более широкой системой. Эта система по отношению к исследуемому объекту составляет контекст, относительно которого определяется содержательное толкование текста. Символ более гибок и многозначен, нежели термин, предполагающий однозначную трактовку и выполняющий в числе прочих нормативную функцию, он включен в огромное число всевозможных текстов и тем самым способствует их глубокому пониманию.

В современной педагогической теории и практике часто смешивают понятия «гуманистическая» и «гуманитарная». Разница между гуманистической и гуманитарной парадигмами хорошо иллюстрирует так называемая метафора бумеранга, приведенная В. Франклом. Бумеранг создан не для того чтобы возвращаться к хозяину, а для того чтобы поражать цель. Возвращается тот бумеранг, который не попал в цель. Точно так же озабоченность человека самим собой, его фиксированость на самоактуализации свидетельствуют о том, что он не достиг своей цели в жизни, того смысла в мире, на который его деятельность должна быть направлена: только в этом случае, как бумеранг, возвращается к самому себе, замыкается на своей «самости». В этой метафоре «промахнувшийся» бумеранг иллюстрирует крайний, индивидуалистический вариант гуманистической парадигмы, а бумеранг, достигающий точки назначения, — гуманитарной парадигмы, цели которой находятся в сфере духовных ценностей и культуры, т. е. того, что делает человека человеком.

Именно музыка как искусство, отражающее духовные поиски человека своего места в мире, помогает человеку в современном сложном мире в поисках смысла жизни и способствует его личностной самоактуализации. В процессе гуманитарного образования происходит извечный диалог между развивающейся индивидуальной культурой личности и мировой духовной культурой в процессе культуротворческой деятельности, в частности музыкальной. Именно формирующаяся индивидуальность должна стать тем ориентиром, который определяет процессы образования, восприятия в целом, а также сложного многопланового процесса становления и развития музыкальной культуры подрастающего поколения.

Исходя из вышесказанного, в контексте гуманитарной стратегии, целью музыкального образования является формирование индивидуальной музыкальной культуры личности, что должно стать доминантой профессиональной подготовки учителя музыки.

По нашему мнению, необходимо именно формирование общей музыкальной культуры личности, содержательной сердцевиной которой должно быть развитие музыкального вкуса, лежащего в основе современного музы-

кального воспитания подрастающего поколения. Этот сложный и многоаспектный процесс во многом зависит от влияния общей культуры семьи и других факторов, но, безусловно, основы музыкальной культуры должны формироваться в процессе школьного музыкального образования, которое в дальнейшем в зависимости от способностей и желания индивида может развиваться в системе дополнительного образования, частного обучения.

Профессия музыканта-педагога является и будет все более востребованной при условии наполнения ее новым актуальным профессиональным содержанием. Это содержание должно быть связано с расширением сферы деятельности учителя музыки в условиях общего среднего образования, с проектированием и осуществлением различных программ музыкально-творческого развития в условиях общего среднего образования и в сфере собственно дополнительного образования, включая индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Таким образом, подготовка учителя музыки должна опираться на ключевые позиции гуманитарной стратегии образования; индивидуально-личностные смыслы образования, выступающие в качестве преобразующего и преобразуемого начала; кастомизацию музыкального образования студентов с неоднородной довузовской подготовкой; сохранение непрерывности профессионального образования, в том числе повышение квалификации учителей музыки; развитие способов восприятия, осмысления и субъективной трактовки явлений социокультурной и педагогической реальности на основе рефлексии, поисков личностного смысла; развитие востребованной обществом сферы дополнительного образования, подразумевающей подготовку учителя как специалиста широкого профиля, способного удовлетворять образовательные запросы общества, а значит, быть мобильным и конкурентоспособным на рынке труда, владеющего здоровьесберегающими, музыкально-терапевтическими, информационными технологиями; понимание формирования исследовательских компетенций как основы профессионального самосовершенствования; учет этнокультурных особенностей региона.

Литература

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для. пед. спец. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.

2. Базиков А. С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. — Тамбов, 2002. — 311 с.

3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.

4. Гришанова Н. О новой парадигме развития высшего профессионального образования // Alma mater («Вестник высшей школы»). 2007. — № 4. — С. 8-12.

5. Лузина Л. М. Символ и метафора в онтологической модели воспитания (постановка проблемы) // Современные модели воспитания в условиях диверсификации образовательного пространства: тез. участников и программа Летней научной школы. — Тверь, 2005. — С. 60

6. Мухина С. А. Современные инновационные технологии обучения. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 360 с.

7. Сахарчук Е. И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход. — Волгоград: Перемена, 2003. — 206 с.

MUSIC TEACHER TRAINING FEATURES WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EDUCATION STRATEGY FOR THE HUMANITIES

Tuyana B. Budaeva

PhD in Pedagogy, A/Professor,

Department of Teaching Methods for the Humanities, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: t.b.budaeva@mail.ru

The problems of music teachers training in high school reflect continuing transformation of society. Today teacher training universities are in constantly search for ways to revitalize education and introduce new educational technologies. In the article we analyze the experience, problems and priorities of training music teachers in the Republic of Buryatia within the framework of the education strategy for the humanities. Monitoring of the situation in music education, its actual state and prospects of development show that profession of music teacher is and will be in high demand only if it has new relevant professional content. This content may be associated with the expansion of music teacher activities in spheres of general secondary education and additional education, including design and implementation of various programs for musical and artistic development.

Keywords: the art of music, music education, music pedagogy, strategy for the humanities, music teacher training.

References

1. Abdullina O. A. Obshchepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vysshego pedago-gicheskogo obrazovaniya [General Pedagogy Training of Teachers in the System of Higher Pedagogical Education]. 2nd ed., rev. and ext. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1990. 141 p.

2. Bazikov A. S. Muzykal'noe obrazovanie v sovremennoi Rossii: osnovnye protivorechiya iputi ikh preodoleniya [Music Education in Modern Russia: The Basic Contradictions and Ways of There Overcoming]. Tambov, 2002. 311 p.

3. Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie vprikladnuyu filosofiyu [Basics of Pedagogy. Introduction to Applied Philosophy]. Moscow: Shkola-Press Publ., 1995. 448 p.

4. Grishanova N. O novoi paradigme razvitiya vysshego professional'nogo obrazovaniya [About the New Paradigm of Higher Education Development]. Alma mater («Vestnik vysshei shkoly») — Alma mater («Bulletin of High School"). 2007. No. 4. Pp. 8-12.

5. Luzina L. M. Simvol i metafora v ontologicheskoi modeli vospitaniya (postanovka problemy) [Symbol and Metaphor in the Ontological Model of Education (problem definition)]. Sovremennye modeli vospitaniya v usloviyakh diversifikatsii obrazovatel'nogo prostranstva: tezisy uchastnikov i programma Letnei nauchnoi shkoly — Modern Education Models in Terms of Educational Space Diversification: The Theses of Participants and the Program for Summer School of Science. Tver, 2005. P. 60

6. Mukhina S. A. Sovremennye innovatsionnye tekhnologii obucheniya [Modern Innovative Learning Technologies]. Moscow: GEOTAR-Media Publ., 2008. 360 p.

7. Sakharchuk E. I. Upravlenie kachestvom podgotovki spetsialistov v pedagogicheskom vuze: gumanitarnyi podkhod [Quality Assurance and Training Specialists in Pedagogical High School: Humanitarian Approach]. Volgograd: Peremena Publ., 2003. 206 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.