Научная статья на тему 'Особенности профессиональной деятельности учителя в контексте основных концептуальных идей нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования'

Особенности профессиональной деятельности учителя в контексте основных концептуальных идей нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ДУХОВНО-НРАВ СТВЕН НОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / METHODOLOGICAL CULTURE TEACHERS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATIONAL COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / EDUCATIONAL OUTCOME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загрекова Л.В.

В статье на основании анализа Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, результатов исследований отечественных ученых выявлена принципиальная новизна нового поколения образовательных стандартов общего образования. Проведенный анализ позволил выделить ряд важнейших ключевых проблем, которые входят сегодня в сферу ответственности школы и учителя и обусловливают специфические особенности его профессиональной деятельности, необходимость учета их при формировании готовности будущих специалистов образовательной сферы к профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загрекова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHERS PROFESSIONAL WORK IN THE CONTEXT OF THE BASIC CONCEPTUAL IDEAS OF NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION

The article based on an analysis of the Federal state educational standard of general education, research results of our scientists identified the principal novelty of a new generation of educational standards of general education. The analysis allowed to identify a number of important key issues, which are now the responsibility of schools and teachers, and cause-specific features of its professional activities, the need to incorporate them in the formation of readiness of the future professionals of the educational sphere to professional activities

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной деятельности учителя в контексте основных концептуальных идей нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

FEATURES OF TEACHER'S PROFESSIONAL WORK IN THE CONTEXT OF THE BASIC CONCEPTUAL IDEAS OF NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION

Л. В. Загрекова

В статье на основании анализа Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, результатов исследований отечественных ученых выявлена принципиальная новизна нового поколения образовательных стандартов общего образования. Проведенный анализ позволил выделить ряд важнейших ключевых проблем, которые входят сегодня в сферу ответственности школы и учителя и обусловливают специфические особенности его профессиональной деятельности, необходимость учета их при формировании готовности будущих специалистов образовательной сферы к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, педагогический процесс, воспитание, духовно-нравственное развитие и воспитание, методологическая культура учителя, образовательные компетенции, образовательный результат.

Сегодня перед педагогической теорией и образовательной практикой поставлена достаточно сложная и социально значимая проблема - обеспечить успешное решение задач, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. По мнению ученых, успешное решение этих задач зависит прежде всего от учителя, так как учитель - непосредственный творец образовательного процесса, создатель учебных и воспитательных ситуаций, через которые проходит ученик в школе. По этому поводу доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО А. М. Кондаков пишет: «Безусловно, самая большая ответственность возлагается на учителя: его профессионализм, высокий уровень общей и педагогической культуры, позиция как гражданина и интеллигента, мотивация к постоянному совершенствованию образовательного процесса и собственного мастерства являются залогом решения тех непростых задач, которые поставлены сегодня перед отечественной системой образования» [1, с. 18]. Поэтому представляется весьма актуальным рассмотрение особенностей профессиональной деятельности современного учителя (ее целей, задач, содержания, инновационных технологий) в контексте ведущих идей новых нормативных документов об образовании и роли учительства в качественном развитии современного образования. Профессиональная деятельность современ-

L. V. Zagrekova

The article based on an analysis of the Federal state educational standard of general education, research results of our scientists identified the principal novelty of a new generation of educational standards of general education. The analysis allowed to identify a number of important key issues, which are now the responsibility of schools and teachers, and cause-specific features of its professional activities, the need to incorporate them in the formation of readiness of the future professionals of the educational sphere to professional activities.

Keywords: Federal state educational standard of general education, educational process, education, spiritual and moral development and education, methodological culture teachers, educational competence, the educational outcome.

ного учителя регламентируется в ближайшем и отдаленном будущем рядом новых нормативных документов: «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования» (2010), «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (2011), «Фундаментальное ядро содержания общего образования» (2011) и др. В основу разработки Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (далее - ФГОС ОО) положены следующие методологические принципы: принцип органического единства преемственности и инновационности; принцип фундаментальности; принцип системности и принцип системно-деятельностного подхода. Следует отметить, что методологической основой разработки и реализации ФГОС ОО является также «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В русле обозначенных методологических принципов определяются в ФГОС ОО объем содержания образования, обосновывается переход от минимизационного подхода к конструированию пространства на основе принципа фундаментальности образования (что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования»). Подобный переход принципиально изменяет суть образовательного процесса и его организацию. Инновационность стандарта заключается в том, что образование рассматривается в ка-

честве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности; в документах подчеркивается, что формирование российской идентичности - это главная Миссия общего образования. Данная общая цель образования конкретизируется в следующем государственном документе - «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В этом документе записано: «Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» [2, с. 9]. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что обозначенные особенности нового стандарта объективно обусловливают с целью его успешной реализации необходимость повышения методологической культуры учителя и формирования методологической позиции ученика.

Методологическая культура учителя рассматривается в отечественной педагогике как культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия. Согласно результатам исследования В. В. Краевского, для учителя обладание методологической культурой означает, прежде всего, знание методологии педагогики и умение применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций [3, с. 166-167]. Самый главный признак методологической культуры учителя - это умение и желание пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершенствования профессиональной деятельности, что является важной предпосылкой его плодотворной работы. Методологическая культура учителя является основой формирования его методологической позиции как способности находить в каждом конкретном случае оптимальный вариант решения педагогических задач на основе теоретико-методологических знаний.

Принципиальная новизна ФГОС ОО заключается в том, что в этом документе выводятся на первый план те проблемы, которые раньше лишь частично входили в сферу ответственности школы и учителя. К этим проблемам относятся следующие:

1) рассмотрение в качестве ключевых задач школы - задач духовно-нравственного воспитания учащихся (эти задачи впервые ставятся перед российской школой за последние 20 лет);

2) ориентация учителя на применение компетент-ностного подхода с целью формирования универсальных учебных действий обучающихся, что позволит им самостоятельно решать проблемы, организовывать познавательную деятельность;

3) новое понимание результатов образования. Непосредственными результатами образовательного процесса являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Обозначенная принципиальная новизна государственного стандарта второго поколения объективно обусловливает такие особенности профессиональной деятельности учителя, как компетентность, владение обще-

культурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, а также высокий уровень нравственности учителя.

Нравственный пример учителя рассматривается в новых нормативных документах об образовании в качестве одного из принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания [4, с. 20]. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему труду, к ученикам, коллегам - все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. С этой точки зрения понятна и оправдана позиция Святейшего Патриарха Кирилла, который считает что «сегодня, как, может быть, никогда, нравственное измерение подвига учителя, служения учителя, является очевидным и категорически необходимым...», «без формирования нравственного начала в современном человеке не может существовать никакого образовательного процесса» [5, с. 19].

Вместе с тем реализация данного принципа возможна лишь при условии того, что «среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям - ценность Учителя» [4, с. 20].

Успешное решение задач, поставленных перед современной общеобразовательной школой новым стандартом, объективно предполагает повышение профессиональной компетентности современного учителя и ее формирование у студентов педагогических вузов. В частности, модернизация системы педагогического образования в России выражается в том, что современные реформы направлены на обеспечение переориентации подготовки учителей и воспитателей с передачи им знаний, умений, навыков на формирование у них профессионально-педагогической компетентности. Это необходимо, согласно исследованиям Г. Б. Корнетова, для подготовки деятельных, инициативных, самостоятельных учителей, способных стать подлинными субъектами образовательной деятельности, обладающими выраженной ценностной педагогической позицией.

Анализ научной литературы показал, что общий подход к рассмотрению понятия «профессиональная компетентность педагога» изложен в работах В. А. Сластенина и др. По мнению В. А. Сластенина, педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, необходимо быть компетентным. Понятие «профессиональная компетентность педагога» выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Нормативной моделью компетентности педагога является квалификационная характеристика, в которой представлено содержание подготовки педагога той или иной специальности [6, с. 40]. Теоретический и практический интерес в рамках заявленной проблемы представляет концепция Г. Б. Корнетова, согласно которой под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность ре-

шать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [7, с. 57-59]. Компетентность всегда проявляется в деятельности - предметно-информационной, деятельностно-коммуникатив-ной, ценностно-ориентационной. Профессионально-педагогическая компетентность является интегральным качеством (основным для выпускника любого педагогического вуза) и включает в себя: во-первых, ценностное самоопределение в отношении педагогической деятельности; во-вторых, компетентность в области преподаваемого предмета; в-третьих, методическую и психологическую готовность к работе в различных педагогических системах.

Важным отличием нового стандарта является то, что впервые Федеральный государственный образовательный стандарт представлен как общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. По сути это документ, обеспечивающий новый тип взаимоотношений между основными субъектами, которые предъявляют требования к системе образования. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования. Под объектом модернизации в новом стандарте понимается не только сфера образования, не только образовательная среда (как комплекс образовательных ресурсов и технологий), а образовательное пространство как совокупность институтов социализации (образование, семья, конфессия, средства массовой информации), которые определяют процесс духовно-нравственного становления подрастающего поколения и развитие всего российского общества.

Обозначенная особенность нового стандарта общего образования обусловливает ряд специфических особенностей профессиональной деятельности учителя. Они связаны прежде всего с тем, что учителю принадлежит ведущая роль в организации постоянного социального диалога различных субъектов воспитания, координации их действий, организации системы социально-педагогического партнерства. Успешное решение данных задач требует от современного учителя владения психолого-педагогическими и социально-педагогическими компетенциями на достаточно хорошем уровне, предполагает наличие фундаментальных социально-гуманитарных знаний, сформированность гражданской позиции, ценностного отношения к профессии.

Принципиальным отличием нового стандарта общего образования от предшествующих разработок школьных стандартов является его ориентация на становление личностных характеристик выпускника: в новом стандарте конечный результат образовательной деятельности отечественной школы фиксируется в портрете будущего выпускника - гражданина России [8, с. 5-6]. Портрет выпускника школы возвращает нас к исходной Миссии образования - творению личности, созиданию человека. Исполнение этой миссии предъявляет высокие требования к личностным качествам учителя, способности к непрерывному личностно-профессиональному са-

мосовершенствованию, соответствующей мотивации и потребности в саморазвитии, в творческом развитии своей профессии. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушин-ский (1824-1870) отмечал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания».

Разработка Стандарта как общественного договора потребовала определения ценностно-смысловых ориентиров, которые разделяются всеми общественными субъектами воспитания и социализации. Эта задача была решена в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В этой Концепции определен современный общенациональный воспитательный идеал следующего содержания: «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [4, с. 11]; в данной Концепции определена также система базовых национальных ценностей, среди которых - патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

ФГОС ОО предусматривает, что каждое образовательное учреждение совместно с другими социальными субъектами разрабатывает и осуществляет собственную программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Эта программа объединяет различные направления в единое образовательное пространство, а также определяет уклад школьной жизни.

Переход образовательного учреждения, в контексте идей нового стандарта, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. «Сквозной» характер воспитания. Духовно-нравственное развитие обучающегося, согласно Закону «Об образовании», представляет собой важнейшую задачу современного воспитания. Но само воспитание не ограничивается только этим направлением: оно включает в себя и такие направления, как экологическое, трудовое, эстетическое, физическое и др. Эти направления обладают относительной автономностью, однако они должны быть соотнесены, как отмечают А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов, с духовно-нравственным развитием российских школьников в рамках единого воспитательного пространства образовательного учреждения, субъекта РФ, Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие, согласно новому Стандарту общего образования, представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, развития способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов. В разделе 5 нового стандарта «Программа воспитания и социализации обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образо-

вания» также подчеркивается, что основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечить духовно-нравственно развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся; общеобразовательные программы направлены в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Для организации воспитательного процесса, интегрирующего учебную и внеучебную деятельность детей, его полноценного функционирования требуются согласованные усилия следующих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных учреждений. Однако определяющая роль в содержании воспитания, в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит образовательному учреждению. В связи с этим образовательному учреждению предстоит переход от воспитательной работы, построенной на проведении отдельных мероприятий, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. При этом планируемые воспитательные мероприятия должны быть связаны с содержанием деятельности ребенка в школе, семье, группе сверстников, в обществе, в его социальном и информационном окружении. Воспитание практически приобретает сквозной характер: оно осуществляется средствами обучения, дополнительного образования, различных социокультурных практик, в которые включаются школьники для того, чтобы приобрести опыт ценностного отношения к различным сторонам жизни общества, приобрести опыт творчества, опыт нравственного выбора. Успешная реализация воспитательных задач, зафиксированных новыми стандартами, невозможна, если учитель будет ограничивать свою воспитательную деятельность только в рамках изучения своего предмета, то есть идентифицирует себя только с преподаванием конкретного предмета. В контексте реализации идей нового стандарта учитель становится координатором системы социальных взаимодействий, направленных на духовно-нравственное развитие учащихся, их полноценную социализацию.

Органичное включение воспитания в школе в образовательный процесс как одна из особенностей нового стандарта. В контексте обозначенной особенности образование рассматривается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений, навыков, а напротив, должно быть органично включено в него [2, с. 9]. Это позволяет, в свою очередь, выделить основные результаты воспитания, которые отражают основные направления развития личности: личностную культуру, семейную культуру, социальную культуру.

Обозначенная особенность нового стандарта ориентирует современного учителя не только на профессиональное владение содержанием избранной научной области, но и на умение эффективно использовать его в образовательной деятельности с целью воспитания нрав-

ственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Усиление ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандарта - принципиальное отличие нового образовательного стандарта второго поколения. Особое внимание в новых стандартах уделено мета предметным и личностным результатам, которые отражают ключевые компетенции учащихся, их готовность к непрерывному образованию, развитию, исполнению своего гражданского долга, осуществлению ответственного нравственного выбора, способность к рефлексии.

Интегрированным результатом образовательной деятельности является компетентность выпускника, необходимая и достаточная для продолжения образования. При этом под компетентностью понимается новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность представляет собой объективный результат освоения соответствующих компетенций конкретной личностью [9, с. 22]. В контексте данного положения теоретический и практический интерес представляют результаты исследования А. В. Хуторского, согласно которым основным результатом деятельности образовательного учреждения должен быть следующий набор образовательных компетенций: ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция.

В настоящее время во многом меняется смысл такого понятия, как «образовательные результаты». Сегодня под «образовательными результатами» понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых (мотивационных, операциональных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности задач.

Проблема повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов, перенос центра тяжести на развитие личности потребует существенных изменений образовательного процесса, культуры образовательной среды школы (А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов). В частности, это предполагает новые формы организации педагогического процесса, новые способы осуществления педагогической деятельности, которые предусматривают согласованность позиций, сотрудничество учителей, создание творческих групп. В этих условиях потребуется пересмотр каждым учителем своей профессиональной позиции, поворот от учебных предметных задач к потребностям учащихся. В связи с этим возрастает ответственность за воспитание школьников, их ценностно-смысловую ориентацию. Однако все это не снижает ответственности учителя за глубину и фундаментальность знаний учащихся, овладение современными информационными технологиями.

Новые стандарты открывают перед учителями перспективы профессионального роста. В качестве таких

перспектив можно назвать следующие: инновационность как ориентация на внедрение новых образовательных технологий; развитие творческого потенциала учащихся; организация социально-педагогического взаимодействия школы с семьями обучающихся, с общественными и религиозными организациями, с учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования.

Таким образом, учительству принадлежит сегодня особая роль в качественном развитии современного образования и в социокультурной модернизации страны в целом, в создании оптимальных психолого-педагогических условий освоения растущим человеком социальных, культурных, нравственных ценностей, важных в нравственном отношении.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кондаков А. М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика. 2010. № 5. С. 18-23.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

3. Краевский В. В. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 2011.

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М, Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.

5. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на расширенном заседании Президиума Российской академии образования 11 ноября 2009 года // Педагогика. 2010. № 1.

6. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000.

7. Корнетов Б. П. Каким должен быть современный учитель? // Миссия учителя в прошлом, настоящем, будущем: коллективная монография / отв. ред. А. В. Уткин. Н. Тагил: НТГСПА, 2010. С. 47-60.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142. М.: Просвещение, 2011.

9. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образовании: доклад Российской академии образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. 2008. № 10. С. 9-28.

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС

RESEARCH AND INSTITUTIONAL FRAMEWORK EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN PRIMARY SCHOOLS IN THE CONTEXT OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS

Е. Н. Землянская, М. Я. Ситниченко

В статье раскрываются сущность и основы инновации начального образования - внеурочной деятельности школьников. Анализируются нормативные документы и возможные модели ее организации. Приводятся результаты мониторинга. Рассматривается опыт внедрения. Обсуждаются возможные риски и трудности.

Ключевые слова: начальная школа, начальное образование, внеурочная деятельность, образовательный стандарт, образовательная программа.

I. Изменения в начальном образовании

Основные изменения в современном образовании регламентированы стратегическими направлениями Федерального государственного образовательного стандарта, принятого в октябре 2009 г. В рамках заданной темы отметим некоторые главные направления стандар-

E. N. Zemlyanskaya, M. Ya. Sitnichenko

The article describes the content and basis of innovation primary education - school extracurricular activities. Analyzed the regulations and possible models of organization. The results of monitoring. The experience of implementation. We discuss the possible risks and difficulties.

Keywords: elementary school, primary education, after-hour activities, educational standard, educational program.

та, напрямую связанные с организацией внеурочной деятельности школьников. Это системно-деятельностный подход в образовании, который в числе других позиций, предполагает:

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.