Научная статья на тему 'Особенности профессионального отбора пилотов гражданской авиации'

Особенности профессионального отбора пилотов гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5365
628
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION / ПИЛОТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ / CIVIL PILOTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / MAIN PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Розайненко И.Ю., Подвербных О.Е.

Рассматривается профессиональный психологический отбор как одна из особенностей приема на работу пилотов гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Розайненко И.Ю., Подвербных О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE RECRUITMENT OF CIVIL AVIATION PILOTS

The professional psychological selection as one of the features of recruitment of civil aviation pilots is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального отбора пилотов гражданской авиации»

Секция«« Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»

УДК 658.5

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

И. Ю. Розайненко Научный руководитель -О. Е. Подвербных

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: rosairina@yandex.ru

Рассматривается профессиональный психологический отбор как одна из особенностей приема на работу пилотов гражданской авиации.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, пилоты гражданской авиации, профессионально важные качества.

THE FEATURES OF THE RECRUITMENT OF CIVIL AVIATION PILOTS

I. Yu. Rozaynenko Scientific Supervisor - O. E. Podverbnikh

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: rosairina@yandex.ru

The professional psychological selection as one of the features of recruitment of civil aviation pilots is considered in this article.

Keywords: the professional psychological selection, civil pilots, main professional qualities.

Трудовым кодексом РФ установлен порядок, который распространяется на работников организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности. Однако в ряде случаев к общим требованиям законодатель устанавливает и дополнительные. Рассмотрим особенности приема на работу работников летного состава гражданской авиации, требования профессионального психологического отбора.

Профессиональный психологический отбор - это инструмент оценки качеств личности, которыми она обладает на предмет соответствия или несоответствия их конкретной профессии. Качества, отвечающие требованиям профессии, называются профессионально важными качествами (ПВК). Выделяют несколько групп этих качеств: личностные (ответственность, долг и др.), интеллектуальные (оперативное мышление и т. д.), психофизиологические (развитие глазомера и др.), физические (мышечная сила и т. д.) и психические (психо-эмоциональная устойчивость и т. п.). Для разных профессий ПВК неодинаковые. Для пилота важно обладать такими ПВК, как оперативное мышление, психоэмоциональная устойчивость и т. п. Уровень развития тех или иных качеств у каждого из нас существенно различается, и каждый человек не может отвечать по своим характеристикам всем профессиям, поэтому необходим профотбор. Задача профотбора именно в том и состоит, чтобы определить уровень развития качеств личности и дать им оценку в соответствии с требованиями, которые к ним предъявляет конкретная профессия.

Проблема психологического отбора летного состава возникла давно. На этапе развития авиации стало обнаруживаться, что летчиком может быть далеко не всякий человек, даже при условии физического здоровья. В начале первой мировой войны процент летных происшествий и катастроф, не обусловленных дефектами материальной части и военными действиями, оказался настолько высок (до 90 %), что остро встал вопрос о критериях пригодности к деятельности летчика. Первоначально рассматривалась физическая пригодность, т. е. соответствие условиям летной деятельности с точки зрения медицины и физиологии [3].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

К началу 1920-х годов во всех странах, обладающих сколько-нибудь развитой авиацией, были разработаны и введены жесткие медицинские стандарты требований к физическому состоянию летчиков. Однако вскоре выяснилось, что введение строгого медицинского контроля физического состояния хотя и уменьшило число летных происшествий и катастроф, но оно все-таки оставалось большим. Стало ясно, что не все здоровые и хорошо физически развитые люди могут стать хорошими пилотами. Они должны обладать необходимыми для летной деятельности психологическими качествами, которые стали называть летными способностями. Выявление этих способностей осуществлялось различными исследователями.

С появлением летательных аппаратов в России, также возникает проблема отбора лиц, способных эффективно выполнять поставленные задачи. В 1917 г. в Петрограде при Военно-медицинском управлении впервые создается специальная комиссия по изучению труда летчиков и психологическому отбору летного состава.

Для проведения психологического отбора необходимо было изучить личные качества летчика и особенности летной работы, чтобы знать какие требования она предъявляет к человеку и какими методическими приемами их изучать.

В 1920-х годах в училищах начал применяться «летно-испытательный отбор», в программу которого, наряду с рулением на специально приспособленных для этих целей учебных самолетах, входило также выполнение испытательных полетов. Выводы о летных качествах кандидатов делались на основании результатов выполнения этих полетов. При этом учитывались также заключения летчиков-инструкторов, врачей-психологов о желании кандидата стать летчиком, наличии у него уверенности в своих силах, стремлении целенаправленно развивать и совершенствовать свои психофизиологические данные и т. п.

На этом этапе поиска психологических критериев годности абитуриентам в летные школы предъявлялись следующие требования: классовая сознательность; сообразительность, техническая смекалка, логичность мышления; хорошая скорость реакции; хорошие распределение, объем и устойчивость внимания; наличие развитых моторных навыков; хороший глазомер; сила воли, настойчивость, выносливость, смелость, физическая сила и ловкость. Обследования кандидатов проводились как в индивидуальном порядке, так и групповом с использованием бланковых и аппаратурных тестов. Отдельно оценивалось поведение испытуемого. Оценка результатов производилась в баллах. Все испытания проводились по одному плану в одних и тех же условиях. Экспериментально-психологические исследования включало изучение качеств внимания и наблюдательности, памяти, сообразительности, эмоционально-моторной устойчивости и др. Некоторые из методик применяются и в настоящее время [2].

По мере накопления данных формировались различные способы выявления необходимых психологических качеств и конкретизировалось понимание самих психологических характеристик, значимых для пилотирования. Психологическое обследование наряду с врачебно-летной комиссией и вступительными экзаменами стало существенным дополнительным критерием при отборе кандидатов в летное училище.

Автоматизация экспериментально-психологического отбора позволила значительно снизить его трудоемкость, повысить объективность и показало перспективность разработок в этом направлении для других исследователей. В целом можно заключить, что опыт проведения психологического отбора кандидатов в высшие военные авиационные училища летчиков позволил:

1) определить рациональные методические приемы изучения и оценки психических качеств, благоприятствующих формированию и развитию летных способностей, и на основе этого достаточно точно прогнозировать пригодность к обучению профессии военного летчика;

2) установить относительно надежные критерии оценки профессиональной эффективности, которые успешно использовались для определения прогностической ценности методических приемов и всей системы отбора в целом;

3) определить организационные формы проведения психологического отбора кандидатов в летные училища.

В настоящее время вследствие резкого увеличения воздушного движения, возросли и требования к психологическим качествам пилотов. Активность воздушного движения увеличивает вероятность возникновения нестандартных ситуаций в полете, увеличение психологической нагрузки на пилотов. Несоответствие определенных ПВК (качеств - полностью) требованиям летной профессии, особенно при развитии особой ситуации, становится часто базовой причиной сбоя в механизмах регуляции деятельности, что проявлялось в принятии неверных решений. Например, требуется уйти на

Секция «Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»

второй круг, но пилот в силу личностных или интеллектуальных особенностей с настойчивостью, достойной другого применения, продолжает выполнять посадку с первого захода. Или другой пример неверного реагирования именно психологической составляющей. Поступление первого нештатного сигнала, указывающего на возникновение особой ситуации, для профессионала не представляет сложности при опознании и парировании. В то же время для психоэмоционально неустойчивого пилота такой сигнал становится непреодолимой проблемой из-за возникновения стресса. Стресс- это декатализатор или даже блокиратор сложных психических процессов. Специалист, у которого он развился, испытывает нарушение функционирования восприятия, памяти, мышления и реагирует неадекватно конкретной ситуации.

Специалист, работающий в профессии, которой не соответствует по своим ПВК, осуществляет деятельность с большим напряжением функций организма и более высоким расходованием его ресурсов. Это, в свою очередь, приводит к раннему исчерпыванию резервов организма и, как следствие, к быстрому износу органов и систем, преждевременному их старению, многочисленным заболеваниям. Поэтому профессиональный психологический отбор пилотов гражданской авиации - это еще и инструмент обеспечения карьерного роста, продления летного долголетия и жизни [1].

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору должны стать неотъемлемой частью всей системы подготовки пилотов гражданской авиации, как на этапе обучения в летных учебных заведениях при подготовке кадров, так и непосредственно при выдаче заключений при выпуске из них.

Высокая эффективность профессионального психологического отбора курсантов летных училищ в разных странах снизила отсев отчисленных с 60-75 % из общего числа зачисленных на обучение до 25-30 %, что является очень хорошим результатом.

Библиографические ссылки

1. Психологический отбор в опасных профессиях: три приоритета для пилота [Электронный ресурс]. URL: http://aviapanorama.ru/ (дата обращения: 30.03.2015).

2. Чуйков Д. А. Профессионально-психологический отбор летного состава: история и современность [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/757/6983 (дата обращения: 30.03.2015).

3. Макаров Р. Н., Неделько С. Н., Бамбуркин А. П., Григорецкий В. А. Авиационная педагогика : учебник. М. : Кировоград, 2005. 433 с.

© Розайненко И. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.