Научная статья на тему 'Особенности профессионализации муниципальных служащих в социально-историческом контексте (по материалам сравнительного социологического исследования)'

Особенности профессионализации муниципальных служащих в социально-историческом контексте (по материалам сравнительного социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
256
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Забнева Э.И.

В статье рассматривается профессионализация муниципальных служащих как непрерывный процесс идентификации, происходящий в определенном социально-историческом контексте. На основе ранее не опубликованных данных сравнительного социологического исследования, проведенного в период с февраля по март 2015 г. во Франции и в России, делается вывод о влиянии социально-экономических трансформаций, происходящих в обществе, на процесс профессионализации определенной профессиональной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионализации муниципальных служащих в социально-историческом контексте (по материалам сравнительного социологического исследования)»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 1

ную экономику, или же наша страна по-прежнему будет оставаться сырьевым придатком мировой экономики, «периферийной империей», по выражению известного социолога Б. Ю. Кагарлицко-го10, и отечественные инновационные разработки и финансовые средства, выделяемые на них, будут разворовываться, уходить в более развитые страны, приносить прибыль более предприимчивым хозяйственникам и возвращаться к нам в виде готовых изделий под известными мировыми брендами.

Примечания

1 История знаменитых цитат. URL: http://tlt.poetree.ru/ news/prinjal_rossiju_s_sokhoj_a_ostavil_osnashhennoj_ atomnym_oruzhiem/2011-06-28-982 (дата обращения: 15.08.2015).

2 См.: Малый В. И., Гусев В. В., Гусева А. В. Университет и местное сообщество : инновационное развитие региона. Саратов : ИЦ «Наука», 2014.

3 См.: В Новосибирске поймали двух шпионов, сливавших информацию о приборах двойного назначения.

УДК 35.088:35.082:316.4

URL: http://www.newsru.com/russia/12dec2013/novosib.

html (дата обращения: 15.08.2015).

См.: Патент на сообразительность. URL: http://

www.sarvzglyad.ru/?news_id=328 (дата обращения:

16.08.2015).

Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года // Википедия - свободная энциклопедия. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Санкции_в_связи_с_украинскими_ событиями_2014_года# (дата обращения: 27.08.2015). См.: Хищения инновационного характера. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/2691815 (дата обращения: 27.08.2015).

Отмыть инновации! НИИ проблем коррупции призвало «РОСНАНО» к большей прозрачности. URL: http:// korrossia.ru/institut/10786-otmyt-innovacii.html (дата обращения: 29.08.2015).

См.: Малый В. И., Гусев В. В., Гусева А. В. Указ. соч. См.: Путин подписал закон, направленный на деоф-шоризацию экономики. URL: http://www.putin-today. ru/archives/7109 (дата обращения: 01.09.2015). См.: Кагарлицкий Б. Ю. Периферийная империя : Россия и миросистема. 3-е изд, испр. и доп. М. : Ли-броком, 2012.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ (по материалам сравнительного социологического исследования)

Э. и. Забнева

Филиал Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева в г. Новокузнецке E-mail: zabnevailvira@mail.ru

В статье рассматривается профессионализация муниципальных служащих как непрерывный процесс идентификации, происходящий в определенном социально-историческом контексте. На основе ранее не опубликованных данных сравнительного социологического исследования, проведенного в период с февраля по март 2015 г. во Франции и в России, делается вывод о влиянии социально-экономических трансформаций, происходящих в обществе, на процесс профессионализации определенной профессиональной группы.

Ключевые слова: муниципальные служащие, профессия, профессионализация.

Professionalization Features of Municipal Employees

in the social and Historical Context

(Based on a Comparative sociological Research)

E. I. Zabneva

The professionalization of municipal employees as a continuous process of identification, originating in a specific socio-historical context is discussed in the article. Based on previously published

data of the comparative sociological research conducted between February-March 2015 in France and in Russia, the conclusion about the impact of social and economic transformations taking place in a particular society, the process of professionalization of certain professional groups is made.

Key words: municipal employees, profession, professionalization. DOI: 10.18500/1818-9601 -2016-16-1 -12-15

Возникновение профессионализации обусловлено качественным изменением структуры труда, процессом перехода от неквалифицированного труда к профессиональному. Первое значение слова «профессия» отсылает нас к идее публичного объявления своих верований и убеждений, а уже в XV в. оно смещается в сторону регулярной деятельности, позволяющей зарабатывать на жизнь.

Профессиональные группы играют важную роль в социальной структуре современных обществ. Еще Э. Дюргеймом в его работе «О разделении общественного труда» профессиональные группы выделены в качестве важнейших институтов, обеспечивающих органическую солидарность в обществе, создающих и поддерживающих положительные социальные образцы поведения1. Единственным значимым компонен-

4

5

6

7

8

9

10

© Забнева Э. И., 2016

Э. И. Забнева. Особенности профессионализации муниципальных служащих

том в структуре современных обществ называет профессиональную группу Т. Парсонс. В своей статье для «Энциклопедии социальных наук» он делает вывод о том, что именно повсеместное появление профессиональных групп, а не особого статуса капиталистического или социалистического способа организации труда, является значимым структурным развитием общества ХХ в.2

Действительно, сегодня принадлежность к профессии является важной составляющей идентичности человека, и именно профессии способствуют структурной интеграции современного общества. Любое изменение общества есть изменение среды деятельности человека, что всегда ставит проблему социального выживания, а индивид выживает, прежде всего, благодаря профессиональной принадлежности.

Современная наука рассматривает профессионализацию в нескольких аспектах, от самого широкого смыслового содержания до более узкого. Во-первых, профессионализация рассматривается как социальное явление, характеризующееся качественными и количественными изменениями в профессиональной жизни общества, рождением новых профессиональных видов труда, появлением меняющегося мира профессий и специальностей3; во-вторых, как система общественных институтов, регулирующих процесс освоения человеком профессиональной роли, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества4; в-третьих, как целостный непрерывный процесс профессионального становления личности, основанный на усвоении индивидом на протяжении его жизненного пути социальных норм и культурных ценностей определенной профессиональной группы5.

Таким образом, можно говорить как о социальном, так и о личностном уровнях профессионализации, тесно взаимосвязанных между собой. Изменения, которые происходят в обществе в результате развития профессионального труда, зарождения новых профессий, трансформации механизмов включения человека в мир профессии, оказывают существенное влияние на содержание профессиональных интересов и ценностей, элементов профессиональной культуры и профессиональных отношений.

В социологии сегодня складывается понимание того, что понятия «профессия» и «профессионализация» тесно связаны с типом общественно-экономической системы и историческими особенностями ее развития6. Социально-исторический контекст, динамика социально-экономических трансформаций, происходящих в определенном обществе, накладывают отпечаток на формирование личности специалиста, они делают человека отличным от представителей данной профессии в других обществах и, несмотря на некую схожесть образа жизни и ценностных ориентаций, порождают специфи-

ческие особенности. Данный вывод послужил гипотезой к сравнительному социологическому исследованию, проведенному автором в период февраля-марта 2015 г. во Франции и в России. Объектом исследования выступили муниципальные служащие как профессиональная группа.

В состав группы в Париже входили слушатели Школы национальной администрации Франции (Ecole nationale d'administration

- ENA), курса «Территориальное управление и местное развитие» («Gouvernance territoriale et développement local»), проходившего в рамках цикла подготовки зарубежных специалистов государственного и муниципального управления. Группа состояла из 27 человек из Конго, Нигерии, Египта, Туниса, Марокко, Мексики, Польши, Румынии и других стран, занимающихся в своей профессиональной деятельности вопросами местного самоуправления.

В состав российской группы входили муниципальные служащие одного из самых больших районов юга Кузбасса, проходившие курсы повышения квалификации, их численность составила 21 человек.

В парижской группе 78% опрошенных составили мужчины, средний стаж профессиональной деятельности в области местного самоуправления - 8,5 лет, в российской группе 81% опрошенных составили женщины, средний стаж

- 7 лет. В обеих группах возрастные границы опрошенных - от 25 до 45 лет, наиболее частотное карьерное продвижение - от одного года до трех лет.

Приступая к данному исследованию, мы рассматривали профессионализацию муниципальных служащих как непрерывный процесс идентификации, происходящий в определенном социально-историческом контексте, основанный на систематизированном профессиональном обучении, развитии и поддержке профессиональной компетенции человека, направленный на социализацию в обществе с целью реализации деятельности, представляющей интерес для потребителя.

Предлагалась единая анкета на французском и русском языках соответственно, определяющая приоритетные для муниципальных служащих социальные ценности как один из содержательных элементов профессиональной идентификации.

Анализ анкетирования позволил соотнести ряд моментов профессионализации муниципальных служащих зарубежных стран и России.

Во-первых, он показал, насколько острее кузбасские муниципальные служащие воспринимают настоящую действительность с точки зрения социальной незащищенности. Им очень важно обеспечить будущее своих детей (95%), ощущать уверенность в будущем (76%), чувствовать собственную защищенность (62%). Ни один из данных ответов не вызвал большого интереса у

Социология

13

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 1

слушателей курса в Париже (26, 26 и 22% соответственно), так же как и отношение к наличию благоустроенного жилья (57% в Кузбассе и 26% в Париже). Гораздо важнее для анкетируемых в Париже является возможность заниматься любимым делом (89%) и реализовать свои возможности (78%). У нас данные ценности составили 48 и 43% соответственно. При этом важным и для одних, и для других является наличие семьи (89 и 86%), образования (78 и 71%) и хорошей работы (70 и 71%). Объяснить полученные результаты возможно, вероятно, отголосками масштабной российской трансформации 1990-х гг., страхом оказаться без работы и средств к существованию, неуверенностью в завтрашнем дне.

Во-вторых, анализ анкетирования позволил увидеть абсолютное расхождение в выборе приоритетных ценностей корпоративной этики, которым должен следовать муниципальный служащий. На взгляд слушателей курса в Париже, это инициативность (74%), а по мнению муниципальных служащих Кузбасса - исполнительность (81%). На второе место иностранцы ставят помощь и поддержку коллег по работе (63%), а в России - самоотдачу (57%). Из чего можно сделать вывод о том, что наши муниципальные служащие наименее склонны проявлять инициативу и работать в команде. На наш взгляд, причина этого кроется в самой системе муниципального управления России, ее консерватизме и жесткой соподчиненности.

Об индивидуальной направленности профессиональной деятельности свидетельствуют и результаты отношения к ценностям общественного признания. В отличие от слушателей курса в Париже (22%), личный успех важен для 71% муниципальных служащих Кузбасса. Там на первое место ставят профессионализм (74%), у нас - социальное положение (71%). Причины данных расхождений, возможно, заложены в отличиях в системе подготовки муниципальных служащих за рубежом и в России. У нас еще не сложилось той системы обучения, которая была бы направлена, прежде всего, на формирование корпоративной этики, чувства ответственности за происходящее в обществе, повышенной требованности к своему профессионализму, прагматизма и трудолюбия, на умение работать в команде и ценить общий результат.

В-третьих, результаты исследования дали возможность сопоставить набор личностных ка-

честв, которыми должны обладать, по мнению респондентов, муниципальные служащие и которыми они сами обладают. Из 34 заявленных качеств предложено было выбрать не более пяти. Обращает на себя внимание тот факт, что разбег в выбранных качествах у слушателей курса в Париже значительно меньше, нежели у муниципальных служащих Кузбасса, 4 к 8 соответственно. Если в парижской группе качества, необходимые муниципальным служащим, и их личные качества практически совпадают, то в российской они не совпадают совсем. Странным кажется тот факт, что такие качества, как профессионализм и компетентность, необходимые и желаемые, не являются теми качествами, которыми, на взгляд муниципальных служащих Кузбасса, они сами обладают (таблица). Объяснением этому может служить значительно небольшой срок существования данной профессиональной группы в нашей стране. Создаваемые в 1990-е гг. прошлого века органы муниципальной власти не имели той профессиональной базы, которая способствовала бы их эффективной деятельности, знания, навыки, профессиональные нормы и ценности только развиваются, отсюда неясность профессиональной самоидентификации муниципальных служащих.

Стоит также обратить внимание на разбег в выборе предложенных качеств. Несмотря на то что в Париже были опрошены представители территориального управления разных стран, они более единодушны в выборе. Взгляды муниципальных служащих одной территории (Кузбасса) оказались гораздо разрозненнее, о чем свидетельствует процентная оценка выбора. Вероятно, причиной этого может считаться отсутствие в среде российских профессионалов общих принципов и содержательной основы профессии муниципального служащего, а также механизмов их обеспечения, т. е. в широком смысле - профессиональных стандартов.

Полученные выводы подтверждают гипотезу о том, что понятие «профессионализация» тесно связано с доминирующими в обществе социально-экономическими отношениями, особенностями культуры и институциональной среды. Таким образом, ее рассмотрение возможно лишь в контексте с сопутствующими факторами исторического, социального и экономического свойства.

Анализ личностных качеств муниципальных служащих (в % от числа опрошенных)

Группа Личностные качества

Необходимые государственному/ муниципальному служащему Обладаете лично Вы Ваше начальство желало бы видеть в Вас Вы цените в Ваших подчиненных

Парижская Компетентность (78) Профессионализм (74) Общительность (63) Честность(85) Профессионализм (70) Общительность (63) Профессионализм (74) Компетентность (63) Общительность (59) Честность (59) Компетентность (52) Профессионализм (52)

Российская Профессионализм (57) Компетентность (52) Дальновидность(52) Добросовестность (76) Честность(52) Отзывчивость (52) Профессионализм (57) Компетентность (48) Образованность (48) Добросовестность (67) Профессионализм (52) Порядочность (52)

14

Научный отдел

И. В. Бабаян, Е. И. Пашинина. Социальное благополучие молодежи

Примечания

1 См.: ДюркгеймЭ. О разделении общественного труда. М. : Канон, 1996.

2 См.: Parsons T. Profession // Skills D. (ed.) International Encyclopedia of the Social Science . Vol. 12. L. : Macmillan and Free Press, 1968. P. 536-547.

3 См.: Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика : проблемы развития теории и практики. М. : Флинта, 1998.

УДК 316.422

См.: ПодмарковВ. Г. Человек в мире профессий // Вопр. философии. 1972. № 8. С. 53-62. См.: Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Междунар. гум. фонд «Знание», 1996. См.: ШабановаМ. А. Новое поколение российского бизнес-сообщества : особенности профессионализации и адаптации // Социс. 2006. № 12. С. 28-40 ; Abbot A. The Sociology of Work and Occupation // Annual Review of Sociology. 1993. Vol. 19. P. 187-209.

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

и. В. Бабаян, Е. и. Пашинина

Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. E-mail: innabv@list.ru, pashininaei@mail.ru

В статье представлена концептуализация ключевых понятий социального благополучия молодежи в условиях модернизации с привлечением данных эмпирического исследования, выполненного в русле качественной методологии методом экспертного интервью с чиновниками, представителями академической среды, общественных организаций.

Ключевые слова: социальное благополучие, молодежь, модернизация, благосостояние, социальная сплоченность, социальная защищенность.

Youth social Well-being in socio-economic Conditions of Modernization

I. V. Babayan, E. I. Pashinina

The article presents exploring of the key concepts of youth's social well-being of youth in the circumstance of modernization applying of the empirical data carried out with the help of the qualitative methodology by the expert interviews with officials and representatives of the academic institutions and public organizations. Key words: social well-being, youth, modernization, prosperity, social cohesion, social protection.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2016-16-1 -15-22

Условием роста социального благополучия молодежи является следование курсу на модернизацию социальной и экономической сфер современного российского общества. Молодежь как возрастная группа от 18 до 30 лет во многом может стать основой и проводником модерни-зационных изменений, рассчитанных, прежде всего, на так называемый креативный класс, в который входят средние слои городских жителей и молодежь. Социальное благополучие, как и модернизация, включает в себя две базовые характеристики - социокультурное и экономическое благосостояние, достижимые в результате активной трудовой деятельности в условиях внедре-

ния инновационных технологии производства, (пере)распределения товаров и услуг и последующего потребления благ только при условии изменения социальных отношении в результате ценностных трансформации. В данноИ работе нами поставлена задача исследования роли молодежи в перспективах модернизационных процессов, влияния модернизации на состояние социального благополучия молодежи.

Установка Президента Российской Федерации на модернизацию россииского общества и экономики находит отражение не только в про-изводственнои сфере, но и в преобразованиях системы социальнои защиты, здравоохранения и образования. Дело не только в техническом обеспечении, но и в повышении уровня и качества жизни, профессиональных стандартов, оптимизации методов и форм социальнои защиты и благосостояния. Модернизация как стратегия развития и преобразования экономики и общества предусматривает наращивание наукоемких технологии, активность институтов гражданского общества в целях повышения социального благополучия населения. Данная стратегия станет эффективнои, если будет стимулировать качественно новыи уровень развития как производств, так и гражданского социального контроля, сферы социальнои защиты, влияющих на социальное благополучие населения в целом и молодежи в частности. Обратимся к современным исследованиям социального благополучия молодежи и процессов модернизации.

Модернизация как категория анализа и вектор инновационного развития может быть представлена с различных точек зрения: учитывать макро-, мезо- и микроуровни социально-экономических отношении, делать акценты на социокультурной и экономической интерпретациях,

4

5

6

© Бабаян И. В., Пашинина Е. И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.