ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Работа представлена кафедрой дошкольного и начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации (г. Москва).
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Л. М. Денякина
В статье представлены основные тенденции развития дошкольного образования и рассмотрен один из основных способов реализации инновационной деятельности в дошкольном образовании - проектирование образовательных программ ДОУ. На основе теоретических подходов к понятию «образовательная программа» определены особенности проектирования образовательных программ ДОУ, примерная структура образовательной программы ДОУ, алгоритм проектировочных действий. Проектирование образовательных программ ДОУ способствует решению основной задачи достижения нового современного качества дошкольного образования.
This article describes the core tendencies of nursery school education development. Educational programmes designing as means of innovative activity implementation is considered. Peculiarities of educational programmes designing, a model structure and a procedure are defined. The article makes reference to theoretical approaches to «educational programme” notion. The author suggests that educational programmes designing may be successful and can help to solve the main problem of achievement of high quality nursery school education.
Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях.
Под педагогической инновацией разные авторы (Н. И. Лапин, А. И. Пригожий и др.) понимают образовательную деятельность, связанную с иной, чем в массовой практике и (или) в культурных традициях, концеп-
цией процесса становления личности ребенка, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу. Инновации, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно обоснованной деятельности и включающие в себя планирование, конкретные этапы внедрения и результативное завершение в образовательной практике, наиболее важны и ценны в ситуации модернизации образования и обновления содержания образования в образовательных уч-
реждениях. Один из основных методов реализации инновационной деятельности в системе образования - проектирование образовательных программ.
Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой, унифицированной программе пришли вариативные, на смену «детскому саду» появился новый тип учреждения - дошкольное образовательное учреждение (ДОУ).
Современное дошкольное образование характеризуется наличием диверсификации, как необходимого и достаточного разнообразия видов образовательных учреждений, образовательных и оздоровительных услуг, подходов к их предоставлению в целях удовлетворения запросов субъектов образовательного процесса в ДОУ. Условием эффективности дошкольного образования становятся дифференциация и конкурентоспособность учреждений, а также вариативность педагогических технологий, признание значимости личностных образовательных ценностей. Вариативность дошкольного образования диктует необходимость обдуманного, обоснованного выбора содержания образования, выбора образовательных систем, комплексных и парциальных программ для детей дошкольного возраста, педагогических технологий, методических рекомендаций и пособий. Этот выбор обусловлен также прогнозируемым результатом образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал „ 1 нормой деятельности педагогов .
Сегодняшний день определил новые факторы, способствующие переменам в системе дошкольного образования:
• модернизация системы образования, реализация целей Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г. по повышению доступности и качества дошкольного образования, обеспечению равных стартовых возможностей в подго-
товке к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста;
• развитие вариативности программнометодического обеспечения дошкольного образования;
• модернизация действующей системы экономических отношений, начало которой было положено в Законе «Об образовании» в 1992 г., внедрение рыночных механизмов в жизнь, внесение изменений в Закон «Об образовании Российской Федерации»;
• передача полномочий по организации, финансированию системы образования на муниципальный, региональный уровни; введение нормативного финансирования в системе образования;
• рост конкуренции образовательных учреждений, вызванный спросом на те или иные образовательные и социальные услуги, предлагаемые ДОУ;
• реализация потребностей обучающихся, родителей как социальных заказчиков рынка труда и общества; достижение определенного результата в деятельности образовательных учреждений;
• влияние внешних связей, общественности на воспитательно-образовательный процесс в образовательных учреждениях.
Вышеизложенные факторы обусловливают необходимость нового подхода в управлении образовательными процессами в ДОУ и процессами, их обеспечивающими. Учет факторов, обеспечение стабильности деятельности образовательного учреждения, а также прогнозирование его развития
требуют тщательной разработки и реали-
2
зации образовательной программы ДОУ .
С точки зрения теории деятельности и программирования «программа» (греч. Programma - объявление, предписание) -способ пошаговой, поэтапной организации деятельности по развертыванию какого-либо содержания, а также по организации и реализации познавательных (исследовательских) процедур. Конечная цель, которую призвана реализовать программа, всегда формируется как возможная, желательная, должная, соотносимая с каким-либо
идеалом, предполагающая вариативные пути своего достижения и не содержащая изначальных гарантий своей реализуемости.
В практике деятельности развивающейся системы образования, в научных исследованиях, отражающих российский и зарубежный опыт, образовательная программа определяет не только содержание деятельности, но и описание системы адекватных методов, средств, приемов, а также оценку достижения ожидаемых результатов, информационное обеспечение. Это совпадает с выводами теории деятельности, где программа
определяет не только содержание деятель-
3
ности, но и процессуальную организацию .
В опыте зарубежной педагогики образовательные программы получили название «куррикулумы», что в переводе с латинского означает путь, дорога.
В международной практике «образовательные программы» представлены как документы, в которых отражено управленческое знание об образовательной деятельности обучаемых и ее возможных результатах
в конкретной организованной образова-„ 4
тельной среде .
Работы многих выдающихся отечественных педагогов, творческая деятельность педагогов-новаторов, разработки в области создания вариативного школьного образования, вариативного российского образования в целом внесли свой весомый вклад в появление и разработку понятия «образовательная программа».
Основу разработки образовательных программ составляют теоретические положения роли системного и деятельностного подходов в решении педагогических проблем. Также в основе заложены философские идеи о сущности развития человека, психолого-педагогические исследования в области проектирования образовательной деятельности. Как отмечает А. М. Новиков, понятие образовательной деятельности шире понятия педагогической деятельности. Руководитель образовательного учреждения, экономическая и бухгалтерские структуры в образовательном учреждении
не занимаются непосредственно педагогической деятельностью, но они включены в
образовательный процесс, в образователь-5
ную деятельность .
Инновационная деятельность образовательных учреждений тесно связана с проектированием образовательных программ. К
теоретическим основаниям, на базе которых можно рассматривать проблему проектирования образовательных программ, относят:
• общая теория проектирования;
• современная парадигма системы образования как сферы услуг; образовательные программы и образовательные стандарты как гарантия прав личности - потребителя услуг;
• выбор образовательных услуг;
• индивидуализация и дифференциация;
• демократизация и гуманизация образования;
• создание ситуаций успеха и учет личностных достижений.
Образовательная программа, представленная как индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, обладает всеми признаками проекта, поэтому в основу ее проектирования положены классические принципы:
• целостность;
• системность;
• природосообразность;
• культуросообразность;
• социосообразность
Образовательная программа - целевая программа, имеет свою структуру. С точки зрения системного подхода выделим следующие компоненты:
• целевой (учитывая отнесенность образовательной программы к образованию, цель формулируется с учетом внутренних целей, базирующихся на постоянных и меняющихся индивидуальных особенностях обучающихся);
• содержательный (отражает содержание образования);
• технологический (используемые педагогические технологии, методы, системы обучения и воспитания);
• диагностический (диагностическое сопровождение);
• поддержки ученика в образовательном процессе (система и технологии педагогической поддержки);
• организационно-педагогический (режимные условия реализации образовательной программы; характеристики обучающегося (возраст, состояние здоровья, уровень развития); формы аттестации);
• результативный (описание ожидаемых результатов реализации) .
На основе научных подходов разработки образовательных программ в практике школьного обучения многие авторы обратились к разработке этого вопроса в деятельности дошкольных образовательных учреждений (К. Ю. Белая, С. Кузьмин, А. А. Майер, Л. С. Маркова).
По своей сути, каждая образовательная программа единственна и уникальна в своем роде, как уникальна и своеобразна образовательная и развивающая среда каждого дошкольного образовательного учреждения. Можно определить, что главными действиями для разработчиков образовательных программ являются - выделить, выявить, описать специфическую составляющую образовательной программы, определяющую пути достижения цели образовательного процесса, направления дальнейшего развития образовательного учреждения
7
в течение того или иного отрезка времени .
При разработке образовательной программы, определения ее назначения необходимо учитывать общую идеологию федеральных государственных программ, их концептуальные подходы, а также положения региональной и муниципальной программ развития образования, что связано с социально-экономическим положением региона, муниципального образования,
запросами и потребностями населения, воз-
8
можностями развития самого учреждения .
Приоритетным является такое построение деятельности современного ДОУ, где наиболее важно взаимодействие с семьей, с начальной школой, где первостепенным
является процесс социализации детей дошкольного возраста, индивидуализации его личности. Важной управленческой деятельностью является анализ и оценивание программно-методического содержания современного дошкольного образования, выбор наилучшего варианта организации образовательного процесса. В организации педагогического процесса необходима его оптимизация, т. е. выбор эффективных средств обучения детей дошкольного возраста, отслеживание современного качества образования, расход времени, сил педагогов и воспитанников.
Структура образовательной программы ДОУ представляется следующей:
1. Аналитическая справка о создании, развитии ДОУ, результативности деятельности образовательного учреждения ранее.
2. Содержание образования (программы, используемые в ДОУ; обоснование их выбора и сочетания; учебный план; сочетание с программным материалом регионального компонента).
3. Создание развивающей образовательной среды ДОУ (предметный компонент, природный и социальный аспекты).
4. Методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ. Методы осуществления образовательного процесса, используемые педагогические технологии, средства (универсальности методов и технологий нет, и образовательный процесс выстраивается, учитывая конкретные условия, конкретный контингент воспитанников).
5. Формы организации образовательного процесса (подгрупповые, индивидуальные, досуговые, оздоровительные мероприятия, традиционные праздники и развлечения и т. д.).
6. Воспитательная система ДОУ (воспитательная деятельность). В своей основе имеет конкретную идею. Ее выбор определяется нравственными ценностями, характер которых в национальных особенностях народа, традициях, культуре, особенностях среды, где находится ДОУ. Воспитательная система-целостный социальный организм,
который включает в себя образ жизни коллектива, его психологический климат, привлечение родителей к управлению ДОУ, к образовательной деятельности, уровень развития «детско-взрослого сообщества». Важнейшим условием воспитательной системы ДОУ является ее открытость окружающей среде. В свою очередь, воспитательная система, влияя на окружающую среду, педагогизируя ее, делает ее своей частью.
7. Дополнительное образование (кружковая, «клубная деятельность по интересам детей»!, потребностей родителей), дополнительные платные образовательные услуги.
8. Управление образовательным процессом ДОУ (кадровый потенциал, разработка показателей и критериев мониторинга качества образования).
9. Отслеживание результатов реализации образовательной программы, мониторинг качества дошкольного образования.
Таким образом, образовательная программа должна показать, как с учетом конкретных условий создается в ДОУ собственная модель организации образовательного процесса. Образовательная программа сугубо индивидуальна, отражает потребности и возможности участников педагогического процесса конкретного дошкольного образовательного учреждения.
Организационно-педагогические условия при проектировании образовательной программы отражают предметно-развивающую образовательную среду образовательных учреждений как важнейший фактор развития личности. Представляется наиболее важным диагностическое обслуживание всех видов образовательных программ, их структурных элементов; тщательно продуманный выбор критериев диагностики и методик диагностического обсле-9
дования .
Реализация образовательных программ неразрывно связана с широкой социализацией и умением строить активные коммуникации. При проектировании образовательных программ необходимо обеспечить условия включения ребенка в разнообразные,
разноуровневые социальные отношения. Референтно-значимая для ребенка личность педагога становится необходима в общении, в поддержке в любых жизненных ситуациях и разнообразной деятельности.
Алгоритм проектирования целостной образовательной программы ДОУ представляется в следующей последовательности проектировочных действий:
1) изучение «Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении»;
2) изучение педагогами концепций лич-ностно ориентированного образовательного процесса, индивидуализации обучения, теоретических основ дифференциации образовательных программ;
3)изучение образовательных потребностей воспитанников и их родителей;
4) оценка ресурсных возможностей дошкольного образовательного учреждения;
5) конкретизация индивидуально-личностных обоснований целеполагания в личностно-ориентированном образовательном процессе;
6) формулирование цели образовательной программы;
7) формирование общих задач проектирования;
8) выделение оперативных задач проектирования для создания конкретных индивидуальных образовательных маршрутов;
9) проектирование целостного содержания образования через интеграцию и гармонизацию содержания образования;
10) проектирование целостного технологического инструментария путем интеграции педагогических технологий, методов, методик, дидактических систем;
11) интегративное объединение диагностического сопровождения образовательной программы;
12) проектирование целостной системы педагогической поддержки воспитанника;
13) определение организационно-педагогических условий, создания предметно-
развивающей образовательной среды для реализации образовательной программы;
14) нормативное описание спроектированной образовательной программы.
Таким образом, образовательная программа - разработанный образовательный
проект, отражающий единство личностноразвивающих целей образования; управленческий нормативный документ, предъявляемый образовательным учреждением родителям воспитанников, заказчикам образовательных услуг.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Качество дошкольного образования. Состояние, проблемы, перспективы / Ред.-сост. Т. И. Овер-чук. М., 2002.
ДенякинаЛ. М. Технологии управления образовательным учреждением. Мн.: Бизнесофсет, 2004; Качество дошкольного образования. Состояние, проблемы, перспективы / Ред.-сост. Т. И. Оверчук. М., 2002.
3
Воробьева С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. Дис. ... докт. педагог, наук. СПб., 1999.
Там же.
Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2002.
Воробьева С. В. Указ. соч.
7
Молчанова Т. К, Виноградова Н. К. Составление образовательных программ (практические рекомендации). М.: УЦ «Перспектива», 2002; Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект. М.: Эгвес, 2004.
8
Кузьмин С. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.//Дошкольное образование. 2005. № 2.
'ДенякинаЛ. М. Указ. соч.