Научная статья на тему 'Особенности природы девиантного поведения обучающейся молодежи'

Особенности природы девиантного поведения обучающейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
371
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТ / DEVIANT / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / MORAL NORMS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / SOCIAL HELP / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / SOCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабурин Сергей Витальевич

Зарождение, становление и развитие девиантного поведения входит в число наиболее значимых элементов теории социальных отклонений. В его рамках рассматриваются природа, причины, условия и факторы, способствующие существованию и проявлению девиантного поведения в современных условиях; психологические и социальные механизмы его формирования; зависимость и закономерности изменений отклоняющегося поведения от объективных и субъективных причин. Раскрывается природа девиантного поведения обучающейся молодежи. Анализируются этиология, генеалогия, а также пути превенции исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Origination, formation and development of deviant behavior is one of the most significant element in theory of social devotions. Nature, causes, conditions and factors that promote existence and manifestation of deviant behavior in modern conditions; psychological and social mechanisms of its formation; regularities and laws of changes of deviant behavior because of objective and subjective reasons are examined. The nature of deviant behavior in students’ youth is revealed in the article. Aetiology, genealogy as well as the ways of the phenomenon prevention are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности природы девиантного поведения обучающейся молодежи»

УДК 37.013

ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Реферат: зарождение, становление и развитие девиантного поведения входит в число наиболее значимых элементов теории социальных отклонений. В его рамках рассматриваются природа, причины, условия и факторы, способствующие существованию и проявлению девиантного поведения в современных условиях; психологические и социальные механизмы его формирования; зависимость и закономерности изменений отклоняющегося поведения от объективных и субъективных причин. Раскрывается природа девиантно-го поведения обучающейся молодежи. Анализируются этиология, генеалогия, а также пути превенции исследуемого феномена.

Ключевые слова: девиант, деви-антное поведение, морально-нравственные нормы, социализация, социальная помощь, социальный контроль.

Глобальное реформирование российского общества привело к нарастанию разномасштабных деструктивных явлений. Одним из них стал кризис основных институтов воспитания (семьи и школы), оказавшихся не в состоянии успешно реализовывать свои значимые функции в состоянии аномии. Трудности социальной самодетерминации в условиях турбулентности общественного сознания, фрустрации и неуверенности в завтрашнем дне, кризиса основных институтов социализации

© Бабурин С. В., 2017

С. В. Бабурин

выразились в участившихся случаях девиантного поведения молодежи. Социальная стабильность общества стала «размываться» алкоголизмом, наркоманией, суицидом, ростом преступности, которым стали подвержены самые сензитивные страты населения - молодые люди. Все виды социальной патологии деструктивны, однако в рамках настоящей статьи мы рассмотрим преступность как девиацию, угрожающую всем.

До середины XIX столетия проблема отклоняющегося поведения молодежи не осознавалась российской наукой как самостоятельная, требующая специального исследовательского внимания. С середины XX в. интерес стал пробуждаться в связи с переходом к новой нормативно-ценностной системе, инициировавшей появление групп индивидов, не приспособившихся к новым социальным стандартам и оказавшихся в популяции отверженных, дезадаптированных личностей, которых общественное сознание воспринимало как социально опасных. В их число попадали бездомные, беспризорные, увеличивавшие ряды малолетних преступников. Существовавшая в тот период государственная система призрения и исправления таких несовершеннолетних не имела возможности оказать помощь всем нуждающимся, поскольку сама нуждалась в радикальных преобразованиях. Государство провозгласило курс на смену превентивных доктрин, отказавшись от наказания и компенсировав его предупреждением деви-антности с помощью аккультурации (принятия культуры как своего достоя-

ния), воспитания высоких нравственно-духовных качеств, уважения к закону. Вместе с тем обозначалась лишь общая направленность предупредительной деятельности, без обозначения конкретных путей ее достижения.

В XXI в. наиболее распространенной социальной патологией среди несовершеннолетних явилось аддиктив-ное поведение, под которым зарубежные ученые понимают злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая спиртные напитки, никотин, до того, как сформировалась зависимость от них [5, 6]. Ц. П. Короленко дал более широкую трактовку аддиктивного поведения: это одна из форм деструкции, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интуитивных эмоций [2].

0. М. Овчинников, ссылаясь на концепцию Д. В. Четверикова, постулирует, что в возникновении аддиктивного поведения (далее - АП) существенную роль играют следующие психологические механизмы.

1. Конвенциональный механизм, являющийся следствием аддиктивной социализации личности. Инициируют АП психологический инфантилизм, неудовлетворенный гедонизм, неполная семья или семья, где злоупотребляют алкоголем, антисоциальность сокурсников. Криминальное поведение в значительной степени детерминируют косвенная индукция сокурсников, гипопротекция, материальные проблемы. Семейный алкоголизм негативно влияет на большинство характеристик АП. Наши наблюдения показали, что конвенцио-

нальная ориентация зафиксирована у пресыщенных индивидов в семьях успешных бизнесменов. В ряде случаев конвенциональные маркеры выявлены у молодых людей, выросших в детском доме. Удовлетворяя витальные потребности, воспитание не формировало их четкой иерархии, а автократические черты подавляли инициативу, замедляя развитие мотивационной структуры личности.

2. Диссоциальный механизм формировался в деструктивной микросоциальной среде при аффективных и дис-социальных расстройствах.

Анализ анамнезов показал, что в половине случаев обучающиеся росли в социально деструктивных условиях: в семьях, где у родителей был констатирован агрессивный алкоголизм, воровство, безнравственность, преступность, являвшиеся стилем их жизни. В другой половине случаев инициальным механизмом формирования являлась реакция оппозиции против родителей, образовательной организации, отрицание общепринятых правил поведения было инициировано диссоциаль-ным выбором референтной среды. Втягиваясь в группы лиц с криминальным поведением, молодые люди усваивали их систему ценностей, жаргон, социализацию. Усугубляла инициацию АП дис-форическая мания, дебютировавшая психопатоподобными нарушениями с расторможенностью, бестактностью, склонностью к наркотическим и сексуальным перверзиям. Диссоциальные расстройства личности характеризуются скудным эмоциональным резо-нансом-эмпатией, благодарностью, фобиями. При данном механизме индуктивное воздействие в становлении АП не играет большой роли, обучающиеся сами выступают индукторами для конвенциональных личностей, каждый

из них в год инициировал наркоманию у 10 человек, в других группах этот показатель - не больше 3 человек.

3. Интегрирующий механизм актуализируется в ситуации острой и хронической фрустрации, витальной зыбкости, несоответствии эндогенной и экзогенной культуры, переживаниях психической или физической измененности с невозможностью управлять психикой и руководить поступками,избавиться от тревоги, чувства вины, эндогенной пустоты. Развитие механизма может быть обусловлено внутренними причинами (шизофрения, аффективные психозы). Интенсивность АП при данном механизме определяет депрессивная симптоматика. Все социальные расстройства детерминированы депрессией [3].

Все формы девиантного поведения тесно взаимосвязаны и имеют общую генеалогию. Часто одна форма накладывается на другую, усиливая ее де-структивность. Алкоголизм и наркомания, например, инициируют хулиганство, совершение насильственных преступлений, кражи и суицид.

Одной из деструктивных форм де-виантного поведения обучающейся молодежи выступает суицид. Э. Дюркгейм считал, что причины самоубийств обусловлены внешними, а не внутренними особенностями индивида [1].

В последнее время российское общество столкнулось с появлением развлечений суицидального характера, распространяемых через социальные сети. Деструктивная игра «Синий кит» содержит принцип, заключающийся в том, что молодой человек 50 дней должен выполнять задания и в конечном итоге уйти из жизни, зафиксировав это на видео. Куратор, личность которого скрыта, подталкивает девушек и юношей к роковой черте, угрожая, в случае невыполнения задания, расправиться с

семьей. Название игры выбрано не случайно: по неизвестной причине киты -самые большие млекопитающие планеты ежегодно в большом количестве выбрасываются на берег и погибают. Случаи суицида в молодежной среде -показатель социального и нравственного благополучия общества.

Не менее злокачественной деструктивной формой девиантного поведения выступает патологическая игровая зависимость, определяемая Американской ассоциацией психиатров как психологическое расстройство по типу DSM-Ш. Рекуррентное неадекватное поведение распознается по следующим признакам.

1. Сосредоточенность, когда все мысли сконцентрированы на азартной игре, которая либо уже состоялась, либо состоится.

2. Привычка. Аналогично употреблению ПАВ азартная игра инициирует все более частые пари. Для игрока игра -гедонизм, эйфория, экстаз.

3. Фрустрация, испытываемая игроком после попыток остановить игру.

4. Бегство - идея игры ориентирована на эйфорию и на избежание витальных проблем.

5. Гонка. Попытка отыграть проигранную сумму с помощью того же вида азартной игры.

6. Постоянная ложь, скрывающая игровую активность перед близкими людьми или знакомыми.

7. Потеря контроля, проявляющаяся в неудачных попытках остановить рискованную игру даже при большом проигрыше.

8. Действия неправового характера, заключающиеся в нарушении закона с целью добыть деньги.

9. Потеря связей с близкими людьми, несмотря на риск потерять семью, учебу, работу.

10. Постоянные просьбы финансового характера (для продолжения игры).

11. Доминирующий очаг в коре головного мозга, поскольку гэмблинг -хроническое возвратное заболевание мозга, имеющее нейробиологическую основу, аналогичную алкоголизму.

Приобщение молодых людей к употреблению ПАВ, склонность к суициду, увлеченность азартными играми носят неслучайный характер. Нам представляется, что акцент профилактики необходимо делать не на предотвращении нежелательного события, а на поиске и овладении адекватными средствами решения проблем. При реализации такого подхода необходимо содействовать росту возможностей человека, когда акцент делается на пользе самоактуализации, комплексного духовного и психофизического развития, а не только на подборе лечебных и реабилитационных программ. Мы разделяем концепцию Л. К. Фортовой, согласно которой основу превенции девиантного поведения обучающейся молодежи составляет симбиоз превентивной педагогики и психологии, теории реактивного сопротивления и мотивационно-личностного тренинга [4].

Только социально зрелая и ответственная личность, умеющая сказать «нет» всем деструктивным соблазнам, может успешно реализоваться в непростом, многогранном мире, который каждый человек должен познать, приняв единственно возможную просоциаль-ную жизненную позицию.

Список литературы

1. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / под ред. В. А. Базарова. М., 1994. 399 с.

2. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обзор психиатрии и мед. психологии. 1991. № 1. С. 8-15.

3. Завражин С. А., Овчинников О. М., Фортова Л. К. Очерки по истории и теории превентивной педагогики : монография. Владимир, 2017. 339 с.

4. Фортова Л. К. Социально-педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. 434 с.

5. Landry M. Addiction Diagnostic Update DSM-III-R Psychoactive Substances Use Disorder // J. Psychoact. Drugs. 1987. Vol. 19, no. 4, рр. 379-381.

6. Miller W. Addictive behaviours: treatment of alchoholism, drug abuse, smoking and obesity. Oxford etc : Pergamon Press, 1984. 353 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.