стан», государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление малоэтажным строительством» - денежных займов на строительство индивидуального жилья подрядным способом.
На сегодняшний день граждане и молодые семьи приобрели земельные участки и дома в поселках Республики Башкортостан: Шамонино, Жуково, До-рогино, Нагаево, Юматово и др.
Несмотря ни на что, обеспечение жильем молодых семей в Республике Башкортостан, признанных в соответствии с действующим законодательством нуждающимися в улучшении жилищных условий, по-прежнему остается актуальной проблемой, от решения которой зависит будущее города, республики, страны. Улучшение жилищных условий молодых семей приводит к повышению рождаемости и улучшению демографической ситуации в республике, поэтому государство должно поддерживать молодые семьи и оказывать помощь в улучшении жилищных условий.
Список литературы: 1. Грудцына Л.Ю. Жилищное право России:
учебник / под ред. Н. М. Коршунова. - М.: Эксмо, 2005.
2. О Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы: постановление Правительства Респ. Башкортостан от 28 апреля 2011 г. № 131 // Ведомости Гос. Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2011. - № 9. - Ст. 1000.
3. Собр. законодательства Рос. Федерации. -2011. - № 5. - Ст. 739.
4. Об утверждении Правил реализации Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования: постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20 декабря 2006 г. № 6485.
5. О республиканской программе «Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан «Свой Дом» на 2007-2010 годы: постановление Правительства Респ. Башкортостан от 29 декабря 2007 г. № 408 // Ведомости Гос. Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2008. - № 4. - Ст. 236.
Сарвартдинов М.Р.
студент юридического факультета
ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», Россия, г. Уфа
особенности приобретения права собственности на самовольные постройки
peculiarities of purchasing property rights for unauthorized constructions
Гражданский кодекс Российской Федерации [1] (далее - ГК РФ), а именно статья 219, определяет правовые последствия создания новой вещи, но в случае самовольной постройки устанавливаются иные правила, которые закреплены в статье 222 данного Кодекса, которая и определяет специфику самовольных строений, являющихся также, по сути, вновь созданной вещью. В отличие от статьи 219 ГК РФ лицо, осуществившее самовольное строение, права собственности на него не приобретает.
Согласно статье 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земель-ном участке, не отведенном для этих целей, либо создан-
ное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Исходя из этого, для признания постройки самовольной достаточно наличие хотя бы одного из трех видов нарушения:
1) несоблюдение процедуры строительства;
2) существенное нарушение градостроительных и строительных норм;
3) строительство на участке, не предназначенном для строительства.
Данная статья позволяет определить самовольную постройку как недвижимое имущество. Как мы видим, перечень объектов недвижимости, которые создаются на земельном участке и могут быть при-
Bulletin USUES. Science. Education. Economy. Series: Economy. № 1 (7), 2014
123
знаны самовольной постройкой, является открытым. Также статья определяет последствия создания самовольной постройки, а именно, как уже говорилось, у лица, осуществившего самовольное строение, не возникает права собственности. И это означает, что данный субъект не имеет права владеть, пользоваться и распоряжаться созданной вещью. Следовательно, данная постройка не может являться объектом гражданских правоотношений. Также возможно привлечение лица, осуществившего самовольную постройку, к административной ответственности по статье 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ [2]. Более того, законодатель возлагает обязанность на лицо, осуществившее постройку, за свой счет или самому произвести ее снос.
В исключительных случаях есть возможность признать право собственности за лицом, осуществившим самовольную постройку, но важно помнить, что право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Итак, правовой режим самовольной постройки предполагает две правовые возможности с прямо противоположной целевой направленностью. Это требование о признании права собственности на самовольную постройку и требование о сносе самовольной постройки [3].
Самовольная постройка - это постройка, созданная наперекор требованиям закона, а значит, к ней не применимо правило, установленное п. 1 ст. 218 ГК РФ, которое гласит, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В законе указано, что это право может быть признано за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
По мнению А.В. Зарубина и С.В. Потапенко, право собственности может быть признано за гражданином, создавшим самовольную постройку на земельном участке, который предоставлен ему для строительства по договору аренды [4], что представляется весьма спорным. Так, Р. Сайфуллина обращает внимание на то, что до 1 сентября 2006 года положение п. 3 ст. 222 ГК РФ устанавливало, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку. В настоящее же время лица, арендующие земельный участок и осуществившие
на нем самовольное строительство, формально не смогут претендовать на признание права собственности, не выкупив данный участок у собственника [5]. Таким образом, законодатель с 01.09.2006 исключил возможность признания права собственности на самовольную постройку за лицом, построившим самовольную постройку на чужом земельном участке, что подтверждается судебной практикой: юридическое лицо обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города о признании права собственности на самовольно возведенное здание. Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что земельный участок, на котором возведена самовольная постройка, в собственности, пожизненном наследуемом владении либо постоянном (бессрочном) пользовании истца не находится [6].
В Римском праве строение вообще не рассматривалось в качестве самостоятельного объекта права собственности, оно всегда переходило в собственность обладателя земельного участка. Действовал принцип «единой судьбы», при котором судьба возведенной постройки на чужом земельном участке определяется судьбой земельного участка, на котором она расположена [7].
В настоящее время положения п. 3 ст. 222 ГК РФ являются следствием принципа «единого объекта», согласно которому здание, строение и прочие возведенные постройки являются существенной частью земельного участка при условии их прочной связи. То есть земельный участок и возведенные на нем постройки образуют одну недвижимость. В свою очередь, нормы гражданского и земельного законодательства базируются на принципе «единой судьбы», т. е. оба объекта самостоятельны, но связаны единой судьбой, что не исключает ситуации разрыва правовой связи между постройкой и земельным участком, на котором она расположена [8]. Исходя из этого можно утверждать, что п. 3 ст. 222 ГК РФ является изъятием из «общего правила» принципа «единой судьбы» российского гражданского права. Безусловно, данный аспект правового регулирования оборота недвижимости требует тщательного исследования в целях формирования единообразия правоприменительной практики.
Между тем существует позиция, подкрепленная судебной практикой, согласно которой арендатор вправе требовать признания за ним права собственности на самовольную постройку. Обосновывается это тем, что Земельный кодекс РФ (ст. 22, 30) [9] предусматривает возможность предоставить землю для строительства объектов недвижимости, а в Гражданском кодексе (ст. 263) содержится норма, предусматривающая возможность собственнику земельного участка разрешить строительство на своем участке третьим лицам (в том числе и арендатору зе-
124;
Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. № 1 (7), 2014
мельного участка), что и позволяет требовать признания права собственности на построенную самовольную постройку.
Наиболее верной кажется позиция, согласно которой арендатор вправе требовать признания права собственности на возведенную им самовольную постройку. Было бы правильно закрепить в законе право титульных владельцев (арендаторов) признавать право собственности на возведенные ими самовольные постройки, если земельный участок был предоставлен для строительства.
Тема легализации самовольных построек является проблемной, особенно в отсутствии четкого законодательного регулирования данного вопроса. А ведь признать право собственности на самовольную постройку едва ли не единственный выход стать полноправным хозяином имущества. Однако в настоящее время из-за многочисленных пробелов и неточностей в законодательстве сделать это достаточно сложно. Поэтому нужно помнить, что только при соблюдении требований закона возможно осуществить государственную регистрацию недвижимости.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (Принят Гос.
Думой 21 октября 1994 года) // СЗ РФ. - 1994. - № 22.
- Ст. 2457.
2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Димитриев М.А. Правовой режим самовольной постройки // Семейное и жилищное право. -2012. - № 5. - С. 44-47.
4. Зарубин А.В. Признание права собственника на самовольную постройку / А.В. Зарубин, С.В. Потапенко // Известия вузов. Правоведение. - 2009. -№ 6. - С. 225-233.
5. Сайфуллина Р. Регистрация права на самовольные постройки // Жилищное право. - 2012. -№ 6. - С. 61-68.
6. Каширин А. Легализация самовольной постройки // ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 10. - С. 27-33.
7. Гузанов Д.Е. Развитие законодательства о самовольных постройках // Хозяйство и право - 2012.
- № 5.
8. Петрищев В. Признание права собственности на самовольную постройку, возведенную на чужом земельном участке // Хозяйство и право. - 2012. -№ 1. - С. 57-61.
9. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. -№ 44. - Ст. 4147.
Наумов А.С.
студент 11-Стр(б)ПСК, Кумертауский филиал ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Россия, г. Кумертау
УДК 332
комплекс мероприятий, направленный на уменьшение задолженности за жилищно-коммунальные услуги
complex of measures aimed at reducing debts for housing and communal services
У населения (граждан) существует обязанность по оплате оказанных жилищно-коммунальных услуг организациям, которые предоставляют данные услуги. В настоящее время по разным причинам не все граждане свою обязанность по оплате выполняют добросовестно. ЖК РФ, который вступил в силу с 1 марта 2005 г., и Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.06 № 306, предоставляют возможность не только активизировать рабо-
ты по взысканию задолженности, но и ужесточить меры, применяемые к должникам.
Можно выделить две группы причин, по которым население не производит оплату за потребленные жилищно-коммунальные услуги:
1) объективные - внешние, не связанные с личностью должника;
2) субъективные - связанные с личностью потребителя.
ВЫ^т USUES. Science. Education. Economy. Series: Economy. № 1 (7), 2014
125