Научная статья на тему 'Особенности принятия управленческих решений в малом бизнесе'

Особенности принятия управленческих решений в малом бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2819
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / DEVELOPMENT OF MANAGEMENT DECISIONS / DECISION-MAKING PROCESS / SMALL BUSINESS / MICROENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ховаев Святослав Юрьевич, Рыбак Алина Сергеевна

Статья посвящена изучению процесса принятия управленческих решений в компаниях малого бизнеса. Отсутствие исследований принятия решений в организациях малого размера и важность субъектов малого предпринимательства для экономики объясняют актуальность данного исследования. Целью работы является выявление особенностей принятия решений в малом бизнесе на примере микропредприятий г. Перми. Для оценки основных характеристик процесса принятия управленческих решений была разработана анкета, которую заполнили 100 руководителей малых предприятий. Объектом исследования стали управленческие решения, которые привели к благоприятным исходам. Результаты опроса руководителей позволили определить подходы к принятию успешных управленческих решений в малом бизнесе, которые могут быть использованы руководителями малых фирм как «бенчмарк» при принятии важных управленческих решений. Исследование также позволило определить особенности принятия управленческих решений в малом бизнесе и сравнить эти особенности с представлениями других исследователей в данной области. Работа будет полезна менеджерам и владельцам микропредприятий, а также исследователям данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of management decision making in small business

The article is devoted to the study of decision-making process in small business companies. The lack of research of decision making in small organizations and the importance of small businesses for the economy explain the relevance of this study. The goal of this article is to reveal peculiarities of decision-making in small business by the example of microenterprises of Perm. In order to assess the main characteristics of decision-making process we developed a questionnaire filled out by 100 heads of small businesses. Management decisions that led to favorable outcomes are the object of research. The results of the survey of managers allowed defining approaches to successful managerial decisions in small business that can be used by the heads of small firms like "benchmark" in making significant management decisions. The study also allowed to determine the peculiarities of making managerial decisions in small business and compare these characteristics with the views of other researchers engaged in this topic. The paper will be of interest to managers, owners of microenterprises and researchers engaged in this topic.

Текст научной работы на тему «Особенности принятия управленческих решений в малом бизнесе»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 20 • октябрь 2017 ISSN 1994-6937

>

издательство

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

особенности принятия управленческих решений в малом бизнесе

Ховаев С.Ю.Рыбак A.C. 2

1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия

2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермь, Россия

Статья посвящена изучению процесса принятия управленческих решений в компаниях малого бизнеса. Отсутствие исследований принятия решений в организациях малого размера и важность субъектов малого предпринимательства для экономики объясняют актуальность данного исследования. Целью работы является выявление особенностей принятия решений в малом бизнесе на примере микропредприятий г. Перми. Для оценки основных характеристик процесса принятия управленческих решений была разработана анкета, которую заполнили 100 руководителей малых предприятий. Объектом исследования стали управленческие решения, которые привели к благоприятным исходам. Результаты опроса руководителей позволили определить подходы к принятию успешных управленческих решений в малом бизнесе, которые могут быть использованы руководителями малых фирм как «бенчмарк» при принятии важных управленческих решений. Исследование также позволило определить особенности принятия управленческих решений в малом бизнесе и сравнить эти особенности с представлениями других исследователей в данной области. Работа будет полезна менеджерам и владельцам микропредприятий, а также исследователям данной сферы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: разработка управленческих решений, процесс принятия решений, малый бизнес, микропредприятия

peculiarities of management decision making in small business

KhovaevS.Yu.1, RybakA.S. 2

1 Perm National Research Polytechnic University, Russia

2 Higher School of Economics Campus in Perm, Russia

введение

Большинство исследований в области принятия управленческих решений направлены на изучение процесса принятия решений в крупных компаниях. Результаты этих исследований не всегда могут оказаться полезными для руководителей малых фирм, которые имеют свои особенности управления. Компании малого бизнеса играют важную роль в обществе, поскольку предоставляют новые рабочие места и зачастую являются генераторами инноваций. Однако ограниченные финансовые ресурсы и небольшой рыночный опыт приводят к высокой смертности малого бизнеса [14] (Page S., 2007). Руководителям

АННОТАЦИЯ:

малых предприятий необходимо научиться принимать более качественные управленческие решения, чтобы снизить риск провала на рынке. Целью данного исследования является изучение характеристик процесса принятия успешных управленческих решений в малом бизнесе для определения часто используемых подходов к принятию таких решений.

В рамках работы необходимо рассмотреть два основных понятия - управленческие решения и малый бизнес. Управленческие решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью [3, 18] (Orlov A.I., 2004; Wilson D., 2015). Термин малый бизнес относится к компаниям с численностью работников до 100 человек и с выручкой до 400 млн рублей в год [1]. В малом бизнесе, как правило, сливаются функции управления и труда, что формирует специфику принятия управленческих решений [2] (Loginova E., Pryanina O., 2017).

Фокусом данного исследования были выбраны микропредприятия с численностью сотрудников до 15 человек. Важность изучения управленческих решений объясняется тем, что неудачные управленческие решения могут привести к более разрушительным последствиям для компании, чем ошибочные оперативные решения.

ABSTRACT:_

The article is devoted to the study of decision-making process in small business companies. The lack of research of decision making in small organizations and the importance of small businesses for the economy explain the relevance of this study. The goal of this article is to reveal peculiarities of decision-making in small business by the example of microenterprises of Perm. In order to assess the main characteristics of decision-making process we developed a questionnaire filled out by 100 heads of small businesses. Management decisions that led to favorable outcomes are the object of research. The results of the survey of managers allowed defining approaches to successful managerial decisions in small business that can be used by the heads of small firms like "benchmark" in making significant management decisions. The study also allowed to determine the peculiarities of making managerial decisions in small business and compare these characteristics with the views of other researchers engaged in this topic. The paper will be of interest to managers, owners of microenterprises and researchers engaged in this topic.

KEYWORDS: development of management decisions, decision-making process, small business, microenterprises

JEL Classification: L26, M10, M21 Received: 26.09.2017 / Published: 31.10.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Khovaev S.Yu. (sviatoslavkh0yandex.ru)

CITATION:_

Khovaev S.Yu., Rybak A.S. (2017) Osobennosti prinyatiya upravlencheskikh resheniy v malom biznese [Peculiarities of management decision making in small business]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (20). - 2951-2964. doi: 10.18334/rp.18.20.38417

На первом этапе исследования необходимо было определить характеристики процесса принятия управленческих решений, которые могут повлиять на результаты решений. Эти характеристики были выделены из исследований, посвященных изучению причин успехов и неудач управленческих решений.

Неотъемлемой частью процесса принятия решения являются участники этого процесса. Руководитель может принять решение единолично либо вовлечь других лиц в процесс принятия решения. Исследования показывают, что групповое обсуждение способствует принятию более оптимальных управленческих решений [14] (Page S., 2007). Наличие нескольких участников процесса принятия решения способствует снижению влияния когнитивных ограничений отдельных индивидов [10] и обеспечивает разнообразие знаний, опыта, информации и подходов к решению проблем. Привлечение исполнителей к процессу принятия управленческих решений может повысить качество реализации решений, в том числе вследствие повышения приверженности. Зарубежные исследования процесса принятия управленческих решений в крупных компаниях показывают, что руководители избегают привлечения большого количества лиц (в том числе сотрудников) к процессу принятия решений, поскольку считают его затратным по времени [13] (Nutt P. C., 2005).

Взаимодействие между участниками процесса принятия решений оказывает влияние на результаты решения в нескольких направлениях. Интенсивный характер коммуникаций между основными участниками процесса принятия решений положительно сказывается на качестве решений [12]. Исследования также показывают, что конструктивные разногласия и обсуждение сомнений относительно решений приводят к более успешным решениям [10]. Однако культура компаний может препятствовать открытому обсуждению неблагоприятных последствий решения и альтернативных точек зрения. Во-первых, в организациях часто с большей вероятностью принимаются решения, относительно которых руководители демонстрируют уверенность [9]. Это может привести к ошибочным решениям вследствие игнорирования рисков и другой важной информации. Исследование, проведенное компанией McKinsey, показало, что процесс принятия решений в компаниях часто является централизованным, что вместе с авторитарным стилем руководства приводит к конформизму среди сотрудников [19].

ОБ АВТОРАХ:_

Ховаев Святослав Юрьевич, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга (БУ^ов^кИЙ yandex.ru)

Рыбак Алина Сергеевна, студент магистратуры (a1inarybak1.9@yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ховаев С.Ю., Рыбак А.С. Особенности принятия управленческих решений в малом бизнесе // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 20. - С. 2951-2964. doi: 10.18334/гр.18.20.38417

Другой важный аспект процесса принятия решений - это сбор и анализ информации. Результаты исследований о влиянии использования информации на последствия решений противоречивы. Одни исследования говорят, что использование большего количества информации при принятии управленческих решений приводит к более быстрым и качественным решениям. Другие - не обнаружили связи между количеством рассматриваемой информации, которое измерялось количеством запрашиваемых данных во время совещаний, и качеством решений.

Следующая характеристика процесса принятия управленческих решений - это выбор из нескольких альтернатив. Исследования показывают, что компании выигрывают от рассмотрения большего количества вариантов решения. Исследование процесса принятия управленческих решений в крупных компаниях показало, что на этапе определения альтернатив большинство компаний ограничивалось единственным решением. Конкретное «готовое» решение может быть предпочтительней для руководства, поскольку оно уменьшает неопределенность. Однако рассмотрение ограниченного количества вариантов решения может привести к упущенным возможностям и отстаиванию нежизнеспособных идей.

Исследования также установили эффективность рассмотрения нескольких альтернатив одновременно [4] (Plotnikov N.S., 2015). Например, исследование влияния одновременного и последовательного процессов разработки рекламных объявлений показало, что параллельное изготовление нескольких макетов ведет к улучшению результатов с точки зрения дизайна и большему разнообразию. В некоторых ситуациях руководители могут снизить риски решения, воплотив в реальность несколько вариантов одновременно; эта практика подобна диверсификации рисков в теории портфельных инвестиций.

Еще одной особенностью процесса принятия решений может выступать отношение к риску. В компаниях возникает феномен отвращения к потере, когда индивиды придают больше значения тому, что теряют, чем тому, что приобретают. В результате возникает стремление сохранить статус-кво. Существует и другая крайность, когда руководители отличаются чрезмерной уверенностью в результатах решения, недооценивая возможные риски. Исследование, проведенное компанией McKinsey, показало, что основной причиной провала проектов, в которые были инвестированы большие ресурсы, являлись слишком оптимистичные прогнозы продаж, издержек и сроков выполнения [19].

Следующим этапом работы являлось рассмотрение особенностей управления малым бизнесом. В рамках данного исследования интерес вызывает концепция предпринимательства, которая связана с ведением малого бизнеса. Предпринимательская деятельность часто ассоциируется с реализацией возможностей, проактивным поведением, инновационной деятельностью и риском [4] (Plotnikov N.S., 2015). Понятие «предприниматель» отличается от понятия «собственник бизнеса» тем, что последний ориентирован на стабильный доход, в то время как для предпринимателя основной целью является рост компании [16].

Одной из характеристик управления малым бизнесом является функционирование в условиях ограниченных ресурсов. Таким образом, предприниматели стремятся использовать минимальный объем ресурсов на каждой стадии развития компании, что может способствовать более креативным способам достижения управленческих целей. Для того чтобы лучше понять характеристики управления предпринимательской фирмой, можно сравнить предпринимательскую деятельность с профессиональным менеджментом (табл. 1).

Профессор С. Сарасвати занималась исследованием различий между мышлением предпринимателей и топ-менеджеров крупных корпораций [15]. Из интервью с предпринимателями и руководителями крупных фирм было сделано несколько выводов:

• в крупных организациях управленческое управление заключается в формулировании целей и определении наиболее эффективных путей их достижения с помощью имеющихся средств;

• предприниматели не устанавливают цели, но имея определенные средства и используя воображение, они действуют в некотором направлении и получают незапланированные результаты;

• предпринимательское поведение отличается спонтанностью в действиях и стремлением идти на риск;

• модель поведения предпринимателей является эффективной только на ранних стадиях работы предпринимательской фирмы; при дальнейшем расширении компании управленческое мышление становится необходимостью.

Когда менеджеры крупных компаний исследовали рынок, проводили конкурентный анализ и строили прогнозы, предприниматели находили потенциальных клиентов в ближайшем окружении и пытались продать продукт, даже если физически он еще не существовал. Этот феномен получил название культуры экспериментов в компаниях малого бизнеса. По мнению автора исследования, тестирование идеи способствует выявлению проблем на ранних этапах реализации, что снижает издержки осуществления нежизнеспособных решений [15].

На основе рассмотренных работ были выделены характеристики процесса принятия решений, оценка которых позволила ответить на главный вопрос, поставленный в рамках данного исследования: как руководители малых фирм принимают успешные управленческие решения. На основе информации об особенностях управления малым бизнесом были выделены дополнительные характеристики процесса принятия решений для определения особенностей принятия решений на малых предприятиях и ответа на следующие вопросы:

• характерна ли для малого бизнеса культура экспериментов,

• занимаются ли руководители малых предприятий планированием,

• присущи ли управлению малой фирмой черты профессионального менеджмента,

• как можно охарактеризовать стиль принятия решений в малом бизнесе и т.д.

Таблица 1

Сравнение профессионального менеджмента и предпринимательского

управления

Область Профессиональный менеджмент Предпринимательское управление

Планирование Формальное, систематическое Неформальное, ситуативное

Организация Формальные роли, которые исключают друг друга Неформальная структура с частично совпадающей и неопределенной ответственностью

Контроль Планируемая система организационного контроля, включающая цели, задачи, оценку показателей и вознаграждение Контроль по ситуации

Инновации Ориентация на постепенные (инкрементальные) инновации, желание просчитать риск Ориентация на существенные, радикальные инновации, желание принять на себя риск

Лидерство Консультативный или участвующий стили Стили могут варьироваться от директивного до либерального

Источник: составлено по кн.: Широкова Г.В. Управление предпринимательской фирмой: учебник / Г.В. Широкова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - СПб.: Издательство: «Высшая школа менеджмента», 2011.

В исследовании приняли участие 100 руководителей микропредприятий. Критерием отнесения компаний к микропредприятиям выступала численность работников, которая не превышала 15 человек. Респонденты отбирались из интернет-сообществ, посвященных развитию бизнеса: это можно соотнести с концепцией предпринимательства, согласно которой предприниматели отличаются открытостью и стремятся к развитию и росту бизнеса [4, 19] (Plotnikov N.S., 2015). Для обеспечения относительной однородности выборки был выбран один географический регион (г. Пермь), в рамках которого существует общая для всех компаний предпринимательская инфраструктура. Участники исследования представляют компании в сферах производства, продаж, информационных технологий, строительно-ремонтных работ, консультационных, досуговых и прочих услуг. Структура выборки по видам деятельности компаний представлена на рисунке 1.

По рыночному опыту компании были разделены на несколько групп (рис. 2). Большинство предприятий, руководители которых приняли участие в исследовании, функционируют на рынке от 1 до 3 лет.

Для исследования характеристик процесса принятия управленческих решений в компаниях была разработана анкета с закрытыми вопросами. Вопросы анкеты посвящены конкретному управленческому решению, поскольку сосредоточение внимания на конкретном случае позволяет информантам лучше восстановить события в памяти.

:::1Т

0 Продажи

^ Консультационные услуги — Строительно-ремонтные работы

Производство ^ Досуговые услуги

1 Прочие услуги

Рисунок 1. Структура выборки по виду деятельности организаций Источник: составлено авторами.

и менее 1 года от 1 до 3 лет ^ от 3 до 5 лет

Рисунок 2. Структура выборки по рыночному опыту организаций Источник: составлено авторами.

Во введении к анкете респондентам предлагалось выбрать успешное управленческое решение. Анкета оценивает следующие характеристики процесса принятия решений:

• количество участников процесса принятия решения,

• категории участников процесса принятия решения (высшее руководство, другие руководители, сотрудники, клиенты и внешние эксперты),

• часты е/редкие коммуникации,

• наличие конструктивных разногласий и конфликтов,

• количество источников информации,

• сбор дополнительной информации,

• количество альтернатив,

• одновременное/поочередное рассмотрение альтернатив,

• оценка рисков,

• тестирование решений,

• планирование: установка целей, определение сроков исполнения решения и распределение обязанностей,

• желание сохранить статус-кво: отказ от существенных изменений вследствие принятия решения,

• аналитический/интуитивный стиль принятия управленческих решений.

Перечисленные характеристики можно отнести к разным этапам принятия решения (табл. 2). В таблице 2 приведены типы шкал для оценки характеристик процесса принятия решений.

Использование анкеты с закрытыми вопросами в качестве инструмента исследования позволило провести частотный анализ и определить подходы к принятию успешных управленческих решений в малом бизнесе. Однако выбранные методы исследования не позволяют говорить о прямой связи между подходами предпринимателей к принятию управленческих решений и успешностью самих решений. Другим ограничением исследования является использование ретроспективных данных: в рамках исследования респондентам необходимо было воссоздать события относительно принятых ими решений, что могло привести к искажению результатов вследствие «провалов» в памяти [6] Camerer C., Issacharoff S., Loewenstein G., O'Donoghue T., Rabin M., 2003). Еще одним ограничением исследования является относительная неоднородность выборки. Критерии отбора респондентов по географическому признаку и по размеру компании уменьшают степень неоднородности выборки, однако в исследовании приняли участие руководители компаний с разным рыночным опытом и разных отраслей, что увеличивает неоднородность.

Управленческие решения, оцениваемые респондентами, можно разделить на несколько групп (рис. 3):

1) решения в области управления человеческими ресурсами (наем/увольнение высокооплачиваемого сотрудника, изменения в положении о формировании фонда заработной платы, инвестирование в обучение персонала и др.);

2) маркетинговые решения (использование новых каналов сбыта, разработка рекламной компании, ориентация на новый сегмент рынка, увеличение позиций в прайс-листе и др.);

3) решения о реструктуризации компании (выделение отдельного подразделения, закрытие отдела и др.);

4) решения о расширении (открытие филиала, продажа франшизы, открытие нового направления бизнеса и др.);

5) инвестиционные решения (поиск способов привлечения инвестиций, осуществление инвестиций в оборудование и др.).

Таблица 2

Характеристики процесса принятия решений

Этап Содержание Характеристики процесса принятия решений Тип шкалы измерения

Сбор и анализ информации Сбор информации Количество источников информации Номинальная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сбор дополнительной информации Номинальная (да/нет)

Анализ информации Аналитический стиль принятия решений Интервальная (от 1 до 5)

Определение и оценка альтернатив Групповое обсуждение Количество участников процесса принятия решения Номинальная

Категории участников процесса принятия решения Номинальная (от 1 до 5)

Характер коммуникаций Интервальная (от 1 до 5)

Наличие конструктивных разногласий и конфликтов Номинальная (да/ нет)

Рассмотрение и оценка альтернатив Количество альтернатив Номинальная

Одновременное/поочередное рассмотрение альтернатив Номинальная (да/нет)

Оценка рисков Интервальная (от 1 до 5)

Выбор из альтернатив Тестирование решений Номинальная (да/нет)

Желание сохранить статус-кво Интервальная (от 1 до 5)

Подготовка к реализации решения Планирование: установка целей, распределение обязанностей и определение сроков Интервальная (от 1 до 5)

Источник: составлено авторами.

Распределение оценок руководителей в отношении характеристик процесса принятия управленческих решений представлены на рисунке 4. Показатели, оцениваемые по пятибалльным интервальным шкалам, попадали в группу «характерно», если были оценены в 4 и 5 баллов.

Наиболее характерные подходы к принятию успешных управленческих решений в компаниях малого бизнеса отличаются наличием группового обсуждения, рассмотрением нескольких альтернатив, планированием процесса исполнения решения, частыми коммуникациями между основными участниками процесса принятия решения и наличием конструктивных разногласий в процессе обсуждения решений (указали более 70% респондентов). Наименее характерно для процесса принятия успешных управленческих решений желание сохранить статус-кво (15% респондентов).

Большинство руководителей принимали управленческие решения посредством

□ Управление персоналом ЕЗ ]\е[^р)кетинг Расширение х Реструктуризация ■> Инвестиции

Рисунак 3. Тппы управленчеспих решений Истоиниы составлено авторами.

Наличие группового обсуждения Несколько альтернатив Планирование Частые коммуникации Возникновение констр. разногласий Одноврем. рассмотрение альтернатив Оценка рисков Участие сотрудников Сбор доп. информавии Аналитический стиль Более 2-х источников информации Тестирование решений Возникновение конфликтов Участие клиенто в Желание сохраниаь статус-кво

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% = Характерно (% случаев) :■: Не характерно (% случаев)

Рисунок 4. Процесс принятия успешных управленческих решений в компаниях малого бизнеса

Источник: составлено авторами.

группового обсуждения (85%). По мнению исследователей, следствием принятие решений в группе является поиск более оптимального решения [10, 14, 16] (Page S., 2007). Сотрудники привлекались к процессу принятия решений в 60% случаев, что могло способствовать повышению качества реализации решений [7, 8]. Опрошенные руководители указывали на частый характер взаимодействия между основными участниками процесса принятия решений (70%), что также положительно сказывается на результатах решений [12].

Следствием открытого группового обсуждения является возникновение конструктивных разногласий, которые приводят к улучшению качества решений [11]. Большинство опрошенных руководителей отмечали наличие конструктивных разногласий между участниками процесса принятия решения (70%).

Возникновение конфликтов может навредить процессу принятия решений, поскольку конфликты порождают негативную атмосферу и удлиняют процесс принятия решения. Руководители малого бизнеса отмечали возникновение конфликтов только в 35% случаев.

Большинство руководителей рассматривали более одного варианта решения (83%). Множественные варианты решений позволяют руководителям сочетать лучшие черты каждой альтернативы. Большая часть опрошенных руководителей оценивали альтернативы одновременно (64%), что также, согласно исследованиям, способствует принятию более успешных решений [8].

Большинство руководителей также оценивали риски принимаемых ими решений (62%), что могло способствовать уменьшению чрезмерной уверенности в правильности решений и поиску путей минимизации рисков.

Большая часть опрошенных руководителей отмечали, что после принятия решения они имели четкий план действий, распределяли обязанности и устанавливали сроки (78%), что согласно исследованиям улучшает качество реализации решения [6, 12] (Camerer C., Issacharoff S., Loewenstein G., O'Donoghue T., Rabin M., 2003).

Около половины опрошенных указали на рациональный процесс принятия управленческих решений, который включает сбор дополнительной информации, использование различных источников информации и аналитическое осмысление информации (аналитический стиль принятия решений). Менее половины опрошенных руководителей указали на проведение экспериментов перед окончательной реализацией решения.

Важно отметить, что процесс принятия успешных управленческих решений в компаниях малого бизнеса в большинстве случаев был направлен на существенные изменения (85%), что говорит об отсутствии страха перед переменами и нежелании сохранять статус-кво.

В теоретической части работы были поставлены дополнительные вопросы, касающиеся особенностей управления малым бизнесом в отношении культуры экспериментов в малом бизнесе, планирования как черты профессионального менеджмента и стиля принятия управленческих решений. Исследование показало, что 45% опро-

шенных проводили пробные испытания перед окончательной реализацией решения. По мнению авторов, это указывает на наличие культуры экспериментов в компаниях малого бизнеса, несмотря на то, что тестирование не было характерно для большинства случаев. Нужно учитывать тот факт, что не все управленческие решения можно протестировать. Большинство руководителей указали на планирование процесса реализации решения, которое включает определение плана действий, распределение обязанностей между исполнителями и установку крайних сроков реализации решения. Стиль принятия решений руководителей малого бизнеса оказался смещенным в сторону аналитического подхода: они проводили тщательный анализ поступающей информации и предпочитали вести себя осмотрительно, не совершая быстрых действий. Следует обратить внимание, что большинство опрошенных руководителей указали на рассмотрение нескольких вариантов решения. Если брать в расчет результаты исследования крупных компаний, которые часто ограничивались единственным решением в процессе принятия управленческих решений [12], можно рассматривать предпочтение множественности вариантов в качестве особенности принятия решений на малых предприятиях. Одной из характеристик управления малым бизнесом является функционирование в условиях ограниченности ресурсов, что предположительно может способствовать более креативным способам решения проблем и достижения управленческих целей.

Заключение

Исследование процесса принятия управленческих решений в компаниях малого бизнеса позволило определить подходы к принятию успешных управленческих решений, которые могут быть полезны руководителям малых фирм, стремящихся оптимизировать процесс принятия управленческих решений для обеспечения более устойчивого положения на рынке. Результаты данного исследования согласуются с результатами зарубежных исследований о факторах, определяющих успешность решений. Однако процесс принятия успешных управленческих решений в малом бизнесе имеет свои особенности. Например, такая важная практика, как сбор и анализ информации в целом может иметь меньшее значение для процесса принятия решений, чем, например, рассмотрение нескольких альтернатив, частые коммуникации, конструктивные разногласия и др.

С другой стороны, результаты исследования противоречат мнению некоторых исследователей о спонтанности действий руководителей малых фирм и не приверженности анализу [15].

ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпри-

нимательства в Российской Федерации» (с изм. на 26.07.2017)

2. Логинова Е., Прянина О. Искусство управления в малом бизнесе. - М.: Дашков и Ко,

2017. - 330 с.

3. Орлов А.И. Теория принятия решений. - М.: Март, 2004. - 656 с.

4. Плотников Н.С. Принятие управленческих решений // Бизнес-образование в эконо-

мике знаний. - 2015. - № 1. - с. 100-102.

5. Широкова Г.В. Управление предпринимательской фирмой. - СПб: Высшая школа

менеджмента, 2011. - 384 с.

6. Camerer C., Issacharoff S., Loewenstein G., O\'Donoghue T., Rabin M. Regulation for

Conservatives: Behavioral Economics and the Case for 'Asymmetric Paternalism' // University of Pennsylvania Law Review. - 2003. - p. 1211-1254.

7. Charan R. Conquering a Culture of Indecision // Harvard Business Review. - 2001. - April.

- P. 75-82

8. Dow S.P., Glassco A., Kass J., Schwarz M., Schwarz D.L., Klemmer S.R. Parallel Prototyping Leads to Better Design Results, More Divergence, and Increased Self-Efficacy // Transactions on Computer-Human Interaction. - 2010. - Vol. 17. - № 4. - Article 18

9. Dye R., Sibony O., Truong V. Flaws in Strategic Decision Making // McKinsey Quarterly.

- 2009. - January

10. Kahneman D., Lovallo D., Sibony O. Before You Make that Big Decision // Harvard business review. - 2011. - June. - P. 50-60

11. Lovallo D., Sibony O. The Case for Behavioral Strategy // McKinsey Quarterly. - 2010. -February

12. Lowell B. Dynamic Management: Better Decisions in Uncertain Times // McKinsey Quarterly. - 2009. - December

13. Nutt P. C. Search during Decision Making // European Journal of Operational Research.

- 2005. - p. 851-876.

14. Page S. The Difference, How the Power of Diversity Creates Better Groups, Firms, Schools and Societies. - Princeton: Princeton University Press, 2007. - 456 p.

15. Sarasvathy S. D. What Makes Entrepreneurs Entrepreneurial?: Working paper. - Darden Graduate School of Business Administration, 2002

16. Scase R. Entrepreneurship and Proprietorship in Transition: Policy Implications for the Small and Medium-Size Enterprise Sector // Small and Medium Enterprises in Transition Economies. - London: McMillan, 2003. - P. 64-77

17. Seshadri D. V. R. Understanding New Venture Failure due to Entrepreneur Organization Goal Dissonance // Vikalpa Journal. - 2007. - № 1. - p. 55-74.

18. Wilson D. Strategic Decision Making // Strategic Management. - 2015. - № 12. - p. 1-4.

19. How Companies Spend Their Money: A McKinsey Global Survey // McKinsey Quarterly.

- 2007. - December

REFERENCES:

Camerer C., Issacharoff S., Loewenstein G., O\'Donoghue T., Rabin M. (2003). Regulation for Conservatives: Behavioral Economics and the Case for 'Asymmetric Paternalism' University of Pennsylvania Law Review. 151 1211-1254.

Loginova E., Pryanina O. (2017). Iskusstvo upravleniya v malom biznese [The Art of Small Business Management] Moscow: Dashkov i Ko. (in Russian).

Nutt P. C. (2005). Search during Decision Making European Journal of Operational Research. 160 851-876.

Orlov A.I. (2004). Teoriya prinyatiya resheniy [Decision theory] Moscow: Mart. (in Russian).

Page S. (2007). The Difference, How the Power of Diversity Creates Better Groups, Firms, Schools and Societies Princeton: Princeton University Press.

Plotnikov N.S. (2015). Prinyatie upravlencheskikh resheniy [Managerial Decision Making]. Biznes-obrazovanie v ekonomike znaniy. (1). 100-102. (in Russian).

Seshadri D. V. R. (2007). Understanding New Venture Failure due to Entrepreneur Organization Goal Dissonance Vikalpa Journal. 32 (1). 55-74.

Shirokova G.V. (2011). Upravlenie predprinimatelskoy firmoy [Management in the Entrepreneurial Firm] Saint Petersburg: Vysshaya shkola menedzhmenta. (in Russian).

Wilson D. (2015). Strategic Decision Making Strategic Management. (12). 1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.