Научная статья на тему 'Особенности применения стратегиче ского подхода к развитию макрорегиона'

Особенности применения стратегиче ского подхода к развитию макрорегиона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / РАЗВИТИЕ / ПРОСТРАНСТВЕНЫЕ СИСТЕМЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ МАКРОРЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Константиниди Христофор Александрович, Мавриди Кирилл Павлович, Мишулин Георгий Маркович

Определены и классифицированы объективные факторы, обусловливающие стратегическую ориентацию системы Южного макрорегиона, специфицирован стратегический подход к развитию пространственной системы макрорегионального уровня установлены основные субъекты формирования и реализации стратегий развития на данном уровне, выявлена доминирующая роль федерального центра в формировании макрорегионов как новых структурных звеньев пространственной организации России; раскрыта взаимосвязь указанной доминирующей роли с административной парадигмой управления системой макрорегиона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Константиниди Христофор Александрович, Мавриди Кирилл Павлович, Мишулин Георгий Маркович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The objective factors causing strategic orientation of system of Southern macroregion are defined and classified, the strategic approach to development of spatial system of macroregional level is specified the basic subjects of formation and realization of strategy of development at the given level are established, the dominating role of the federal center in formation of macroregions as new structural links of the spatial organization of Russia is revealed; the interrelation of the specified dominating role with an administrative paradigm of management is opened by macroregion system

Текст научной работы на тему «Особенности применения стратегиче ского подхода к развитию макрорегиона»

Инновационное обновление аграрного сектора Ставропольского края и повышение его конкурентоспособности необходимо осуществлять, основываясь на принципах инновационного партнерства государства, науки, образования и бизнеса. В рамках такого партнерства государство определяет долгосрочную стратегию инновационного прорыва, создает правовые и организационно-экономические условия (включая прямые бюджетные инвестиции) для внедрения инноваций. Наука предлагает наиболее эффективные пути и перспективы инновационного обновления с учетом мировых тенденций и специфики страны. Бизнес осуществляет на практике инновационно-инвестиционные проекты, заполняет рыночные ниши конкурентоспособной продукцией. Образование готовит

кадры для реализации таких проектов, усиливая инновационную подготовку специалистов для всех отраслей агропродовольственного комплекса, организует стажировку студентов в передовых российских и зарубежных хозяйствах [2].

Анализ методических подходов к оценке инновационного потенциала сельского хозяйства указывает на необходимость ранжирования районов Ставропольского края по уровню готовности к инновациям для внедрения дифференцированного подхода государственной поддержки, осуществления прогнозирования инновационной деятельности, выработки системы стимулов для активизации инновационных процессов в производственной и научной сфере АПК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Востров, В. С. Стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве региона [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / В.С. Востров. - М.: РГБ, 2006. - 146 с.

2. Кузык, Б.Н. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года [Текст] / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец, А.Д. Некипелов. -М.: ИНЭС, 2006. - 432 с.

УДК 332.142

Х.А. Константиниди, К.П. Мавриди, Г.М. Мишулин

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ МАКРОРЕГИОНА

Стратегический подход к развитию современных сложных социально-экономических систем активно разрабатывается в научной литературе благодаря усилиям Р. Акоффа, И. Ансоф-фа, Х. Минтцберга, М. Портера, Г. Хэмела и других ученых. Выделим ряд существенных для достижения цели данного исследования положений, лежащих в основе стратегического подхода.

М. Портер четко определил возможные целевые ориентации рыночной стратегии развития хозяйствующего субъекта:

- лидерство в борьбе за минимальные издержки, которое предполагает ориентацию на качественные изменения в сферах производства и сбыта (внедрение новых технологий, инновационных способов организации бизнеса, инвестиции в повышение квалификации наемного

персонала, инвестиции в развитие человеческого капитала фирмы и др.);

- лидерство в специализации, которое обусловливает ориентацию на развитие бренда, спецификацию производимой продукции, а также на максимальную адаптацию предлагаемого рынку продукта к индивидуальным предпочтениям потенциальных покупателей;

- господство в определенном сегменте рынка, которое обусловливает ориентацию на изучение скрытых возможностей данного сегмента, а также оценку возможностей конкурентов при формировании ими сегментарного конкурентного преимущества, позволяющего разработать, занять и укрепить соответствующую уникальную рыночную позицию.

Отталкиваясь от приведенных целевых ориентиров и связывая их с инструментами развития, имеющимися в распоряжении субъектов рынка, М. Портер формулирует четыре фундаментальные стратегии развития, которые можно квалифицировать как типовые: стратегию концентрированного роста; стратегию интегрированного роста; стратегию диверсифицированного роста; стратегию сокращения. Последняя стратегия стоит несколько особняком среди остальных стратегий развития, поскольку она исходит не из того, что участник рынка расширяется, привлекает дополнительный капитал, поглощает других субъектов, входит в состав холдинговых структур, а из необходимости последовательного свертывания бизнеса и ухода в другие рыночные сферы [1]. Представляется возможным квалифицировать эту стратегию как переходную от стратегий развития к стратегиям выхода из кризиса.

Если подходы М. Портера к формированию типовых стратегий следует оценивать как своеобразную стандартизацию, то Р. Акофф выделяет ориентацию любой стратегии развития на интересы того или иного экономического субъекта, связь стратегической ориентации с потенциалом системы: «Поскольку развитие включает желания и способности, его нельзя дать или навязать кому бы то ни было. Не может и правительство развивать тех, кем оно правит, и корпорация - своих работников. Большее, что они могут сделать, это стимулировать или облегчать

такое развитие. Развитие напоминает обучение, а не лечение болезней. Никто не может предписать развитие, но, хотя никто не может выучиться или выработать мотивы поведения за другого, один человек может облегчить другому приобретение и знаний, и новых интересов. Действительное качество жизни людей является общим продуктом их развития и доступных им ресурсов» [2].

Х. Минтцберг исходит из несколько иных принципов формирования стратегий развития, вводя в научный оборот синтетическое понятие стратегической траектории. Под такой траекторией понимается некоторая общая линия перспективной деятельности (рыночного поведения), в рамках которой находятся принимаемые и реализуемые стратегические решения. При этом необходимо учитывать два объективных обстоятельства - многомерность конкурентного пространства; динамику процесса развития. В основании разработки каждой стратегической траектории лежит понимание стратегии как особой «системы потоков решений» [3].

Что дает такой подход к стратегическому управлению? Представляется, что его реализация позволяет извлечь конкретные преимущества в процессе стратегического обеспечения развития систем, находящихся под воздействием многих факторов и обстоятельств:

во-первых, отобразить стратегическое обеспечение развития таких систем, как многоэтапный процесс, связать смену той или иной стратегии с взаимодействием совокупности факторов объективного процесса развития этих систем;

во-вторых, раскрыть детерминацию стратегического обеспечения, установить его смысловое ядро.

Стратегическая траектория выгодна тем, что она обладает необходимыми качествами подготовки и принятия совокупности эффективных стратегических решений, поскольку:

- ставит их в зависимость от этапов эволюции управляемого объекта, динамики и способа его движения;

- на основе разработки стратегической траектории преодолевается статичность управления развитием;

- рамки такой траектории, установленные для продолжительного отрезка развития, позволяют на уже начальных этапах подготовки стратегических решений выделить эффективные и избавиться от совершенно не эффективных вариантов.

Р. Мак-Грат выделяет весьма важный для современного этапа развития стратегического управления аспект - инновационный. Дело в том, что инновационная ориентация стратегического управления создает угрозы устойчивому развитию системы отношений, поскольку процесс превращения инноваций в реальные конкурентные преимущества несет в себе риски и недостаточно прозрачен с точки зрения инвесторов. Поэтому основная причина того, что инновация в противоположность другим формам стратегической активности выдвигается на передний план, состоит в связи инновационных проектов и решений с дифференциацией бизнеса. Р. Мак-Грат справедливо отмечает, что стратегии, которые конкуренты могут быстро воспроизвести, уменьшают дифференциацию бизнеса, так как покупатели не ощущают значительного различия между инноваторами и их обычными последователями. Соответственно сторонники Р. Мак-Грата правомерно считают, что многие традиционные средства стратегического планирования мало помогают участникам рынка в установлении или хотя бы в поддержании необходимых им дифференцированных позиций [4].

Отсюда можно сделать вывод: необходима разработка и реализация специальных, индивидуализированных и защищенных от обычного тиражирования стратегий развития.

Уникальность стратегии развития означает отход от стандартных стратегий, т. е. их адаптацию к неповторимым условиям развития и закрепление таких условий в процессе реализации стратегии.

Указанные соображения обусловили разработку И. Ансоффом особого «древа» стратегического менеджмента, в котором он выделил ряд ветвей, относящихся к различным уровням управления. Отметим, что И. Ансофф руководствуется расширительным подходом к стратегиям развития и определяет их с помощью на-

бора правил для принятия решений, которые организация использует в своей деятельности. Реализация такого подхода позволяет выделить четыре группы правил:

- правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем. Качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание- заданием;

- правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой; их зачастую определяют как продуктовую рыночную стратегию или стратегию бизнеса;

- правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации (организационная концепция);

- правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, - основные оперативные приемы [5].

Отметим, что все приведенные выше положения относятся преимущественно к формированию и реализации стратегий развития локальных рыночных субъектов - фирм, домохо-зяйств, предпринимателей и других, по отношению к которым не существенно определение пространственных параметров их бытия. Поэтому эти положения нуждаются в адаптации к условиям развития пространственных систем.

В последние годы в научной литературе предпринимаются попытки такой адаптации. А. Киргуев сформулировал ряд базовых положений стратегического управления развитием пространственных систем. Он следующим образом определяет субъектные особенности стратегического управления развитием пространственных систем современной России: «Те или иные формы общности людей, социальные институты, организации и другие типы социальных субъектов создаются и поддерживаются их участниками как средства приобретения новых возможностей собственного развития при условии большей рациональности и эффективности использования имеющихся ресурсов. Однако указанные типы социальных субъектов укрепляют свои позиции в общественно-хозяйственной жизни и, в свою очередь, начинают относиться к своим участникам как к инструментам развития. Развитие индивидуальных субъектов субор-

динировано развитием интегральных социальных субъектов: корпораций, местных сообществ, региональных форм общности и т. п. Система обращается к развитию своих участников, когда налицо, по крайней мере, два условия: во-первых, достаточно высокий уровень развития самой системы как интегрального субъекта; во-вторых, обозначились пределы развития системы, обусловленные состоянием ее участников. Данный вывод позволяет понять стратегические возможности и ограничения социально-экономической политики, обусловленные взаимодействием социально-экономической системы как интегрального субъекта и ее отдельных участников как индивидуальных субъектов» [6].

Отметим, что подход и способ аргументации, использованные А. Киргуевым, во многом схожи с подходом и способом аргументации теоретических положений, сформулированных Р. Акоффом.

Обобщая приведенные выше научные положения о функционировании и развитии пространственных систем, можно сделать вывод о том, что стратегический подход к развитию пространственных систем востребован условиями перехода от этапа преодоления последствий трансформационного кризиса и восстановительного роста к этапу устойчивого инвестиционного развития экономики России.

При этом указанный переход предполагает, что пространственные системы (от нано- до мегауровня) все больше и больше обращаются к развитию своих участников, т. е. к заинтересованному вовлечению их созидательных потенциалов в процесс стратегически ориентированного развития данных пространственных систем.

В этой связи вызывает как теоретический, так и прикладной интерес следующий вывод, сделанный А. Киргуевым: коренная проблема всей социально-экономической политики современной России состоит в том, что федеральный центр не рассматривает регионы в качестве интегральных субъектов, предпочитая иметь дело с губернаторами, руководителями территориальных законодательных органов, представителями регионального бизнеса как с индивидуальными субъектами [7].

Смысл приведенного вывода заключается в констатации нарастающего дефицита субъ-ектности.

Интерпретируем приведенный вывод с позиций пространственных систем макрорегио-нального уровня. Субъектный потенциал стратегически ориентированного развития в данном случае еще более востребован, поскольку многообразие возможностей интеграционного взаимодействия в расширенном пространстве федеральных округов и принадлежность их к различным автономным региональным системам обусловливают качественно иные условия для стратегически ориентированного развития: во-первых, создают значительный потенциал за счет синергетического эффекта от интеграционного взаимодействия, во-вторых, повышают значимость стратегически ориентированного развития системы макрорегиональ-ного уровня.

Стратегический подход к развитию пространственных систем востребован в условиях перехода от этапа преодоления последствий трансформационного кризиса и восстановительного роста к этапу устойчивого инвестиционного развития экономики России. Стратегический подход к развитию предполагает реализацию следующего алгоритма:

- установление состава субъектов и определение конкретного объекта процесса развития (в том числе его ресурсов и действующих факторов хозяйственного процесса);

- обоснование перспективных целей, достижение которых обеспечивает удовлетворение основных потребностей и согласование интересов субъектов процесса развития;

- разработка комплекса инструментов развития, позволяющих достичь указанные цели на основе использования имеющихся ресурсов и факторов хозяйственного процесса.

Алгоритм стратегического подхода необходимо адаптировать к конкретным условиям развития пространственной системы макрорегио-нального уровня. При этом следует учитывать как специфический состав основных субъектов процесса формирования и реализации стратегий развития отношений на данном уровне, так и то обстоятельство, что ресурсы и факторы процес-

са развития, локализованные в расширенном пространстве федерального округа, относятся к различным, относительно обособленным региональным системам, разделенным между собой административными, хозяйственными и социально-культурными барьерами. Для преодоления указанных барьеров придется израсходовать значительные ресурсы.

Обобщение результатов анализа функционального содержания пространственных систем и специфических характеристик системы мак-рорегионального уровня позволяет следующим образом конкретизировать стратегический подход к развитию системы макрорегиона:

- установить состав субъектов формирования и реализации стратегий развития на данном уровне (федеральный центр, регионы-субъекты

РФ, органы власти и управления федерального округа);

- выявить доминирующую роль федерального центра в формировании макрорегионов как новых структурных звеньев пространственной организации России;

- раскрыть взаимосвязь между доминирующей ролью федерального центра и господством административной парадигмы управления развитием макрорегионов, в рамках которой расширение пространства используется в качестве специфического ресурса развития вертикали власти, а административно-политическая форма федерального округа господствует над функциональным содержанием скрытой под этой формой социально-экономической системы макрорегионального уровня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер. -М.: Инфра-М, 2000. - С. 17-19, 127-130.

2. Акофф, Р.Л. Планирование будущего корпорации [Текст] / Р.Л. Акофф. - М.: Сирин, 2002. - С. 38.

3. Mintzberg, H. Patterns in strategy formation [Text] / H. Mintzberg // Management Science. - 1978. -№. 24. - P. 934-948.

4. Хэмел, Г. Стратегическая гибкость [Текст] / Г. Хэмел и др. - СПб.: Питер, 2005. - С. 323.

5. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] : сокр. пер. с англ. / И. Ансофф.- М.: Экономика, 1989. -С. 170.

6. Киргуев, А.Т. Социально-экономическая политика субъекта Российской Федерации в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства [Текст] / А.Т. Киргуев. - Ростов-н/Д: СКНЦ ВШ, 2006. -С. 147.

7. То же. - С. 149.

УДК 332.145

И.В. Филимоненко

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ПУТЬ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РОСТА

Эволюция целеполагания - достижение «экономического роста», «устойчивого экономического роста», «инновационного роста» вызывает потребность в системных исследованиях влияния ключевых факторов на экономический рост и определении научно-обоснованных темпов их изменения. Достигнутый уровень эко-

номического роста в регионах России заставляет определять индивидуальный вектор перехода к инновационному росту и осуществлять поиск внутренних резервов регионального развития. В данной статье рассматривается двух-шаговый подход для построения траектории перехода региональной экономической систе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.