Научная статья на тему 'Особенности применения современных моделей брендинга на российском рынке'

Особенности применения современных моделей брендинга на российском рынке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
641
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ СОЗДАНИЯ / УПРАВЛЕНИЯ БРЕНДОМ / КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ВНЕШНЯЯ /ВНУТРЕННЯЯ ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / EXTERNAL / INTERNAL TARGET AUDIENCE / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БРЕНДА С ПОТРЕБИТЕЛЕМ / "КОЛЕСО" СИСТЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ БРЕНДА / "WHEEL" OF SYSTEM OF IDENTITY OF A BRAND / СРЕДСТВА И КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИЙ БРЕНДА / COMMUNICATIVE MODEL / MANAGEMENT OF A BRAND / IDENTITY / POSITIONING / RELATIONS OF BRAND WITH CONSUMER / MEANS AND CHANNELS OF COMMUNICATIONS OF A BRAND / MODELS OF CREATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хотькина Алла Владимировна

В статье проанализированы наиболее известные в данное время модели создания и управления брендом. Рассмотрена разработанная автором коммуникативная модель брендинга, а также обоснована необходимость применения авторской модели создания и управления брендами на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of modern models branding application in the Russian market

In article the most known at present and management models of brand creation are analyzed. Is considered communicative branding model, developed by the author, and also is proved the necessity of application of author's model of creation and management of brands in the Russian market.

Текст научной работы на тему «Особенности применения современных моделей брендинга на российском рынке»

А. В. ХОТЬКИНА

Алла Владимировна Хотькина — аспирантка кафедры маркетинга СПбГУЭФ.

В 2004 г. закончила СПбГУЭФ.

Последнее место работы (до 26.01.2009) — ООО «Чупа-Чупс Рус», отдел маркетинга.

Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — маркетинг, брендинг.

^ ^ ^

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ БРЕНДИНГА

НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ*

С развитием брендинга в России проблематика, связанная с формированием и использованием моделей брендинга, становится крайне актуальной. Этим вопросом занимались как зарубежные, так и отечественные специалисты, такие как Д. Аакер [1], К. Келлер [2], Ж.-Н. Капферер [3], В. Домнин [4], В. Перция, а также специалисты агентства Young & Rubicam и др.

Рассмотрим наиболее известные в данное время модели создания и управления брендом. Ж.-Н. Капферер, основываясь на классической системе «стимул-реакция» современной теории коммуникаций, рассматривает бренд как источник товара, услуги и удовлетворения потребителей, и с этой позиции рассматривает структуру бренда как «призму отличительных особенностей», состоящую из 6 граней: физические особенности и качества бренда, индивидуальность бренда, культура бренда, взаимоотношения бренда, отражение потребителя, самообраз [3, с. 104].

Рекламное агентство J. Walter Thompson разработало свою систему элементов бренда под названием Thompson Total Branding. Согласно его подходу, общее впечатление от бренда формируется под воздействием следующих элементов: продукт, производитель, имя, упаковка, реклама и продвижение, цена, распространение по стране, расположение в местах продаж, потребители и контекст потребления, конкуренты, история [4].

Рекламным агентством Bates UK было разработано так называемое колесо бренда как способ представления ощущений потребителей по отношению к бренду [там же].

Модель Unilever Brand Key на сегодняшний день одна из наиболее распространенных. Она объединяет в себе факторный и процессуальный подходы к построению бренда. Преимуществом модели является то, что в ней показана связь стратегии бренда с мотивацией целевой аудитории и спецификой конкурентной среды.

В настоящее время к наиболее известным моделям управления брендом можно отнести также модель «Другая сторона Луны», описывающую две взаимосвязанные сферы — видимую и невидимую покупателю. Именно скрытая часть — обратная сторона Луны — показывает внутреннюю работу, которая формирует стратегическую позицию бренда внутри компании [там же].

Автором разработана собственная модель брендинга, основанная на представлении бренда в качестве участника процесса коммуникаций (рис.).

Структура бренда представлена в виде трехуровневого «колеса» системы идентичности бренда, включающего следующие уровни:

— идентичность бренда (уникальный набор марочных ассоциаций, создаваемый и поддерживаемый разработчиками бренда, обещания, которые даются брендом потребителям);

— предложение ценности брендом, сформированное из предложения функциональных, эмоциональных выгод, а также относительной цены;

ГРНТИ 06.81.55 © А. В. Хотькина, 2009 Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, доцента Б. А. Бичун.

— взаимоотношения между брендом и потребителем [1].

РИС. Коммуникативная модель брендинга.

Используя классическую схему процесса коммуникаций, автор рассматривает бренд как источник сигнала, передаваемого целевым аудиториям. Получателем сигнала в данной модели являются две целевые аудитории: внешняя и внутренняя. Все элементы структуры бренда участвуют в коммуникации с потребителем и с сотрудниками внутри компании, что приводит к формированию лояльности потребителей и идентификации персонала с брендом.

Автор выделяет следующие базовые элементы модели:

1. Отправитель (бренд, бренд-менеджер) — сторона, от имени которой посылается обращение целевой аудитории. Для формирования эффективной бренд-коммуникации отправитель должен четко определить ее цели, выделить целевую аудиторию и уяснить желаемую ответную реакцию.

2. Сообщение, закодированное с помощью символов, — внешнее и внутреннее позиционирование.

3. Средства и каналы коммуникаций бренда — внешние и внутренние.

4. Получатель, которому предназначена информация и который интерпретирует ее:

— внутри компании: руководство, различные функциональные подразделения, весь персонал, акционеры (владельцы);

— вне компании: существующие и потенциальные покупатели и потребители, партнеры, органы власти и т. д.

Процесс бренд-коммуникаций начинается с формулирования внешнего и внутреннего позиционирования бренда на основе системы его идентичности. Кодирование в коммуникации бренда рассматривается как процесс разработки идеи коммуникации (позиционирование, слоган), передаваемой адресату, в виде текстов, символов и образов. Внутреннее и внешнее позиционирование посредством каналов внутренних и внешних коммуникаций транслируется целевой аудитории (соответственно внутренней и внешней). После декодирования сообщения у целевой аудитории возникает реакция на него как набор откликов, которые возникают в результате контакта с обращением.

Обратная связь представляет собой ту часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя. В качестве обратной связи могут быть обращение существующих и потенциальных клиентов в ком-

панию за дополнительной информацией, опробование бренда, повторная покупка, узнавание, осведомленность и т. д.

Необходимо принимать во внимание, что правильное внутреннее позиционирование, адекватное потребительским предпочтениям — залог успешного внешнего позиционирования.

Помимо системы идентичности бренда источником сигналов могут стать: конкуренты-имитаторы, не имеющие собственной идентичности и копирующие бренд-коммуникацию, «шумы» в результате расхождения действительной идентичности бренда и его позиционирования.

Нужно отметить, что последующее позиционирование бренда должно учитывать имидж бренда, сложившийся у целевой аудитории в результате предшествующих коммуникаций бренда. Коммуникативная задача, связанная с позиционированием бренда, должна разрабатываться на основе результатов сравнения системы идентичности бренда и позиционирования с существующим имиджем бренда [там же].

Необходимо констатировать, что применение той или иной модели брендинга на российском рынке должно производиться с учетом определенных национально-психологических особенностей потребителя.

Исследование потребителей российской кондитерской продукции, проведенное для компании «Чупа-Чупс», показало, что наиболее важными характеристиками, влияющими на восприятие брендов данного рынка, являются: высокое качество — 74 %, отсутствие сахара — 73, разнообразие вкусов — 62, инновационность — 56, идеальный размер — 55, представленность в торговых точках — 40, натуральные ингредиенты — 39, удобство потребления — 39, привлекательный вид развернутого продукта — 33 %. Данные характеристики необходимо принимать во внимание как при формировании стратегии бренда, так и при разработке его позиционирования.

Кроме того, при разработке и управлении брендом на российском рынке необходимо учитывать следующие факторы:

1) растущий общий уровень распознавания брендов у российских потребителей, делающий создание и продвижение брендов в России более ускоренным по сравнению с развитыми странами [1];

2) стремительное насыщение отечественного рынка брендами и, как следствие, трудности в формировании лояльности потребителей к одному определенному бренду;

3) рост недоверия у российских потребителей к качеству зарубежных товаров, особенно продовольственных, и однозначное предпочтение отечественных марок продуктов питания (за некоторыми единичными исключениями);

4) приверженность россиян к известным брендам, которые в России в гораздо большей степени, чем на Западе, воспринимаются как символ «аутентичности товара» (отсутствие подозрений в незаконной подделке марки).

ЛИТЕРАТУРА

1. Аакер Д. А. Создание сильных брендов. М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. 440 с.

2. Келлер Л. К. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом. М.: Вильяме, 2008. 704 с.

3. Капферер Ж.-Н. Бренд навсегда. М.: Вершина, 2007.

4. Домнин В. Н. Брендинг: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2004. 381 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.