Научная статья на тему 'Особенности применения инструментов SMM в условиях современного бизнеса'

Особенности применения инструментов SMM в условиях современного бизнеса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1159
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMM-МАРКЕТИНГ / SOCIAL MEDIA / SOCIAL NETWORKING SERVICE / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДАЖ / УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ / КРУПНЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гаврилюков С.В.

В статье поднимается вопрос существования и развития современного бизнеса (крупного, среднего и малого) в условиях активного использования техник SMM. Было выявлено, что использование социальных сетей благоприятно сказывается на повышении лояльности потребителя к продвигаемому продукту и бренду, повышении информированности клиента и репутации компании в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения инструментов SMM в условиях современного бизнеса»

50

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

мической безопасности, что отражает экономическую совместимость и механизм эффективного хозяйствования.

Роль компьютерных моделей в оценке экономической безопасности очевидна, а ее значимость закладывается в деятельности малых предприятий.

Применение компьютерных технологий в деятельности предприятий малого бизнеса, освобождает их от рутинной вычислительной работы по реализации финансово-экономических методов, способных провести качественную оценку и позволяют им сконцентрировать внимание не на алгоритме вычисления, а непосредственно на анализе результатов моделирования и на разработке мер по обеспечению защиты предприятия от неблагоприятного воздействия угроз и рисков, что в свою очередь, заметно повышает эффективность деятельности [2].

Цитируя литературный источник [2] отметим, что именно инструментарий компьютерного моделирования способствует значительному упрощению работы с моделью, а механизмы обеспечивают визуализацию реальных процессов и их результаты.

В современном обществе, в котором информационные технологии развиваются стремительными темпами, компьютерные модели играют все большую роль в деятельности предприятий малого бизнеса. Они оценивают реальные проблемы бизнеса, а решения и меры, сформированные на основании полученных результатов, позволят достигнуть стабилизации процессов и сохранить предприятию устойчивое состояние.

Список литературы:

1. Финансовая политика в системе антикризисного управления экономикой: коллективная монография / С.В. Бебнева, С.А. Волкова, Т.А. Волкова, Т.А. Еловацкая, А.В. Ендовицкая, Е.Е. Иванчикова, А.А. Иевлева, Ю.Г. Ионов, С.Н. Нечаева, В.М. Радченко, О.И. Саранцева, С.П. Федосова. - Воронеж, 2014. - Ч. 1. - С. 129-136.

2. Бебнева С.В. Компьютерное моделирование финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие / С.В. Бебнева, Ю.Г. Ионов; Воронежский филиал РГТЭУ каф. финансов и кредита. - Воронеж: Воронежский филиал РГТЭУ, 2014. - 120 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ SMM В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА

© Гаврилюков С.В.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье поднимается вопрос существования и развития современного бизнеса (крупного, среднего и малого) в условиях активного использования техник SMM. Было выявлено, что использование социальных

Современные информационные технологии в экономической деятельности

51

сетей благоприятно сказывается на повышении лояльности потребителя к продвигаемому продукту и бренду, повышении информированности клиента и репутации компании в целом.

Ключевые слова SMM-маркетинг, social media, social networking service, социальные сети, социальные медиа, увеличение продаж, увеличение прибыли, крупный бизнес, средний бизнес, малый бизнес, массовые коммуникации, потенциальный потребитель, лидеры мнений, средства массовой информации.

Нынешние процессы глобализации, стремительное развитие информационных технологий и средств массовой коммуникации подталкивают представителей современного бизнеса различных масштабов к активному использованию социальных медиа для удержания позиций на рынке, оперативной связи с потребителями и продвижения своей деятельности.

Широкие возможности для массовой коммуникации создало развитие Интернета и появление такого феномена, как социальны сети. Социальная сеть (social networking service / social media) - платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений [1]. Примерами социальных сетей в Интернете могут служить такие известные сервисы, как Facebook, vk.com, Twitter, In-stagram и пр.

Первой известной социальной сетью стал основанный в 1995 году и существующий по сей день американский портал Classmates.com (в переводе на русский - «Одноклассники»), позволяющий людям находить в Интернете своих бывших одноклассников. Успешность и популярность сайта привела к появлению в последующие годы большого числа подобных Интернет-площадок. Однако пиком развития социальных сетей можно назвать 2003-2004 гг., ознаменованные появлением таких популярных порталов, как LinledIn, MySpace и Facebook. Спустя 10 лет после появления на просторах Интернета портала Classmates.com, начали свое развитие российские социальные сети - Мой круг (2005 г.), Одноклассники.ru (2006 г), Вконтакте (2006 г.) и др.

Объем аудитории и ее дифференцированность делают социальные сети удобным функциональным средством для коммерческих, политических и иных целей. Так, согласно прогнозам аналитического агентства eMarketer, в 2015 году рекламодатели всего мира потратят 23,68 млрд. долларов на рекламу в социальных медиа, что превысит расходы в 2014 году на 33,5 %. Доля расходов на рекламу в социальных сетях составит 13,9 % от всех средств, затраченных на рекламу в 2015 году [2].

Отличительной чертой продвижения в социальных сетях (SMM - social media marketing) является возможность взаимодействия с потенциальными потребителями на их территории и по их правилам, что автоматически делает производителя значительно ближе к его клиентуре.

52

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Social media marketing (SMM) - процесс привлечения трафика или внимания к бренду или продукту через социальные платформы. Это комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения компаний и решения других бизнес-задач [3]. Основными целями проведения SMM-мероприятий являются:

- выстраивание долгосрочных отношений с потребителями;

- повышение лояльности к бренду;

- увеличение уровня продаж;

- поддержание репутации компании и др.

Благодаря разносторонней тематике социальных сетей, SMM может быть направлен на различные сегменты рынка. На сегодняшний день можно привести несколько достаточно развернутых классификаций социальных сетей, которые помогут выделить подходящие сайты для проведения маркетинговых комплексов:

- Классификация по уровню открытости:

- Открытые (FaceBook).

- Смешанные (ПРО2).

- Закрытые (PlayboyU.com).

- Классификация по географическому охвату:

- Глобальные (MySpace).

- Федеральные / на уровне страны (druzi.oig.ua украинская социальная сеть).

- Региональные (vsevteme.ru - социальная сеть города Краснодар).

- Классификация по типу:

- Поисковые (Википедия, Classmates.com).

- Развлекательные (ВКонтакте, Одноклассники.ру)

- Гендерные социальные сети - создаются для определенной аудитории, разделяемой по половому признаку (Women.ru - социальная сеть для девушек и женщин).

- Возрастные социальные сети - схожи с гендерными, однако делятся в зависимости от возраста аудитории (KinderChat - портал для детей и подростков).

- Для работы и бизнеса - позволяют пользователям общаться на профессиональные темы, обмениваться опытом, налаживать деловые связи и пр. (МойКруг, Профессионалы.ру, LinkedIn).

- Новостные (news2.ru).

- Massively Multiplayer Online Games (MMO Games) - многопользовательские сетевые игры, предусматривающие различные возможности коммуникации, самопрезентации, системы рейтингов, принципы состязательности и пр. (World of Warcraft, World of Tanks).

- Для хранения закладок (social bookmarking) - некоторые порталы позволяют пользователям делиться друг с другом списками сво-

Современные информационные технологии в экономической деятельности

53

их закладок (ссылок на интересные сайты). По списку ссылок возможно производить поиск пользователей со схожими интересами, что важно в процессе поиска потенциальных клиентов (Бобр-Добр, Delicious).

- Социальные библиотеки - дают пользователям возможность делиться с другими ссылками на их коллекции книг, видео-, аудиозаписей и пр. Некоторые сайты предусматривают системы рейтингов и автоматических рекомендаций (IMDb.com).

- Социальные сети для видео-контента (YouTube).

- Социальные сети для аудио-контента (Last.fm).

- Социальные сети для фото-контента (Instagram, Pinme.ru).

- Геосоциальные - основой коммуникации становится физическое положение индивида, определяемое посредством различных технологий геолокации (GPS, хэштеги). Примером может служить социальная сеть Foursquare.

Таким образом, от выбора социальной сети напрямую зависит состав и масштаб аудитории, на которую будет направлено то или иное коммуникативное воздействие.

Зачастую посредством социальных медиа представители крупного бизнеса решают стратегические задачи, такие как повышение информированности потенциального потребителя, повышения лояльности к бренду, товарам и услугам, получение обратной связи от целевой аудитории.

Можно выделить следующие особенности SMM в рамках крупного бизнеса:

- Интерактивная коммуникация.

- Широкий охват.

- Возможность работы одновременно на нескольких площадках.

- Мультимедийность.

Специалистами по SMM активно используются различные группы, приложения и блоги в социальных сетях, отслеживается и нейтрализуется негатив, происходит создание «адвокатов бренда» (активное взаимодействие с наиболее лояльными лидерами мнений).

Помимо широких возможностей использования SMM, существуют и значительные сложности. Например, в крупных компаниях могут возникнуть проблемы с отслеживанием влияния деятельности в социальных сетях на повышение продаж в том или сегменте, следовательно, трудности возникают с расчетом коэффициента возврата инвестиций. В таком случае для каждой компании необходимо разработать собственную систему измерения показателей.

На сегодняшний день можно выделить лидеров по активности в социальных медиа среди владельцев крупного бизнеса. К ним относятся представители финансовой сферы, сетевые операторы услуг, застройщики, торговые сети, производители, киностудии.

54

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Средний бизнес также является активным участником SMM процессов, однако решает с их помощью тактические задачи, такие как стимулирование повторных покупок, анонсирование промо-акций, повышение продаж. Использование средним бизнесом социальных сетей актуально в следующих сферах: сфера услуг, торговля, туризм, локальные производители.

Раскрутка бренда компании также нередко осуществляется с использованием социальных сетей, позволяющих создать благоприятные условия для формирования лояльности к бренду, увеличения узнаваемости, информированности потенциальных клиентов о товарах и услугах. Здесь важная роль отведена «лидерам мнений» - блогерам, журналистам, звездам кино и эстрады, спортсменам и т.д. Имея заранее сформированный уровень доверия к известной персоне, аудитория более лояльно принимает те сообщения и оценочные суждения, которые медийная личность высказывает публично, прислушивается к ее мнению, как к экспертному. Схожим методом (product placement) часто пользуются в рекламе - известные люди появляются в кадре с каким-либо коммерческим продуктом, что формирует лояльность аудитории.

Примером может послужить относительно новый бренд «East coast lifestyle», созданный американским студентом Алексом Маклином. Марка ECL, начавшая свое существование с создания 30 толстовок, сегодня занимается масштабным выпуском предметов одежды с логотипом фирмы. К раскрутке бренда были привлечены медийные личности, которые фотографировались в толстовках и майках и выкладывали фотографии в социальную сеть Instagram с хэштегом #eastcoastlifestyle. Хэштег - это ключевое слово или фраза, отмеченное символом «решетка». С помощью хэштегов пользователи социальных сетей группируют тематические сообщения и создают информационные каналы. Помечая хэштегом собственное сообщение, автор включает его в соответствующий канал [4]. Таким образом, бренд быстро приобрел популярность и на сегодняшний день из марки одежды перерос в целое культурное направление.

Интерактивность взаимодействия с аудиторией имеет множество плюсов, например, быстрое получение обратной связи от потребителя. Однако вместе с этим существует вероятность возникновения мощной волны негатива в случае обнаружения пользователями и вынесения ими на обсуждение каких-либо недостатков продукта / услуги [5].

Из всего выше сказанного следует, что технология SMM, как и многие другие маркетинговые инструменты имеет свои преимущества и недостатки. Однако условия, в которых находится современный бизнес, динамичность общества и скорость развития информационных технологий позволяют предположить, что social media marketing еще долгое время будет прочно держаться на позиции одного из наиболее востребованных маркетинговых инструментов.

Современные информационные технологии в экономической деятельности

55

Список литературы:

1. Социальная сеть (Интернет) [Электронный ресурс] // Википедия. -Режим доступа: http://m.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть_(Интернет).

2. eMarketer: Мировые расходы на рекламу в социальных медиа достигнут $ 23,68 млрд в 2015 году [Электронный ресурс] // searchengines.ru. -2015. Режим доступа: http://www.searchengines.ru/seoblog/emarketer_miro-vye_raskhod.html.

3. What is Social Media Marketing. Search Engine Land [Электронный ресурс] // searchengineland.com. - 2014. - Режим доступа: http://searchengine-land.com/guide/what-is-social-media-marketing.

4. Как эффективно использовать хэштеги [Электронный ресурс] // http://texterra.ru. - 2015. - Режим доступа: http://texterra.ru/blog/kak-effektiv-no-ispolzovat-kheshtegi.html.

5. Тарасова Н.Е., Карташова Т.В. Современные интернет технологии как инструмент маркетинга: состояние и перспективы развития // Научные труды SWorld. - 2010. - Т. 9. - № 4.

6. Тарасова Н.Е., Ключко Д.Г., Волкова Л.Ю. Сравнительный анализ количественных и качественных методов оценки эффективности маркетинговых решений // Российский академический журнал. - 2013. - Т. 26. - № 4.

7. Тарасова Н.Е., Мальсагов И.Г., Загорская А.А. Экономика в современной России: проблемы роста и перспективы развития // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - № 25.

8. Шедько Ю.Н. Маркетинговый механизм управления устойчивым сбалансированным развитием региона // Синергия маркетинга и логистики в инновационном развитии российской экономики: сб. науч. ст. к науч.-практ. круглому столу от 9 декабря 2013 г. - М.: Научные труды Вольного экономического общества. - Т. 179. - 510 с. - С. 344-348.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.