Научная статья на тему 'Особенности применения бенчмаркинга на российских предприятиях'

Особенности применения бенчмаркинга на российских предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1134
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС / ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадеева Н.Н., Алексеева А.Я.

В статье рассмотрены особенности применения бенчмаркинга на российских предприятиях. Обоснованы направления использования бенчмаркинга, описаны особенности и применение бенчмаркинга среди российских предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения бенчмаркинга на российских предприятиях»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

© Бадаева Н.Н.*, Алексеева А.Я.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье рассмотрены особенности применения бенчмаркинга на российских предприятиях. Обоснованы направления использования бенчмаркинга, описаны особенности и применение бенчмаркинга среди российских предприятий.

Ключевые слова: бенчмаркинг, российские предприятия, экономика, бизнес, эффективный метод, конкурентная борьба, ограниченность ресурсов.

В современной экономике предприятие стремится обеспечить устойчивое и финансово успешное функционирование на рынке. Методология бенчмаркинга все больше и больше становится популярной, т.к. руководители российских предприятий считают, что наиболее эффективным источником получения ценных идей и знаний являются беседы с коллегами и знакомство с опытом других предприятий, а не консультантов или учебные программы школ бизнеса.

В данной статье поставлена цель выявления особенностей применения бенчмаркинга на российских предприятиях.

Актуальность внедрения бенчмаркинга в деятельность предприятия определяется тем, что бенчмаркинг как методология и практика управления изменениями на основе инновационной адаптации передового опыта позволяет достичь следующих результатов [1]:

- улучшить организационные качества компании;

- снизить стоимость товаров и услуг;

- стимулирует персонал к разработке новых идей;

- служит катализатором обучения и развития;

- увеличивает удовлетворенность персонала и клиентов;

- способствует росту результативности и эффективности деятельности.

Бенчмаркинг появился в 70-х годах XX века. Изначально он трактовался

как метод оценки эффективности работы организации, в дальнейшем его стали использовать для оценки деятельности конкурентов. В настоящее время бенчмаркинг - это метод, основывающийся на опыте, взятого за эталон

* Студент кафедры Экономики и управления производством. Научный руководитель: Конто-русова С.С., доцент кафедры Экономики и управления производством, кандидат экономических наук.

предприятия, применение лучшей практики на своем предприятии и выработке лучшей стратегии развития, нацеленной на совершенствование организации. Основной его целью является улучшение проблемных аспектов работы предприятия за счет сравнения с эталоном [6]

В теории различают несколько видов бенчмаркинга [3]:

- Конкурентный бенчмаркинг - измерение характеристик предприятия, исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов и сопоставление их с характеристиками конкурентов.

- Внутренний бенчмаркинг - сопоставляются характеристики производственных единиц со схожими бизнес-процессами внутри организации.

- Функциональный бенчмаркинг - сравниваются определённые функции двух или более организаций в том же секторе.

- Бенчмаркинг процесса - сравниваются показатели определённых процессов и ограниченных функций с предприятиями, у которых лучшие характеристики в аналогичных процессах.

При проведении бенчмаркинга можно выделить несколько этапов [7]:

1. Определение объекта бенчмаркинга. На этом этапе устанавливаются потребности предприятия в Изменениях, проводится оценка эффективности деятельности предприятия, выделяются и изучаются основные операции, влияющие на результат деятельности предприятия, выбирается способ количественного измерения характеристик, устанавливается, насколько глубоким должен быть бенчмаркинг.

2. Выбор партнера по бенчмаркингу. Необходимо установить, каким будет бенчмаркинг - внешним или внутренним, провести поиск предприятий, которые являются эталонными, установить контакты с этими предприятиями, сформулировать критерии, по которым будет производиться оценка и анализ.

3. Поиск информации. Необходимо собрать информацию о своем предприятии и партнерах по бенчмаркингу. Для этого используются как первичные, так и вторичные данные. Полученная информация должна быть всесторонне проверена.

4. Анализ. Полученная информация классифицируется, систематизируется, выбирается метод анализа, оценивается степень достижения цели и факторы, определяющие результат.

5. Внедрение. На этом этапе разрабатывается план внедрения, процедуры контроля, оценивается и анализируется процесс внедрения. Основная цель этапа - добиться того, чтобы изменяемые процессы достигли наивысшей эффективности.

В России работы по использованию этого метода начали вестись с 90-х годов 20 века. Большинство российских компаний давно занимались чем-то

похожим на бенчмаркинг, но из-за «незнакомства» термина не подозревали об этом. Руководители отечественных предприятий-партнеров и предприятий-конкурентов обмениваются информацией о лучших достижениях своих компаний в процессе неформального общения. Как показывает опыт, непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для бизнеса идеи и знания, что приводит к внедрению новых форм управления, программных продуктов и использованию новых технологий в производстве. Также полезную информацию можно почерпнуть в интервью с предпринимателями и бизнесменами различных компаний и статей [5].

В России применение бенчмаркинга недостаточно по сравнению с зарубежными странами и можно выделить только одно ежегодное крупное мероприятие поддерживающее развитие бенчмаркинга - «Премия правительства в области качества». Благодаря этому мероприятию предприятие может стать эталоном для других предприятий в сопоставлении, усовершенствоваться в различных аспектах. Также премия дает возможность лауреатам обеспечить свой имидж, зарекомендовать себя как надежного производителя высококачественной продукции и способствует привлечению новых партнеров [5].

Рассмотрим примеры применения разных видов бенчмаркинга на российских предприятиях из раннее опубликованной статьи Меркушовой.

Таблица 1

Примеры применения бенчмаркинга на российских предприятиях [6]

Вид бенчмаркинга Название предприятия Объект сравнения Результаты

Конкурентный Ирбитский мотоциклетный завод Реструктуризация подразделений завода Решение о закрытии нескольких цехов

Ирбитский мотоциклетный завод Производительность мотоциклов на одного сотрудника Повышение квалификации сотрудников, уменьшение простоев оборудования

ЗАО «Петер-Стар» Сравнение показателей отчетности -

ОАО «Северсталь» Производственные показатели Сокращение издержек, применение новых технологий, развитие рынка

Комбинат имени Степана Разина Качество пива Приобретение нового оборудования

Функциональный «Нижфарм» Выкладка товара Новый подход к мерчендай-зингу

Внутренний ГКБ № 1 г. Новосибирска Качество предоставляемой медицинской помощи Выявлены три победителя, которые являются примером

Общий Коммунальные предприятия Все направления деятельности Модернизация оборудования, новая система мотивации для персонала, изменение методов работы с потребителями

По мнению Меркушовой в России более развитым и применяемым является конкурентный бенчмаркинг.

Российский малый бизнес менее эффективно, чем крупный использует бенчмаркинг для собственных услуг, т.к. целый ряд причин препятствует малому и среднему бизнесу осуществлению бенчмаркинга процессов и услуг. Рассмотрим основные причины:

1. Слабое развитие функций стратегического анализа и планирования.

2. Высокая стоимость исследований в бенчмаркинге.

3. Отсутствие информированности и понимания бенчмаркинга.

4. Управленческие проблемы с персоналом.

5. Доступность точных данных.

Цитируя высказывание Островской, особенностью внедрения бенчмар-кинга в сфере услуг является актуальная задача современных малых и средних предприятий для повышения качества услуг и обслуживания, несмотря на то, что его в России не все умеют использовать.

В целом можно сказать, что малые предприятия имеют гораздо больший потенциал для конкурентного бенчмаркинга, чем крупные.

Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно особенностей применения бенчмаркинга как инструмента управления на российских предприятиях:

1. Чаще всего предприятия используют конкурентный бенчмаркинг, хотя другие тоже пользуются немалым спросом;

2. Хоть и бенчмаркинг в России существует несколько десятков лет, не все с ним хорошо ознакомлены и не понимают его сути;

3. В России у крупных компаний бенчмаркинг используется чаще, чем в малых, но для малых и средних предприятий этот метод более эффективен по следующим причинам:

- Близость к потребителю, более сильная роль лидера и гибкость организации - все это преимущества малого и среднего бизнеса, при использовании которых может быть эффективно реализован потенциал бенчмаркинга.

- Т.к. главными причинами барьера малых и средних предприятий являются «комплекс засекреченности» и «ограниченность ресурсов» среди менеджеров малого бизнеса большей популярностью пользуется сравнительный бенчмаркинг финансовых показателей или конкурентный анализ.

- Из-за интенсивной конкурентной борьбы в малом и среднем секторах рынка выбор финансовых показателей обусловлен в качестве объекта сопоставления и в отличие от крупного бизнеса, связь с потребителем выбирается из показателей объектов бен-чмаркинга, отражающих ключевые факторы успеха организации.

Список литературы:

1. Бек Д., Кован К. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке / Д. Бек, К. Кован: Пер. с англ. - Изд-во: Открытый Мир, Best Business Books, 2010. - 424 с.

2. Островская, В.Н. Бенчмаркинг в сфере услуг [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.marka-volga.ru/component/virtuemart/monografii/-benchmarking-v-sfere-uslug-detail.html?Itemid=0.

3. Бенчмаркинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wiki-pedia.org/wiki/Бенчмаркинг.

4. Железникова Е.В. Особенности бенчмаркинга малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/ 2014/06/35377.

5. Бенчмаркинг: Новое слагаемое успешной стратегии бизнеса в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.benchmarkingclub.ru/ pdf/DSMaslov0106 .pdf.

6. Меркушова Н.И. Бенчмаркинг: практика использования на российских предприятиях и проблемы применения [Электронный ресурс] / Н.И. Меркушова, А.В. Старун // Молодой ученый. - 2014. - № 15. - С. 185-187. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/74/12524.

7. Бенчмаркинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://capri. urfu.ru/Marketing/research3 .htm.

АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ

ПОДХОДОВ К ПРОЦЕССУ УПРАВЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ

© Гребнев Я.В.*

Институт экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета, г. Красноярск

Данная статья посвящена анализу действующих моделей управления организационными изменениями. В рамках работы проведен сравнительный анализ моделей управления организационными изменениями и дана краткая характеристика каждой модели.

Ключевые слова: модели организационных изменений, процесс организационных изменений.

Введение

В современных условиях все большее значение приобретает управление организационными изменениями на предприятиях. Успешная организация в

* Студент кафедры Международного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.