Научная статья на тему 'Особенности преподавания словесности с использованием информационно-коммуникативной педагогической технологии в дополнительном образовании'

Особенности преподавания словесности с использованием информационно-коммуникативной педагогической технологии в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щитов А. Г.

Рассмотрены особенности преподавания словесности старшеклассникам с использованием информационно-коммуникативной педагогической технологии на основе созданного автором мультимедийного учебного комплекса, позволяющего решать сложные дидактические задачи в разных сценарных вариантах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of literature with use informational and communicative pedagogical technology in additional education

The author of the article considers the features of teaching of literature to senior pupils with the use of informational and communicative pedagogical technology on the basis of created by the author multimedia educational complex, allowing to solve complex didactic problems in different scenarios.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания словесности с использованием информационно-коммуникативной педагогической технологии в дополнительном образовании»

А.Г. Щитов

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СЛОВЕСНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рассмотрены особенности преподавания словесности старшеклассникам с использованием информационно-коммуникативной педагогической технологии на основе созданного автором мультимедийного учебного комплекса, позволяющего решать сложные дидактические задачи в разных сценарных вариантах.

Словесность как учебная дисциплина заключает в себе ценности науки и искусства («это как бы два глаза человеческой культуры» [1. С. 265], создающие объемность нашего знания). Сложность преподавания словесности в дополнительном образовании состоит в неизменном обращении изучаемого предмета к уму и сердцу старшеклассников. Сегодня общество переживает поразительное безразличие и к материальным, и к духовным ценностям. Литература как форма интеллектуальной и общественной деятельности утратила свои ведущие позиции в воспитании гуманного человека, и это позволяет говорить о кризисе духовных ценностей в обществе и поиске новых приоритетов. При исследовании причин падения интереса к обучению оказалось, что 58% школьников «почему-то» не хотят учиться, а 30% учителей обследуемых школ не считают себя обязанными формировать мотивацию к учёбе, в то время как 73% педагогов дополнительного образования детей ответили, что выработали свою методику формирования интереса к преподаваемому предмету [2].

Современная филологическая наука определяет данное явление как проблему социальную: «резкое понижение коммуникативности... составляет... социальную болезнь» [1. С. 198]. Указанное обстоятельство, по мысли Л.Л. Федоровой, приобретает особую значимость в условиях неустойчивого культурно-языкового состояния общества, балансирующего на грани русского литературного языка и жаргона [3. С. 271-279]. М.А. Кормилицына отмечает значительные перемены в речевом поведении носителей русского языка, проявляющиеся в личностно мотивированном выражении оценок происходящих событий [4. С. 465-475]. О.Б. Сиротинина считает, что при этом главным становится отталкивание от прежнего официоза [5. С. 548-555].

Описанное положение дел является не столько отрицанием культурного наследия, сколько его непониманием. Присвоение знаний в процессе рефлексирования обучающегося по поводу прочитанного происходит тем активнее, чем значительнее протекает интими-зация общения с текстом средствами диалога [4. С. 465]. Выход из зоны кризиса может быть осуществлен на основе общенациональных и общечеловеческих духовных ценностей, и в этих условиях нет лучшей социальной рекомендации и лучшей опоры для молодого человека, чем основательное знание родного языка и родной литературы [6. С. 262].

Основная задача преподавания словесности состоит в открытии духовных сокровищ классической литературы и русского языка новому поколению. Выдающийся математик и педагог Д. Пойа писал: «Временами преподавание может приближаться к поэзии, а иногда -

к цинизму. используйте все средства, чтобы сделать их более осязаемыми. Пусть ничто не будет слишком хорошим или плохим, слишком поэтичным или слишком низменным для того, чтобы прояснить ваши абстрактные построения» [7. С. 289].

Применительно к обсуждаемой теме это значит, что в преподавании словесности задачи обучения необходимо приводить в соответствие с новыми качествами педагогической среды, в первую очередь с мультимедийными возможностями и средствами обучения. Материальная база для этого создана практически в каждом образовательном учреждении, но современные мультимедийные системы обучения переживают трудный этап становления. Электронных обучающих комплексов по словесности, да и по другим гуманитарным предметам по-прежнему недостает. Мы ещё только начинаем работать с большим массивом различной по своей природе учебной информации и учим старшеклассников самостоятельно добывать знания из разных источников.

До определенного времени, как отмечает Ф. Уэбстер, образованным считался человек, усвоивший определенный объем знаний, но вместе с процессом компьютеризации важнее всего стало не удерживание в голове этих знаний, а умение обращаться к соответствующим базам данных. Беглое владение клавиатурой или навыки поиска информации приходят на смену традиционным знаниям, и достижения учащихся в этом ценятся не менее, чем успехи в традиционных академических дисциплинах [8. С. 349]. Использование информационно-коммуникативной педагогической технологии (ИКПТ) в обучении способно преодолеть сложившийся разрыв между собственно культурой и учащимися. Мы исходим из понимания ИКПТ как системы педагогических действий и средств, пригодных для достижения образовательных целей, осуществляемых педагогом, подготовленным к такой работе [9. С. 501].

Возможности педагогических средств, создаваемых на базе компьютера, весьма привлекательны богатством и разнообразием информационных ресурсов, оперативностью сбора и быстротой обработки учебной информации, расширением пространства учебной деятельности за счет самостоятельного и дистанционного обучения. А.В. Осин подчеркивает, что «компьютер дает нам интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность» [10. С. 19]. Использование компьютера в учебном процессе обеспечивает возможность организации диалога обучающегося и с учебным материалом, и с учителем [11. С. 3133]. Существуют общие закономерности восприятия информации: большинство людей запоминает 5% ус-

лышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50% [10. С. 21].

Преподавание словесности в дополнительном образовании с использованием ИКПТ на основе инструментальной программы «Sydney» [12], разработанной на кафедре СВЧ ТУСУРа (Н.Д. Хатьков, Ю.А. Павличен-ко), предполагает научно обоснованную подготовку дидактических материалов, развивающих способности к мыслительным операциям, организацию учебной деятельности по развитию продуктивного мышления старшеклассников, совершенствование форм учебной работы и создание более широкой системы учебноисследовательской деятельности учащихся, чем классно-урочная [13. С. 31-35].

Мультимедийный учебно-методический комплекс по словесности для старшеклассников общим объемом более 20 Мб был создан автором данной статьи в ходе продолжительного педагогического эксперимента (2000-2006 гг.), в котором участвовало более 500 учащихся из разных школ и Центра дополнительного образования г. Томска, при этом были определены границы использования ИКПТ в изучении всех уровней языка, освоении теоретических вопросов языка и литературы, комплексного анализа художественного текста.

На основе гипертекстовой мультимедийной лекции и обучающих тестовых заданий разработаны такие типы упражнений, которые включают все механизмы памяти и обеспечивают быстрое и эффективное выполнение конкретной мыслительной деятельности. Обучающая программа позволяет контролировать процесс усвоения учебного материала. Мультимедийные упражнения, как показывают наблюдения, применимы на всех этапах урока и изучения темы и становятся не только материалом для анализа текста и источником предметной эрудиции, но и эффективным способом овладения теорией литературоведческого анализа. В процессе комплексной работы с разными типами текстов обучающимся усваивается образный строй русского языка, обогащается словарный запас и понятийный аппарат [14. С. 235-250].

Средствами мультимедиа разрешима одна из сложнейших задач дидактики: переведение художественного образа литературного произведения в систему современных понятий. Такой подход к пониманию задач мультимедийного обучения позволяет преодолеть довольно распространенное явление - репродуктивность в обучении. Примеры и задания должны быть различной степени сложности: и простые, которые принято считать классическим примером тропа или фигуры, и сложные, побуждающие учителя к творческому поиску. Инструментальная программа наряду с текстовыми материалами воспроизводит статическое или динамическое изображение события или явления с соответствующим звуковым сопровождением. Применение ИКПТ активно способствует развитию образного и логического мышления.

Опытно-экспериментальная работа по использованию ИКПТ в преподавании словесности старшеклассникам в дополнительном образовании показала, что при 68-часовом учебном курсе оптимальным представляется следующее сочетание составляющих ИКПТ: мультиме-

дийные лекции - не более 25%, учебное тестирование -в пределах 50%, контрольное тестирование - 20% учебного времени. При подготовке занятия с использованием ИКПТ следует учитывать эргономические требования. Высокая степень творческой свободы учителя налагает на него большую ответственность за результаты обучения. После каждого занятия в условиях эксперимента мы проводим экспресс-опрос по оценке результатов мультимедийного обучения, на основе которых осуществляется коррекция дальнейших действий.

Следует сделать еще одну очень важную оговорку о необходимости предварительного чтения текстов изучаемых литературных произведений, составляющих основу возможного диалога и читательской рефлексии. Искусство учителя проявляется в постановке для обсуждения сложных познавательных социальных, этических и эстетических задач.

При подготовке мультимедийных материалов для анализа текста следует ориентироваться на то, что отвечает интересам развития личности, стимулирует познавательную деятельность. На исходе минувшего века это остро почувствовал Р. Барт: «.между наукой и письмом есть. область удовольствия» [15. С. 381].

При создании учебного курса следует функционально оценивать дидактическую роль каждого фактора, влияющего на восприятие учебного задания: цвета, звука, шрифта, элементов анимации, видео, слайдов, качества голоса, темпа речи, звуковых эффектов, объема предоставляемой информации. Пользователь вправе регулировать громкость звука, яркость экрана, иметь возможность дважды и более прослушать необходимый фрагмент лекции. Современный уровень развития ИКПТ позволяет активно использовать мультимедийный гипертекст, обучающие и контрольные тестовые задания в различных сценарных решениях проведения занятия.

Работа со словом в формате ИКПТ встречает ряд трудностей, обусловленных самим предметом изучения. Слово многозначно, оно может иметь несколько лексических значений, в речи бывает метафорично, употребление слова связано с продуктивным и репродуктивным мышлением человека. Слово способно выражать и сложные философские модели мира, и интимные эстетические переживания человека. «Значение слова. представляет собой такое далее неразложимое единство обоих процессов, о котором нельзя сказать, что оно представляет собой: феномен речи или феномен мышления. Значение слова является одновременно речевым и интеллектуальным феноменом. Значения слов развиваются», - писал Л.С. Выготский [16. С. 276-277]. Данное обстоятельство необходимо учитывать в подготовке учебных заданий, так как может случиться, что у обучающихся возникнут дополнительные вопросы по изучаемой теме, их надо уметь предвидеть и заранее подготовить соответствующий справочно-информационный материал. Возникающие вопросы - показатель интеллектуального и культурного уровня развития личности, обладающий мощным мотивирующим эффектом. Прагматический смысл подобной работы с текстом состоит в том, что обучающийся начинает осознавать функциональное различие слова в авторской и собственной речи. Обогащение

словаря, выразительность речи, осознание ценности коммуникативной культуры являются наградой за успешно выполненные задания.

В практической работе возникает проблема подготовки дидактических материалов. Если учитель будет самостоятельно готовить примеры и задания к каждому мультимедийному уроку, то это очень быстро сведет на нет саму идею технологизации гуманитарного образования. Средства мультимедиа создают условия для иного решения. В интернет-пространстве, по подсчетам И.Н. Розиной, существует уже более 12 000 сайтов с учебно-методическими материалами, которые можно с соответствующей коррекцией сразу использовать в работе (например, Фестиваль педагогических идей [17]), тем более что материалы доступны для свободного чтения и использования [18].

Создание медиатеки дидактических материалов позволяет качественно влиять на познавательные интересы и самостоятельную работу учащихся. Итогом этой совместной деятельности учащегося и педагога становится языковая компетентность школьника и свободное речевое поведение в соответствии с нормами литературного языка, умение анализировать и оценивать художественный текст и овладение разными жанрами письменных творческих работ.

Учебный анализ художественного текста сводится не только к разбору идейно-тематического содержания и поэтики произведения, но и предполагает продуцирование собственной читательской рефлексии по поводу прочитанного, осознание ценности заключенного в тексте знания, его отношения к истине, добру и красоте и осознается одной из главных задач учителя словесности. Рефлексивное чтение текста любого произведения носит оценочный характер. Аргументация читательской позиции и обогащение речи осуществляется созданием в процессе анализа текста банка тропов и фигур, наиболее распространенных цитат. Это не только источник предметной эрудиции школьника, но и материал для осмысления и оценки роли тропов и фигур в художественном тексте [19. С. 349-359]. Такой банк можно составлять в течение всего учебного периода как из прозаических текстов, так и из поэтических.

Художественный текст - это форма образного мышления. Включиться в него, по-пушкински «следовать за мыслями великого человека» значит понять не только логику образа, но и логику автора («какую мысль художник выразил своим изображением» [1. С. 363]). Применение с этой целью в обучении ИКПТ создает условия для развития мысли.

Преимущества анализа художественного текста с использованием ИКПТ выражаются в строгой логичности структуры анализа и его полноте, следовании от коллективного опыта к индивидуальному сознанию, полной информационно-справочной обеспеченности этой процедуры на основе гипертекста, соблюдении принципов от предметного к абстрактному, от простого - к сложному, от частного - к общему. Многолетняя систематическая работа с одними и теми же текстами позволяет создать банк дидактических материалов, которые применимы в разных по уровню подготовки аудиториях. Их можно использовать в учебном процессе как на бумажных носителях, так и в локальной сети в мультимедийном варианте. Средства мультимедиа в данной аналитической работе являются мощным инструментом предметной эрудиции учащегося, позволяют соотнести поэтический образ с абстрактными понятиями, литературоведческими терминами, смыслами и художественными деталями, и это способствует формированию духовно-нравственной сферы человека [20. С. 144-151].

Проведение опытно-экспериментальной работы позволяет заключить, что использование ИКПТ:

- формирует навыки успешной учебной деятельности старшеклассников, направленные на оперативную обработку получаемых результатов;

- расширяет учебное пространство и развивает различные формы памяти обучающихся;

- развивает образное и логическое мышление старшеклассников;

- инициирует возбуждение рефлексии, актуализацию и ревизию этических представлений и норм обучающихся как в отношении к культурно-историческому опыту прошлого, так и в области существующих социальных отношений;

- формирует и укрепляет междисциплинарные ассоциации и связи, отражающие глубокое понимание истории, культуры, теоретических знаний и современности;

- обеспечивает мотивацию к философскому осмыслению природы, общества и человека к личному успеху и развитию;

- способствует интенсивному овладению за более короткие сроки в достаточном объеме учебной информацией, необходимой для успешного обучения и подготовки к ЕГЭ;

- позволяет оперативно вносить коррективы и дополнения в содержание лекций, обучающих и контрольных тестов, обеспечивает опору на актуальный социальный опыт обучающихся и на текущие события.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств») / Сост. Р.Г. Григорьева, Пред. С.М. Даниеля. СПб.: Ака-

демический проспект, 2002.

2. Фомина А.Б. Теоретические основы формирования и развития ДОД на базе общеобразовательных школ [Электронный ресурс]. Режим дос-

тупа: http://vidod.edu.ru/science/pedagogic/457/img/img/MAN_pic.swf

3. Федорова Л.Л. Современное состояние молодежной речи: к определению жаргона // Русский язык сегодня: Сб. статей / РАН. Ин-т рус. яз.

им. В.В. Виноградова; Отв. ред. Л.П. Крысин. М.: Азбуковник, 2003. Вып. 2. С. 271-279.

4. Кормилицына М.А. Усиление личностного начала в русской речи последних лет // Русский язык сегодня: Сб. статей / РАН. Ин-т рус. яз.

им. В.В. Виноградова; Отв. ред. Л.П. Крысин. М.: Азбуковник, 2003. Вып. 2. С. 465-475.

5. Сиротинина О.Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об её эталоне // Русский язык сегодня: Сб. статей / РАН. Ин-т рус. яз.

им. В.В. Виноградова; Отв. ред. Л.П. Крысин. М.: Азбуковник, 2003. Вып. 2. С. 548-555.

6. Климовская Г.И. Русский язык. Теория (для средних школ). Томск: Изд-во НТЛ, 2005.

7. Пойя Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М., 1976.

8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества: Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс,

2004.

9. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

10. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Издательский сервис, 2004.

11. Майер Г.В., Демкин В.П., Можаева Г.В., Вымятнин В.М. Академический университет в открытой системе образования. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.

12. «Sydney» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sydney.city.tomsk.net

13. Щитов А.Г. О формировании культуры учебно-исследовательской деятельности // Вместе к вершине: шаг третий: Материалы третьей научно-практической конференции «Проблемы самоопределения в опыте учащихся Центра планирования карьеры». Томск: Пеленг, 2000. С. 31-35.

14. Щитов А.Г. Учебный анализ художественного текста с применением инструментальной программы «Sydney» // Лингвистические и культурологические традиции образования: Материалы II Международной научно-методической конференции / Под общ. ред. Н.А. Качалова. Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2002. С. 235-250.

15. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс; Универс, 1994.

16. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999.

17. Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://festival.1september.ru

18. Розина И.Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v6_i2/html/s4.html.

19. Щитов А.Г. Стилистические тропы и фигуры в тексте как дидактическая проблема // Материалы Международной научной конференции «Интеграционные процессы и проблемы междисциплинарного взаимодействия в современной науке». Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. С. 349359.

20. Щитов А.Г. Комплексный анализ художественного текста с использованием средств мультимедиа // Вестник Том. гос. ун-та: Бюллетень оперативной научной информации. 2006. № 84. Томск: Том. гос. ун-т, 2006. С. 144-151.

Статья представлена кафедрой русского языка филологического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Филологические науки» 1 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.