Научная статья на тему 'Особенности преподавания экспериментальной практико-ориентированной учебной дисциплины «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам» в Московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя'

Особенности преподавания экспериментальной практико-ориентированной учебной дисциплины «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам» в Московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
обучение / учебный план / учебная дисциплина / практика / экзамен / учения / навыки / education / curriculum / academic discipline / practice / exam / exercises / skills

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Александрович Иванов, Константин Алексеевич Сермягин, Антон Валерьевич Попенков

В статье анализируется опыт преподавания в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя экспериментальной практико-ориентированной учебной дисциплины «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитрий Александрович Иванов, Константин Алексеевич Сермягин, Антон Валерьевич Попенков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of teaching experimental practice-oriented discipline «activities of an operational criminal police in pre-trial proceedings in criminal cases» at Moscow University MIA Russia after V.J. Kikot

The article analyzes the experience of teaching in Moscow University of the MIA of Russia of a name of V.Ja. Kikot experimental Noah the practice-oriented academic discipline of «operational Activities of the employee of criminal investigation Department during pre-judicial manufacture on criminal cases»

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания экспериментальной практико-ориентированной учебной дисциплины «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам» в Московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя»

УДК 34.06 ББК 74.04

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ» В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАНОВ,

Заместитель начальника кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс E-mail: ida_2008_79@mail.ru КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ СЕРМЯГИН, Старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

E-mail: k3352419@yandex.ru АНТОН ВАЛЕРЬЕВИЧ ПОПЕНКОВ, Преподаватель кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс E-mail: popen2009@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье анализируется опыт преподавания в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя экспериментальной практико-ориентированной учебной дисциплины «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам».

Ключевые слова: обучение, учебный план, учебная дисциплина, практика, экзамен, учения, навыки.

Annotation. The article analyzes the experience of teaching in Moscow University of the MIA of Russia of a name of V.Ja. Kikot experimental Noah the practice-oriented academic discipline of «operational Activities of the employee of criminal investigation Department during pre-judicial manufacture on criminal cases».

Kyewords: education, curriculum, academic discipline, practice, exam, exercises, skills.

Процесс формирования прогрессивного правового демократического государства и гражданского общества предъявляет исключительные требования к системе государственной власти,

системе безопасности, правоохранительным органам, в том числе и к органам внутренних дел, стоящем на переднем крае борьбы с преступностью.

Как показывает практика, решить задачу по повышению эффективности борьбы с преступностью только путем совершенствования правовых мер противодействия преступности оказывается недостаточным1. В современных условиях деятельности органов внутренних дел основной упор необходимо делать на качественную подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям по уровню профессиональной подготовки и развитию профессионально-значимых качеств.

В новых образовательных стандартах третьего поколения, призванных сформировать у обучающихся не только определенные знания, умения и навыки, но и соответствующие профессиональные компетенции, ярко прослеживается задача по усилению практической направленности обучения2. Мы целиком и полностью согласны с мнением Любана В.Г. и Парамонова И.М. о том, что интеграция между теорией и практикой должна быть значительно большей, нежели та, которую мы имеем сегодня при преподавании курсов уголовного процесса, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, а также других специальных дисциплин3.

В связи с этим в 2013—2014 учебном году в учебный план Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя впервые была введена новая практико-ориентированная учебная дисциплина «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам», предназначенная для курсантов 4-го курса факультета подготовки оперативных сотрудников полиции, обучающихся по специальности 031001.65 — «Правоохранительная деятельно сть».

Целью изучения данной дисциплины является формирование у курсантов умений по использованию полученных знаний о деятельности оперуполномоченных уголовного розыска в составе следственно-оперативной группы; знаний о формах взаимодействия следователя с оперуполномоченным в ходе производства расследования уголовного дела; знаний о порядке производства дознания.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

• обеспечить усвоение курсантами системы знаний в области осуществления предварительного следствия по уголовным делам;

• сформировать навыки и умения курсантов действовать в составе следственно-оперативной группы;

• развивать у курсантов навыки представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд;

• обеспечить усвоение курсантами значимости использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве в условиях смоделированных ситуаций совершения преступления, максимально приближенных к реальным событиям. Дисциплина «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам» преподается на основании рабочей учебной программы, которая была обсуждена и одобрена на заседаниях кафедр предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельности и утверждена начальником Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам» отводится 144 учебных часа, в том числе 80 часов — на аудиторные занятия и 64 часа — на самостоятельную работу курсантов. В рамках изучения дисциплины курсанты готовят два практикума4.

Каждый из практикумов составляется персонально курсантом по разным учебным фабулам совершенного уголовно-наказуемого деяния: первая фабула — кража из помещения, вторая — грабеж с проникновением помещение; третья — разбой с проникновением в помещение.

Занятия по учебной дисциплине «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам» проводятся совместно преподавателями кафедры предварительного расследования и кафедры оперативно-розыскной деятельности (по два преподавателя от каждой из кафедр в каждом учебном взводе). Для проведения занятий разработаны и утверждены

методические рекомендации по проведению практических занятий, учений и организации самостоятельной работы для курсантов5.

Итоговая форма контроля по преподаваемой дисциплине впервые предусматривает проведение экзамена в форме учений.

Опыт проведения межвузовского оперативно-тактического учения «Вулкан» был положен в основу организации приема экзамена по данной дисциплине. В частности, на основе имеющихся фабул по учениям были разработаны новые фабулы с уклоном на имеющихся в Университете комплексный криминалистический полигон учебно-лекционного корпуса № 2, переработаны критерии оценки и оценочные листы.

Для проведения экзамена в форме учений за-действуются 8 преподавателей (4 преподавателя кафедры предварительного расследования и 4 преподавателя кафедры оперативно-розыскной деятельности).

Экзамен в форме учений состоит из двух частей:

Первая часть экзамена проводится в аудиториях и заключается в проверке теоретических знаний курсантов, полученных в результате изучения данной дисциплины при ответе на теоретический вопрос билета.

Для достижения вышеуказанных целей из числа профессорско-преподавательского состава, задействованного в приеме экзамена, создаются четыре комиссии, состоящие каждая из одного преподавателя кафедры предварительного расследования и одного преподавателя кафедры оперативно-розыскной деятельности.

В начале экзамена все курсанты получают экзаменационный билет и затем расходятся по комиссиям, где осуществляют подготовку и ответ на теоретический вопрос экзаменационного билета.

Время, отведенное на первую часть экзамена, составляет примерно 90 минут.

После сдачи теоретической части экзамена все курсанты собираются в аудитории, где председатель экзаменационной комиссии разделяет учебный взвод на две подгруппы, из которых первая часть первой подгруппы идет сдавать вторую часть экзамена на комплексный криминалистический полигон учебно-лекционного корпуса № 2,

а вторая часть первой подгруппы в отведенные аудитории.

Вторая часть экзамена заключается в проверке практических навыков и умений, полученных курсантами в результате изучения данной дисциплины при работе на месте происшествия по прилагаемым вводным.

Для достижения вышеуказанных целей на комплексном криминалистическом полигоне учебно-лекционного корпуса № 2 организуются четыре рабочих места имитирующие обстановку места происшествия.

По результатам работы на месте происшествия каждый курсант составляет протокол осмотра места происшествия, который сдается для проверки и оценки преподавателю кафедры предварительного расследования, находящемуся на каждом из рабочих мест.

После осуществления осмотра места происшествия курсанты выдвигаются в четыре, отведенные для проведения экзамена, аудитории для отработки второй части практического задания (опроса «заявителя»), где в роли «заявителя» выступают преподаватели кафедры оперативно-розыскной деятельности.

По результатам опроса «заявителя» о разбойном нападении (краже, грабеже), каждый курсант составляют следующие документы:

• протокол устного заявления с регистрацией его в Книге учета сообщений о преступлениях;

• объяснение заявителя.

После составления вышеназванные документы сдаются для проверки и оценки преподавателю кафедры оперативно-розыскной деятельности, находящемуся на каждом из рабочих месте. Оценка выставляется отдельно за каждый документ.

В целях единого подхода преподавателями к оценке, составляемых курсантами процессуальных документов, разработаны критерии оценки по каждому документу.

Прием второй части экзамена у оставшейся подгруппы учебного взвода осуществляется в аналогичном порядке.

После окончания экзамена, преподаватели участвующие в проведении экзамена коллегиально вы-

ставляют каждому курсанту итоговую оценку, которая складывается из:

1) оценки, полученной курсантом за ответ на теоретический вопрос билета;

2) оценки, полученной курсантом за составление протокола осмотра места происшествия;

3) оценки, полученной курсантом за составление протокола устного заявления;

4) оценки, полученной курсантом за составление объяснения заявителя.

Двухлетний опыт преподавания учебной дисциплины «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам» в Московском Университете МВД России имени В.Я. Кикотя позволил возможным сделать ряд выводов и предложений:

Дисциплина «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам» показала себя весьма востребованной для данной категории курсантов, учитывая специфику их будущей деятельности, так как нацеливает их не только на раскрытие преступления, но и показывает дальнейший процесс расследования выявленного уголовно-наказуемого деяния, раскрывает основы взаимодействия между оперативным сотрудником и лицом, производящим предварительное расследование.

Через призму деятельности следователя (дознавателя) курсанты — будущие сотрудники уголовного розыска воспринимают детально большой массив процессуальных документов (протоколы, поручения, постановления и т.п.) которых до изучения данной дисциплины они в принципе не могли знать и тем более видеть наглядно в ходе их составления.

В ходе изучения дисциплины «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам» курсанты факультета подготовки оперативных сотрудников полиции приобретают навыки производства отдельных следственных действий, которые в последующем им придется проводить самостоятельно при работе в оперативных под-разделениях6. Следует также отметить, что ранее курсанты факультета подготовки оперативных сотрудников полиции в рамках других дисциплин

не изучали особенности производства дознания и предварительного следствия по уголовным делам.

Принимая во внимание, что на практике наряду со следователем (дознавателем) и оперативным сотрудником, в процессе раскрытия преступлений принимает непосредственное участие и участковый уполномоченный полиции. Считаем целесообразным и необходимым внести предложения в Учебный план Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя о введении учебной дисциплины «Деятельность участкового уполномоченного полиции в ходе досудебного производства по уголовным делам» на факультете подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка'.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Росс. Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. // Рос. газ. 2012. 31 декабря.

2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»): приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2011 № 20: зарегистрирован в Минюсте РФ 11 апреля 2011 г. № 20457. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 23. 2011. 6 июня.

3. Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам для направления подготовки (специальности) 031001.65 — Правоохранительная деятельность. Квалификация (степень) выпускника — специалист: рабочая учебная программа по дисциплине / М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. 2014.

4. Есина А.С., Сермягин К.А., Хмелев С.А. Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам: метод. рекомендации для про-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ведения практических занятии и организации самостоятельной работы для курсантов ФПОСП. / М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. 2014. С. 22.

5. Любан В.Г., Сермягин К.А. Вопросы совершенствования правовой сферы в борьбе с криминальным автобизнесом // Вестник Московского Университета МВД России. 2011. № 6. С. 241—245.

6. Любан В.Г., Парамонов И.М. Актуальные вопросы усиления практической направленности обучения на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции Московского университета МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 176—178.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ross. Federacii ot 29.12.2012 g. № 273-FZ: prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dekabija 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dekabrja 2012 g. // Ros. gaz. 2012. 31 dekabrja.

2. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'nosti) 031001 Pravoohranitel'naja dejatel'nost' (kvalifikacija (stepen') «specialist»): prikaz Minobrnauki RF ot 14.01.2011 № 20: zaregistrirovan v Minjuste RF 11 aprelja 2011 g. № 20457. // Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti № 23. 2011. 6 ijunja.

3. Dejatel'nost' operativnogo sotrudnika ugolovnogo rozyska v hode dosudebnogo proizvodstva po ugolovnym delam dlja napravlenija podgotovki (special'nosti) 031001.65 — Pravoohranitel'naja dejatel'-nost'. Kvalifikacija (stepen') vypusknika specialist: rabochaja uchebnaja programma po discipline / M.: MosU MVD Rossii imeni V.Ja. Kikotja. 2014.

4. Esina A.S., Sermjagin K.A., Hmelev S.A. Dejatel'nost' opera-tivnogo sotrudnika ugolovnogo rozyska v hode dosudebnogo proizvodstva po ugolovnym delam: metod. rekomendacii dlja provedenija prakticheskih zanjatij i organizacii samostojatel'noj raboty dlja kursantov FPOSP. /

M.: MosU MVD Rossii imeni V.Ja. Kikotja. 2014. S. 22.

5. Ljuban V.G., Sermjagin K.A. Voprosy sovershenstvovanija pravovoj sfery v bor'be s kriminal'nym avtobiznesom // Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD Rossii. 2011. № 6. S. 241—245.

6. Ljuban V.G., Paramonov ZMAktual'nye voprosy usilenija prakticheskoj napravlennosti obuchenija na fakul'tete podgotovki operativnyh sotrudnikov policii Moskovskogo universiteta MVD Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 11. S. 176—178.

1 Любан В.Г., Сермягин К.А. Вопросы совершенствования правовой сферы в борьбе с криминальным автобизнесом // Вестник Московского Университета МВД России. 2011. № 6. С. 241— 245.

2 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Росс. Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. // Рос. газ. 2012. 31 декабря; Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»): приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2011 № 20: зарегистрирован в Минюсте РФ 11 апреля 2011 г. № 20457 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 23. 2011.

6 июня.

3 Любан В.Г., Парамонов И.М. Актуальные вопросы усиления практической направленности обучения на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции Московского университета МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 176—178.

4 Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам для направления подготовки (специальности) 031001.65 — Правоохранительная деятельность. Квалификация (степень) выпускника — специалист: рабочая учебная программа по дисциплине / М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. 2014. С. 7.

5 Есина А.С., Сермягин К.А., Хмелев С.А. Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам: метод. рекомендации для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы для курсантов ФПОСП. / М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. 2014. С. 22.

6 Как показал выборочный опрос оперативных сотрудников полиции, направленных на повышение квалификации в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, более 60% обысков и порядка 90% выемок оперативные сотрудники проводят самостоятельно исполняя соответствующее поручение следователя (дознавателя).

7 Данное предложение было рассмотрено и одобрено на научно-методического семинаре «Внедрение форм и методов преподавания факультативной учебной дисциплины «Комплексная профессионально-прикладная подготовка» в дисциплины специализаций» проходившем 20 ноября 2014 в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.