Научная статья на тему 'Особенности представлений о женщинах у мужчин с разным уровнем адаптивности'

Особенности представлений о женщинах у мужчин с разным уровнем адаптивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
527
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихонова Т.С., Звоников В.М.

Статья посвящена теме особенности представления о женщинах у мужчин с разным уровнем адаптивности. Адаптивность это индивидуальное комплексное качество личности которое включает в себя психологические, интеллектуальные, личностные и психофизиологические особенности. Формирование психической адаптивности, позволяет определить приемлемое соотношение приспособление личности к окружающей среде и социуму. Важными качествами в процессе адаптивности являются такие навыки, как коммуникативность, умение построить отношения, осуществить взаимопонимания с другими людьми, также очень важны интеллектуальные качества, которые конструируют и находит решения в разных личностных либо общественных ситуациях. Такая адаптивность позволяет получить адаптивно ценную информацию, которая вырабатывает адекватные навыки в ситуации адаптивной стратегии ее уcвоения, и не совсем развитыми формами и средcтвами ее предcтавления в обществе. По мнению значимого количества исследователей, адаптация это состояние, в котором уравновешены потребности личности, с одной стороны, и требования среды, с другой (Ю.А. Алекcандровский, Ф.Е. Василюк, A.A. Деркaч, Б.Д. Карвасарский, К. Левин, A.A. Налчаджян, Ф.С. Перлз, A.A. Реан, М.В. Ромм, А.Б. Сиомичев, A.JI. Свенцицкий, A.B. Петровский, Дж. Уотсон, 3. Фрейд, Т. Шибутани, Е. Ericson, Н. Hаrtman, A. Maslow, C.R. Rоgers, D.J. Bern, H.H. Kelley и др.) [39]. Хотя данная тема представления мужчины о женщине и женщине о мужчине изучалась и ранее, ( Е.П. Ильиным Пол и гендер, И. Бровермaн, Ф. Гейс, Дж. Мак-Ки и А. Шериффс, Дж. Уильямс и Д. Бест, Т. И. Юферевой, Л.Д. Столяренко т.д.) но не достаточно изучено, как уровень мужской адаптивности влияет на восприятие женской привлекательности. На сегодняшний день проблема адаптации является одной из очень важных в психологии. Этой проблеме были посвящены научные исследования зарубежных (Г. Селье, Ж. Пиаже) и отечественных психологов (Ю.А. Александровский, П.К. Анохин, В.Ф. Березин, В.П. Казначеев, А.А. Налчаджян, А.А. Реан и др.). Тем не менее она остается очень актуальной и в наши дни. Глубокий анализ существующих работ по представлению мужчины о женщине и женщине о мужчине, разного социального уровня и социального окружения, позволил предположить, что данная проблема изучена не достаточно, так как люди с разной адаптивностью представляют и воспринимают друг друга по-разному. Они избирательно выбирают то, что привыкли и хотят видеть. Хотя данной теме (адаптации) посвещенно много научных работ, однако не достаточно изучена проблема как человек представляет образы других людей, и как это связанно с адаптивностью.. Представление неразрывно связанно с мышлением, имеет мотивационную направленность и сопровождается эмоциональным откликом. Насколько представление формирует адекватное отношение к себе и к окружающим, зависит ли от этого поведение и социальная адаптивность в обществе. Как с психологической точки зрения уровень адаптивности влияет на представление о женской привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений о женщинах у мужчин с разным уровнем адаптивности»

УДК1

Тихонова Т. С.

Магистрант Факультет психологии, педагогики и социальной работы.

АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Кафедра общей психологии и истории психологии

Звоников В.М.

Зав. НИЛ АНО ВО «Московский гуманитарный университет» доктор медицинских наук, профессор

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖЕНЩИНАХ У МУЖЧИН С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТИВНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена теме особенности представления о женщинах у мужчин с разным уровнем адаптивности.

Адаптивность - это индивидуальное комплексное качество личности которое включает в себя психологические, интеллектуальные, личностные и психофизиологические особенности. Формирование психической адаптивности, позволяет определить приемлемое соотношение приспособление личности к окружающей среде и социуму. Важными качествами в процессе адаптивности являются такие навыки, как коммуникативность, умение построить отношения, осуществить взаимопонимания с другими людьми, также очень важны интеллектуальные качества, которые конструируют и находит решения в разных личностных либо общественных ситуациях. Такая адаптивность позволяет получить адаптивно ценную информацию, которая вырабатывает адекватные навыки в ситуации адаптивной стратегии ее усвоения, и не совсем развитыми формами и средствами ее представления в обществе. По мнению значимого количества исследователей, адаптация - это состояние, в котором уравновешены потребности личности, с одной стороны, и требования среды, с другой (Ю.А. Александровский, Ф.Е. Василюк, A.A. Деркач, Б.Д. Карвасарский, К. Левин, A.A. Налчаджян, Ф.С. Перлз, A.A. Реан, М.В. Ромм, А.Б. Сиомичев,

A.JI. Свенцицкий, A.B. Петровский, Дж. Уотсон, 3. Фрейд, Т. Шибутани, Е. Ericson, Н. Найтап, A. Maslow, C R. Rоgers, DJ. Bern, H.H. Kelley и др.) [39].

Хотя данная тема представления мужчины о женщине и женщине о мужчине изучалась и ранее, ( Е.П. Ильиным - Пол и гендер, И. Броверман, Ф. Гейс, Дж. Мак-Ки и А. Шериффс, Дж. Уильямс и Д. Бест , Т. И. Юферевой, Л.Д. Столяренко т.д.) но не достаточно изучено, как уровень мужской адаптивности влияет на восприятие женской привлекательности . На сегодняшний день проблема адаптации является одной из очень важных в психологии. Этой проблеме были посвящены научные исследования зарубежных (Г. Селье, Ж. Пиаже) и отечественных психологов (Ю.А. Александровский, П.К. Анохин, В.Ф. Березин,

B.П. Казначеев, А.А. Налчаджян, А.А. Реан и др.). Тем не менее она остается очень актуальной и в наши дни. Глубокий анализ существующих работ по представлению мужчины о женщине и женщине о мужчине, разного социального уровня и социального окружения, позволил предположить, что данная проблема изучена не достаточно, так как люди с разной адаптивностью представляют и воспринимают друг друга по-разному. Они избирательно выбирают то, что привыкли и хотят видеть. Хотя данной теме (адаптации) посвещенно много научных работ, однако не достаточно изучена проблема как человек представляет образы других людей, и как это связанно с адаптивностью. . Представление неразрывно связанно с мышлением, имеет мотивационную направленность и сопровождается эмоциональным откликом. Насколько представление формирует адекватное отношение к себе и к окружающим, зависит ли от этого поведение и социальная адаптивность в обществе. Как с психологической точки зрения уровень адаптивности влияет на представление о женской привлекательности.

Ключевые слова:

Адаптивность, восприятие, коммуникативность, представление, приспособление.

Цель: Изучить особенности представлений о женщинах у мужчин с разным уровнем адаптивности.

Гипотеза: 1. Существуют значимые различия в особенностях представлениях о женщинах у мужчин с разным уровнем адаптивности?

2.Адаптивность это то качество на которые влияют многие психические процессы, в том числе и на восприятие людей.

Анализ научной литературы по выбранной теме исследования показывает разные подходы к изучению феномена адаптивности. Это связано с тем, что данное понятие является производным от родственных ему категорий «адаптация» и «социальная адаптация», интерес к которым прослеживается не только со стороны представителей гуманитарных наук: социологов, философов, психологов, педагогов, принадлежащих к разным школам и направлениям, но и ученых естественно-научных и технических направлений. Проблема адаптивности, как свойства органической системы можно раскрыть в трех основных направлениях: естественно-научного направления(П.К. Анохин, P.M. Баевский, К. Бернар, В.Ю. Верещагин, И.П. Павлов, В.П. Казначеев, C.B. Казначеев, Ф.З. Меерсон, В.И. Медведев, А.Ж. Юрковец и др.), психологического направления (Б.Г. Ананьев, В.Н. Кругликов, P.C. Немов, A.B. Петровский, A.M. Столяренко, C.J1. Рубинштейн, К.О. Сантросян, М.Г. Ярошевский и др.), философского направления (H.A. Агаджанян, Р. Акофф, С.Н. Гринченко, И.В. Крайнюченко, О.С. Разумовский, В.П. Скулачев, Ю.А. Урманцев, Ф.Эмерли [39].

В данных подходах выделяются два направления изучения адаптивности: первое- эволюционная и второе - индивидуально-личностная. Имеющиеся на данный момент научные разработки в рамках эволюционного подхода можно отнести к трем основным группам. Первая группа связана с рассмотрением адаптивности как условия, обеспечивающее адаптацию и способность системы к адаптации; в этом смысловом понимании адаптация понимается как процесс приспособления системы к определенным условиям окружающей среды (Р. Акофф, Н.В. Андреенкова, В. Грант, Л.В. Корель, В.П. Кузьмин, В.А. Марков, Т. Парсонс и др.). Ко второй группе относят исследования, которые были посвящянны анализу адаптивности, как внутренний потенциал системы, обуславливающей ее развитие (H.A. Агаджанян, A.B. Жирмунский, В.И. Кузьмин, О.С. Разумовский, В.П. Скулачев и др.)[20]. В третьей группе находятся вопросы, связанные с разъяснением адаптивности как принципа построения объектов-систем: культуры, экономики, политике, организаций, образования и т.д. (И.П. Богомолов, M.JI. Зуева, Н.П. Капустин,

A.A. Реан, М.В. Сорокина, И.П. Третьяков, Е.В. Хохлов, Е.Я. Ямбург и др.) [там же].

Со стороны индивидуально-личностного подхода адаптивность представляется и как личностное качество, определяющее способность человека к адаптации, и как уровень его приспособленности к данной окружающей его среде (в результате этого, понятием адаптивности нередко заменяют понятие адаптированности, которое в свою очередь отражает результативность процесса адаптации). Единомышленниками данного направления являются Г.Н. Александров, Б.Г. Ананьев, И.А. Аршавский, И.В. Давыдовский, В.Н. Кругликов, A.B. Петровский, A.M. Столяренко, М.Г. Ярошевский, и др. [39]

Основная суть и методологические функции понятия отношения, как одной из основных, фундаментальных философских категорий, широко раскрыты в работах А.Я. Райбекаса, В.И. Свидерского,

B.П. Тугаринова, А.И. Уемова и др.

Проведенные исследования Д.А. Андреевой, З.И. Калугина, Л.В. Ковтун, B. Корель, О.В. Коршуновой, B.C. Немченко, JI.M. Растовой, Е.В. Руденского, М.А. Шабановой, JI.JI. Шпак, В.А. Ядова и др. были посвящены изучению частных аспектов адаптации и социализации на индивидуальном, социальном и групповом уровнях [39].

Разработке проблем социализации и адаптации студенчества посвящены труды З.О. Горностаевой, М.И. Дьяченко, В.В. Емельяновой, A. Кандыбовича, О.И. Карпухиной и др. [там же].

Теоретический анализ и сравнение разнообразных по структуре и содержанию проявлений адаптации человека позволяет нам разделить их на три группы. Во-первых, проявления, получившие название «адаптивность» и выражающиеся в способности вырабатывать адекватные условиям способы поведения и деятельности на основе присущих человеку качеств (А.В. Сиомичев) [33]. Адаптивность как

возможность и способность к приспособлению отражает уровень как врожденных, так и приобретенных в процессе жизни личностных качеств человека. Важен тот неоспоримый факт, что адаптивность обусловлена генетическими особенностями обмена веществ, метаболической индивидуальностью человека, различием биохимических реакций, определяющей разные типы реагирования на воздействие стресса и его личностного потенциала в значимой форме (И.К. Кряжева), Вторую, также очень важную сторону проблемы адаптации составляет адаптированность, как реализация внутренних возможностей, способностей человека, а так же степень соответствия психических возможностей человека, требованиям деятельности в заданных ему условиях (А. В. Сиомичев) [33].

Психологи же говоря о феномене адаптации, понимают его прежде всего как постоянный процесс активного приспособления к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.

В психолого-педагогической литературе отдельно рассматривается понятие социально-психологической адаптации, которое понимается как:

- равновесие с социальной средой, задача которой обеспечить выживание и личностное развитие человека (Г. Г. Овчинникова)[там же].

- активное регулирование процесса взаимодействия со средой (И.А. Милославова) [там же].

- вхождение человека в систему внутри групповых отношений («вливание» в коллектив) и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного коллектива или группы, приобретение, закрепление и развитие навыков и умений межличностного общения в этом коллективе (Н.А. Свиридов).

При благоприятном течении данный процесс социально-психологической адаптации приводит человека к состоянию адаптивности. Состояние психологической адаптивности характеризуется как оптимальная реализация личностью внутренних возможностей, способностей человека и его личностного потенциала в важной для него и значимой сфере (И.К. Кряжева).

Анализ теоретико-прикладных исследований в области содержания и показателей адаптации позволил выделить критерии (типы) психологической адаптивности, которые и являются показателями успешности осуществления процесса приспособления (адаптивности).

Классификация типов адаптации по степени активности личности, предложенная В.В. Селивановым и Б.Д. Парыгиным, предполагает следующее позиции[36]:

- пассивной позиции внешней согласованности своих действий с другими;

- активной позиции личности, которая ведет в основную, заключающуюся задачу основанную на стремлении понять окружающих и завоевать их доверие с целью дальнейшего влияния на них;

- осторожной установки на «улучшение» людей и обстановки;

- простого приспособительного, которое заключается в заискивания перед более сильными с целью получить их покровительства и одобрение.

Согласно взглядам П.С. Кузнецова, существует три уровня адаптации: высокий, средний и низкий

[17].

Высокому уровню адаптации соответствуют показатели стабильности, последовательности, уверенности, самоценности. При низком уровне реальная деятельность заменяется идеальной, отсутствует чувство личной ответственности, нестандартно воспринимается окружающая действительность, человека мучают сомнения в успехе любого начинания и комплексы неполноценности, возможны проявления депрессивных реакций и сверхценных идей. Средний уровень обуславливается проявлением характеристик высокого и низкого уровней адаптации.

Похожая с уровневой характеристикой процесса адаптации П.С. Кузнецова структурная модель адаптации А. Н. Жмырикова включает четыре уровня адаптации: первый- высокий оптимальный, второй-высокий избыточный, третий -низкий уровень и четвертый- дезадаптация [40]. Признаки первых трех уровней характеризуются фактически теми же качествами и состояниями, что и в классификации уровней адаптации П. С. Кузнецова [17]. Под дезадаптивным уровнем А.Н. Жмыриков понимает полную неадаптированность, связанную со снижением всех критериев адаптированности, а особенно - со

снижением эмоционального самочувствия личности.

А.А. Налчаджян выделяет два уровня - адаптированность и дезадаптированность [26]. При этом он подразделяет оба уровня на устойчивые ситуативные, временные и общие устойчивые. Л.И. Вассерман, М.А. Беребин, Н.И. Косенков не предоставляют понятия уровни адаптированности, но позволяют предположить наличие стадии дезадаптации [40].

Таким образом, адаптация рассматривается как основное понятие взаимоотношений личности с его окружением и выражается это в приспособлении человека к меняющимся условиям среды и социума. Можно отметить, что процесс адаптации имеет уровневую структуру, носит разный характер и представлен различными показателями.

К объективным показателям - относятся продуктивность, эффективность деятельности и так же удовлетворенность достигнутым, т.е. психофизиологические затраты на достижение результата и удовлетворенность результатами деятельности, и способность сохранять эффективность деятельности на фоне изменяющихся условий ее протекания (А.В. Сиомичев); включенность в деятельность (А.Н. Жмыриков, И.К. Кряжева); реальное положение человека в коллективе (О.И. Зотова, И.К. Кряжева) [40].

Субъективными показателями адаптации являются эмоциональные состояния человека (И.К. Кряжева, В.И. Лебедев); самоуверенность и ясность самосознания (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина); согласование самооценки, уровня притязаний и возможностей человека с условиями реальности (Г.Г. Овчинникова); адекватная самооценка и соотношение самооценки с оценкой референтного лица (О.И. Зотова, И.К. Кряжева) [там же]. Кроме того, ряд авторов (А.А. Налчаджян [26], А.В. Сиомичев [33]) выделяют внутренние и внешние показатели адаптивности: в качестве внутренних показателей считают психофизиологические затраты на достижение результата и удовлетворенность результатами деятельности, в качестве внешнего показателя- рассматривают способность личности сохранять эффективность деятельности на фоне изменений условий ее протекания [19].

Экспериментальные данные проведенных психологами позволили рассмотреть состояние психологической адаптации, как меняющийся процесс с последовательно протекающими этапами, в основе которых лежат физиологические, психологические и социальные механизмы (А.Н. Анохин, Р.Ю. Ильючонок, Д.В. Колесов, А.В. Петровский, Г. Селье, И.О. Тупицын).Согласно А. В. Петровскому, развитие личности в относительно стабильной соцмальной среде осуществляется через прохождение в три этапа: первый - адаптации, второй -индивидуализации и третий -интеграции[33].

Проблема адаптивности чрезвычайно важна, по данным многих авторов (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина , А.Н. Анохин, Р.Ю. Ильючонок, Д.В. Колесов, А.В. Петровский, Г. Селье, И.О. Тупицын и т.д.) [33]. Эта проблема существует, но эмпирических данных подтверждающих это нет, и поэтому тему адаптивности и как на нее влияет восприятие нужно развивать, потому что она важна в плане коррекционных и других психологических методик. Адаптация подразумевает активное усвоение нормы и ценностей группы и представляет ее как уровень внешнего овладения соответствующими формами и средствами деятельности. Возникает такая острая объективная необходимость, максимально адаптироваться в социуме и достигается это за счет субъективно переживаемых потерь ряда своих некоторых индивидуальных личностных отличий. При этом в групповой деятельности могут складываться благополучные условия при которых личность начинает расти, такие условия соответствуют групповому развитию, но до этого отсутствовали у данного человека. Полагаясь на эти основания получается, что отношения между обществом и личностью, основываются на активном отображении важных для них внешних и внутренних информационных параметров, которые постоянно находятся в состоянии переработки. Получение информации о социальной реальности, хранение, передача и ее оценка приводят к индивидуальной, собственной картине мира, во главе которой функционирует индивидуальное сознание, которое в свою очередь отражает реальность и позволяет обеспечить практическое приспособление к обществу и формированию важных для личности коммуникативных навыков. Такой навык приспособления помогает развитию человека в обществе.

А.А. Налчаджян интерпретирует адаптацию как социально-психологический процесс, который при

благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов эффективно выполняет свою главную деятельность, удовлетворяет этим свои основные социогенные потребности, соответствует тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа и переживает состояние самоутверждения [26]. Адаптация как специфически человеческая форма приспособления к окружающей действительности, вызванная способностью людей к сознательной, творческой, преобразующей деятельности. Именно благодаря данной способности происходит развитие человека не только на основе усвоения им уже имеющегося социального опыта, но и активного его трансформирования.

Вывод: Наиболее перспективным на наш взгляд является исследование изменений системы отношений человека в процессе его адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Исходя из теоретических данных, можно сделать заключение, что от уровня адаптивности зависит уровень восприятия. Следовательно из перечисленных выше обстоятельств определяется актуальность и практическая значимость избранной темы исследования.

Актуальность данной проблемы, основываясь на том, что тема адаптивности ранее изученными многими авторами, но то как человек представляет образы других людей и как это связанно с адаптивностью эта проблема изучена недостаточна. Представление неразрывно связанно с мышлением, имеет мотивационную направленность и сопровождается эмоциональным откликом. Насколько представление формирует адекватное отношение к себе и к окружающим, зависит ли от этого поведение и социальная адаптивность в обществе. Как с психологической точки зрения уровень адаптивности влияет на представление о женской привлекательности. Список использованной литературы:

1.Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства).-М., 1976.-272 с.

2.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., -1982 - 215с.

3.Большой психологический словарь ( Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко) СПб.: прайм -Еврознак, -2004 - 672с.

4.Бранд Г. Природа женщины. - Екатеринбург, -1999. - Ст. 82;

5.Вестник Омского Университета.- Варлашкина Е.А., Козубенко С. В., -2011

6.Волынская Л.Б. Динамика социокультурной адаптации личности: автореф. дис. .канд. психол. наук Москва, 2009.

7.Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии, под ред. В. В. Давыдова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1982. 504 с.

8.Гамезо М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии». М., -1999-79с.

9.Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим. М., -1987. -59с.

10.Еникеев М.И. Общая и социальная психология М.,- 2000-309с.

11.Жмыриков А.Н. Диагностика психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Дисс. . канд.психол.наук. М.: АОН, 1989.249 с.

12.Ильин Е.П. Пол и гендер. С-Пб.: Питер,- 2010. - 174с.

13.Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков». М., -1979-184с.

14.Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Учебное пособие в 3х частях. Минск, -2004 -Ч.1.-368с.

15.Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: Учеб. пособие: В 3 - х ч. - Минск: Амалфея, -2004. - Ч.2. - 368с.

16.Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1980. -24 с.

17.Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-ва, 1991. 76 с.

18.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии М.,- 2000.

19.Лебедев В.И. Этапы психологической адаптации в измененных условиях существования.// Вопр. психол.

1980. N 4. С.50-59.

20.Лебедев М.А. автореферат, диссертация «Психологические аспекты адаптации личности в социальной среде в период ранней взрослости» 2013 -198с.

21.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. - СПб.: Питер, 2004. - 320с. - (Серия "Мастера психологии").

22.Маклаков А.Г. Общая психология - СПб.: Питер,- 2000 -592с.

23.Малая Советская энциклопедия (Под редакцией Н.Л. Мещерякова и Н.Н. Овсянникова второе издание) М. - 1933-1934гг

24.Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия: сб. науч. трудов/ Под ред. Б.Д.Парыгина. Вып.2. -JL, 1973.-С. 111-118.

25.Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений / Проблема общей психологии. М., 1965,-С. 15-56.

26.Налчаджян A.A. Социально—психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) Ереван, 1988.-263 с.

27.Немов Р.С. "Психология", т.1 Общие основы психологии, М., - 1997-319с.

28.По материалам Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины,С.-Петербург -2001 - 142с.

29.Психологическая энциклопедия: Пер. с англ. \ Под ред.Р. Корсина, А. Адэрбаха. - 2 - е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 1096с.: ил.

30.Ричард Дэвидсон, Шарон Бегли Как эмоции управляют мозгом М., -2012 - 256с.

31.Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования. М., -2000-390с.

32.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. (серия «Мастера психологии») М. - 1946- 705с.

33. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в ВУЗе: автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1985 23 с.

34.Столяренко Л.Д. Основы психологии. М. -2009 - 464с.

35.Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Перевод с англ. - 5 изд. СПб.: Питер, 2003- 928с. 36.Электронные ресурсы; Статья Общественно политический журнал «Планета» -Беларусь и мир. Автор: С. Сикорский -2006. http://planeta.by/article/416

37.Электронные ресурсы; Статья «Женская привлекательность глазами мужчины» Автор: Г. Липавская -2016. FB.ru: http://fb.ru/article/282452/jenskaya-privlekatelnost-v-glazah-mujchin-osnovnyie-priznaki-i-rekomendatsii

38.Электронный ресурс; Константинов В.В. К вопросу о понятии «адаптация».СПб.:Питер,2006.-376с. http://ww.dissercat.com/content/psikhofiziologicheskie-kharakteristiki-voennosluzhashchikh-s-raznym-urovnem-adaptatsii#ixzz5YcdxMkl

39. Электронный ресурс. Автореферат Ростовцева М.В. « Адаптивность как отношение личности и общества» Красноярск -2010.

40. Электронный ресурс Назаревич О.С. «Теоретические подходы к определению социально-психологических аспектов адаптации личности» -2012.

© Тихонова Т. С., Звоников В.М., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.