Научная статья на тему 'Особенности предпринимательской деятельности в сфере розничного товарного обращения'

Особенности предпринимательской деятельности в сфере розничного товарного обращения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1553
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTERPRISE ACTIVITY / ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / FEATURES OF THE ORGANIZATION OF RETAIL TRADE.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филобокова Л.Ю

В статье говорится, что с позиции предпринимательства, торговля представляет собой вид деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей в процессе реализации товаров и обеспечение доставки товаров, их хранения и подготовки к продаже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филобокова Л.Ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of enterprise activity in sphere of the retail commodity reference

. From a business position, trade represents the kind of activity directed on extraction of the income where object of actions is barter, purchase and sale of the goods, and also accompanying additional services in service of buyers in the course of realization of the goods and maintenance of delivery of the goods, their storages and preparation for sale.

Текст научной работы на тему «Особенности предпринимательской деятельности в сфере розничного товарного обращения»

УДК 334. 71.339

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОГО ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Л.Ю. Филобокова, д-р экон. наук,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: filobokova@list.ru

Аннотация. В статье говорится, что с позиции предпринимательства, торговля представляет собой вид деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей в процессе реализации товаров и обеспечение доставки товаров, их хранения и подготовки к продаже.

Ключевые слова: розничная торговля, предпринимательская деятельность, особенности организации розничной торговли.

Abstract. From a business position, trade represents the kind of activity directed on extraction of the income where object of actions is barter, purchase and sale of the goods, and also accompanying additional services in service of buyers in the course of realization of the goods and maintenance of delivery of the goods, their storages and preparation for sale.

Keywords: retail trade; enterprise activity; features of the organization of retail trade.

С точки зрения предпринимательства, розничная торговля представляет собой вид деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей в процессе реализации товаров и обеспечение доставки товаров, их хранения и подготовки к продаже. Объект любой торговли - это товар, неотъемлемым признаком которого является его качественная характеристика, направленная на удовлетворение различных нужд и потребностей. Другой характерный признак товара - способность к динамичному гражданско-правовому обороту. Именно поэтому,

как правило, товаром не признается недвижимое имущество, не обладающее свойством активно перемещаться в пространстве.

В зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю, торговля бывает оптовая и розничная. Основания для такой классификации содержатся в нормах гражданского и налогового законодательства. Отношения по договору розничной купли-продажи, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, регламентируются Законом «О защите прав потребителей» и принятыми в соответствии с ним правовыми актами Правительства Российской Федерации. Исходя из содержания статей 492 и 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой торговли, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. В соответствии со статьей 492 ГК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. По сути, такими покупателями являются физические лица - конечные потребители товара. Отношения между продавцом и покупателем при розничной торговле всегда носят характер договора купли-продажи. Розничная торговля классифицируется в зависимости от особенностей торгового обслуживания покупателей и наличия торгового помещения:

■ розничная торговля через стационарную сеть;

■ розничная торговля через передвижную торговую сеть;

■ розничная торговля по почте, через интернет-магазин (рассылка товаров по заказам).

Розничная торговля может осуществляться и в различных формах, например, продажа товаров с обслуживанием покупателей на торговом объекте (в месте продажи товаров), продажа товаров по образцам, продажа товаров длительного пользования в кредит и др.

Первым нормативным актом, провозглашающим право граждан и юридических лиц осуществлять торговлю, практически без каких бы то ни было ограничений, стал указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. №65 «О свободе торговли». Этот указ предоставил организациям (независимо от формы собственности), а также гражданам право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятель-

ность без специальных разрешений, с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением товаров, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством. Единственным ограничением являлся запрет на торговлю на проезжей части улиц, на станциях метрополитена, в аэропортах, на пассажирских судах и в поездах, на вокзалах, на территориях, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, в детских дошкольных и школьных учреждениях.

В настоящее время, с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, торговля относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения. Так, по данным официальной статистики, доля оборота розничной торговли в 2010 г. составила 36,94% от валового внутреннего продукта, против 36,80%, имевших место в 2009 г.

Кроме этого, торговля - это отрасль с высоким уровнем занятости населения, и в трудный переходный период она обеспечила рабочими местами значительную часть трудоспособного населения, оставшуюся без работы в связи с упадком производства и массовым закрытием ряда предприятий и организаций. Только по официальным данным Госкомстата России, в организациях оптовой и розничной торговли занято более 5 млн человек. Кроме этого, почти полтора миллиона индивидуальных предпринимателей задействовано в торговле.

Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 19 августа 1998 г. № 89 «Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий» в целях статистических наблюдений оборот розничной торговли - это выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков или по перечислениям со счетов вкладчиков. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу населению товаров через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с оплатой че-

рез кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает продажу товаров индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (в том числе и на вещевых, смешанных и продовольственных рынках). Оборот розничной торговли формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых организационных структур и вещевых, смешанных и продовольственных рынков, выборочных обследований индивидуальных предпринимателей в розничной торговле с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли торгующих организаций и оборот оптовой торговли досчитываются на объемы скрытой деятельности.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую предпринимательскую деятельность, должны руководствоваться положениями гражданского, налогового и трудового законодательства.

Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля, с одной стороны, регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции, а с другой - позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений.

Розничную торговлю представляется целесообразным рассматривать как деятельность, связанную с продажей товаров конечным потребителям для личного пользования. Она выполняет ряд таких важных функций, как:

■ участие в процессе формирования ассортимента;

■ предоставление потребителям информации (через продавцов, рекламу и т.д.);

■ осуществление операций с товарами (хранение, сортировка, формирование цен и др.);

■ осуществление сделок купли-продажи.

Если проанализировать современное состояние розничной торговли в России, то динамика развития позитивна (табл. 1).

Таблица 1

Оценка оборота розничной торговли Российской Федерации за 2008-2010 гг. (млрд руб.)

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. Темпы роста,% Абсолюты. изм.

Оборот розничной торговли 16354,3 15743,1 16435,8 100,5 81,5

В 2009 г. наблюдается прирост оборота розничной торговли на 4,4% по отношению к 2009 г. и только на 0,5% к 2008 г.

В 2010 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 31,5% оборота розничной торговли торгующих организаций (в 2009 г. - 30,6%), или 16,7% общего объема оборота розничной торговли (15,9%). В обороте розничной торговли торговых сетей удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составил 58,4% (в 2009 г. - 57,1%), непродовольственных товаров - 41,6% (42,9%).

В 39 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в обороте розничной торговли торгующих организаций превышала среднероссийский уровень. В то же время, в 10 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в 2010 г. обеспечили менее 9% оборота розничной торговли торгующих организаций. Аналогичный показатель по Москве составил 23,1%, Санкт-Петербургу - 55,4%.

В 2010 г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составил 48,7%, непродовольственных товаров - 51,3% (в 2009 г. - 48,6 и 51,4% соответственно), в 2010 г. - соответственно 48,9 и 51,1% (в декабре

2009 г. - 48,8 и 51,2%).

В формировании оборота розничной торговли участвуют как крупный, так средний и малый бизнес. На долю малого предпринимательства (малые предприятия и индивидуальные предприниматели) в 2010 г. приходилось 51,1% от общей суммы оборота розничной торговли. В 2009 г. соответствующий показатель составлял 51,9%. Доля сегментации средним предпринимательством составила в 2010 г. 3,6%, при 3,3% - в 2009 г. (рис.1).

Для рентабельности продаж организаций розничной торговли характерна, в целом, положительная динамика, но уровень доходности с каждого рубля розничных продаж составляет 13,1%. Доходность совокупных активов имеет более низкий уровень значений и составляет (в

2010 г.) 5,5%.

Продажа товаров на розничных рынках и ярмарках 12,7% (13,5'

Индивидуальные предприниматели вне рынка 25,9% (26,1%)

арках ~Т~ °рга

;%) "X к сУб

Ф

ятия

Организации, не относящиеся субъектам малого и среднего предпринимательства 32,6% (31,3%)

Субъекты среднего предпринимательства 3,65% (3,3%)

Рис. 1. Структура оборота розничной торговли Российской Федерации

в 2009-2010 гг.

Таблица 2

Оценка динамики финансовых результатов развития организаций розничной торговли Российской Федерации за 2005-2010 гг.

Наименование показателей 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010 к 2005

%

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), в фактически действовавших ценах, млрд руб. 1456 2485 3226 5722 6041 3801 2345 261,1

Удельный вес убыточных организаций, в % от общего числа организаций 43,0 38,1 36,4 32,5 25,5 27,3 -15,7 -

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг),% 10,2 13,2 13,5 13,2 13,3 13,1 2,9 -

Рентабельность активов,% 5,9 8,5 10,4 9,2 8,8 5,5 -0,4 -

Для организаций розничной торговли как в России, так и за рубежом, присущи следующие характерные особенности:

■ инфляция способствует росту затрат, особенно накладных расходов;

■ увеличивается плата за торговые площади, за место для рекламы, за мероприятия по продвижению товаров в связи с открытием новых магазинов и выходом на рынок новых продуктов;

■ возрастает конкурентная борьба;

■ усложняются условия работы с банками (долгосрочные платежи, сдача наличных денег);

■ значительно возрастают расходы на рекламу и мероприятия по стимулированию сбыта;

■ увеличиваются потери товаров и материальных ценностей в связи с несовершенством системы складирования и транспортировки;

■ возрастает требовательность покупателей к качеству товаров, обслуживанию и рекламе;

■ компетентность руководства организаций розничной торговли очень часто не соответствует требуемому уровню.

Все это обусловливает необходимость удучшения организации розничной торговли, повышения квалификации персонала, а главное - совершенствования маркетинговой деятельности в данной области, ее ориентация на внедрение передовых методов продвижения товаров, на получение максимальных прибылей и достижение целей, стоящих перед предприятием или компанией.

Розничная торговля классифицируется по собственности, формам и методам торговли. По собственности различают независимого розничного торговца, совместные владения несколькими розничными точками, контрактные соглашения между производителями и торговцами, арендуемые отделы, кооперативы. По формам - это универмаги и универсамы, супермаркеты, специализированные и дежурные магазины, магазины сниженных цен, торговые базары, уличные разносчики, продажи с лотков.

Каждый тип организации розничной торговли имеет свою сферу действия и четко сформулированный план наиболее эффективного охвата клиентов. Киоски, расположенные возле станций метрополитена, как правило, стараются удовлетворить текущие нужды людей, возвращающихся домой, и предлагают в основном продукты, имеющие многократное использование, т.е. постоянно потребляемые и имеющие обычно невысокую цену. А автомобили и меховые манто продаются в крупных магазинах или в отдельных местах, географически отделенных от прочих магазинов.

Розничная торговля как неотъемлемая часть маркетинговой деятельности требует принятия ряда решений для успешной работы на рынке в

условиях конкуренции. Это касается выбора целевых рынков, товарного ассортимента и услуг, цен, места размещения торгового предприятия, его устройства и оформления, общения с клиентами.

Для того чтобы добиться успеха в маркетинге продукта, менеджер должен хорошо представлять себе, кому он пытается его продать. Более того, он должен уметь наладить контакт с этими людьми, чтобы продемонстрировать свой продукт и привлечь их. Есть много возможностей повысить конкурентоспособность предприятия (фирмы) и увеличить его долю на рынке, но прежде всего следует изучить рынок, т.е. произвести его сегментацию. Сегментация имеет огромное значение для более точного определения целевого рынка, его емкости, преимуществ и недостатков самого предприятия в борьбе за освоение данного рынка с основными конкурентами. Сегментация проводится с использованием различных критериев. Первый из них - географический (район, плотность населения, особенности национальных и исторических традиций). Покупатели из города и сельской местности имеют разные предпочтения при выборе товаров, а размещение большого магазина в малонаселенном районе может сказаться на раскупаемости, а в конечном итоге - на прибыли. Второй критерий - демографический (возраст, пол, состав семьи). Возраст во многом определяет характер и привычки покупок людей. Когда человек молод, ему нужны не такие продукты, которые покупают люди пожилого возраста (разница может касаться, например, цвета, фасона, стоимости одежды). Молодая семья предпочтет приобрести мебель, в то время как супружеская пара более старшего возраста захочет купить путевку в туристическую поездку. Женщины покупают парфюмерию и косметику чаще, чем мужчины.

Третий критерий - социально-экономический (общность социальной и профессиональной принадлежности, уровня образования и доходов). Так, специалист по маркетингу должен знать доход индивидуума. Маркетинговая программа не может быть успешной, если она не решает задачи контакта с теми людьми, которые, желая приобрести продукт, имеют для этого достаточные средства. Поэтому непреложным законом маркетинга является следующее требование: как можно точнее определить уровень доходов потребителей потенциального рынка, на котором вы хотите действовать. Размещение магазина в непрестижном районе может быть благоприятным для некоторых продуктов, но дорогостоящие товары предлагаются, как правило, в магазинах, расположенных в престижных районах.

Для правильной сегментации рынка (устойчивость, емкость, перспективы роста, доступность для предприятия) и нахождения своей рыночной ниши необходима информация о потенциальных покупателях, чтобы знать, где лучше всего предлагать товары. В России очень малая толика информации может быть получена из печатных изданий. Таким образом, чтобы правильно найти, например, место для размещения организации розничной торговли, необходимо провести комплексное маркетинговое исследование. Опрос на улице малоэффективен, но можно определить престижность района, наличие учреждений или жилых домов, плотность населения, близость станции метрополитена и т.д. путем простого наблюдения.

В розничной торговле необходимо понимать, что клиент имеет свои потребности, и единственный выход, который может принести продавцу успех, - это удовлетворить их. Потребитель обычно хорошо информирован и постоянно старается найти лучший продукт по наиболее благоприятной для себя цене. Это условие в розничной торговле имеет такое же важное значение, как и на других уровнях маркетинга. Однако магазин - это то место, где встречаются продавец и покупатель, и осуществляется финальное действие маркетинга. По этой причине розничный торговец должен уметь определить тех, кому он хотел бы продать свой продукт.

Следующий аспект мотивации, которая может определять предпочтения потребителя, - уровень цен, марка продукта, модность или престижность. Здесь необходимо принимать во внимание объем информации о продукте, которой располагает покупатель. Обычно он стремится получить максимум сведений, особенно если это касается новых товаров. Следовательно, от качества и количества информации о товарах в значительной степени зависит конечный результат - состоявшаяся продажа.

Большое внимание следует уделить дизайну фасада и оформлению витрин. Люди склонны оценивать продукт и уровень цен по внешнему виду магазина и витрин. По этой причине очень важно приложить все возможные усилия для создания в сознании потенциального покупателя тот образ магазина, который вам выгоден. Привлекательно оформленный вход, современный художественный дизайн витрин с роскошно выглядящими продуктами служат хорошим приглашением заглянуть в магазин.

При организации магазина розничной торговли руководитель должен привлечь и удержать на службе хороший персонал, поскольку чрезвычайно важно, чтобы служащие магазина могли бы адекватно представить себя. Это означает, что их одежда, внешний вид и поведение

складываются в позитивный имидж. Продавец магазина розничной торговли - это последний человек, связующий производителя и потребителя. Потребитель всегда считается самым главным. Поскольку он располагает средствами на приобретение продукта и сам принимает решения о необходимости покупки, важно, чтобы продавец приложил все свои усилия для представления продукта, магазина и даже самого себя в такой манере, которая подтолкнула бы его к положительному решению вопроса о приобретении продукта.

В дополнение к этому продавец должен всегда быть честным с покупателем и компетентным в соответствующей области. Потребитель рассматривает продавца как связующее звено с производителем и ждет от него полной технической информации о продукте. Конечно, существуют и простые продукты, не требующие детальных технических описаний. Однако если речь идет о сложных приборах, в частности о бытовой технике, необходимо, чтобы продавец был технически грамотным.

Владелец магазина розничной торговли непременно должен иметь своего юриста для решения проблем налогообложения и различных юридических вопросов. И конечно, необходим бухгалтер, который обеспечит грамотное и предусмотренное законом ведение учетных записей и отчетов, функционирование предприятия в соответствии со сметой и получение прибыли. Однако даже в случае привлечения таких специалистов руководитель должен и сам расширять свои знания в области бухгалтерского учета и юриспруденции, особенно в части законодательства, регулирующего область его действия.

Поскольку организация розничной торговли - это место, которое клиент посещает для окончательного выбора того или иного продукта, цена обычно имеет большое значение. Потребитель имеет возможность сравнивать цены в нескольких одинаково специализированных магазинах. По этой причине необходимо понимать важность механизма процесса установления цен на продукты. Стратегия ценообразования, которая разрабатывается для каждого магазина, должна основываться на том, будете ли вы рекламировать свой магазин и продавать ограниченное количество продуктов по достаточно высоким ценам или остановитесь на низких ценах, т.е. будете действовать на основе цен, близких к базовым.

Как правило, цена, по которой потребитель покупает продукт, имеет мало общего или вообще не имеет ничего общего с затратами владельца магазина на приобретение продукта. При наличии возможности для выбора потребитель обычно старается выбрать самую низкую цену (при

условии, что он располагает информацией для такого выбора). Однако цена на продукт должна быть достаточной, чтобы покрыть затраты на приобретение продукта и на маркетинговую деятельность. Кроме того, она должна обеспечить уплату налогов и прибыль для владельца магазина. Таким образом, установление цены на продукт - дело очень тонкое. Важно иметь представление о приблизительном количестве продукта, который будет продан, чтобы правильно распределить накладные расходы. Если объем продаж невысок и служащие магазина не очень загружены, то накладные расходы на содержание персонала и затраты на содержание магазина в расчете на одну единицу продукта будут выше, чем в случае общего объема реализации. Понятно, что все эти рассуждения не годятся для конкретных расчетов, поэтому установление конкретных цен, а также принятие других решений относительно объема продаж требуют некоторого опыта.

Прежде чем устанавливать цену на продукт, необходимо узнать, сколько за него готов заплатить потребитель. Поскольку тот ограничен в средствах, а хочет всегда больше, чем имеет средств, разумный и расчетливый владелец магазина розничной торговли сможет использовать ценовую стратегию и определить тот уровень цены, которую потребитель готов заплатить. Обычно предполагается, что чем ниже цена, тем большее количество продукта купит потребитель. Однако в некоторых случаях это может отвратить некоторых потребителей от приобретения продукта, которые сочтут низкую цену следствием низкого качества продукта или предпочтут заплатить больше, чтобы получить продукт с большей полезностью.

Политика ценообразования зависит и от времени функционирования магазина: обычно в начале деятельности многие стремятся привлечь большее количество покупателей низкими ценами. Не последнюю роль в ценообразовании играет и такой экономический фактор, как инфляция. Итак, при установлении цены следует убедиться, что магазин получит достаточную прибыль, т.е. цена перманентно превышает затраты на продукт.

Продвижение продукта (стимулирование реализации) - это специальный вид деятельности, осуществляемый предприятием розничной торговли, часто приуроченный к праздникам или особым событиям. Компания по продвижению продукта может иметь целью захват и удержание дополнительной доли рынка, широкое анонсирование открытия нового магазина, представление новой дополнительной серии продуктов, а также любое событие, которое может потребовать рекламы и привлечения клиентов в магазин. При продвижении продукта можно

использовать купоны, лотереи, специальные скидки и другие условия, которые могут привлечь публику.

Паблисити - это информация о магазине, которая распространяется бесплатно. Участие компании, владеющей магазином, в различных общественно значимых событиях, в том числе благотворительных, может привлечь к ней интерес средств массовой информации, которые включают такие сведения в сводки новостей. Паблисити имеет большое значение вследствие своей непредвзятости. Когда магазин покупает место в средствах массовой информации и помещает свою рекламу, ясно, что это пристрастный отзыв. Однако когда в газете, в разделе новостей, появляется статья, описывающая деятельность магазина и его участие в общественных мероприятиях, это обычно создает ему хорошую репутацию. Когда общественность тепло и с симпатией относится к магазину, считается, что это способствует созданию привлекательного имиджа.

С другой стороны, негативное паблисити может оказать прямо противоположное действие. Если средства массовой информации предали гласности некрасивые с точки зрения общественности события, связанные с магазином, это может ухудшить его имидж. Чем лучше репутация магазина, тем больше шансов, что покупатели предпочтут его магазинам-конкурентам.

Таким образом, розничная торговля представляет собой предпринимательскую деятельность для тех лиц, которые сочетают функции владения с трудовой деятельностью по продвижению товара (или услуги) к конечному потребителю.

Важность вопроса в поиске компромиссного решения актуальных проблем, сдерживающих развитие торговых организаций, подтверждается их ролью в системе общественного воспроизводства. Основной функцией торговли является реализация товаров. Однако для обеспечения конкурентоспособности с развитием рынка торговые организации должны оказывать ряд дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям относятся следующие: маркетинговые исследования, изучение покупательского спроса на товары, консультационные услуги покупателям в выборе товаров, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров на дом покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже и другие. Объем и характер выполняемых торговой организацией функций зависит от ее обособленности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов.

Среди характерных особенностей предпринимательства в сфере розничного товарного обращения отмечаются следующие:

■ завершение цикла товарного производства, реализация товаров конечному потребителю (розничная торговля);

■ результаты торговой деятельности обуславливают состояние денежного обращения в государстве;

■ аккумулирование наличных денежных средств, необходимость организации строго контроля соблюдения действующих норм и правил организации налично-денежного оборота;

■ оказание дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг в доведении товара до потребителя;

■ высокая адаптивная способность хозяйствования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ высокий уровень оборачиваемости капитала, зависимость результатов торговой деятельности от скорости оборота средств;

■ отсутствие как такового производственного процесса обуславливает отсутствие в учете незавершенного производства;

■ цена и ассортимент реализуемых товаров находятся в значительной зависимости от характера спроса, особенностей социально-экономического состава обслуживаемого населения;

■ доходы от торговли подвержены сезонным колебаниям в зависимости от времени года, дней недели, часов суток, например, активизация спроса и на фоне роста цен в новогодние праздники;

■ личная ответственность работников торговых организаций за сохранность материальных и финансовых ресурсов.

Идентификация отличительных особенностей предпринимательства в сфере розничного товарного обращения позволяет устранить (или нейтрализовать) факторы негативного порядка и акцентировать внимание на факторах, наилучшим образом отвечающим решению задач и проблем развития предпринимательства в интересах повышения как качества обслуживания, так и уровня жизни населения России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. Распоряжением Правительства РФ № 1662 р от 17.11.2008 г.

2. Портер М. Конкуренция. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.